Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия
от 4 октября 2011 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по контролю в сфере размещения заказов в составе:
Председатель комиссии - Широкова О.В., исполняющий обязанности руководителя управления;
Члены комиссии: Козгова Н.П., ведущий специалист - эксперт отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти,
Рыбин А.С., старший специалист 3 разряда отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти,
Алехина А.А., специалист 1 разряда отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти,
при участии со стороны:
1) Муниципального заказчика - Отдела образования Администрации Муниципального образования город Сорск:
- Борисовой Татьяны Николаевны, руководитель Отдела образования Администрации Муниципального образования город Сорск,
- Носковой Людмилы Владимировны, члена единой комиссии по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд на основании Распоряжения главы Муниципального образования город Сорск от 01.02.2011 года N 31-р;
2) ООО "Феникс":
- Кожинаева Олега Афанасьевича, по доверенности от 04.10.2011 года N 2,
рассмотрев жалобу N 125 ООО "Феникс" на действия единой комиссии Отдела образования Администрации Муниципального образования город Сорск при размещении заказа на выполнение общестроительных работ внутренней части в здании детского сада "Дюймовочка" путем проведения открытого аукциона в электронной форме и результаты проведения внеплановой проверки действий указанного заказчика и членов комиссии, содержащие признаки нарушения Федерального закона от 21.07.2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), установила:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия 28.09.2011 года поступила жалоба ООО "Феникс" на действия единой комиссии Отдела образования Администрации Муниципального образования город Сорск при размещении заказа на выполнение общестроительных работ внутренней части в здании детского сада "Дюймовочка" путем проведения открытого аукциона в электронной форме.
В своей жалобе заявитель указывает следующее.
ООО "Феникс" разместило заявку на участие в аукционе, выполнило условие по обеспечению заявки.
В соответствии с Протоколом рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме от 27.09.2011 года первая часть заявки под порядковым номером 1 ООО "Феникс" "не содержит согласие участника на выполнение работ на условиях, предусмотренных аукционной документацией. Не соответствует требованиям пункта 2) части 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов и пункта а) части 11.2 статьи 11 аукционной документации. Отклонить на основании пункта 1) части 4 статьи 41.9 Закона о размещении заказов".
ООО "Феникс" считает отказ в допуске необоснованным, так как согласие участника отражено в заявке (копия прилагается), в перечне документов на электронной площадке "Сбербанк-АСТ", предоставляемых в составе первой части заявки, требование о предоставлении отдельного документа на согласие участника не выставлялось. В информационной карте аукционной документации такое требование не фиксировалось как обязательное. И упоминания о таковом отсутствует.
На основании изложенного заявитель жалобы просит отменить протокол единой комиссии муниципального заказчика - Отдела образования Администрации Муниципального образования город Сорск от 27.09.2011 года, признать ООО "Феникс" участником аукциона по выполнению общестроительных работ внутренней части в здании детского сада "Дюймовочка".
Присутствующий на рассмотрении представитель ООО "Феникс" Ко-жинаев О.А. устно подтвердил доводы, изложенные в жалобе.
03.10.2011 года (входящий N 2803) в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия поступили письменные пояснения по жалобе ООО "Феникс" муниципального заказчика - Отдела образования Администрации Муниципального образования город Сорск, в которых указано несогласие с доводами в полном объеме по следующим основаниям.
К моменту окончания приема заявок на участие в аукционе было представлено четыре заявки. Заявки участников размещения заказа под номерами 2, 3 и 4, по мнению членов единой комиссии, соответствовали требованиям действующего законодательства и аукционной документации и были признаны участниками аукциона.
Заявка под номером 1 признана комиссией несоответствующей требованиям действующего законодательства и аукционной документации и отклонена, так как не содержала согласие участника на выполнение работ, предусмотренных аукционной документацией.
В соответствии с пунктом 2) части 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать согласие участника размещения заказа на выполнение работ, предусмотренных документацией об открытом аукционе в электронной форме, при условии размещения заказа на выполнение работ. Данная норма отражена и в пункте а) части 11.2 статьи 11 Документации об аукционе в электронной форме.
В соответствии с аукционной документацией на участие в аукционе в электронной форме первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать согласие участника размещения заказа на оказание услуг на условиях, предусмотренных документацией об открытом аукционе в электронной форме (в произвольной форме в виде отдельно прикрепленного электронного документа).
