Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области
от 18 августа 2011 г.
Резолютивная часть решения оглашена "16" августа 2011 г. город Иваново
В полном объеме решение изготовлено "18" августа 2011 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия Ивановского УФАС России, Комиссия) в составе: <_>,
рассмотрев дело N02-30/2011-032, возбужденное по признакам нарушения Администрацией Южского муниципального района Ивановской области (155630, Ивановская область, г. Южа, ул. Пушкина, д. 1) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В связи с реализацией Ивановским УФАС России полномочий по осуществлению государственного контроля соблюдения органами местного самоуправления антимонопольного законодательства Российской Федерации у Администрации Южского муниципального района (далее - Администрация) письмом от 21.12.2010 N02-30/3667 была запрошена действующая на территории Южского муниципального района программа развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
В ответ на запрос Администрацией представлены:
- постановление Администрации Южского муниципального района от 19.10.2009 N737 "Об утверждении долгосрочной целевой Программы "Развитие малого и среднего предпринимательства в Южском муниципальном районе Ивановской области на 2010-2012 годы" (далее - Программа);
- постановление Администрации Южского муниципального района от 24.09.2010 N799 "О внесении изменений в долгосрочную целевую Программу "Развитие малого и среднего предпринимательства в Южском муниципальном районе Ивановской области на 2010-2012 годы";
- постановление Администрации Южского муниципального района от 20.12.2010 N1039 "О внесении дополнений и изменений в долгосрочную целевую Программу "Развитие малого и среднего предпринимательства в Южском муниципальном районе Ивановской области на 2010-2012 годы".
В Разделе 6 "Условия и порядок оказания поддержки СМСП и организациям, образующим инфраструктуру поддержки СМСП" Программы одним из существенных условий оказания различных видов поддержки является условие о представлении заявителями иных документов, перечень которых определяется решением Координационного совета по развитию малого и среднего предпринимательства при Администрации (далее - Координационный совет).
Решение о целесообразности (нецелесообразности) предоставления поддержки принимается на заседании Координационным советом. Программой предусмотрено полномочие Координационного совета отказывать в предоставлении поддержки, в том числе, в связи с непредставлением заявителем документов, определенных Программой.
Кроме того, размер субсидирования части затрат на уплату процентов по привлекаемым кредитам субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - СМСП) зависит от экономической и социальной значимости проекта. Субсидирование части затрат СМСП по аренде выставочных площадей для участия в выставочно-ярмарочных мероприятиях устанавливается по решению Координационного совета, но не более 5000 рублей за каждое обращение при наличии бюджетных средств на данную форму поддержки.
При этом Программой не установлены критерии определения экономической и социальной значимости проекта, а также порядок расчета размера денежной суммы, выделяемой для субсидирования части затрат СМСП на уплату процентов по привлекаемым кредитам и по аренде выставочных площадей для участия в выставочно-ярмарочных мероприятиях.
Ивановским УФАС России 08.06.2011 в Администрацию направлено письмо N02-30/1787, содержащее запрос информации о том, каким актом установлен перечень иных документов, необходимых для принятия Координационным советом решения о целесообразности (нецелесообразности) оказания поддержки в рамках реализации Программы.
На указанный запрос Администрацией дан ответ (письмо от 04.07.2011 исх.N1350), что в соответствии с подпунктом 6.1.1 пункта 6.1 Программы перечень иных документов, предоставляемых заявителем для получения финансовой, имущественной либо иной формы поддержки, решением Координационного совета не определялся и правовым актом не утверждался.
Наличие в Программе условий о представлении заявителем для получения поддержки иных документов, перечень которых до настоящего времени не определен и не утвержден, отсутствие в Программе критериев определения экономической и социальной значимости проекта, а также порядка расчета размера денежной суммы, выделяемой для субсидирования части затрат СМСП на уплату процентов по привлекаемым кредитам и по аренде выставочных площадей для участия в выставочно-ярмарочных мероприятиях, может привести к ограничению конкуренции среди хозяйствующих субъектов Южского муниципального района, поскольку решение о возможности или невозможности оказания поддержки принимается Координационным советом, а в отдельных случаях отделом экономического развития и торговли Администрации и Главой Администрации субъективно, по своему усмотрению.
Вследствие изложенного, нарушается запрет органам местного самоуправления, установленный частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Приказом руководителя Ивановского УФАС России от 15.07.2011 N97 возбуждено дело N02-30/2011-032 по признакам нарушения Администрацией Южского муниципального района Ивановской области части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции и создана Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Определением от 15.07.2011 дело N02-30/2011-032 о нарушении антимонопольного законодательства назначено к рассмотрению на 16.08.2011.
