Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми
(опубликовано 1 июля 2011 г.)
в полном объеме)
14 июня 2011 года
(оглашение резолютивной части)
N 03-01/3772
г. Сыктывкар
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее - Комиссия) в составе: <_>
рассмотрев материалы дела N Р 22-05/11, возбужденного в отношении Закрытого акционерного общества "Газета "Красное знамя" (далее - ЗАО "Газета "Красное знамя") по факту распространения рекламы следующего содержания: "ШИРОКИЙ АССОРТИМЕНТ МЕТАЛЛОПРОКАТА ЛИСТОВОЙ СОРТОВОЙ ТРУБЫ кровельные материалы от производителя все виды резки сверление, окраска правка из бухт в пруток металлочерепица сайдинг изготовление металлоконструкций АРМАТУРА БАЛКА ЛИСТ ШВЕЛЛЕР КРУГ ТРУБЫ УГОЛОК ШЕСТИГРАННИК ПРОФНАСТИЛ МЕТИЗЫ СТАЛЕПРОМЫШЛЕННАЯ КОМПАНИЯ ВРЕМЯ КОМПЛЕКСНЫХ РЕШЕНИЙ ОТГРУЗКА МЕТАЛЛОПРОКАТА ОТ 1 ШТУКИ все офисы продаж Сыктывкар, Октябрьский пр-т, 118/1 (8212) 29-15-20 Металлобаза: Сыктывкар, м. Човью (8212) 28-63-28 Ухта, Печорская, 33. (8-2167) 5-95-65 Усинск, ул. Заводская, 12 (8-2144) 2-03-06", размещенной на странице 13 N 9 (25553) от 27.01.2011 газеты "Красное знамя", с признаками нарушения требований ст. 16 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе),
в присутствии: <_> установила:
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми в ходе осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе 01.02.2011 выявлено распространение в газете "Красное знамя" на странице 13 N 9 (25553) от 27.01.2011 рекламы следующего содержания: "ШИРОКИЙ АССОРТИМЕНТ МЕТАЛЛОПРОКАТА ЛИСТОВОЙ СОРТОВОЙ ТРУБЫ кровельные материалы от производителя все виды резки сверление, окраска правка из бухт в пруток металлочерепица сайдинг изготовление металлоконструкций АРМАТУРА БАЛКА ЛИСТ ШВЕЛЛЕР КРУГ ТРУБЫ УГОЛОК ШЕСТИГРАННИК ПРОФНАСТИЛ МЕТИЗЫ СТАЛЕПРОМЫШЛЕННАЯ КОМПАНИЯ ВРЕМЯ КОМПЛЕКСНЫХ РЕШЕНИЙ ОТГРУЗКА МЕТАЛЛОПРОКАТА ОТ 1 ШТУКИ все офисы продаж Сыктывкар, Октябрьский пр-т, 118/1 (8212) 29-15-20 Металлобаза: Сыктывкар, м. Човью (8212) 28-63-28 Ухта, Печорская, 33. (8-2167) 5-95-65 Усинск, ул. Заводская, 12 (8-2144) 2-03-06" (далее - рассматриваемая реклама).
В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона о рекламе, реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Вышеуказанная информация содержит все правовые признаки рекламы:
- распространена в периодическом печатном издании посредством размещения ее на странице 13 N 9 (25553) от 27.01.2011 газеты "Красное знамя";
- адресована неопределенному кругу лиц;
- направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования - Сталепромышленной компании, формирование и поддержание интереса к ней и оказываемым ею услугам по всем видам резки, сверлению, окраске, правке из бухт в пруток, изготовлению металлоконструкций, металлочерепице, сайдингу, кровельным материалам, арматуре, балке, листу, швеллеру, кругу, трубам, уголкам, шестигранникам, профнастилу, метизам и их продвижение на рынке.
Таким образом, указанная информация, размещенная в газете "Красное знамя" на странице 13 N 9 (25553) от 27.01.2011, является рекламой.
