Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области
N 04-05/18-2011 (опубликовано 2 октября 2011 г.)
Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области
Резолютивная часть решения оглашена "24" октября 2011 года г.Курск
В полном объеме решение изготовлено "03" ноября 2011 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии:
Комов Ю.А. - руководитель Управления,
Члены Комиссии:
Волкова М.В. - зам. руководителя Управления,
Исаенко Н.В. - начальник отдела естественных монополий,
Свиридов Д.В. - главный специалист-эксперт отдела естественных монополий,
рассмотрев дело N04-05/18-2011 по признакам нарушения ст.10 ФЗ "О защите конкуренции" со стороны МУП "Гортеплосеть" г.Железногорска <_> выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением при определении количества тепловой энергии, поставленной в отопительный период 2010 - 2011 годов населению муниципального образования "Город Железногорск" Курской области, результатом которого является или может являться ущемление интересов жителей указанного муниципального образования, в присутствии директора МУП "Гортеплосеть" г.Железногорска Б. и представителя (по доверенности) Н., председателя Железногорской городской Думы Ш., депутата Железногорской городской Думы С., установила:
11 августа 2011 года в Курское УФАС России обратился депутат Железногорской городской Думы С. В своем обращении депутат указал на неправомерные действия МУП "Гортеплосеть" г.Железногорска, выразившиеся в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования при осуществлении расчетов за оказанные жителям г.Железногорска в отопительном периоде 2010 - 2011 годов услуги теплоснабжения.
При рассмотрении данного заявления и дополнительно представленной информации Курским УФАС России установлено следующее.
МУП "Гортеплосеть" г.Железногорска при осуществлении расчетов за оказанные в отопительном периоде 2010-2011 гг. услуги теплоснабжения жилых домов г.Железногорска, не оборудованных приборами учета тепловой энергии, определяло объем и стоимость услуг исходя из фактической температуры наружного воздуха.
В соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Как предусмотрено подпунктом "а" пункта 19 Правил предоставления коммунальных услуг, при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется для отопления в соответствии с установленной подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам формулой, согласно которой количество потребляемой тепловой энергии должно определяться исходя из норматива потребления тепловой энергии.
Таким образом, действия МУП "Гортеплосеть" г.Железногорска, выразившиеся в определении объема и стоимости оказанных в отопительном периоде 2010-2011 гг. услуг теплоснабжения жилых домов г.Железногорска, не оборудованных приборами учета тепловой энергии, исходя из фактической температуры наружного воздуха не соответствуют вышеуказанным требованиям действующего законодательства.
МУП "Гортеплосеть" г.Железногорска, оказывая услуги по передаче тепловой энергии, в силу ст.4 ФЗ "О естественных монополиях" является субъектом естественной монополии. Согласно части 5 статьи 5 ФЗ "О защите конкуренции" положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, признается доминирующим.
МУП "Гортеплосеть" г.Железногорска занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по распределению пара и горячей воды, теплоснабжению в пределах административных границ МО "Город Железногорск" Железногорского района Курской области с долей более 65%, в связи с чем включено в Реестр хозяйствующих субъектов, занимающих долю на рынке определенного товара более 35% (приказ Курского УФАС России от 03.04.2006 г. N49).
По этой причине МУП "Гортеплосеть" г.Железногорска при оказании услуг по теплоснабжению юридических и физических лиц обязано соблюдать требования антимонопольного законодательства, в частности, статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции".
Статьей 10 ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Проанализировав вышеизложенные факты, председатель Комиссии Курского УФАС России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства признал их достаточными для возбуждения дела N04-05/18-2011 по признакам нарушения ст.10 ФЗ "О защите конкуренции" со стороны МУП "Гортеплосеть" г.Железногорска <_> выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением при определении количества тепловой энергии, поставленной в отопительный период 2010 - 2011 годов населению муниципального образования "Город Железногорск" Курской области, результатом которого является или может являться ущемление интересов жителей указанного муниципального образования.
На заседании Комиссии по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства, состоявшемся 26.09.2011 г., депутат Железногорской городской Думы С. пояснил, что с весны 2011 года к нему стали поступать многочисленные заявления граждан, проживающих на территории города Железногорска, с жалобами на незаконные действия МУП "Гортеплосеть" г.Железногорска, выразившиеся в завышении объемов поставки тепловой энергии в жилые многоквартирные дома, в которых отсутствуют общедомовые приборы учета тепловой энергии. Как стало известно, МУП "Гортеплосеть" г.Железногорска при определении объема теплопотребления указанными потребителями используется не предусмотренная действующим законодательством методика, учитывающая фактически сложившиеся расходы данного предприятия на производство и поставку тепловой энергии, а не нормативы потребления коммунальных услуг, установленные уполномоченным органом местного самоуправления. В результате чего граждане вынуждены переплачивать за оказанные услуги по теплоснабжению принадлежащих им жилым помещений.
