Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области
от 23 августа 2011 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее - Новгородское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии: <__> - руководитель Управления;
члены Комиссии: <_> - главный специалист-эксперт Управления, <_> - специалист-эксперт Управления,
рассмотрев дело N 39 от 08.08.2011 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения Индивидуальным предпринимателем <_> (далее - ИП <_>) рекламы сока Таитянский Нони, распространенной в рекламном издании "Здоровье. Великий Новгород" выпуск N 7 за июль 2011 года на 2 странице посредством рекламного объявления под заголовком - "Сердечный защитник", и содержащей признаки ненадлежащей,
в отсутствие надлежащим образом уведомленных представителей:
лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - ИП <_> (вх. N 5180 от 17.08.2011 Новгородского УФАС России);
заинтересованного лица - Общества с ограниченной ответственностью "Нов-Дента ортопедия" (вх. N 5115 от 15.08.2011 Новгородского УФАС России),
УСТАНОВИЛА:
В ходе проверки специалистами Новгородского УФАС России рекламы на предмет ее соответствия требованиям законодательства Российской Федерации установлено, что в рекламном издании "Здоровье. Великий Новгород" (свидетельство ПИ N ТУ53-00087 от 09.11.2010) выпуск N 7 за июль 2011 года на 2 странице было распространено рекламное объявление под заголовком - "Сердечный защитник", в котором содержался такой текст: "Слабое сердце, часто скачет давление. В аптечке целая "рота солдат", дающих лишь незначительный отпор недугу, но не побеждающая врага окончательно. Но уже существует альтернатива различным каплям и таблеткам - это сок Таитянский Нони. В его "арсенале" есть несколько эффективных приёмов_Причём, если человек страдает высоким давлением, то сок его понижает до нормального, а если мучается низким, то поднимает до нормы. Так проявляется синергетический эффект_На сегодняшний день проведено более 14 клинических испытаний сока Таитянский Нони. Имеются более 290 патентов, 60 ожидаются и т.д.". Помимо этого, данное рекламное объявление содержало предупреждение о наличии противопоказаний и необходимость проконсультироваться со специалистом.
Реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (пункт 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе).
В силу пункта 6 части 5 статьи 5 Закона о рекламе в рекламе не допускается указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, изделий медицинского назначения и медицинской техники.
Новгородским УФАС России на основании статьи 34 Закона о рекламе были сделаны необходимые запросы документов и информации, на которые были получены соответствующие ответы.
Как следует из письма Общества с ограниченной ответственностью "Нов-Дента ортопедия" (адрес: 173015, Великий Новгород, Воскресенский бульвар, д. 9а; далее - ООО "Нов-Дента ортопедия") исх. N 02-1/669 от 05.07.2011, являющегося учредителем рекламного издания "Здоровье. Великий Новгород", и приложенных к нему документов (макета рассматриваемой рекламы; копии договора N 22 от 22.04.2011, заключённого между ООО "Нов-Дента ортопедия" и ИП <_> копии счёта N 60 от 20.06.2011; копии акта N 000064 от 20.06.2011), рекламодателем и рекламопроизводителем вышеуказанной рекламы является ИП <_> Рекламораспространителем является ООО "Нов-Дента ортопедия". Текст и графические материал, были представлены ИП <_> Перед выходом в печать вёрстка рекламного объявления была согласована с ИП <_> Оплата до настоящего момента ИП <_> не произведена. Акт выполненных работ подписан.
Как следует из письма ИП <_> (вх. N 4615 от 22.07.2011 Новгородского УФАС России), информация из которого не противоречит информации, содержащейся в письме ООО "Нов-Дента ортопедия", и приложенной к нему копии сертификата соответствия N РОСС US.ПТ17.В01804, сок Таитянский Нони является продуктом питания.
В соответствии с пунктом 1 статьей 4 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (далее - Закон об обращении лекарственных средств) лекарственные средства - вещества или их комбинации, вступающие в контакт с организмом человека или животного, проникающие в органы, ткани организма человека или животного, применяемые для профилактики, диагностики (за исключением веществ или их комбинаций, не контактирующих с организмом человека или животного), лечения заболевания, реабилитации, для сохранения, предотвращения или прерывания беременности и полученные из крови, плазмы крови, из органов, тканей организма человека или животного, растений, минералов методами синтеза или с применением биологических технологий. К лекарственным средствам относятся фармацевтические субстанции и лекарственные препараты.