В письменных пояснениях от 15.08.2011 N1596, на определение Комиссии от 15.07.2011, Администрацией Южского муниципального района сообщается, что Администрация принимает меры по добровольному устранению нарушений, а именно, подготовлен проект постановления Администрации о внесении изменений в Программу, который в настоящее время проходит правовую и антикоррупционную экспертизу.
При рассмотрении дела 16.08.2011 представитель ответчика - заведующая юридическим отделом Администрации <_>, действующая на основании доверенности от 16.08.2011 N1606, нарушение Администрацией антимонопольного законодательства признала, письменные пояснения от 15.08.2011 N1596 поддержала и пояснила, что поскольку типовых образцов данной программы не существует, а специалистов, владеющих опытом и знаниями в сфере антимонопольного законодательства в Администрации нет, то это повлекло допущение подобных нарушений.
Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы представителей лица, участвующего в деле, Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.
Постановлением Администрации Южского муниципального района от 19.10.2009 N737 (за подписью Главы администрации Южского муниципального района <_>) утверждена долгосрочная целевая Программа "Развитие малого и среднего предпринимательства в Южском муниципальном районе Ивановской области на 2010-2012 годы.
Администратором Программы является Администрация Южского муниципального района.
Программой определены приоритетные направления деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства на территории Южского муниципального района:
1. Производство товаров народного потребления.
2. Инновационная деятельность в отраслях экономики, ориентированная на выпуск конкурентоспособной продукции высоких технологий и потребительских качеств.
3. Оказание бытовых услуг населению.
4. Развитие сферы услуг, туристического бизнеса, дорожного хозяйства, придорожного сервиса, транспортных услуг (деятельность пассажирского транспорта).
В указанной Программе в целях предоставления поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - СМСП и организации, образующие инфраструктуру поддержки СМСП) на территории Южского муниципального района предусмотрена следующая система мероприятий:
1. Финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства:
1.1. Субсидирование части затрат на уплату процентов по привлекаемым кредитным ресурсам;
1.2. Субсидирование части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства по аренде выставочных площадей для участия в выставочно-ярмарочных мероприятиях;
1.3. Субсидирование некоммерческих организаций для обеспечения доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым ресурсам посредством предоставления займов (кредитов) субъектам малого и среднего предпринимательства.
2. Имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства:
2.1. Формирование перечня имущества, предназначенного для предоставления субъектам малого и среднего бизнеса;
2.2. Оказание имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в виде передачи во владение и (или) пользование муниципального имущества на возмездной и безвозмездной основе, или на льготных условиях с учетом его целевого использования и соблюдения требований, установленных Федеральным законом от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции".
3. Иные формы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства предусмотренные законом.
Финансирование программных мероприятий предусмотрено из бюджета Южского муниципального района.
Реализация Программы рассчитана на 2010 - 2012 годы.
Разделом 6 "Условия и порядок оказания поддержки СМСП и организациям, образующим инфраструктуру поддержки СМСП" Программы установлено, что поддержка СМСП и организаций, образующих инфраструктуру поддержки СМСП может включать в себя финансовую, имущественную и иные формы поддержки.
Подпунктом 6.1.1 пункта 6.1 "Условия и порядок оказания финансовой поддержки СМСП и организациям, образующим инфраструктуру поддержки СМСП" Программы устанавливается, что предоставление поддержки по перечню мероприятий, предусмотренных настоящей Программой, оказывается СМСП и организациям, образующим инфраструктуру поддержки СМСП с учетом положений законодательства РФ, правовых актов Южского муниципального района при одновременном соблюдении перечисленных далее условий, в том числе, следующего:
- представление заявителем, при необходимости, иных документов, перечень которых определяется решением Координационного совета по развитию малого и среднего предпринимательства при Администрации.
В соответствии с подпунктом 6.1.3 пункта 6.1 Программы решение о целесообразности (нецелесообразности) предоставления поддержки принимается на заседании Координационным советом. Указанным подпунктом предусмотрено полномочие Координационного совета отказывать в предоставлении поддержки. Основанием для отказа в предоставлении поддержки, согласно подпункту 6.1.5 пункта 6.1 Программы, является, в том числе, непредставление СМСП и организациями, образующими инфраструктуру поддержки СМСП документов, определенных настоящим порядком.
