Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан
(опубликовано 28 июня 2011 г.)
В полном объеме изготовлено 28 июня 2011 г.
Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению дела NА-455/10-10 о нарушении антимонопольного законодательства в составе <_> <_> <_> <_> в присутствии представителей от ОАО "Газ-Сервис" Республики Башкортостан: <_> (по доверенности); в отсутствие: заявителей (о времени и месте рассмотрения дела NА-455/10-10 уведомлены надлежащим образом; подано заявление <_> от 06.06.2011 г. о невозможности участия в деле), рассмотрев дело NА-455/10-10 по признакам нарушения Открытым акционерным обществом "Газ-Сервис" Республики Башкортостан (адрес: 450077, Россия, Республика Башкортостан, г.Уфа, ул.Цюрупы, д.100/102) пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального Закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции"( далее- Закон о защите конкуренции), установила:
Основанием для возбуждения и рассмотрения дела NА-455/10-10 послужило следующее.
В адрес Башкортостанского УФАС России поступило заявление от <_> по вопросу обоснованности тарифов на услуги, оказываемые филиалом ОАО "Газ-Сервис" "Уфагаз", по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования (далее-ТО ВДГО).
Позиция Заявителя <_> изложенная в письме от 07.10.2010 г. без номера, заключается в следующем.
В доме <_> где она проживает, проводится профилактический осмотр внутридомового газового оборудования. 27.09.2010 г. в ее квартире N38 два человека -работники "Уфагаз" проверили краны, комфорки, ручки у газовой плиты на утечку газа и срабатывание автоматики у газовой колонки на подачу воды. Осмотр проводился 10 (десять) минут.
Далее, как пишет заявитель, за этот профилактический осмотр ей предъявлена сумма по Прейскуранту "Уфагаз" 467 руб.73 коп.
Как считает заявитель, "Откуда такие расценки фантастические"
Далее, как пишет заявитель, в филиале "Уфагаз" ей предъявили перечень услуг (работ) при техническом обслуживании ВДГО. Заявитель из данного перечня отметила те виды услуг, которые по ее мнению, были оказаны ей фактически (в материалах дела имеется).
Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения дела по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в отношении ОАО "Газ-Сервис" РБ, выразившиеся в ущемлении интересов физических лиц, а именно: в установлении монопольно высокой цены товара - техническое обслуживание внутридомового газового оборудования.
В соответствии с частью 4 статьи 44 Закона о защите конкуренции был издан приказ Башкортостанского УФАС России от 20.10.2010 г. N 846 о возбуждении дела NА-455/10-10 и создании Комиссии по рассмотрению данного дела о нарушении антимонопольного законодательства.
22.10.2010 г. Определением Башкортостанского УФАС России было назначено к рассмотрению дело NА-455/10-10 о нарушении антимонопольного законодательства у ОАО "Газ-Сервис" РБ была запрошена информация и копии документов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 47 Закона о защите конкуренции, в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств, Определением Комиссии Башкортостанского УФАС России от 17.11.2010 г. рассмотрение дела было отложено на 03.12.2010 г.
С аналогичным заявлением при рассмотрении дела NА-455/10-10 в Управление обратились граждане, проживающие в доме <_> (вх.11514 от 02.12.2010 г.) (приложены Акты выполненных работ следующих заказчиков: <_>); <_> (вх.11727 от 07.12.2010 г.); <_> (вх.11728 от 07.12.2010 г.); <_> (вх.11730 от 07.12.2010 г.).
В адрес Управления 24.12.2010 г. поступило аналогичное заявление Председателя правления "ТСЖ Горького 18" <_> (с подписями жильцов (всего 43 подписи многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <_>) на противоправные, по ее мнению, действия филиала ОАО "Газ-Сервис" РБ в г.Кумертау. Как пишет заявитель, "привести текст "Договора на техническое обслуживание газоиспользующего оборудования" между конкретными жителями дома и ОАО "Газ-Сервис" РБ в соответствие с приказом N239 Минрегионразвития РФ, исключив из договора всю лишнюю информацию; откорректировать стоимость технического обслуживания, допуская повышение тарифа не более 15%, начиная с 2009 г., по сравнению с 2008 г., как на все тарифы ЖКХ; разбить стоимость технического обслуживания на 12 месяцев; установить гарантийный срок на выполнение работы 1 год" и т.д.
В адрес Управления поступило также через Прокуратуру РБ обращение <_> (вх. 6067 от 26.05.2011 г.) о завышении ОАО "Газ-Сервис" цен на ТО ВДГО.