Согласно ст. 16 Закона о рекламе, размещение текста рекламы в периодических печатных изданиях, не специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, должно сопровождаться пометкой "реклама" или пометкой "на правах рекламы".
Согласно ст. 2 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" от 27.12.1991 N 2124-1, под периодическим печатным изданием понимается газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное название, текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год.
Газета "Красное знамя" имеет свидетельство о регистрации средства массовой информации N Ф0083 от 14.03.1997. Согласно данному свидетельству, примерная тематика и (или) специализация газеты: общественно-политическая, экономическая и культурная жизнь Республики Коми и Российской Федерации; учредитель газеты - ЗАО "Газета "Красное знамя".
Таким образом, газета "Красное знамя" не является периодическим печатным изданием, специализирующимся на сообщениях и материалах рекламного характера, следовательно, размещение текста рекламы в данной газете должно сопровождаться пометкой "реклама" или пометкой "на правах рекламы".
Текст рассматриваемой рекламы не содержит ни одной из предусмотренных требованиями ст. 16 Закона о рекламе пометок.
В соответствии с п. 1 ст. 5 Закона о рекламе, реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная и недостоверная реклама не допускаются.
В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона о рекламе, ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, рассматриваемая реклама размещена в нарушение требований, установленных ст. 16 Закона о рекламе.
В соответствии с ч. 7 ст. 38 Закона о рекламе, ответственность за распространение рекламы, не соответствующей требованиям ст. 16 Закона о рекламе, несет рекламораспространитель.
Частью 8 ст. 38 Закона о рекламе предусмотрено, что рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение требований частей 6, 7 ст. 38 Закона о рекламе, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.
В соответствии с п. 7 ст. 3 Закона о рекламе, рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
В соответствии с п. 6 ст. 3 Закона о рекламе, рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму.
Рассматриваемая реклама размещена в газете "Красное знамя", учредителем которой, согласно копии свидетельства о регистрации средства массовой информации N Ф0083 от 14.03.1997, является ЗАО "Газета "Красное знамя".
Согласно п. 2 Устава ЗАО "Газета "Красное знамя", основным видом деятельности общества является выпуск средства массовой информации - газеты "Красное знамя". Кроме того, общество осуществляет, в том числе рекламную деятельность и оказывает рекламные услуги.
Из письменных пояснений, представленных ЗАО "Газета "Красное знамя" в материалы рекламного дела, следует, что ЗАО "Газета "Красное знамя" в адрес ЗАО "Сталепромышленная компания" было направлено коммерческое предложение о сотрудничестве и участии в проекте "Календарь"; руководитель ЗАО "Сталепромышленная компания" <_> дал согласие на участие в проекте "Календарь". ЗАО "Сталепромышленная компания" определило содержание рекламы, ее наполнение. После вёрстки реклама была размещена ЗАО "Газета "Красное знамя" в газете без согласования с ЗАО "Сталепромышленная компания" в связи с нехваткой времени.
ЗАО "Газета "Красное знамя" представлены в материалы рекламного дела копии счета на оплату N 34 от 28.01.2011 и счета-фактуры N 34 от 28.01.2011, согласно которым ЗАО "Сталепромышленная компания" надлежит произвести оплату на счет ЗАО "Газета "Красное знамя" за размещение 27.01.2011 информационного материала на календаре в газете "Красное знамя", а также копия проекта акта N 34 от 28.01.2011 по приемке ЗАО "Сталепромышленная компания" услуг ЗАО "Газета "Красное знамя" по размещению 27.01.2011 информационного материала на календаре в газете "Красное знамя". Указанные счета и акт со стороны ЗАО "Сталепромышленная компания" не подписаны.
Согласно письменной информации, представленной ЗАО "Газета "Красное знамя", период распространения рекламы: с 27.01.2011 по 03.02.2011, территория распространения - Республика Коми, рекламораспространителем и рекламопроизводителем рекламы является ЗАО "Газета "Красное знамя".
Таким образом, из материалов рекламного дела усматривается, что рекламораспространителем и рекламопроизводителем рассматриваемой рекламы является ЗАО "Газета "Красное знамя".