В силу части 9 статьи 41.8 Закона о размещении заказов заявка на участие в открытом аукционе в электронной форме направляется участником размещения заказа в форме двух электронных документов, содержащих предусмотренные частями 4 и 6 статьи 41.8 Закона о размещении заказов сведения. Однако, заявка участника размещения заказа с порядковым номером 1, указанного электронного документа не содержала, содержалось лишь согласие, выраженное через штатный интерфейс оператора электронной торговой площадки.
Единая комиссия рассматривала интерфейс электронной торговой площадки как журнал регистрации заявок, а вложенные документы - в качестве заявок на участие в аукционе, так как ни закон, ни регламент электронной торговой площадки не предусматривают, что первая часть заявки может частично формироваться при помощи штатного интерфейса, а частично за счет вложенного электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью. Согласие, выраженное участником размещения заказа на интерфейсе оператора электронной торговой площадки, не является электронным документом, а представляет собой алгоритм действий на ввод информации в программную систему оператора электронной торговой площадки и отправку электронных документов.
Кроме того, штатный интерфейс электронной торговой площадки не лишает возможности участника размещения заказа выразить свое согласие на выполнение работ в прикрепленном электронном документе.
Учитывая вышеизложенное, комиссия муниципального заказчика при-няла решение об отклонении заявки с порядковым номером 1, как несоответствующей требованиям законодательства.
Представители муниципального заказчика Борисова Т.Н. и Носкова Л.В. устно подтвердили доводы в вышеуказанных письменных поясне-ниях.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия установила, что все истребованные у муниципального заказчика и его единой комиссии документы и информация о размещении вышеуказанного заказа представлены на рассмотрение жалобы в полном объеме. В результате анализа и оценки информации и документов в рамках рассмотрения жалобы N 125 по существу комиссия пришла к следующим выводам.
05.09.2011 года на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов http://zakupki.gov.ru и на Электронной торговой площадке "Сбербанк-АСТ" http://www.sberbank-ast.ru размещена информация (Извещение, Документация об аукционе) о проведении открытого аукциона в электронной форме на выполнение общестроительных работ внутренней части в здании детского сада "Дюймовочка".
Форма торгов - открытый аукцион в электронной форме. Муниципальный заказчик - Отдел образования Администрации Муниципального образования город Сорск. Предмет аукциона - выполнение общестроительных работ внутренней части в здании детского сада "Дюймовочка". Номер заказа 0380300028411000056. Начальная (максимальная) цена контракта 10 439 858 рублей.
Распоряжениями главы муниципального образования город Сорск от 01.02.2011 года N 31-р, от 04.05.2011 года N 138-р утвержден состав единой комиссии по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд, которая принимала решение о допуске к участию в торгах по указанному размещению заказа.
Согласно Протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме от 27.09.2011 года N 0380300028411000056-1 ЭА N 16 единая комиссия рассмотрела первые части заявок на участие в аукционе и приняла решение, что "первая часть заявки N 1 не содержит согласие участника на выполнение работ на условиях, предусмотренных аукционной документацией. Не соответствует требованиям пункта 2 части 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов и пункта а) части 11.2 статьи 11 аукционной документации. Отклонить на основании пункта 1) части 4 статьи 41.9 Закона о размещении заказов".
Согласно части 3 статьи 41.8 Закона о размещении заказов заявка на участие в открытом аукционе в электронной форме состоит из двух частей.