ОАО "Газ-Сервис" Республики Башкортостан занимает доминирующее положение на рынке газоснабжения (транспортировка газа по распределительным сетям) в Республике Башкортостан и по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования на территории Республики Башкортостан, включено в региональный раздел Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35%, по товарным группам:
-газоснабжение, с долей на рынке в границах Республики Башкортостан 100% (приказ Башкортостанского УФАС России N43 о/д от 21.07.2003 г.);
- техническое обслуживание внутридомового газового оборудования, с долей на рынке в границах Республики Башкортостан 100% (приказ Башкортостанского УФАС России N 264 от 31.07.2009 г.).
В ходе рассмотрения заявлений и представленных вместе с ними документов, установлено в действиях ОАО "Газ-Сервис" РБ признаки нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в ущемлении интересов физических лиц, а именно: в установлении монопольно высокой цены товара - техническое обслуживание внутридомового газового оборудования.
ОАО "Газ-Сервис" РБ представило в адрес Управления (письмо от 11.11.2010 г. N11.1-11-4105 в ответ на Определение о назначении дела от 22.10.2010 г. и письмо от 30.11.2010 г. N11.1-11-4373 в ответ на Определение об отложении дела от 17.11.2010 г.; письмом от 16.12.2010 г. N11.1-11-4668 в ответ на Определение об отложении дела от 03.12.2010 г.) Методику расчета цены на ТО ВДГО и Порядок формирования цены на ТО ВДГО, а также обоснование применения индекса при утверждении цен на ТО ВДГО в 2009 г. и на 2010 г.
ОАО "Газ-Сервис" РБ в 2009-2010 гг. за основу формирования цен на ТО ВДГО принята методика, содержащаяся в "Примерном прейскуранте на услуги газового хозяйства по техническому обслуживанию и ремонту газораспределительных систем", разработанном отраслевым научно-исследовательским институтом ОАО "ГИПРОНИИГАЗ" (г.Саратов) и введенном в действие приказом ОАО "Росгазификация" от 20.06.2001 г. N35 (далее-Примерный прейскурант). Указанный Примерный прейскурант предназначен для использования газораспределительными организациями (далее-ГРО) при оказании услуг по эксплуатации газораспределительных систем.
При формировании цены на ТО ВДГО ОАО "Газ-Сервис" РБ руководствовался положениями статей 421, 424 Гражданского Кодекса РФ; Постановлениями Правительства РФ от 23.05.2006 г. N307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" (с изменениями и дополнениями), от 21.07.2008 г. N549 "О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан"; Приказом Министерства регионального развития РФ от 26.06.2009 г. N239 "Об утверждении Порядка содержания и ремонта ВДГО в РФ"; Примерным прейскурантом на услуги газового хозяйства по техническому обслуживанию и ремонту газораспределительных систем", разработанным головным научно-исследовательским и проектным институтом ОАО "ГИПРОНИИГАЗ" (г.Саратов), введенным в действие приказом ОАО "Росгазификация" от 20.06.2001 г. N35.
В соответствии с Методическими указаниями по использованию Примерного прейскуранта цены должны корректироваться по мере изменения минимального размера оплаты труда или индекса роста цен.
В соответствии со статьей 134 Трудового кодекса РФ работодатель должен обеспечить повышение уровня реального содержания заработной платы, включающее индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги.
Цены на услуги газового хозяйства рассчитаны исходя из себестоимости производства единицы работ по техническому обслуживанию каждого отдельно взятого вида газового оборудования или одного погонного метра газопровода, с учетом рекомендуемого ОАО "ГИПРОНИИГАЗ" (при обслуживании населения) уровня рентабельности в размере 10%.
За единицу принята и рассчитана стоимость обслуживания отдельно взятой единицы газового оборудования и одного погонного метра газопровода.
Себестоимость работ (услуг) в Примерном прейскуранте определяется путем умножения фонда оплаты труда (ФОТ) по конкретному виду работ (услуг) на расчетный коэффициент.
Фонд оплаты труда по конкретному виду работ равен произведению часового фонда оплаты труда основных работников и трудоемкости выполнения этого вида работ в человеко-часах. Часовой фонд оплаты труда включает часовую тарифную оплату труда работника соответствующего разряда, надбавку за выслугу лет, премиальное вознаграждение.
Трудоемкость выполнения работ по техническому обслуживанию единицы оборудования установлена в человеко-часах, в соответствии с "Типовыми нормами времени на техническое обслуживание и ремонт оборудования газового хозяйства", утвержденными Постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам от 05.10.1987 г. N602/28-54.
Объем и перечень работ, производимых при ТО ВДГО, определен Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 г. N170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" и п.10.3.1, п.10.3.7 и п.10.3.8 Стандарта отрасли ОСТ 154-39.3-051-2003,утвержденного Приказом Минэнерго России от 27.06.2003 г. N259.
Согласно п.1.8 Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 г. N170, в техническое обслуживание включается диспетчерское и аварийное обслуживание. Но в 2010 г. расходы по диспетчерскому и аварийному обслуживанию включены в тариф на услуги по транспортировке природного газа и не предусмотрены прейскурантом.