Размер субсидирования части затрат на уплату процентов по привлекаемым кредитам, согласно подпункту 6.1.4 пункта 6.1 Программы, определяется с учетом экономической и социальной значимости проекта, но не более 50% затрат по уплате процентов по кредитам. Субсидирование части затрат СМСП по аренде выставочных площадей для участия в выставочно-ярмарочных мероприятиях устанавливается по решению Координационного совета, но не более 5000 рублей за каждое обращение при наличии бюджетных средств на данную форму поддержки.
При этом Программой не установлены критерии определения экономической и социальной значимости проекта, а также порядок расчета размера денежной суммы, выделяемой для субсидирования части затрат СМСП на уплату процентов по привлекаемым кредитам и по аренде выставочных площадей для участия в выставочно-ярмарочных мероприятиях.
Пунктом 6.2 "Условия и порядок оказания имущественной поддержки СМСП и организациям, образующим инфраструктуру поддержки СМСП" Программы определены условия предоставления имущественной поддержки СМСП и организациям, образующим инфраструктуру поддержки СМСП, в том числе, представление заявителем иных документов по решению Координационного совета.
Указанным пунктом установлено, что с учетом решения Координационного совета Глава Администрации принимает решение:
- об оказании имущественной поддержки (в форме постановления);
- об отказе в оказании имущественной поддержки (с направлением заявителю письменного отказа).
Пунктом 6.3 "Порядок и условия оказания иных форм поддержки" Программы определены условия оказания иных форм поддержки СМСП и организациям, образующим инфраструктуру поддержки СМСП, в том числе, представление заявителем по решению Координационного совета иных документов.
Указанным пунктом установлено, что отдел экономического развития и торговли Администрации вправе самостоятельно принять решение об оказании иных форм поддержки, либо направить заявление СМСП (организации, образующей инфраструктуру поддержки СМСП) для принятия соответствующего решения в Координационный совет.
Как сообщалось Администрацией Южского муниципального района в письме от 04.07.2011 N1350, в соответствии с подпунктом 6.1.1 пункта 6.1 Программы перечень иных документов, предоставляемых заявителем для получения финансовой, имущественной либо иной формы поддержки, решением Координационного совета не определялся и правовым актом не утверждался.
Таким образом, наличие в Программе условий о представлении заявителями для получения поддержки иных документов, перечень которых до настоящего времени не определен и не утвержден, противоречит принципам чёткости и понятности нормативных правовых актов, поскольку существующая формулировка допускает в силу своего изложения правовую неопределенность в ее понимании и трактовке.
Наличие в Программе условий предоставления поддержки СМСП и организациям, образующим инфраструктуру поддержки СМСП допускающих правовую неопределенность в их понимании и трактовке может служить необоснованному отказу в предоставлении поддержки при обращении нескольких хозяйствующих субъектов, удовлетворяющих прочим условиям оказания поддержки, так как решение о возможности или невозможности оказания поддержки принимается Координационным советом, а в отдельных случаях отделом экономического развития и торговли Администрации и Главой Администрации субъективно, по своему усмотрению.
Принятие Координационным советом решений в рамках реализации Программных мероприятий, отделом экономического развития и торговли Администрации решения об оказании иных форм поддержки, а также Главой Администрации решений об оказании либо отказе в оказании имущественной поддержки, носит субъективный характер и в совокупности с существующей правовой неопределенностью о представлении заявителями иных документов для оказания поддержки может привести к ограничению конкуренции.
В соответствии со статьей 15 Закона о защите конкуренции, органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействий).
Вследствие изложенного, установленный порядок реализации Программных мероприятий приводит или может привести к ограничению конкуренции.
Данный вывод находит подтверждение в следующем.
В 2010 году в рамках реализации Программы имела место имущественная поддержка СМСП в виде целевого предоставления в безвозмездное пользование ОАО "Автомобилист" транспортного средства первоначальной балансовой стоимостью 1400000 рублей без проведения Администрацией каких-либо конкурсных процедур.
Кроме того, в 2010 году в рамках Программы была оказана финансовая поддержка:
- Муниципальному фонду поддержки малого предпринимательства и сельского развития Южского района для обеспечения доступа СМСП к финансовым ресурсам посредством предоставления микрозаймов - в размере 147000 рублей;
- ОАО "Южский хлебокомбинат", на возмещение части затрат на участие в выставочно-ярмарочных мероприятиях - в размере 2995 рублей.
Законом о защите конкуренции предписывается о недопущении действий, в том числе, создающих угрозу нарушения антимонопольного законодательства.
