Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области
от 13 июля 2011 г.
Резолютивная часть решения оглашена "05" июля 2011 г.
В полном объеме решение изготовлено "13" июля 2011 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии Коренченко К.А. - зам. руководителя - начальник отдела контроля органов власти;
Члены Комиссии: Ратникова О.С. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти;
Рабаев В.Р. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти,
рассмотрев дело N 1184/04 по признакам нарушения Мэром г. Ростова-на-Дону(344002, г. Ростов-на-Дону, ул. Б. Садовая, д. 47) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - ФЗ "О защите конкуренции"),
УСТАНОВИЛА:
В ходе осуществления государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательстваРостовским УФАС России установлено, что на территории г. Ростова-на-Дону действуют Правила пользования единой электронной топографической основой города Ростова-на-Дону", утвержденные Постановлением Мэра г. Ростова-на-Дону от 22.06.2006 г. N 700 (далее - Правила).
В соответствии с п. 2.1.2 Правилматериалы топографо-геодезических работ, выполняемых лицензированными организациями, подлежат обязательной передаче в картографо-геодезический фонд в электронном виде в установленной структуре и формате данных. Требования к материалам топографических и исполнительных съемок предусмотрены п. 2.2 Правил.
Согласно п. 2.3 Правил приемка материалов топографических и исполнительных съемок для обновления единой электронной топографической основы осуществляется геодезической службой МУ "Комитет по архитектуре и градостроительству" на электронном носителе без указания границы съемки и на бумажном носителе с выделением границы съемки красным цветом. Окончательная приемка материалов производится после устранения замечаний и внесения изменений в электронную копию.
Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения 26.10.2010 г. в отношении Мэра г. Ростова-на-Дону настоящего дела.
Определениями Ростовского УФАС России от 20.01.2011 г., от 29.03.2011 г., от 18.04.2011 г. к участию в рассмотрении настоящего дела в качестве лиц, располагающих сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации и картографии по Ростовской области, ИП Гретченко О.Э., Министерство территориального развития, архитектуры и градостроительства Ростовской области.
Определением Ростовского УФАС России от 20.01.2011 г. срок рассмотрения настоящего дела был продлен до 03.05.2011 г. Определением Ростовского УФАС России от 18.04.2011 г. срок рассмотрения настоящего дела был продлен до 03.08.2011 г.
Представитель Администрации г. Ростова-на-Дону представила в материалы дела письменное обоснование МУ "Департамент архитектуры и градостроительства города Ростова-на-Дону", согласно которым требования к формату единой электронной топографической основы города и материалам инженерно-геодезических изысканий разработаны на основании требований действующей нормативно-технической документации.
На заседаниях Комиссии представили Департамента пояснили, что материалы инженерно-геодезических изысканий на протяжении многих лет накапливались в муниципальных картографо-геодезических фондах, которые вели органы архитектуры с функцией контроля и проверки; в настоящее время из федерального законодательства исключены указанные полномочия органов местного самоуправления; однако прекращение функции проверки материалов инженерно-геодезических изысканий приведет к снижению качества данных материалов и потере всех данных об инженерных изысканиях, которые собирались и обрабатывались на протяжении многих лет; на уровне субъекта Российской Федерации не решен вопрос о правомочности ведения муниципальными образованиями фонда материалов и данных инженерных изысканий на территории Ростовской области.
05.07.2011 г. на заседании Комиссии Ростовского УФАС России представитель Администрации г. Ростова-на-Дону представила Постановление Администрации г. Ростова-на-Дону от 25.04.2011 г. N 259 "Об отмене постановления Мэра города от 22.06.2006 г. N 700".
Комиссия Ростовского УФАС России, выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 2.1.2 Правил материалы топографо-геодезических работ, выполняемых лицензированными организациями, подлежат обязательной передаче в картографо-геодезический фонд в электронном виде в установленной структуре и формате данных. Требования к материалам топографических и исполнительных съемок предусмотрены п. 2.2 Правил.
В силу п. 2.3 Правил приемка материалов топографических и исполнительных съемок для обновления единой электронной топографической основы осуществляется геодезической службой МУ "Комитет по архитектуре и градостроительству" на электронном носителе без указания границы съемки и на бумажном носителе с выделением границы съемки красным цветом. Окончательная приемка материалов производится после устранения замечаний и внесения изменений в электронную копию.
Согласно Постановлению Мэра г. Ростова-на-Дону от 08.09.2006 г. N 1085 МУ "Комитет по архитектуре и градостроительству" реорганизован и переименован в МУ "Департамент архитектуры и градостроительства" (далее - Департамент).
В материалы дела N 1184/04Департаментом представлены:
- акт приемки материалов топографической съемки, в котором указано, что для принятия в геодезический фонд Департамента представленного материала, необходимо устранить перечисленные в данном акте замечания;
- акты контроля исполнительной документации подземных и наземных инженерных коммуникаций, в которых указано, что исполнительная документация возвращается для устранения выявленных недостатков.
- акты приемки материалов инженерно-геодезических изысканий в информационные системы обеспечения градостроительной деятельности (далее - ИСОГД), согласно которым материалы инженерно-геодезических изысканий возвращаются хозяйствующим субъектам для устранения замечаний ввиду их несоответствия требованиям нормативно-технической документации.