Квалификационный состав исполнителей определен на основе Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС) и Общероссийского классификатора профессий рабочих, служащих и тарифных разрядов ОК 016-94 (ОКПДР).
В 2008 году Обществом был разработан и введен в действие приказом ОАО "Газ-Сервис" РБ от 17.11.2008 г. N551 "Прейскурантом цен на работы по ТО ВДГО в жилом секторе". Указанные цены в 2009 г. не пересматривались.
Расчетный коэффициент позволяет определить себестоимость конкретного вида работ при установленной величине ФОТ, при этом учитывает:
расходы на отчисления в фонды и обязательное страхование от несчастных случаев на производстве (НС), определенные действующим законодательством в размере 26.2% к ФОТ; накладные расходы.
При этом необходимо отметить, что согласно применяемой методики, к накладным расходам относятся общехозяйственные и общепроизводственные расходы, а также стоимость приобретения вспомогательных материалов (смазка, мыло, ветошь, шлифовальный порошок), расходы по страхованию, оплата проездных билетов, амортизационные отчисления, начисляемые на оборудование ремонтно-механической мастерской (цеха), расходы на приобретение вспомогательных материалов и средств индивидуальной защиты рабочих (спецодеждой и обуви), расходы на содержание технических кабинетов, предназначенных для проведения инструктажей населения, расходы по организации сбора денежных средств по оплате за оказанные услуги за ТО ВДГО (оплата услуг банков и почты, информационно-вычислительные услуги), расходы на проведение информационно-разъяснительной работы с потребителями и т.д.
ОАО "Газ-Сервис" РБ используются нормы расхода материалов на ТО ВДГО, установленные нормами расхода материалов на эксплуатационные нужды ГРО, разработанными ОАО "ГИПРОНИИГАЗ", согласованными письмом Минэнерго РФ от 23.07.2002 г. N27-05-936,письмом ФЭК РФ от 09.07.2002 г. NОЖ-2249/9 и утвержденными приказом ОАО "Росгазификация" от 12.07.2002 г. N74.
Таким образом, стоимость технического обслуживания каждого отдельного вида оборудования рассчитывается по следующей формуле:
Цто=ФОТч*Нвр*(1,0+0,262+Рнакл/100%)*(1+R/100%)*(1+НДС/100%),
где ФОТч - часовой фонд оплаты труда исполнителей работ;
Нвр - трудоемкость обслуживания единицы оборудования;
1,0 - размер ФОТ;
0,262 - величина отчислений в фонды и НС в доле от ФОТ,
в соответствии с действующим законодательством;
Рнакл - величина накладных расходов в доле от ФОТ конкретного вида работ;
R - рентабельность (установлена в размере 10,0%)
НДС - налог на добавленную стоимость в размере 18,0%.
В соответствии с прогнозом показателей инфляции по Республике Башкортостан на 2010 г., согласно письму Правительства РБ от 19.05.2009 г. N13-П 1/1-37, индекс потребительских цен на 2010 г. был определен на уровне 110,2% к 2009 г., темп прироста цен декабря 2010 г. к ценам декабря 2009 г. планировался на уровне 9,0%.
В связи с прогнозным индексом потребительских цен на 2010 г., согласно вышеуказанному письму Правительства РБ, цены на услуги ОАО "Газ-Сервис" РБ по ТО ВДГО были увеличены с 01.01.2010 г. на 9,0%.
ОАО "Газ-Сервис" РБ письмом от 13.01.2011 г. N11.1-11-68 в ответ на Определение об отложении дела от 21.12.2010 г. представил в адрес Управления следующую информацию:
- по квартире <_> дома по <_> на гарантии магазина находится газовое оборудование-проточный водонагреватель AEG;
- по квартире <_> дома по <_> на гарантии находится газовая плита Gefest.
Сроки и периоды гарантийного обслуживания устанавливаются производителями и (или) продавцами вышеназванного газового оборудования.
Договор на ТО ВДГО с собственником квартиры <_> не заключен.
По сообщению ОАО "Газ-Сервис" РБ ТО ВДГО в полном объеме выполнены в квартирах <_>
ОАО "Газ-Сервис" РБ письмом от 09.02.2011 г. N11.1-11-537 в ответ на Определение об отложении дела от 18.01.2011 г. представил в адрес Управления следующую информацию.
