Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области
от 8 сентября 2011 г.
Резолютивная часть решения оглашена 02 сентября 2011 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - комиссия) в составе:
<_>
|
|
с участием: |
<_>
рассмотрев в открытом заседании дело N 91-ФАС52-ТР-04/11 по признакам нарушения обществами с ограниченной ответственностью "Аграрные технологии", "Поволжье-НН", "Торговый дом "Кристалл" и индивидуальным предпринимателем Афониным А.В. (далее - ответчики) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции",
установила:
В соответствии с поручением Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации В.А. Зубкова от 23.07.2010 N ВЗ-П11-61пр ФАС России и его территориальными органами на постоянной основе осуществляется контроль соблюдения антимонопольного законодательства на агропродовольственных рынках Нижегородской области.
В рамках исполнения указанного поручения Нижегородским УФАС России установлено существенное повышение розничных цен на гречневую крупу, реализуемую в Нижегородской области, а именно: в период с апреля по сентябрь 2010 года средние розничные цены выросли в 2,4 раза (с 26,22 рубля за кг до 63,91 рубля за кг).
В ходе анализа информации об объемах оптовой реализации гречневой крупы на территории Нижегородской области за период с 01.04.2009 по 30.09.2009 и за период с 01.04.2010 по 30.09.2010 Нижегородским УФАС России выявлены признаки доминирующего положения (коллективное доминирование) на товарном рынке оптовой реализации гречневой крупы на территории Нижегородской области (далее - товарном рынке) следующих хозяйствующих субъектов: общества с ограниченной ответственностью "Аграрные технологии", общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Кристалл", общества с ограниченной ответственностью "Поволжье-НН" и индивидуального предпринимателя Афонин А.В.
По результатам анализа ценового поведения ООО "Аграрные технологии", ООО "ТД "Кристалл", ООО "Поволжье-НН", ИП Афонина А.В. выявлены признаки нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции", выразившиеся в установлении, поддержании монопольно высоких цен на гречневую крупу на территории Нижегородской области.
Установлено, что в среднем отпускные цены указанных операторов товарного рынка за 6 месяцев 2010 года (с апреля по сентябрь) выросли в 2,6 раза: у ООО "ТД "Кристалл" - в 2,8 раза (с 19,5 рубля за кг до 54,9 рубля за кг), у ИП Афонина А.В. - в 2,6 раза (с 19,6 рубля за кг до 51,6 рубля за кг), у ООО "Поволжье-НН" - в 2,7 раза (с 19,3 рубля за кг до 53,03 рубля за кг), у ООО "Аграрные технологии" - в 2,2 раза (с 25,9 рубля за кг до 57,9 рубля за кг).
В связи с этим Управлением принято решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ответчиков, о чем на основании части 4 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" 08.02.2011 издан приказ N 27.
На заседании комиссии представители ответчиков заявляли, что по их оценкам представляемые ими хозяйствующие субъекты не занимают доминирующего положения на товарном рынке. Кроме того, указывалось, что необходимо провести дополнительный анализ товарного рынка с привлечением более широкого круга хозяйствующих субъектов, работающих на рынке.
Заслушав доводы ответчиков, исследовав материалы дела, комиссия приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе путем установления, поддержания монопольно высокой цены товара.
В статье 6 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" определено понятие монопольно высокой цены товара.
Монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее - сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами.
В целях уточнения предварительных данных о коллективном доминировании ответчиков Управлением в ходе рассмотрения дела проведен анализ товарного рынка оптовой реализации гречневой крупы на территории Нижегородской области за период с 01.01.2010 по 01.03.2011. Аналитический отчет о состоянии конкурентной среды на рынке оптовой реализации гречневой крупы на территории Нижегородской области приобщен к материалам дела.
По результатам проведенного анализа установлено следующее. В качестве товара на товарном рынке рассматривается крупа гречневая. Указанная крупа является самостоятельным продуктом, имеет индивидуальный набор физических и химических свойств и для покупателя не имеет заменителей.
Географические границы товарного рынка совпадают с административными границами Нижегородской области.