Из вышеизложенного следует, что Департамент, руководствуясь п.п. 2.2. и 2.3. Правил, осуществляет проверку материалов инженерно-геодезических изысканий, выполненных лицензированными организациями, при их приеме в ИСОГД и муниципальный картографо-геодезический фонд.
В соответствии с п. 8 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 г. N 30 если антимонопольным органом доказано, что акты, действия (бездействие) органов местного самоуправления приводят или могут привести к ограничению конкуренции, то орган местного самоуправления должен указать конкретную норму федерального закона, разрешившую ему принять оспариваемый акт, осуществить действия (бездействие).
В силу ч.ч. 1, 6 ст. 47 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) инженерные изыскания выполняются для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства. Виды инженерных изысканий, порядок их выполнения для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также состав, форма материалов и результатов инженерных изысканий, порядок формирования и ведения государственного фонда материалов и данных инженерных изысканий с учетом потребностей ИСОГД устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Так, Постановлением Правительства РФ от 19.01.2006 г. N 20 утверждены Перечень видов инженерных изысканий и Положение о выполнении инженерных изысканий для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
В силу п. 6 указанного Положения материалы и результаты инженерных изысканий оформляются в виде отчетной документации о выполнении инженерных изысканий. Результаты инженерных изысканий используются, в том числе, для формирования государственного фонда материалов и данных инженерных изысканий и ИСОГД.
Кроме того, п. 1 указанного Положения установлено, что органы исполнительной власти субъектов РФ могут разрабатывать и утверждать по согласованию с Министерством регионального развития Российской Федерации порядок выполнения инженерных изысканий на территории соответствующего субъекта.
Во исполнение указанной нормы, Администрацией Ростовской области было принято Постановление 09.02.2011 г. N 49, которым утвержден Порядок выполнения инженерных изысканий для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства на территории Ростовской области.
В силу п. 1.5 данного Положения результаты инженерных изысканий используются для формирования и ведения фонда материалов и данных инженерных изысканий на территории Ростовской области, ИСОГД органов местного самоуправления.
Между тем, на территории Ростовской области до настоящего времени не определен орган (организация), уполномоченный на формирование и ведение фонда материалов и данных инженерных изысканий на территории Ростовской области.
При этом, муниципальный картографо-геодезический фонд, формирование и ведение которого осуществляют органы архитектуры г. Ростова-на-Дону на протяжении многих лет, не предусмотрен законодательством РФ. Данный факт не опровергается как Мэром г. Ростова-на-Дону, так и Департаментом.
Кроме того, главой 7 Кодекса, а также Положением об информационном обеспечении градостроительной деятельности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 09.06.2006 г. N 363, не предусмотреныполномочия органов местного самоуправления на осуществление процедуры проверки материалов инженерно-геодезических изысканий на соответствиетребованиям нормативно-технической документации при их приеме в ИСОГД.
В силу ч. 5 ст. 49 Кодекса оценка соответствия результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов является предметом государственной экспертизы. Следовательно, осуществление проверки материалов инженерно-геодезических изысканий насоответствие требованиям нормативно-технической документации при их приеме в ИСОГД по своей сути является государственной экспертизой таких материалов.
Однако в силу ч. 4 ст. 49 Кодекса государственная экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченными на проведение государственной экспертизы проектной документации, или подведомственными указанным органам государственными (бюджетными или автономными) учреждениями.
Вматериалы дела представлено письмо Министерства регионального развития РФ (от 16.06.2011 г. N 15659-ИП-08), согласно которому: если орган местного самоуправления не наделен полномочиями на проведение государственной экспертизы результатов инженерных изысканий, то осуществление проверки материалов инженерно-геодезических изысканий на соответствие нормативным техническим документам при их приеме в ИСОГД является неправомерным.
При этом, в соответствии с ч. 1 ст. 15 ФЗ "О защите конкуренции" органам местного самоуправления, иным осуществляющих функции указанных органов органам или организациям запрещается осуществлять действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренцию, в частности запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.
Таким образом, в действиях Мэра г. Ростова-на-Дону, выразившихся во включении в Правила п.п. 2.2., 2.3., предусматривающих требования к материалам инженерно-геодезических изысканий при их приемке, а также приемку данных материалов только после устранения замечаний, содержится нарушение ч. 1 ст. 15 ФЗ "О защите конкуренции".
Между тем, на заседании Комиссии, представитель Администрации г. Ростова-на-Дону представила Постановление Администрации г. Ростова-на-Дону от 25.04.2011 г. N 259, п. 1 которого отменено Постановление Мэра города от 22.06.2006 г. N 700, утверждающее Правила, что свидетельствует о добровольном устранении нарушения антимонопольного законодательства лицом, совершившим такое нарушение.
Руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 1-4 ст. 41, п. 1 ч. 1 ст. 48, ч. 1 ст. 49 ФЗ "О защите конкуренции",
РЕШИЛА:
1. Признать Мэра г. Ростова-на-Дону нарушившим ч. 1 ст. 15 ФЗ "О защите конкуренции".
2. Дело N 1184/04 от 26.10.2010 г., возбужденное в отношении Мэра г. Ростова-на-Дону по признакам нарушения ч. 1 ст. 15 ФЗ "О защите конкуренции", производством прекратить в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства лицом, совершившим такое нарушение.
Председатель Комиссии: К.А. Коренченко
Члены Комиссии: О.С. Ратникова, В.Р. Рабаев
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 13 июля 2011 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016