Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области
от 18 августа 2011 г.
Комиссия Липецкого УФАС России по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд на территории Липецкой области в составе:
Председатель Комиссии: Л.А. Черкашина;
Члены Комиссии: О.Н. Карих, К.В. Сускин,
в присутствии представителя администрации сельского поселения Лавский сельсовет Елецкого муниципального района: <>
рассмотрев жалобу ООО НИЦ "Земля и город" на действия заказчика - администрации сельского поселения Лавский сельсовет Елецкого муниципального района при размещении заказа путем проведения открытого конкурса на право заключения контракта на выполнение научно-исследовательских проектных работ по разработке генерального плана и правил землепользования и застройки, установила:
11.08.2011 г. в Липецкое УФАС России поступила жалоба ООО НИЦ "Земля и город" на действия заказчика - администрации сельского поселения Лавский сельсовет Елецкого муниципального района при размещении заказа путем проведения открытого конкурса на право заключения контракта на выполнение научно-исследовательских проектных работ по разработке генерального плана и правил землепользования и застройки.
Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями ст. 58 Федерального закона N 94-ФЗ от 21.07.2005 года "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту Закон о размещении заказов) и принята к рассмотрению.
В адрес заказчика, уполномоченного органа направлено требование о приостановлении размещения заказа от 15.08.2011 г. N 3205.
На заседании комиссии велась аудиозапись.
В своей жалобе ООО НИЦ "Земля и город" заявляет о том, что положения конкурсной документации нарушают требования ч. 4 ст. 11 Закона о размещении заказов. Указанное нарушение заключается в следующем:
Пункт 2.1.10 раздела III инструкции участникам конкурса конкурсной документации содержит требование о предоставлении в составе заявки копии сертификата соответствия требованиям по безопасности информации объекта вычислительной техники.
Учитывая то, что предметом конкурса являются работы по разработке генерального плана и правил землепользования и застройки сельского поселения, при выполнении которых, могут использоваться сведения, составляющие государственную тайну, а в соответствии с пп. "б" п. 3 ч. 3 ст. 25 Закона о размещении заказов, заявка на участие в конкурсе должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа требованию, установленному п. 1 ч. 1 ст. 11 Закона о размещении заказов, то, как считает ООО НИЦ "Земля и город", участник размещения заказа должен представить копию лицензии на осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну.
Кроме того, такие работы могут выполняться с использованием привлеченной субподрядной организации, имеющей необходимую лицензию.
В связи с изложенным, ООО НИЦ "Земля и город" просит признать требование о предоставлении в составе заявки копии сертификата соответствия требованиям по безопасности информации объекта вычислительной техники, незаконным.
ООО НИЦ "Земля и город" обратилось в Липецкое УФАС с ходатайством о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя.
Представитель администрации сельского поселения Лавский сельсовет, сославшись на некомпетентность в вопросах, являющихся предметом конкурса, обосновать правомерность установления в конкурсной документации оспариваемого требования не смог и, добавил, что заказчик руководствовался методическими рекомендациями Управления строительства и архитектуры Липецкой области, которым была разработана типовая конкурсная документация.
На заседание Комиссии Липецкого УФАС был представлен ряд документов, касающихся данного размещения заказа.
Комиссия Липецкого УФАС России, рассмотрев представленные материалы, выслушав мнение стороны и проведя внеплановую проверку, установила следующее:
Распоряжением администрации сельского поселения Лавский сельсовет Елецкого муниципального района от 11.07.2011 г. N 64-р, принято решение о размещении заказа путем проведения открытого конкурса.
Размещение заказа путем проведения открытого конкурсарегламентируется главой2Закона о размещении заказов.
Извещение о проведении открытого конкурса на право заключения контракта на выполнение научно-исследовательских проектных работ по разработке генерального плана и правил землепользования и застройки и конкурсная документация 12.07.2011 г. были размещены на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказовwww.zakupki.gov.ru.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 11 Закона о размещении заказов, при размещении заказа путем проведения торгов, к участникам размещения заказа устанавливаются обязательные требования о соответствии участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.
Исходя из смысла данной правовой нормы, речь идет о праве участника размещения заказа осуществлять поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов, т.е. о содержании его правоспособности. Правоспособность юридического лица регламентирована положениями ст. 49 ГК РФ. Из этих положений следует, что правоспособность юридического лица или индивидуального предпринимателя в определенных законом случаях может быть обусловлена наличием лицензии на осуществление какого-либо вида деятельности или членством в саморегулируемой организации.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности, регулирует Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
В соответствии с п. 10 ч. 4 ст. 22 Закона о размещении заказов, конкурсная документация должна содержать требования к участникам размещения заказа, установленные в соответствии со статьей 11 настоящего Федерального закона.
В силу п.п. "б" п. 3 ч. 3 ст. 25 Закона о размещении заказов, заявка на участие в конкурсе должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа требованию, установленному пунктом 1 части 1 статьи 11 настоящего Федерального закона, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, такие товары, работы, услуги являются предметом конкурса и данные требования предусмотрены конкурсной документацией.
Требования к содержанию заявки на участие в конкурсе установлены пунктом 2 инструкции участникам конкурса конкурсной документации и включают в себя, в том числе:
копию лицензии на выполнение работ являющихся предметом данного конкурса (п. 2.1.5);
копию лицензии на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну (п. 2.1.6.);
копии сертификата соответствия требованиям по безопасности информации объекта вычислительной техники (п. 2.1.10);
копии лицензии на осуществление картографической деятельности (п. 2.1.11).