Представитель МУП "Гортеплосеть" г.Железногорска пояснила, что расчет объема тепловой энергии, поставленной предприятием в многоквартирные жилые дома, в которых отсутствуют общедомовые приборы учета тепловой энергии, осуществляется МУП "Гортеплосеть" г.Железногорска с учетом температуры наружного воздуха, что необходимо для обеспечения качества температурного режима внутри соответствующих жилых помещений. При расчете объема поставленной тепловой энергии МУП "Гортеплосеть" г.Железногорска используются данные о фактической среднемесячной температуре наружного воздуха каждого месяца в отопительный период, предоставляемые ГУ "Курский гидрометеоцентр".
Выслушав объяснения сторон, проанализировав материалы дела, Комиссия УФАС по Курской области приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 34 Конституции Российской Федерации не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.
Согласно абзаца 2 части 1 статьи 10 Гражданского Кодекса Российской Федерации не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.
МУП "Гортеплосеть" г.Железногорска, оказывая услуги по передаче тепловой энергии, в силу ст.4 ФЗ "О естественных монополиях" является субъектом естественной монополии. Согласно части 5 статьи 5 ФЗ "О защите конкуренции" положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, признается доминирующим.
МУП "Гортеплосеть" г.Железногорска занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по распределению пара и горячей воды, теплоснабжению в пределах административных границ МО "Город Железногорск" Железногорского района Курской области с долей более 65%, в связи с чем включено в Реестр хозяйствующих субъектов, занимающих долю на рынке определенного товара более 35% (приказ Курского УФАС России от 03.04.2006 г. N49).
По этой причине МУП "Гортеплосеть" г.Железногорска при оказании услуг по теплоснабжению юридических и физических лиц обязано соблюдать требования антимонопольного законодательства, в частности, статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции".
Статьей 10 ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Как подтверждается материалами дела, МУП "Гортеплосеть" г.Железногорска осуществляет поставку тепловой энергии проживающим на территории г.Железногорска гражданам в соответствии с договорами, заключенными с управляющими организациями, которые приобретают тепловую энергию как исполнители коммунальных услуг в целях коммунально-бытового обслуживания соответствующих потребителей, проживающих в обслуживаемых многоквартирных домах.
При осуществлении расчетов за оказанные в отопительном периоде 2010-2011 гг. услуги теплоснабжения жилых домов г.Железногорска, не оборудованных приборами учета тепловой энергии, МУП "Гортеплосеть" г.Железногорска определяло объем и стоимость услуг исходя из фактической температуры наружного воздуха.
Поставка тепловой энергии в жилые дома, не оборудованные приборами учета тепловой энергии (далее - жилые дома без приборов учета), осуществлялась МУП "Гортеплосеть" г.Железногорска на основании заключенных с управляющими компаниями г.Железногорска договоров на отпуск тепловой энергии, содержащих следующее условие о порядке учета тепловой энергии (п.9.4):
"При отсутствии общедомовых приборов учета - расчетным путем на основании нормативов потребления тепловой энергии, утвержденных органами местного самоуправления, площади помещения с учетом фактической температуры наружного воздуха. Количество тепловой энергии, потребленной многоквартирным домом, должно определяться в порядке, установленном нормативом потребления коммунальных услуг, с применением расчетного метода.
При договорном качестве тепловой энергии и теплоносителя, в случае отклонения температуры внутри помещения свыше +20°С, "Энергоснабжающая организация" имеет право вводить корректировку количества полученной тепловой энергии по фактической температуре внутреннего воздуха в помещениях многоквартирных домов, подтвержденными актами проверки.
Средняя температура наружного воздуха в отопительный период определяется на основании сведений, предоставленных ГУ "Курский центр по гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды с региональными функциями.".