Башкортостанское УФАС России 28.08.2008 года приняло в отношении ОАО "Газ-Сервис" РБ Решение по делу NА-104/10-08 о нарушении антимонопольного законодательства и выдало Предписание NП-38-А-104/10-08 о прекращении нарушений антимонопольного законодательства, согласно которому ОАО "Газ-Сервис" РБ было предписано прекратить нарушение пунктов 1,3,10 части 1 статьи 10 Федерального закона о защите конкуренции (по вопросу взимания платы) путем:
- установления справедливой цены на ТО ВДГО для жилищных организаций и граждан;
- с момента получения предписания прекращения взимание платы за ТО ВДГО без проведения конкретных работ и подтверждения их выполнения потребителем.
Во исполнение указанного выше Предписания ОАО "Газ-Сервис" РБ письмом от 27.09.2008 г. N01-3-3059 представило в адрес Управления План-график по поэтапному устранению нарушений антимонопольного законодательства.
В соответствии с п.1 и п.2 Плана-графика ОАО "Газ-Сервис" РБ письмом от 08.10.2008 г. N01-3-3150 представило в адрес Управления обоснованные расчеты стоимости ТО ВДГО. Управление, проанализировав представленные материалы, направило в адрес ОАО "Газ-Сервис" РБ от 31.10.2008 г. N5/5882 заключение о том, что расчеты стоимости ТО ВДГО и Прейскурант цен приведены в соответствие согласно выданного Управлением Предписания.
По мнению ОАО "Газ-Сервис" РБ предложения Управления, указанные в заключении, были учтены в полном объеме при формировании Прейскуранта цен на ТО ВДГО, утвержденного приказом ОАО "Газ-Сервис" РБ от 17.11.2008 г. N551.
Представители ОАО "Газ-Сервис" РБ заявляли о том, что установленная цена на услуги ТО ВДГО является обоснованной и не завышенной.
В расчете стоимости услуг ТО ВДГО норма времени в зависимости от вида работ, заложена от 50 минут до 2 часов. По информации граждан -заявителей услуги по ТО ВДГО фактически оказывались в течение 10-15 минут, при этом в Акте приемки оказанных услуг (выполненных работ) по ТО ВДГО, а также в Выписке из Прейскуранта на услуги ОАО "Газ-Сервис" по ТО ВДГО для физических лиц - собственников (нанимателей) жилых помещений, приобретающих газ для удовлетворения личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, которые при заключении Договора выдаются собственнику жилого помещения (квартиры), не было указано время, которое необходимо для выполнения работ по ТО ВДГО. С граждан взималась плата за полный объем выполненных работ.
Таким образом, установлено, что ОАО "Газ-Сервис" РБ злоупотребил доминирующим положением на рынке оказания услуг ТО ВДГО в части навязывания невыгодных условий договора на оказание услуг по ТО ВДГО.
ОАО "Газ-Сервис" РБ (ответчик) с выводом Комиссии не согласилось по основаниям, указанным в письмах в адрес Башкортостанского УФАС России (приобщены к материалам дела) и устных пояснениях (имеется аудиозапись).
В своих пояснениях (письмо от 15.06.2011 г. N11.1-15-2846) ОАО "Газ-Сервис" РБ пишет следующее: с 2008 года, в связи с изменениями в нормативно-правовом регулировании в сфере жилищно-коммунального хозяйства, система оплаты за работы (услуги) по ТО ВДГО претерпела изменения и ее стоимость была выведена из структуры розничной цены на газ. Работы по ТО ВДГО осуществляются Обществом на основании договоров, заключаемых с населением республики за отдельную плату, которая включается в структуру платы за содержание и ремонт жилого помещения и не относится к плате за коммунальные услуги.
Комиссия Башкортостанского УФАС России не согласилась с доводами ОАО "Газ-Сервис" РБ по следующим основаниям.
ФАС России письмом от 23.06.2010 г. NАГ/19556 "О рассмотрении обращений по вопросам формирования тарифов на услуги организаций, осуществляющих деятельность в сфере газоснабжения" разъяснило следующее.
"В соответствии с действующим законодательством, оптовые и розничные цены на газ, тарифы на транспортировку газа и специальные надбавки к ним, плата за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям поставщиками газа, подлежат государственному регулированию.
Постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 г. N239 "о мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов) утверждены перечни отдельных видов продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, в отношении которых осуществляется государственное регулирование цен.
В соответствии с п.7 Постановления N239, в отношении видов продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, не входящих в утвержденные перечни, государственное регулирование цен (тарифов), надбавок для всех хозяйствующих субъектов независимо от их организационно-правовых форм и ведомственной принадлежности не применяется.
Услуги по техническому обслуживанию газопроводов и газового оборудования, аварийно-диспетчерскому обеспечению, по установке/снятию приборов учета (счетчиков) газа, ремонт и т.п. (далее-прочие услуги) в указанные перечни не входят.
Тарифы на прочие услуги государственному регулированию не подлежат, стоимость услуг зависит от объема и состава выполненных работ (оказанных услуг) и устанавливается на основе договора между абонентом и специализированной организацией.