Из извещения и конкурсной документации, а так же, градостроительного задания на выполнение работ (приложение N 1 и N 2 к контракту) следует, что предметом закупки является выполнение научно-исследовательских проектных работ по разработке генерального плана и правил землепользования и застройки.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" картографическая деятельность включена в перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензия.
Положением о лицензировании картографической деятельности (утв. постановлением Правительства РФ от 21 ноября 2006 г. N 705)установлено, что лицензирование картографической деятельности осуществляется Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии.
То есть, для выполнения работ, являющихся предметом рассматриваемого конкурса, участник размещения заказа должен иметь действующую лицензию на осуществление картографической деятельности, выданную Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии.
Требование о предоставлении такой лицензии установлено пунктом 2.1.5 инструкции участникам конкурса конкурсной документации.
Кроме того, в соответствии со ст. 706 ГК РФ, если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.
Как установлено Комиссией Липецкого УФАС, проект контракта (приложение к конкурсной документации) не содержит указания о выполнении работ, являющихся предметом конкурса, собственными силами подрядчика.
Из этого следует, что подрядчик (победитель конкурса), не имея лицензию на осуществление определенного вида деятельности (например: лицензию на осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, при работе с документами, имеющими гриф "секретно"), для выполнения таких работ, вправе привлечь субподрядную организацию, имеющую соответствующую лицензию.
Из изложенного следует вывод о том, что для участия в конкурсе на выполнение научно-исследовательских проектных работ по разработке генерального плана и правил землепользования и застройки, участник размещения заказа, в качестве документа, подтверждающих его соответствие требованию, установленному в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 11 Закона о размещении заказов, должен представить в составе заявки копию действующей лицензии на осуществление картографической деятельности.
Требование о предоставлении в составе заявки копий иных документов, в частности копии "сертификата соответствия требованиям по безопасности информации объекта вычислительной техники" (пункт 2.1.10 Инструкции), копии "лицензии на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну" (п. 2.1.6.), является нарушением ч. 4 ст. 25 Закона о размещении заказов, согласно которой, требовать от участника размещения заказа иное, за исключением предусмотренных подпунктами "а" - "в", "д" и "е" пункта 1, пунктами 2 и 3 части 3 настоящей статьи документов и сведений, не допускается.
В связи с изложенным, Комиссия Липецкого УФАС России пришла к выводу, что в действиях заказчика - администрации сельского поселения Лавский сельсовет Елецкого муниципального района при размещении заказа путем проведения открытого конкурса на право заключения контракта на выполнение научно-исследовательских проектных работ по разработке генерального плана и правил землепользования и застройки, установлено нарушение ч. 4 ст. 25 Закона о размещении заказов, Комиссия решила:
Признать жалобу ООО НИЦ "Земля и город" на действия заказчика - администрации сельского поселения Лавский сельсовет Елецкого муниципального района при размещении заказа путем проведения открытого конкурса на право заключения контракта на выполнение научно-исследовательских проектных работ по разработке генерального плана и правил землепользования и застройкиобоснованной.
В целях устранения выявленного нарушения, выдать заказчику, конкурсной комиссии предписание.
ПРЕДПИСАНИЕ N 106-м/11
О НЕДОПУЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНА О РАЗМЕЩЕНИИ ЗАКАЗОВ
18 августа 2011 года г. Липецк
Комиссия Липецкого УФАС России по рассмотрению дела о нарушении законодательства о размещении заказов в составе:
Председатель Комиссии: Л.А. Черкашина;
Члены Комиссии: О.Н. Карих, К.В. Сускин,
По результатам рассмотрения жалобыООО НИЦ "Земля и город" на действия заказчика - администрации сельского поселения Лавский сельсовет Елецкого муниципального района при размещении заказа путем проведения открытого конкурса на право заключения контракта на выполнение научно-исследовательских проектных работ по разработке генерального плана и правил землепользования и застройкии проведённой внеплановой проверки за соблюдением требований Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", на основании решения N 106-м/11 от 18.08.2011 г., в соответствии с ч. 9 ст. 17 Закона о размещении заказов, предписывает:
1. Конкурсной комиссии администрации сельского поселения Лавский сельсовет Елецкого муниципального района отменить протокол вскрытия конвертов с заявками от 12.08.2011 г.
2. Заказчику - администрации сельского поселения Лавский сельсовет Елецкого муниципального района внести изменения в конкурсную документацию с учетом выявленных нарушений.
3. Заказчику - администрации сельского поселения Лавский сельсовет Елецкого муниципального района вернуть заявки участникам размещения заказа с уведомлением о возможности повторной подачи заявок после внесения изменений в конкурсную документацию, продлить срок подачи заявок.
Срок исполнения предписания до 2 сентября 2011 года.
В трёхдневный срок с момента исполнения настоящего предписания уведомить об этом антимонопольный орган (с приложением копий документов, подтверждающих исполнение предписания).
Предписание может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение 3 месяцев со дня его вынесения.
Примечание: невыполнение предписания антимонопольного органа влечёт наложение административного штрафа в соответствии с КоАП РФ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области от 18 августа 2011 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016