Как подтверждается материалами дела, МУП "Гортеплосеть" г.Железногорска заключены договоры на отпуск тепловой энергии, содержащие вышеуказанное условие, со следующими обслуживающими жилые дома без приборов учета управляющими организациями и товариществами собственников жилья г.Железногорска: МУП "ЕРЦ" (договоры N33 от 01.01.2009 г. и N695 от 01.01.2011 г.), ООО УК "Железногорская МСО сервис" (договор N700 от 01.04.2010 г.), ТСЖ "Ленина 54" (договор N28 от 01.02.2010 г.), ТСЖ "Альфа" (договор N108 от 01.01.2010 г.), ТСЖ "Благо" (договор N75 от 01.01.2010 г.), ООО "Руд - Групп" (договор N626 от 01.01.2010 г.), ООО "Управляющая компания КУРС" (договор N479 от 01.09.2010 г.), ТСЖ "Перспектива" (договор N699 от 01.01.2010 г.), ООО "Жилищник" (договор N703 от 01.02.2010 г.), ТСЖ "Ветерок" (договор N718 от 01.02.2011 г.), ООО "Городская управляющая компания" (договор N701 от 01.03.2010 г.), ТСЖ "Собственник" (договор N694 от 01.01.2010 г.) (далее - договоры теплоснабжения для жилых домов без приборов учета).
При этом, на основании вышеуказанных договоров МУП "Гортеплосеть" г.Железногорска по всем жилым домам без приборов учета использовалась следующая формула расчета объема поставленной тепловой энергии: площадь жилого дома умноженная на норматив потребления тепловой энергии (за календарный месяц) и умноженная дополнительно на так называемый "температурный коэффициент".
При определении "температурного коэффициента" МУП "Гортеплосеть" г.Железногорска учитываются внутренняя температура помещений исходя из +20°С, средняя температура наружного воздуха в отопительный период -05°С, установленная органом местного самоуправления (утв. решением Железногорской городской Думы от 30.04.2009 г. N205-4-РД), а также средняя фактическая температура наружного воздуха за календарный месяц, в котором осуществляется потребление тепловой энергии, рассчитанная ГУ "Курский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с региональными функциями" (далее - ГУ "Курский гидрометеоцентр").
Таким образом, при осуществлении расчетов за оказанные в отопительном периоде 2010-2011 гг. услуги теплоснабжения жилых домов г.Железногорска без приборов учета МУП "Гортеплосеть" г.Железногорска при определении объема оказанных услуг учитывались не только площадь жилого дома и норматив потребления тепловой энергии, но и дополнительно температурный коэффициент, определяемый исходя из фактически сложившейся средней температуры наружного воздуха за календарный месяц.
В соответствии со статей 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами, применяются правила об энергоснабжении, предусмотренные статьями 539 - 547 настоящего Кодекса.
Согласно части 1 статьи 541 ГК РФ количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.
В силу положений статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Статьей 157 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - Правила предоставления коммунальных услуг), пунктом 15 которых установлено, что размер платы за отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
В случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Как предусмотрено подпунктом "а" пункта 19 Правил предоставления коммунальных услуг, при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется для отопления в соответствии с установленной подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам формулой, в которой количество потребляемой тепловой энергии должно определяться исходя из норматива потребления тепловой энергии на отопление.
Таким образом, способы определения объема поставленной тепловой энергии, конечными потребителями которой являются граждане, установлены императивными нормами действующего законодательства, в соответствии с которыми количество потребляемой тепловой энергии при отсутствии в жилом доме коллективного (общедомового) прибора учета должно определяться исходя из норматива потребления тепловой энергии на отопление.
В связи с тем, что тепловая энергия по договорам теплоснабжения для жилых домов без прибора учета приобреталась управляющими организациями и товариществами собственников жилья г.Железногорска как исполнителями коммунальных услуг в целях предоставления коммунальной услуги теплоснабжения конечным потребителям - гражданам, проживающим в обслуживаемых многоквартирных домах для удовлетворения ими своих коммунально-бытовых нужд, МУП "Гортеплосеть" г.Железногорска обязано было при определении объема и стоимости оказанных услуг руководствоваться вышеуказанными императивными нормами действующего законодательства, определяющими расчет размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Следовательно, правоотношения между МУП "Гортеплосеть" г.Железногорска как ресурсоснабжающей организацией и управляющими организациями, товариществами собственников жилья г.Железногорска, которые заключили с МУП "Гортеплосеть" г.Железногорска договоры теплоснабжения для жилых домов без приборов учета, как исполнителями коммунальных услуг по поводу порядка расчетов за теплоэнергию и определения объема оказанных услуг теплоснабжения жилых домов без приборов учета г.Железногорска регулируются Жилищным кодексом РФ и Правилами предоставления коммунальных услуг, а оплата теплоэнергии, приобретенной исполнителями в целях предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в соответствующих жилых многоквартирных домах, должна была осуществляться лишь по тарифам, установленным уполномоченным органом для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданам, и нормативов потребления, утвержденных в установленном порядке уполномоченными органами власти, без применения так называемого "температурного коэффициента".