В соответствии с частью 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать указанные в одном из следующих подпунктов сведения:
1) при размещении заказа на поставку товара:
а) согласие участника размещения заказа на поставку товара в случае, если участник размещения заказа предлагает для поставки товар, указание на товарный знак которого содержится в документации об открытом аукционе в электронной форме, или указание на товарный знак (его словесное обозначение) предлагаемого для поставки товара и конкретные показатели этого товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, если участник размещения заказа предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в документации об открытом аукционе в электронной форме, при условии содержания в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак, а также требования о необходимости указания в заявке на участие в открытом аукционе в электронной форме на товарный знак;
б) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при его наличии) предлагаемого для поставки товара при условии отсутствия в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак;
2) согласие участника размещения заказа на выполнение работ, оказание услуг на условиях, предусмотренных документацией об открытом аукционе в электронной форме, при условии размещения заказа на выполнение работ, оказание услуг;
3) при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг, для выполнения, оказания которых используется товар:
а) согласие, предусмотренное пунктом 2 части 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов, в том числе означающее согласие на использование товара, указание на товарный знак которого содержится в документации об открытом аукционе, или согласие, предусмотренное пунктом 2 части 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов, указание на товарный знак (его словесное обозначение) предлагаемого для использования товара и конкретные показатели этого товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, если участник размещения заказа предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в документации об открытом аукционе в электронной форме, при условии содержания в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак используемого товара, а также требования о необходимости указания в заявке на участие в от-крытом аукционе в электронной форме на товарный знак;
б) согласие, предусмотренное пунктом 2 части 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при его наличии) предлагаемого для использования товара при условии отсутствия в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак используемого товара.
Согласно части 9 статьи 41.8 Закона о размещении заказов заявка на участие в открытом аукционе в электронной форме направляется участником размещения заказа оператору электронной площадки в форме двух электронных документов, содержащих предусмотренные частями 4 и 6 статьи 41.8 Закона о размещении заказов части заявки. Указанные электронные документы подаются одновременно.
В части 17 статьи 41.8 Закона о размещении заказов установлено, что не позднее дня, следующего за днем окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме, оператор электронной площадки направляет заказчику, в уполномоченный орган предусмотренную частью 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов первую часть заявки на участие в открытом аукционе.
В соответствии с частью 1 статьи 41.9 Закона о размещении заказов аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме, содержащие предусмотренные частью 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов сведения, на соответствие требованиям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме в отношении товаров, работ, услуг, на поставки, выполнение, оказание которых размещается заказ.
В пункте 1) части 4 статьи 41.9 Закона о размещении заказов установлено, что участник размещения заказа не допускается к участию в открытом аукционе в электронной форме в случае непредоставления сведений, предусмотренных частью 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов, или предоставления недостоверных сведений.
В пунктах 11.1 и 11.2 статьи 11 "Требования к содержанию заявки" Документации, регламентирующей порядок проведения открытого аукциона в электронной форме N 15-ЭА на выполнение общестроительных работ внутренней части в здании Детского сада "Дюймовочка", утвержденной руководителем Отдела образования Администрации Муниципального образования город Сорск Т.Н. Борисовой, установлено, что заявка, подаваемая участником размещения заказа, должна состоять из двух частей. Первая часть заявки должна включать согласие участника размещения заказа выполнить работы на условиях, предусмотренных документацией об аукционе (должен быть приложен отдельным документом, образец приложение N 1).
В Приложении N 1 документации муниципального заказчика содержатся рекомендации по заполнению первой части заявки: заголовок - Согласие и содержится следующий текст: "Изучив аукционную документацию, регламентирующую порядок проведения аукциона в электронной форме на "Выполнение работ по монтажу системы вентиляции в здании детского сада "Дюймовочка", участник размещения заказа выражает свое согласие на выполнение работ предусмотренных Разделом IV.Описание работ, аукционной документации (Предложение неконкретного товара, в том числе добавление слов "или эквивалент" либо двойного товарного знака не допускается). Указанные рекомендации представлены исключительно для удобства участников размещения заказа, и представление сведений в составе первой части заявки может быть оформлено в произвольной форме".
Проанализировав первую часть заявки участника размещения заказа под порядковым номером 1 ООО "Феликс", комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия выявила следующее.
На рассмотрении жалобы N 125 представители муниципального заказчика представили страницу с сайта http://www.sberbank-ast.ru, где содержится список заявок с указанием их порядковых номеров, согласия, краткого описания предложения и прикрепленных документов. Согласно представленной информации с сайта подано четыре заявки, в колонке "согласие" прописано у участников размещения заказа под порядковыми номерами 1, 2, 3 и 4 следующее: "Настоящим участник размещения заказа подтверждает свое согласие поставить товар, выполнить работы и / или оказать услуги на условиях, предусмотренных документацией об открытом аукционе в электронной форме: Выполнение общестроительных работ внутренней части в здании детского сада "Дюймовочка", Извещение номер 0380300028411000056.". В колонке "Перечень дополнительных документов, предоставляемых в составе первой части заявки" прикреплены у следующих участников нижеперечисленные электронные документы - непосредственно первые части заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме:
- у участника под порядковым номером 2 - "техзадание", "описание ра-бот" и "смета" в формате zip;
- у участника размещения заказа под порядковым номером 3 - "качество работ" в формате doc;
- у участника под номером 4 - "согласие" в формате doc.