Кроме того, затраты газораспределительных организаций на оказание услуг по техническому обслуживанию газопроводов и газового оборудования, аварийно-диспетчерскому обеспечению не должны включаться в себестоимость услуг по ранспортировке газа, а также в розничную цену газа (информационное письмо ФСТ России от 23.06.2005 г. NСН-3765/9).
Организации при формировании собственных прейскурантов на прочие услуги могут использовать как методическую основу "Примерный прейскурант на услуги по техническому обслуживанию и ремонту газораспределительных систем, разработанный институтом "ГипроНИИгаз" и утвержденный приказом ОАО "Росгазификация" от 20.06.2001 г. N35.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в постановлении от 17.02.2009 г. NФ04-930/2009(680-А75-6) подтвердил выводы Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 09.07.2008 г. и Восьмого арбитражного апелляционного суда от 20.10.2008 г. по делу NА75-2937/2008, о том, что Примерный прейскурант носит рекомендательный характер и не является нормативно-правовым актом.
Наличие указанного судебного решения и отсутствие государственного регулирования тарифов на прочие услуги означает, что организации вправе самостоятельно решать вопрос о применении или неприменении Примерного прейскуранта при установлении тарифов на прочие услуги".
На территории Республики Башкортостан вся технологическая цепочка газоснабжения населения находится под единым контролем и обслуживается силами одной специализированной газораспределительной организации ОАО "Газ-Сервис" РБ.
Согласно пункту 3 Правил поставки газа: "внутридомовое газовое оборудование" - это газопроводы многоквартирного дома или жилого дома, подключенные к газораспределительной сети либо к резервуарной или групповой баллонной установке, обеспечивающие подачу газа до места подключения газоиспользующего оборудования, а также газоиспользующее оборудование и приборы учета газа.
Порядок содержания и ремонта внутридомового газового оборудования в Российской Федерации утвержден приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 26 июня 2009 года N239, где определены объемы работ, включая минимальный уровень необходимый для поддержания исправного и работоспособного состояния внутридомового газового оборудования.
В соответствии с пунктами 2,3 статьи 22 Закона о защите конкуренции законодателем к функциям антимонопольного органа отнесены, в частности, такие, как предупреждение монополистической деятельности хозяйствующих субъектов, выявление нарушений антимонопольного законодательства, а также принятие мер по прекращению выявленных нарушений и привлечение виновных лиц к ответственности.
В соответствии с пунктом 10 статьи 4 Закона о защите конкуренции монополистическая деятельность - злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью.
Одним из установленных Законом о защите конкуренции запретов по злоупотреблению хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение, предусмотрены действия (бездействие), результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Обязательным элементом рассматриваемого состава нарушения антимонопольного законодательства является хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение.
Согласно части 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
В соответствии с пунктом 5 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан (далее-Правил), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 г. N549, поставка газа осуществляется на основании договора.
Согласно пункту 15 указанных Правил в договоре указываются все реквизиты поставщика газа и сведения об абоненте, а также реквизиты договора о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования и аварийно-диспетчерском обеспечении.
Согласно подпункту "е" пункта 45 Правил поставки газа, поставщик газа вправе в одностороннем порядке приостановить исполнение обязательств по поставке газа, с предварительным письменным уведомлением абонента, в случае, если у абонента отсутствует договор о техническом и аварийном обслуживании газового оборудования, заключенный со специализированной организацией.
В соответствии со стандартом отрасли "Техническая эксплуатация газораспределительных систем" ОСТ 153-39.3-051-2003, согласованным Госгортехнадзором России, утвержденным приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 27.06.2003 N259, при ТО ВДГО, выполняются следующие виды работ:
-проверка (визуальная) соответствия прокладки газопроводов в помещении нормативным требованиям;
-проверка (визуальная) наличия свободного доступа к газопроводам;
-проверка состояния окраски и креплений газопровода, наличия и целостности футляров в местах прокладки газопроводов через наружные и внутренние конструкции зданий;
-проверка герметичности соединений газопроводов и арматуры приборным методом или мыльной эмульсией; при необходимости устраняется утечка газа;
-проверка работоспособности и смазка кранов (задвижек), установленных на газопроводах; при необходимости перенабивка сальниковых уплотнений;
-проверка герметичности (опрессовка) от ввода в здание до кранов на опусках к приборам (аппаратам) по утвержденному графику совместно с техническим обслуживанием: газопроводов до 30 лет-с периодичностью 1 раз в 5 лет, газопроводов более 30 лет - 1 раз в 3 года.
В соответствии с пунктом 10.3.1 Стандарта отрасли технической эксплуатация газораспределительных систем ОСТ 153-39.3-051-2003, пунктом 10 Приказа о порядке содержания и ремонта ВДГО в РФ от 27.06.2003 N259 периодичность ТО ВДГО устанавливается с учетом срока службы, технического состояния и условий его эксплуатации.