Ссылка МУП "Гортеплосеть" г.Железногорска на то, что при определении объема поставляемой тепловой энергии необходимо учитывать температуру наружного воздуха для обеспечения качества температурного режима внутри жилых помещений является несостоятельной ввиду следующего.
Постановлением Правительства РФ N306 от 23.05.2006 г. утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг (далее - Правила определения нормативов потребления коммунальных услуг), в соответствии с которыми нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются уполномоченными органами с учетом климатических условий, влияющих на потребление коммунальных ресурсов.
То есть, климатические условия, в том числе температура наружного воздуха, учитывается уполномоченным органом при утверждении нормативов потребления коммунальных услуг.
В материалах дела имеется решение Железногорской городской Думы от 30.04.2009 г. N205-4-РД, которым утверждено Положение об оплате услуг горячего водоснабжения для расчетов с населением г.Железногорска, проживающего в домах всех форм собственности, и о нормативах тепловой энергии, необходимой на отопление жилых помещений и для подогрева воды" (далее - Положение о нормативах тепловой энергии). В данном Положении (статья 6) уполномоченным органом на основании сведений, предоставленных органами гидрометеорологической службы за предыдущие 5 отопительных периодов, определена средняя температура наружного воздуха в отопительный период как среднеарифметическое средних суточных температур наружного воздуха за отопительный период (-05°С).
Согласно пункта 16 Правил определения нормативов потребления коммунальных услуг, срок действия нормативов потребления коммунальных услуг составляет не менее 3 лет, и в течение этого периода нормативы потребления коммунальных услуг пересмотру не подлежат. При этом, предельный срок действия нормативов потребления коммунальных услуг действующим законодательством не установлен, а их изменение допускается лишь в случаях, предусмотренных пунктом 13 Правил, в установленном законом порядке.
Таким образом, нормативы потребления тепловой энергии для отопления жилых помещений населением города Железногорска, действовавшие в период отопительного периода 2010 - 2011 годов, утверждены решением Железногорской городской Думы от 30 апреля 2009 г. N205-4-РД исходя из температуры наружного воздуха и иных климатических условий, влияющих на потребление тепловой энергии.
Тарифы на тепловую энергию для потребителей МУП "Гортеплосеть" г.Железногорска, в том числе населения г.Железногорска, действовавшие в отопительном периоде 2010 - 2011 гг., утверждены постановлениями Комитета по тарифам и ценам Курской области от 11.12.2009 г. N147 и от 22.11.2010 г. N127/1.
Таким образом, количество и стоимость приобретаемой управляющими компаниями и товариществами собственников жилья г.Железногорска тепловой энергии в целях предоставления гражданам в жилых домах без приборов учета коммунальных услуг по отоплению принадлежащих им жилых помещений должны определяться МУП "Гортеплосеть" г.Железногорска исходя из нормативов потребления тепловой энергии для отопления жилых помещений населением города Железногорска, утвержденных решением Железногорской городской Думы от 30 апреля 2009 г. N205-4-РД, и тарифов на тепловую энергию, утвержденных постановлениями Комитета по тарифам и ценам Курской области от 11.12.2009 г. N147 и от 22.11.2010 г. N127/1.
Как подтверждается материалами дела, МУП "Гортеплосеть" г.Железногорска при определении объема и стоимости оказанных потребителям г.Железногорска в отопительном периоде 2010 - 2011 годов услуг теплоснабжения для жилых домов без приборов учета учитывались не только площадь жилого дома и норматив потребления тепловой энергии, но и дополнительно температурный коэффициент исходя из фактически сложившейся средней температуры наружного воздуха за календарный месяц, в котором происходило потребление тепловой энергии.
Данные действия МУП "Гортеплосеть" г.Железногорска прямо противоречат императивным нормам действующего законодательства и могут привести к ущемлению экономических интересов конечных потребителей - граждан, проживающих в многоквартирных жилых домах г.Железногорска, не оборудованных приборами учета тепловой энергии, вынужденных дополнительно оплачивать излишне выставленную к оплате стоимость оказанных услуг сверх установленных на территории МО "Город Железногорск" нормативов потребления тепловой энергии на отопление жилых помещений.