Таким образом, учитывая названные обстоятельства, Комиссия приходит к выводу, что действия администрации Южского муниципального района, выразившиеся в принятии долгосрочной целевой Программы "Развитие малого и среднего предпринимательства в Южском муниципальном районе Ивановской области на 2010-2012 годы", утвержденной постановлением Администрации Южского муниципального района от 19.10.2009 N737, в которой отсутствуют критерии определения экономической и социальной значимости проекта, порядок расчета размера денежной суммы, выделяемой для субсидирования части затрат СМСП на уплату процентов по привлекаемым кредитам и по аренде выставочных площадей для участия в выставочно-ярмарочных мероприятиях, а также, отсутствие утвержденного перечня иных документов, предъявляемых заявителями и необходимых для получения определенных Программой видов поддержки, нарушает запрет, установленный частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции".
Оснований для прекращения рассмотрения дела, в соответствии со статьей 48 Закона о защите конкуренции Комиссией не установлено.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
1. Признать действия Администрации Южского муниципального района Ивановской области, выразившиеся в принятии долгосрочной целевой Программы "Развитие малого и среднего предпринимательства в Южском муниципальном районе Ивановской области на 2010-2012 годы", утвержденной Постановлением Администрации Южского муниципального района от 19.10.2009 N737 (с учетом изменений и дополнений, внесенных постановлениями Администрации Южского муниципального района от 24.09.2010 N799 и от 20.12.2010 N1039), в которой:
- отсутствуют критерии определения экономической и социальной значимости проекта для определения размера субсидирования части затрат на уплату процентов по привлекаемым кредитам субъектами малого и среднего предпринимательства;
- отсутствует порядок расчета размера денежной суммы, выделяемой для субсидирования части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства на уплату процентов по привлекаемым кредитам и по аренде выставочных площадей для участия в выставочно-ярмарочных мероприятиях;
- отсутствует утвержденный перечень иных документов, необходимых для получения финансовой, имущественной либо иной формы поддержки, требование о представлении которых установлено в пунктах 6.1, 6.2, 6.3 раздела 6 Программы,
нарушением части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. Основания для прекращения рассмотрения дела N02-30/2011-032, в соответствии со статьей 48 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", отсутствуют.
3. Выдать Администрации Южского муниципального района Ивановской области предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства, для чего:
- разработать перечень иных документов, представляемых заявителем для получения финансовой, имущественной или иной формы поддержки, либо исключить данное требование из условий предоставления поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства;
- разработать критерии определения экономической и социальной значимости проекта для определения размера субсидирования части затрат на уплату процентов по привлекаемым кредитам субъектами малого и среднего предпринимательства;
- разработать порядок расчета размера денежной суммы, выделяемой для субсидирования части затрат СМСП на уплату процентов по привлекаемым кредитам и по аренде выставочных площадей для участия в выставочно-ярмарочных мероприятиях;
- либо отменить нормативно-правовой акт, нарушающий антимонопольное законодательство.
4. Передать уполномоченному должностному лицу Ивановского УФАС России материалы дела N02-30/2011-032 для решения вопроса о возбуждении дела в соответствии с КоАП РФ.
Подписи членов Комиссии
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия, в Арбитражный суд Ивановской области.
ПРЕДПИСАНИЕ N02-30/2011-032
18 августа 2011 года г. Иваново
Комиссия Ивановского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <_>,
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения от 18 августа 2011 года по делу N02-30/2011-032 о нарушении Администрацией Южского муниципального района Ивановской области (155630, Ивановская область, г. Южа, ул. Пушкина, д. 1) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", предписывает:
1. Администрации Южского муниципального района Ивановской области прекратить нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" и совершить действия направленные на обеспечение конкуренции, для чего в срок до 03.10.2011:
- разработать перечень иных документов, представляемых заявителем для получения финансовой, имущественной или иной формы поддержки, либо исключить данное требование из условий предоставления поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства;
- разработать критерии определения экономической и социальной значимости проекта для определения размера субсидирования части затрат на уплату процентов по привлекаемым кредитам субъектами малого и среднего предпринимательства;
- разработать порядок расчета размера денежной суммы, выделяемой для субсидирования части затрат СМСП на уплату процентов по привлекаемым кредитам и по аренде выставочных площадей для участия в выставочно-ярмарочных мероприятиях;
- либо отменить нормативно-правовой акт, нарушающий антимонопольное законодательство.
2. О выполнении настоящего Предписания сообщить в Ивановское УФАС России в пятидневный срок с момента его исполнения.
Подписи членов Комиссии
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области от 18 августа 2011 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016