Техническое обслуживание наружных и внутренних газопроводов сети газопотребления должно производиться не реже одного раза в три года. Техническое обслуживание бытового газоиспользующего оборудования должно производиться в сроки, установленные изготовителем, но не реже одного раза в три года. В период сервисного (гарантийного) обслуживания бытового газоиспользующего оборудования его техническое обслуживание персоналом эксплуатационной организации не производится.
Согласно представленным ОАО "Газ-Сервис" РБ сведениям, договоры на ТО ВДГО физических лиц-собственников (нанимателей) жилых помещений, приобретающих газ для удовлетворения личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с предпринимательской деятельности были заключены со всеми абонентами, проживающими в вышеуказанных квартирах д.47 по ул.Ст.Халтурина г.Уфы были заключены. ОАО "Газ-Сервис" РБ.
Согласно Договору ОАО "Газ-Сервис" обязан производить техническое обслуживание ВДГО физических лиц не реже одного раза в три года, а по истечении установленного изготовителем срока службы бытового газоиспользующего оборудования - один раз в год.
Плата за ТО ВДГО ОАО "Газ-Сервис" РБ была установлена:
- в 2009 г. Прейскурантом цен на работы по ТО ВДГО, утвержденным приказом ОАО "Газ-Сервис" РБ от 17.11.2008 г. N551.
- в 2010 г. Прейскурантом цен на работы по ТО ВДГО, утвержденным приказом ОАО "Газ-Сервис" РБ от 31.12.2009 г. 839.
Согласно статье 154 Жилищного кодекса РФ плата за ТО ВДГО входит в структуру платы за содержание и ремонт жилого помещения.
В соответствии с письмом Федеральной службы по тарифам от 23.06.2005 г. NСН-3765/9 "О расходах на ТО ВДГО" с 01.01.2006 г. стоимость услуг по ТО ВДГО (плита, колонка, котел, счетчик) не входит в цену на природный газ и должна оплачиваться по отдельному договору. Стоимость данной услуги в соответствии с действующим законодательством не подлежит государственному регулированию.
Нормы времени на работы по ТО ВДГО в "Прейскуранте цен на услуги ОАО "Газ-Сервис" по техническому обслуживанию и ремонту газораспределительных систем" (далее-Прейскурант) установлены в соответствии с применяемой методикой Примерного прейскуранта.
В примерном прейскуранте трудоемкость выполнения работ установлена в человеко-часах на единицу измерения работ в соответствии с имеющимися в отрасли "Типовыми нормами времени на техническое обслуживание и ремонт оборудования газового хозяйства", утвержденными Постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам от 05.10.1987 г. N602/28-54.
В соответствии с пунктом 10.1.3. Прейскуранта трудозатраты при техническом обслуживании плиты четырехгорелочной газовой составляют 0,98 чел-час.
Согласно Прейскуранту (п. 10.1.3.) договорная цена на техническое обслуживание:
1. Плиты четырехгорелочной составляет 175,82 руб., которая рассчитана при часовом фонде оплаты труда слесаря 2 разряда, равном 80,36 руб.
В соответствии с методикой, приведенной в п. 1 Методических Указаний, расчет составит:
80,36 х 0,98 х 1,72 = 135,45
135,45 х 1,1 х 1,18= 175,82
где: 0,98 - трудозатраты слесаря 2 разряда, чел.-ч;
1,72 - расчетный коэффициент, позволяющий определить себестоимость (п. 1.2.2);
1,1 - коэффициент, учитывающий уровень рентабельности выполнения работ ( п. 1.3);
1,18 - коэффициент, учитывающий НДС (см. п. 1.4).
Цена равна 175,82 руб.
2. Проточного водонагревателя:
Согласно Прейскуранту (п. 10.1.11.) договорная цена на техническое обслуживание проточного автоматического водонагревателя составляет 291,91 руб., которая рассчитана при часовом фонде оплаты труда слесаря 4 разряда, равном 100,58 руб.
В соответствии с методикой, приведенной в п. 1 Методических Указаний, расчет составит:
100,58 х 1,30 х 1,72 = 224,89
224,89 х 1,1 х 1,18= 291,91
где: 100,58 - трудозатраты слесаря 4 разряда, чел.-ч;
1,72 - расчетный коэффициент, позволяющий определить себестоимость (п. 1.2.2);
1,1 - коэффициент, учитывающий уровень рентабельности выполнения работ ( п. 1.3);
1,18 - коэффициент, учитывающий НДС ( п. 1.4). Цена равна 291,91 руб.