Как подтверждается материалами дела, МУП "Гортеплосеть" г.Железногорска применялся неправомерный порядок расчета объема и стоимости оказанных услуг теплоснабжения с учетом дополнительного "температурного коэффициента" в отношении 466 жилых многоквартирных домов г.Железногорска, не оборудованных приборами учета тепловой энергии (перечень содержится в приложении к письму МУП "Гортеплосеть" г.Железногорска от 30.08.2011 г. исх.N2307).
Тот факт, что такие действия МУП "Гортеплосеть" г.Железногорска не соответствуют требованиям действующего законодательства, подтверждается постановлением Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 15.07.2010 г. N2380/10, в котором высшая судебная инстанция со ссылками на статью 157 Жилищного кодекса РФ, пункт 19 Правил предоставления коммунальных услуг постановила, что вопрос о количестве поставленной теплоснабжающей организацией исполнителю коммунальных услуг тепловой энергии при отсутствии приборов учета должен решаться исходя из установленных органами местного самоуправления нормативов потребления коммунальных услуг.
Таким образом, Комиссией установлено, что при определении объема и стоимости оказанных в отопительном периоде 2010 - 2011 гг. услуг теплоснабжения 466 жилых многоквартирных домов г.Железногорска, в которых отсутствует общедомовой (коллективный) прибор учета тепловой энергии, МУП "Гортеплосеть" г.Железногорска незаконно и безосновательно использовался расчетный метод, в соответствии с которым количество потребленной гражданами тепловой энергии определялось исходя из данных об изменении температуры наружного воздуха, а не по нормативам потребления тепловой энергии, утвержденных в установленном порядке уполномоченным органом.
Статьей 10 ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, результатом которых является или может являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования (пункт 10 части 1).
Исходя из системного толкования законодательства, регламентирующего правоотношения субъектов при государственном регулировании тарифов, процесс ценообразования включает в себя расчет размера тарифа и его установление, а также порядок применения соответствующего тарифа организациями, осуществляющими регулируемый вид деятельности.
В соответствии с пунктом 18 статьи 2 ФЗ "О теплоснабжении" регулируемый вид деятельности в сфере теплоснабжения - вид деятельности, при осуществлении которого расчеты за товары, услуги в сфере теплоснабжения осуществляются по ценам (тарифам), подлежащим в соответствии с настоящим Федеральным законом государственному регулированию, а именно: реализация тепловой энергии (мощности), теплоносителя, оказание услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя.
МУП "Гортеплосеть" г.Железногорска является доминирующим хозяйствующим субъектом, расчеты за оказание услуг по теплоснабжению потребителей осуществляет по регулируемым тарифам (ценам), в связи с чем обязано соблюдать требования антимонопольного законодательства, в том числе установленный нормативными правовыми актами порядок ценообразования в сфере теплоснабжения.
Как установлено в ходе рассмотрения дела, МУП "Гортеплосеть" г.Железногорска при расчете размера платы за оказанные в отопительном периоде 2010 - 2011 годах услуги по теплоснабжению жилых домов г.Железногорска, в которых отсутствуют коллективные (общедомовые) приборы учета тепловой энергии, был нарушен предусмотренный действующим в сфере теплоснабжения законодательством порядок ценообразования путем применения при расчете платы за оказанные услуги объемов потребления тепловой энергии, не соответствующих нормативам потребления тепловой энергии на отопление жилых помещений населением г.Железногорска, утвержденных решением Железногорской городской Думы от 30 апреля 2009 г. N205-4-РД.
Согласно пункту 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 3 и 10 ФЗ "О защите конкуренции" для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц. В отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.
В этой связи Комиссия приходит к выводу о нарушении МУП "Гортеплосеть" г.Железногорска п.10 ч.1 ст.10 ФЗ "О защите конкуренции" путем злоупотребления доминирующим положением, выразившимся в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования, результатом которого является или может являться ущемление интересов других лиц - населения г.Железногорска, а именно в применении при расчете платы за оказанные услуги теплоснабжения жилых домов г.Железногорска Железногорского района Курской области, в которых отсутствует коллективный (общедомовой) прибор учета тепловой энергии, объемов потребления тепловой энергии, не соответствующих нормативам потребления тепловой энергии на отопление жилых помещений населением г.Железногорска, утвержденных решением Железногорской городской Думы от 30 апреля 2009 г. N205-4-РД.
Согласно ст.51 ФЗ "О защите конкуренции" лицо, чьи действия (бездействие) в установленном настоящим Федеральным законом порядке признаны монополистической деятельностью или недобросовестной конкуренцией и являются недопустимыми в соответствии с антимонопольным законодательством, по предписанию антимонопольного органа обязано перечислить в федеральный бюджет доход, полученный от таких действий (бездействия).