В материалах рекламного дела имеется копия договора на оказание услуг по изготовлению и поставке тиража периодического печатного издания от 09.12.2010, заключенного между ООО "Коми республиканская типография" (исполнитель) и ЗАО "Газета "Красное знамя" (заказчик).
Согласно указанному договору, исполнитель принимает на себя обязанность по заданию заказчика изготовить полиграфическую продукцию - напечатать газету "Красное знамя", заказчик обязуется принять отпечатанную газету по накладной и оплатить выполненную работу. Согласно п. 2.1.2 указанного договора, заказчик обязан предоставлять исполнителю текстовые и изобразительные оригиналы, оформленные в соответствии с требованиями отраслевых стандартов и технологических инструкций к ним.
В материалах рекламного дела имеется копия акта N 397 от 31.01.2011, подписанного ООО "Коми республиканская типография" (исполнитель) и ЗАО "Газета "Красное знамя" (заказчик), согласно которому услуги ООО "Коми республиканская типография" по печати газеты "Красное знамя" N 9 выполнены полностью и в срок, заказчик претензий по объему, качеству и срокам оказания услуг не имеет.
Согласно письменным пояснениям ЗАО "Газета "Красное знамя", представленным в материалы рекламного дела, у общества не было намерений нарушить требования ст. 16 Закона о рекламе; пометка, установленная ст. 16 Закона о рекламе, предусматривалась во время верстки номера газеты "Красное знамя" от 27.01.2011, однако по технической причине не пропечаталась во время издания газеты в типографии, поскольку файл оказался несвязанным; N 9 (25553) от 27.01.2011 газеты "Красное знамя" был передан для печати в ООО "Коми республиканская типография" <_> посредством электронной почты, электронная версия номера не сохранилась.
В письменных пояснениях, представленных в материалы рекламного дела менеджером отдела рекламы ЗАО "Газета "Красное знамя" <_> указывается, что к номеру готовился рекламный модуль, содержащий информацию о нескольких организациях города, верстка модуля осуществлялась несколькими частями, одной из частей являлась пометка "на правах рекламы", готовый макет газеты был направлен <_> в ООО "Коми республиканская типография" для печати; по предположению <_> необходимая часть не оказалась в газете по причине технического сбоя программного или аппаратного обеспечения.
Согласно письменным пояснениям ООО "Коми республиканская типография", представленным в материалы рекламного дела, газета "Красное знамя" принимается в печать в электронном виде и поступает на электронный адрес ООО "Коми республиканская типография", в типографию поступает готовая картинка в том виде, в каком была изготовлена в редакции; ввиду большого количества газет электронные версии не сохраняются; информацию, содержащуюся в газете, типография не проверяет, так как за содержание газеты ответственность несет редакция; типография оказывает только полиграфические услуги; при передаче файлов строка "реклама" или "на правах рекламы" потеряться не может.
В ходе рассмотрения рекламного дела представитель ЗАО "Газета "Красное знамя" <_> пояснил, что рассматриваемая реклама входит в единый модуль, размещенный на страницах 12-13 (разворот) 9 (25553) от 27.01.2011 газеты "Красное знамя" в рамках проекта "Календарь"; все рекламы, размещенные в рамках данного проекта, были объединены рамкой, в нижней части которой присутствовала надпись "на правах рекламы"; номер газеты верстается слоями: первым слоем данного модуля являлись календарь и рекламы, а вторым - рамка с надписью "на правах рекламы"; по вине типографии второй слой модуля не пропечатался, поскольку файл оказался несвязанным (первый слой (календарь и рекламы) и второй (рамка с пометкой) не сохранились вместе), в связи с чем реклама была размещена без пометки "на правах рекламы".