Согласно расчету к договору N0380031375 от 27.09.2010г.на ТО ВДГО, заключенному ОАО "Газ-Сервис" РБ с <_> стоимость услуг по ТО ВДГО, предъявленная к оплате <_> в соответствии с Методикой составила: 175,82 + 291,91=467,73 руб. На техническое обслуживание плиты 4-горелочной и проточного водонагревателя трудозатраты составили: 0,98+1,30=2,28 чел.час.
Слесари, проводившие ТО ВДГО в доме <_> эту работу, по мнению заявителя, проводили в течение 10-20 мин.
В расчетах цен на услуги ТО ВДГО на 2010 г., подписанного заместителем генерального директора по экономике и финансам ОАО "Газ-Сервис" РБ завышены трудозатраты. Соответственно, повышение нормы времени приводит к необоснованному завышению и цены данной услуги.
ОАО "Газ-Сервис" РБ, занимая доминирующее положение на рынке услуг по газоснабжению и по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования на территории Республики Башкортостан, в условиях социального напряжения, понудили абонентов, проживающих в квартирах <_> жилого многоквартирного дома <_> а также жителей г.Кумертау, а также жителя с.Балтай Туймазинского района, завысили трудозатраты, которое привело к завышению цены ТО ВДГО для населения Республики Башкортостан.
Справочно:
1. Количество заключенных ОАО "Газ-Сервис" РБ по состоянию
на 31.12.2009 г. составило:
- с юридическими лицами, обслуживающими жилищный фонд 320 ед.;
- с физическими лицами 1 199 761 ед.
2. Количество заключенных ОАО "Газ-Сервис" РБ по состоянию на 01.10.2010 г. составило:
- с юридическими лицами, обслуживающими жилищный фонд 346 ед.;
- с физическими лицами 1 256 889 ед.
По состоянию на 01.01.2010 г. количество ВДГО (в рамках заключенных договоров на ТО ВДГО), находящегося на обслуживании ОАО "Газ-Сервис" РБ с физическими лицами-собственниками (нанимателями) жилых помещений, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, составляет:
бытовых газовых плит (природный газ) 1 231 087 шт.;
проточных водонагревателей (природный газ) 156 578 шт.;
водонагревательных и отопительных аппаратов (природный газ) 384 023шт.;
отопительных печей на газовом топливе (природный газ) 81 646 шт.;
бытовых газовых плит (природный газ) 39 761 шт.
По состоянию на 15.06.2011 г. ОАО "Газ-Сервис" РБ обслуживает на территории РБ более 1 200 000
жилых квартир (домов) (письмо от 15.06.2011 г. N11.1-15-2846).
Анализ представленных ОАО "Газ-Сервис" РБ материалов показал то, что стоимость услуг отдельных видов работ на ТО ВДГО, установленная в период с 17.11.2008 г. по 31.12.2010 г., возросла.
Для определения справедливой цены на ТО ВДГО для населения Республики Башкортостан Комиссия Башкортостанского УФАС России считала необходимым получение Заключения членов Экспертного Совета по естественным монополиям при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан. Утвержденным приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 23.06.2008 N73 о/д.
Комиссия Башкортостанского УФАС России Определением от 17.02.2011 г. в соответствии с п.2 ч.3 и ч.5 ст.47 Закона о защите конкуренции определила рассмотрение дела NА-455/10-10 приостановить до получения заключения членов экспертного Совета по естественным монополиям при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан.
На заседании Экспертного Совета, состоявшегося 18.05.2011 г. обсуждались вопросы обоснованности установления газораспределительной организацией цены на услуги по ТО ВДГО.
Члены Экспертного Совета пришли к мнению о том, что газоснабжающая организация в 2010 г. с граждан за "ноль времени" взимала плату за полный объем выполненных работ. По информации граждан услуги по ТО ВДГО фактически оказывались в течение 10-15 минут, при этом в Акте приемки оказанных услуг, который подписывается абонентом, не было указано время, которое необходимо для выполнения работ по ТО ВДГО. Тогда как в расчете стоимости услуг ТО ВДГО норма времени в зависимости от вида работ, заложена от 50 минут до 2 часов. Исходя из этого, с граждан взималась плата фактически за неоказанные услуги при выполнении работ по ТО ВДГО.
Комиссия Башкортостанского УФАС России Определением от 24.05.2011 г. в соответствии с пунктом 3 части 1,4,5 статьи 47 Закона о защите конкуренции возобновила дело NА-455/10-10.
В соответствии с частью 4 статьи 42 Закона о защите конкуренции Комиссия Определением от 24.05.2011 г. привлекла к участию в рассмотрении дела NА-455/10-10 в качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах, Управление Роспотребнадзор по Республике Башкортостан.
Таким образом, Комиссия Башкортостанского УФАС России пришла к выводу о том, что оснований для прекращения дела NА-455/10-10 не имеется.