Согласно части 1 статьи 13 Закона об обращении лекарственных средств лекарственные препараты вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, если они зарегистрированы соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30.10.2006 N 736 утвержден Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по исполнению государственной функции по государственной регистрации лекарственных средств.
В соответствии с этим регламентом документом, подтверждающим факт государственной регистрации лекарственного средства, является регистрационное удостоверение.
Между тем, из сертификата соответствия N РОСС US.ПТ17.В01804 следует, что сок Таитянский Нони сертифицирован в качестве продукта пищевой промышленности.
Как лекарственное средство данный продукт не зарегистрирован, то есть лекарственным средством не является, что исключает возможность указания в рекламе этого продукта на его лечебные свойства, в том числе профилактические.
Таким образом, в вышеуказанной рекламе сока Таитянский Нони, распространенной в рекламном издании "Здоровье. Великий Новгород" выпуск N 7 за июль 2011 года на 2 странице посредством рекламного объявления под заголовком - "Сердечный защитник", рекламодателем и рекламопроизводителем которой является ИП <_> имеются признаки нарушения пункта 6 части 5 статьи 5 Закона о рекламе, выразившегося в указании в ней на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, не являющегося лекарственным средством.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона о рекламе реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей. Ненадлежащая реклама не допускается.
На рассмотрение дела ИП <_> и представитель ООО "Нов-Дента ортопедия" не явились, в связи с чем дело рассмотрено в из отсутствие.
Исследовав материалы дела, Комиссия по рассмотрению дела приходит к следующим выводам.
Материалами дела по признакам нарушения ИП <_> подтверждается тот факт, что в рассматриваемой рекламе не были соблюдены требования пункта 6 части 5 статьи 5 Закона о рекламе.
Учитывая вышеизложенное, в рассматриваемой рекламе сока Таитянский Нони, распространенной в рекламном издании "Здоровье. Великий Новгород" выпуск N 7 за июль 2011 года на 2 странице посредством рекламного объявления под заголовком - "Сердечный защитник", рекламодателем и рекламопроизводителем которой является ИП <_> имеется нарушение пункта 6 части 5 статьи 5 Закона о рекламе, выразившееся в указании в ней на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, не являющегося лекарственным средством.
Ответственность за нарушение законодательства о рекламе, в данной части, в соответствии со статьей 38 Закона о рекламе несет рекламодатель (часть 6 статьи 38 Закона о рекламе). Вместе с тем, в соответствии с частью 8 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований, указанных в части 6 статьи 38 Закона о рекламе, несет рекламопроизводитель в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.
Собранные по делу доказательства и установленные обстоятельства свидетельствуют о том, что нарушение законодательства о рекламе в данном случае содержится в действиях лица, определившего содержание вышеуказанной рекламы, а также осуществившего её производство, т.е. её рекламодателя и рекламопроизводителя - ИП <_>
Следовательно, ответственность за нарушение пункта 6 части 5 статьи 5 Закона о рекламе в данном случае несет рекламодатель и рекламопроизводитель - ИП <_>
На момент рассмотрения дела в Новгородском УФАС России имеется доказательство того, что распространение рассматриваемой рекламы прекращено (акт выполненных работ N 000064 от 20.06.2011).
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 N 508, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей рекламу сока Таитянский Нони, распространенную в рекламном издании "Здоровье. Великий Новгород" выпуск N 7 за июль 2011 года на 2 странице посредством рекламного объявления под заголовком - "Сердечный защитник", рекламодателем и рекламопроизводителем которой является ИП <_> поскольку в ней нарушены требования пункта 6 части 5 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
2. Предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе не выдавать в связи с прекращением распространения рекламы.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Новгородского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме --01 сентября 2011 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии |
Члены Комиссии |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области от 23 августа 2011 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016