В ходе рассмотрения рекламного дела менеджер отдела рекламы ЗАО "Газета "Красное знамя" <_> пояснила, что рассматриваемая реклама была размещена в рамках проекта "Календарь", в котором планировалось разместить рекламу о 10 крупных компаниях Республики Коми: градообразующих предприятиях, вузах, старейших медицинских клиниках и т.д., приглашения на участие в данном проекте были разосланы в адреса многих компаний, однако срок приема заявок был ограничен, поэтому из заказанных реклам были выбраны для размещения только те рекламы, макеты которых были предоставлены заказчиками; все рекламы, размещенные в рамках данного проекта были заказаны устно. При отправке материала в типографию <_> было замечено, что в рекламах нет пометки "реклама" или "на правах рекламы", вносить изменения в каждую рекламу было нецелесообразно, и она выделила весь модуль, содержащий календарь и рекламы, в единую рамку и в нижней части рамки разместила надпись "на правах рекламы", затем отправила материал в типографию для печати; считала, что это будет логически верным, поскольку все рекламы размещены в рамках одного проекта. Рассматриваемая реклама была размещена без необходимой пометки "на правах рекламы" в связи с тем, что файл оказался несвязанным (не было связки рамки и пометки с рекламами). При подписании акта N 397 от 31.01.2011 ЗАО "Газета "Красное знамя" не предъявило претензий в адрес ЗАО "Газета "Красное знамя" по обстоятельствам утери пометки "на правах рекламы" в связи с тем, что акт был подписан раньше, чем сотрудники ЗАО "Газета "Красное знамя" заметили данное упущение.
В ходе рассмотрения рекламного дела <_> также указала, что в следующем номере газеты "Красное знамя" от 29.01.2011 редакцией были принесены извинения за размещение реклам без необходимых пометок, однако экземпляр указанной газеты в материалы рекламного дела не предоставила.
В ходе рассмотрения рекламного дела представитель ООО "Коми республиканская типография" <_> сообщила, что газеты для печати в типографии принимаются по электронной почте в формате ПДФ-файлов, которые представляют собой единую сформированную полосу, сгруппированный блок; в данном формате файлы видоизменяться сотрудниками ООО "Коми республиканская типография" не могут, материалы печатаются в том виде, в котором поступили; если начертание шрифта в переданном для печати файле не соответствует стандартам типографии, то возможно изменение шрифта при печати, в таком случае он печатается в виде иероглифов. В рассматриваемом случае, возможно, сам файл был изначально неправильно составлен, либо произошло наложение цветов (картинка перекрыла рамку), однако в данном случае цвета рамки и рекламы различаются и наложения быть не могло; сотрудники ООО "Коми республиканская типография" не вносят изменений в файл заказчика, при возникновении каких-либо проблем в процессе печати, о них сообщается заказчику.
Как следует из письменных пояснений и.о. главного редактора газеты "Красное знамя" <_> представленных в материалы рекламного дела, и пояснений <_> данных в ходе рассмотрения дела, в следующем номере газеты "Красное знамя" от 29.01.2011 редакцией были принесены извинения за размещение реклам без необходимых пометок. Как следует из пояснений <_> данных в ходе рассмотрения дела, акт N 397 от 31.01.2011 был подписан раньше, чем сотрудники ЗАО "Газета "Красное знамя" заметили данное упущение.
Учитывая вышеуказанные противоречивые сведения, довод ЗАО "Газета "Красное знамя" о позднем выявлении отсутствия пометки "на правах рекламы" в рассматриваемой рекламе, в связи с чем и был подписан акт N 397 от 31.01.2011, согласно которому ЗАО "Газета "Красное знамя" не имеет претензий к ООО "Коми республиканская типография", не нашел достоверного подтверждения.
В ходе рассмотрения рекламного дела представителем ЗАО "Газета "Красное знамя" <_> представлена в материалы рекламного дела распечатка файла, который был направлен в типографию. Однако доказательств того, что ООО "Коми республиканская типография" получило указанный файл в данном виде, а ЗАО "Газета "Красное знамя" передало его в таком виде, в материалы рекламного дела не представлено. Представитель ООО "Коми республиканская типография" <_> опровергла получение файла в указанном виде, то есть с пометкой "на правах рекламы". В связи с чем из материалов рекламного дела достоверно установить, какой файл был направлен в ООО "Коми республиканская типография" со стороны ЗАО "Газета "Красное знамя", не представляется возможным.