То есть в первых частях заявок участников размещения заказа под по-рядковыми номерами 2, 3 и 4 содержится согласие на выполнение работ.
В первой части заявки на участие в открытом аукционе участника раз-мещения заказа под номером 1 ООО "Феникс" вложенных файлов нет, а значит и отсутствует согласие ООО "Феникс" на выполнение работ.
Заявитель жалобы в подтверждение действий, направленных на выражение согласия на выполнение работ, ссылается на элемент штатного интерфейса на странице участника на электронной площадке в виде фразы о согласии на выполнение работ.
Таким образом, данная страница рассматривается как журнал регистрации заявок, а вложенные электронные документы - заявки на участие в аукционе, которые передаются заказчику оператором электронной площадки, так как ни Закон о размещении заказов, ни Регламент электронной площадки не предусматривают, что первая часть заявки может частично формироваться при помощи штатного интерфейса, а частично - за счет вложенного электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью.
Информация в штатном интерфейсе оператора электронной площадки о согласии участника размещения заказа на выполнение работ, соответствующих требованиям документации об аукционе в электронной форме, на условиях, предусмотренных документацией об аукционе, по своему содержанию и назначению является элементом программного продукта ЗАО "Сбербанк-АСТ", не имеет отношения к электронному документу, содержащему предусмотренную частью 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов первую часть заявки ООО "Феникс", и не свидетельствует о четко и недвусмысленно выраженном заявителем согласии на выполнение работ, соответствующих требованиям документации об открытом аукционе в электронной форме, на условиях, предусмотренных документацией об аукционе (Решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 08.12.2010 года дело N А74-3444/2010, По-становление Третьего Арбитражного апелляционного суда от 18.03.2011 года).
На основании вышеизложенного, комиссией заказчика правомерно от-клонена заявка участника размещения заказа ООО "Феникс".
Довод подателя жалобы о приоритете информационной карты над документацией об открытом аукционе не состоятелен, так как информационная карта (раздел II Документации) является разделом документации и только конкретизирует некоторые положения других ее разделов (таких как раздел I "Инструкция о подготовке заявок для участия в открытом аукционе в электронной форме", раздел III "Заказ на работы", раздел IV "Описание работ" и других разделов). Представитель заявителя жалобы ООО "Феникс" так же не сослался на норму закона о приоритете одного раздела документации над всей документацией об аукционе.
В результате рассмотрения жалобы по существу доводы заявителя жалобы не нашли своего подтверждения, что дает основание признать жалобу необоснованной.
В соответствии с положениями части 3.25 Административного регла-мента ФАС России по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (далее - Административный регламент), утвержденного Приказом ФАС России от 14.11.2007 года N 379, комиссией антимонопольного органа при рассмотрении жалобы N 125 ООО "Феникс" также осуществлялась внеплановая проверка соблюдения законодательства Российской Федерации в сфере размещения заказов. Эта проверка проводилась в соответствии с положениями части 5 статьи 17 Закона о размещении заказов.
В результате проведения указанной проверки нарушений не установлено.
В соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов, частью 3.32 Административного регламента по результатам рассмотрения жалобы и проведения проверки принимается единое решение.
На основании вышеизложенного и руководствуясь положениями пункта части 5 статьи 17, частей 3, 4, 9 и 17 статьи 41.8, части 1 и пункта 1) части 4 статьи 41.9 Закона о размещении заказов, частей 3.25 и 3.32 Административного регламента комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по контролю в сфере размещения заказов решила:
Признать жалобу N 125 ООО "Феникс" на действия единой комиссии Отдела образования Администрации Муниципального образования город Сорск при размещении заказа на выполнение общестроительных работ внутренней части в здании детского сада "Дюймовочка" путем проведения открытого аукциона в электронной форме необоснованной.
Примечание: решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано в Арбитражном суде Республики Хакасия в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии: О.В. Широкова
Члены комиссии: Н.П. Козгова
А.С. Рыбин
А.А. Алехин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия от 4 октября 2011 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016