Продавцами на товарном рынке выступают предприятия, осуществляющие оптовую реализацию крупы гречневой в адрес хозяйствующих субъектов, действующих в сфере розничной реализации продуктов питания.
Определенные в ходе анализа покупатели (предприятия розничной реализации продовольственных товаров) в основном приобретают гречневую крупу в Нижегородской области у оптовых поставщиков, действующих в границах указанной территории. Приобретением товара за пределами географических границ занимаются исключительно федеральные торговые сети (АШАН, МЕТРО), но объем ввозимой ими продукции, по данным Управления, незначителен.
Установлено, что крупнейшими продавцами на рынке выступают ООО "Аграрные технологии", ИП Афонин А.В., ООО "Поволжье-НН", ИП Кашин, ООО "Компания "Купец", ООО "ТД "Кристалл", ООО "Сладкая жизнь плюс".
Исследование товарного рынка показало, что доля каждого из лиц, выступающих ответчиками по делу, за исключением ООО "ТД "Кристалл", превышает 8%.
В ходе исследования товарного рынка установлено, что совокупная доля трех крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на рынке (ООО "Аграрные технологии", ООО "Поволжье-НН", ООО "Сладкая жизнь плюс"), составляет <_> (менее 50%).
На товарном рынке представлено четыре хозяйствующих субъекта (ООО "Аграрные технологии", ООО "Поволжье-НН", ООО "Сладкая жизнь плюс", ИП Афонин А.В.), доля которых на товарном рынке превышает 8% (их совокупная доля составляет <_> менее 70%).
Частью 3 статьи 5 Федерального закона "О защите конкуренции" определено, что доминирующим признается положение каждого хозяйствующего субъекта из нескольких хозяйствующих субъектов (за исключением финансовой организации), применительно к которому выполняются в совокупности следующие условия:
1) совокупная доля не более чем трех хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает пятьдесят процентов, или совокупная доля не более чем пяти хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает семьдесят процентов (настоящее положение не применяется, если доля хотя бы одного из указанных хозяйствующих субъектов менее чем восемь процентов);
2) в течение длительного периода (в течение не менее чем одного года или, если такой срок составляет менее чем один год, в течение срока существования соответствующего товарного рынка) относительные размеры долей хозяйствующих субъектов неизменны или подвержены малозначительным изменениям, а также доступ на соответствующий товарный рынок новых конкурентов затруднен;
3) реализуемый или приобретаемый хозяйствующими субъектами товар не может быть заменен другим товаром при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях), рост цены товара не обусловливает соответствующее такому росту снижение спроса на этот товар, информация о цене, об условиях реализации или приобретения этого товара на соответствующем товарном рынке доступна неопределенному кругу лиц.
Таким образом, проведенный анализ показал, что на товарном рынке ООО "ТД "Кристалл", ООО "Поволжье-НН", ООО "Аграрные технологии" и ИП Афонин А.В. не занимают доминирующего положения и, следовательно, не могут быть признаны нарушившими требования части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции".
В этих условиях у комиссии нет оснований для признания отпускных цен на гречневую крупу ООО "ТД "Кристалл", ООО "Поволжье-НН", ООО "Аграрные технологии" и ИП Афонин А.В. монопольно высокими.
В то же время по данным Федеральной службы государственной статистики средние розничные цены на товар в Нижегородской области начали последовательно снижаться с 09 мая 2011 года. Если на 02.05.2011 цена на товар составляла 113,57 рублей за кг, то на 09.05.2011 - 112,53 рубля за кг. Тенденция последовательного снижения продолжилась, и на 06.07.2011 средняя розничная цена на товар составила 109,85 рубля, а на 22.08.2011 - 93,47 рубля за кг.
В связи с вышеизложенным, комиссия, руководствуясь статьями 41, 48 и 49 Федерального закона "О защите конкуренции",
решила:
1. Прекратить рассмотрение дела N 91-ФАС52-ТР-04/11, возбужденного в отношении ООО "Аграрные технологии", ООО "ТД "Кристалл", ООО "Поволжье-НН" и ИП Афонина А.В. по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях.
В соответствии со статьей 52 Федерального закона "О защите конкуренции" настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Нижегородской области в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 8 сентября 2011 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016