В ходе рассмотрения рекламного дела Комиссией установлено, что ЗАО "Газета "Красное знамя" осуществило окончательное приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму и на этапе производства не предприняло мер по контролю соответствия рассматриваемой рекламы требованиям ст. 16 Закона о рекламе. Отправив материал в типографию для печати, ЗАО "Газета "Красное знамя" не удостоверилось в том, что изменения, внесенные в файл, содержащий в том числе рассматриваемую рекламу, сохранились в процессе его передачи в ООО "Коми республиканская типография". Получив газету с очевидным нарушением рекламного законодательства, ЗАО "Газета "Красное знамя" не выставило никаких претензий в адрес ООО "Коми республиканская типография" и не предприняло мер к недопущению распространения ненадлежащей рекламы.
Вины ООО "Коми республиканская типография" в нарушении требований ст. 16 Закона о рекламе Комиссия не усматривает.
Нарушение рекламного законодательства произошло по вине рекламопроизводителя и рекламораспространителя ЗАО "Газета "Красное знамя". ЗАО "Газета "Красное знамя" ни на стадии производства, ни на стадиях размещения и распространения рекламы не осуществило надлежащего контроля за соответствием рассматриваемой рекламы требованиям Закона о рекламе, вследствие чего рассматриваемая реклама была размещена в нарушение требований рекламного законодательства.
Таким образом, ЗАО "Газета "Красное знамя" нарушены требования ст. 16 Закона о рекламе.
Из письменных пояснений, представленных ЗАО "Газета "Красное знамя" в материалы рекламного дела, следует, что рассматриваемая реклама распространялась на территории Республики Коми в период с 27.01.2011 по 03.02.2011. Однако доказательств, подтверждающих прекращение распространения ненадлежащей рекламы, в материалы рекламного дела не представлено.
В связи с изложенным, Комиссия пришла к выводу о необходимости выдачи рекламопроизводителю и рекламораспространителю ЗАО "Газета "Красное знамя" предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе и прекращении распространения ненадлежащей рекламы.
На основании изложенного, руководствуясь п. 4 ст. 3, п. 2 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 2 ст. 33, п. 7 ч. 2 ст. 33, ч. 1 ст. 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37 - 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 N 508, п. 3.55 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденного Приказом ФАС РФ от 28.12.2007 N 453, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать рекламу следующего содержания: "ШИРОКИЙ АССОРТИМЕНТ МЕТАЛЛОПРОКАТА ЛИСТОВОЙ СОРТОВОЙ ТРУБЫ кровельные материалы от производителя все виды резки сверление, окраска правка из бухт в пруток металлочерепица сайдинг изготовление металлоконструкций АРМАТУРА БАЛКА ЛИСТ ШВЕЛЛЕР КРУГ ТРУБЫ УГОЛОК ШЕСТИГРАННИК ПРОФНАСТИЛ МЕТИЗЫ СТАЛЕПРОМЫШЛЕННАЯ КОМПАНИЯ ВРЕМЯ КОМПЛЕКСНЫХ РЕШЕНИЙ ОТГРУЗКА МЕТАЛЛОПРОКАТА ОТ 1 ШТУКИ все офисы продаж Сыктывкар, Октябрьский пр-т, 118/1 (8212) 29-15-20 Металлобаза: Сыктывкар, м. Човью (8212) 28-63-28 Ухта, Печорская, 33. (8-2167) 5-95-65 Усинск, ул. Заводская, 12 (8-2144) 2-03-06", размещенную на странице 13 N 9 (25553) от 27.01.2011 газеты "Красное знамя", ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования ст. 16 Закона о рекламе.
2. Выдать ЗАО "Газета "Красное знамя" предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе и прекращении распространения указанной в п. 1 Решения ненадлежащей рекламы.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Коми УФАС России для возбуждения в отношении ЗАО "Газета "Красное знамя" дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение в полном объеме изготовлено 17 июня 2011 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (опубликовано 1 июля 2011 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016