Комиссия Башкортостанского УФАС России после полного и всестороннего изучения доказательств и обстоятельств дела пришла к следующим выводам.
В 2008-2010 гг. ОАО "Газ-Сервис" РБ заключало договоры с гражданами, проживающими на территории Республики Башкортостан на ТО ВДГО для физических лиц - собственников (нанимателей) жилых помещений, приобретающих газ для удовлетворения личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
В расчете стоимости услуг ТО ВДГО норма времени в зависимости от вида работ, заложена от 50 минут до 2 часов. По информации граждан -заявителей услуги по ТО ВДГО фактически оказывались в течение 10-15 минут, при этом в Акте приемки оказанных услуг (выполненных работ) по ТО ВДГО, а также в Выписке из Прейскуранта на услуги ОАО "Газ-Сервис" по ТО ВДГО для физических лиц-собственников (нанимателей) жилых помещений, приобретающих газ для удовлетворения личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, которые при заключении Договора выдаются собственнику жилого помещения (квартиры), не было указано время, которое необходимо для выполнения работ по ТО ВДГО. С граждан взималась плата за полный объем выполненных работ.
Таким образом, Комиссией Башкортостанского УФАС России сделан вывод о том, что ОАО "Газ-Сервис" РБ нарушены требования п.3 ч.1 ст.10 Закона о защите конкуренции, а именно: навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него.
Для состава правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, необходимы следующие условия: хозяйствующий субъект, его доминирующее положение и наступление одного из перечисленных последствий.
Согласно статьи 10 Гражданского Кодекса РФ не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах. Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.
В общероссийском классификаторе видов экономической деятельности (ОКВЭД) представлен такой вид экономической деятельности как распределение газообразного топлива (код ОКВЭД 40.20.2).
ОАО "Газ-Сервис" РБ в нарушение статьи 10 закона о защите конкуренции злоупотребило своим доминирующим положением на товарном рынке по оказанию услуг ТО ВДГО в границах ее расположения на территории г.Уфы, г.Кумертау, с.Балтай Туймазинского района Республики Башкортостан, навязав контрагенту условий договора, невыгодных для него.
В соответствии с пунктом 2 статьи 23 закона о защите конкуренции, в случае выявления в действиях хозяйствующего субъекта нарушения антимонопольного законодательства, Комиссия выдает таким хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие):
навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).
Таким образом, в 2008-2010 гг. ОАО "Газ-Сервис" РБ нарушены требования п.3 ч.1 ст.10 Закона о защите конкуренции, а именно: навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Башкортостанского УФАС России решила:
1. Признать ОАО "Газ-Сервис" РБ (450077, Россия, Республика Башкортостан, г.Уфа, ул. Цюрупы, д.100/102) нарушившим пункт 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, а именно: навязывания контрагенту условий договора, невыгодных для него.
2. Выдать ОАО "Газ-Сервис" РБ предписание об устранении последствий нарушений антимонопольного законодательства и об изменении условий договора на ТО ВДГО физических лиц - собственников (нанимателей) жилых помещений приобретающих газ для удовлетворения личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
3. Передать материалы дела NА-455/10-10 о нарушении антимонопольного законодательства должностному лицу Башкортостанского УФАС России для последующего осуществления производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.31 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
ПРЕДПИСАНИЕ N П-108-А-455/10-10
О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЙ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
28.06.2011 г. г. Уфа, ул. Пушкина, 95
Предписание оглашено 16 июня 2011 г.
Предписание в полном объеме изготовлено 28 июня 2011 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан (далее - Комиссия Башкортостанского УФАС России) по рассмотрению дела о нарушениях антимонопольного законодательства в составе <_> <_> <_> <_> на основании своего решения от 16.06.2011 г. по делу NА-455/10-10 о нарушении ОАО "Газ-Сервис" РБ пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", предписывает:
1. ОАО "Газ-Сервис Республики Башкортостан (адрес: 450077, Россия, РБ, г.Уфа, ул. Цюрупы, д.100/102) прекратить нарушение пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", а именно: навязывания контрагенту условий договора, невыгодных для него, путем внесения изменений в условия договора на ТО ВДГО физических лиц - собственников (нанимателей) жилых помещений, приобретающих газ для удовлетворения личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, а именно:
- указать Норму времени в Акте приемки оказанных услуг (выполненных работ) по ТО ВДГО, а также в Выписке из Прейскуранта на услуги ОАО "Газ-Сервис" по ТО ВДГО для физических лиц-собственников (нанимателей) жилых помещений, приобретающих газ для удовлетворения личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
2. О выполнении настоящего Предписания сообщить до 20.12.2011 г., представив в Башкортостанское УФАС России документы, подтверждающие его исполнение.
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня выдачи.
Примечание: За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от ответственности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан (опубликовано 28 июня 2011 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016