В результате указанного нарушения МУП "Гортеплосеть" г.Железногорска незаконно получен доход, представляющий собой переданные покупателями тепловой энергии - гражданами, проживающими в жилых многоквартирных домах без приборов учета, в виде платы за оказанные в отопительный период 2010 - 2011 годов услуги теплоснабжения денежные средства. В тоже время, определить размер незаконно полученных МУП "Гортеплосеть" г.Железногорска денежных средств от оказания услуг теплоснабжения указанных жилых домов г.Железногорска, не представляется возможным.
На момент вынесения Комиссией решения документированная информация, свидетельствующая о прекращении МУП "Гортеплосеть" г.Железногорска нарушения антимонопольного законодательства или устранения его последствий, отсутствует, МУП "Гортеплосеть" г.Железногорска соответствующая информация в Курское УФАС России не представлена.
В этой связи Курское УФАС России считает необходимым выдать "Гортеплосеть" г.Железногорска предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь ст.23, ч.1 ст.39, ст.41, ст.49, ст.50 ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
1. Признать МУП "Гортеплосеть" г.Железногорска <_> нарушившим п.10 ч.1 ст.10 ФЗ "О защите конкуренции" путем злоупотребления доминирующим положением, выразившимся в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования, результатом которого является или может являться ущемление интересов других лиц - населения г.Железногорска, а именно в применении при расчете платы за оказанные услуги теплоснабжения жилых домов г.Железногорска Железногорского района Курской области, в которых отсутствует коллективный (общедомовой) прибор учета тепловой энергии, объемов потребления тепловой энергии, не соответстсвующих нормативам потребления тепловой энергии на отопление жилых помещений населением г.Железногорска, утвержденных решением Железногорской городской Думы от 30 апреля 2009 г. N205-4-РД.
Выдать МУП "Гортеплосеть" г.Железногорска <_> предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
Контроль за исполнением предписания возложить на члена Комиссии Свиридова Д.В.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течении трех месяцев со дня его принятия.
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРЕДПИСАНИЕ
о прекращении нарушения антимонопольного законодательства
Резолютивная часть предписания оглашена "24" октября 2011 года г.Курск
В полном объеме предписание изготовлено "03" ноября 2011 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии:
Комов Ю.А. - руководитель Управления,
Члены Комиссии:
Волкова М.В. - зам. руководителя Управления,
Исаенко Н.В. - начальник отдела естественных монополий,
Свиридов Д.В. - главный специалист-эксперт отдела естественных монополий,
руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 4 ст. 41, ст. 50 ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения по делу N04-05/18-2011 о нарушении МУП "Гортеплосеть" г.Железногорска пункта 10 части 1 статьи 10 ФЗ "О защите конкуренции" предписывает:
МУП "Гортеплосеть" г.Железногорска <_> прекратить нарушение антимонопольного законодательства, для чего произвести перерасчет объема и стоимости оказанных в отопительном периоде 2010 - 2011 годов услуг теплоснабжения исходя из нормативов потребления тепловой энергии на отопление жилых помещений населением г.Железногорска, утвержденных решением Железногорской городской Думы от 30 апреля 2009 г. N205-4-РД, без учета температуры наружного воздуха по всем многоквартирным жилым домам г.Железногорска, не оборудованным общедомовым прибором учета тепловой энергии (в соответствии с перечнем, содержащимся в письме МУП "Гортеплосеть" г.Железногорска исх.N2307 от 30.08.2011 г.).
МУП "Гортеплосеть" г.Железногорска <_> прекратить нарушение антимонопольного законодательства, для чего привести все действующие договоры на отпуск тепловой энергии, в соответствии с которыми осуществляется теплоснабжение жилых многоквартирных домов г.Железногорска, не оборудованных общедомовыми (коллективными) приборами учета тепловой энергии (в соответствии с перечнем, содержащимся в письме МУП "Гортеплосеть" г.Железногорска исх.N2307 от 30.08.2011 г.), в соответствие с требованиями действующего законодательства, исключив из них условие о том, что при отсутствии прибора учета тепловой энергии расчет объема поставленной тепловой энергии осуществляется с учетом фактической температуры наружного воздуха.
В срок до 30 декабря 2011 года представить в Курское УФАС России доказательства его исполнения.
Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа ч.2.2 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области N 04-05/18-2011 (опубликовано 2 октября 2011 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016