Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия
от 12 октября 2011 г.
Резолютивная часть решения объявлена 29 сентября 2011 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее Хакасское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии: Шалимов П.А., заместитель руководителя управления, начальник отдела антимонопольного законодательства, рекламы (АЗР);
члены Комиссии: Жукова И.И., ведущий специалист-эксперт отдела АЗР;
Лесниченко Н.В., специалист-эксперт отдела АЗР;
Северина Е.С., старший специалист 3 разряда отдела АЗР,
рассмотрев дело N 8-Р-11 возбужденное по заявлению МРОО "Правовед" в отношении ООО "Ювента" по признакам нарушения части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее Закон "О рекламе"), выразившегося в распространении рекламы о продаже "мощного ноутбука 2 ядра 2 гига", в которой отсутствует часть существенной информации ("При покупке на сумму 55000 руб.") о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, так как выполнена более мелким шрифтом, чем остальная информация, что делает невозможным ее восприятие и вводит потребителей в заблуждение путем создания впечатления о низкой стоимости товара "мощного ноутбука 2 ядра 2 гига" и при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы,
в присутствии представителей:
- лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - Общество с ограниченной ответственностью "Ювента" (далее ООО "Ювента") (655017, г. Абакан, ул. Некрасова, 31) - директор <_>
в отсутствии представителей:
- заявителя - Межрегиональная общественная организация - Общества защиты прав потребителей "Правовед" (далее МРОО "Правовед") (655017, Республика Хакасия, г. Абакан, ул. Вяткина, 39 офис 109), надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела, (определение об отложении дела получено 13.08.2011 (вх. N 90), установила:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее - Хакасское УФАС России) поступило заявление Межрегиональной общественной организации Общества защиты прав потребителей "Правовед" о распространении рекламы на рекламном щите, размещенном в г. Абакане на улице ул. Некрасова напротив дома N 26 (стойка N 040), размещена реклама следующего содержания: "С 9 мая по 14 июня Ушли в отрыв цены. Мощный ноутбук Acer eME728 52G25Mikk 2 ядра 2 гига 9990 рублей Информация об акции, организаторах, сроках и условиях её проведения можно узнать на сайте www.positronica.ru или у менеджеров компании. При покупке на сумму 55000 руб. Некрасова, 31, (ТЦ Калина) тел. 22-12-20 ул. Щетинкина, 65, (ТЦ "Орбита") тел. 34-66-83 позитроника www.positronica.ru".
В письме от 27.09.2011 (вх. N 2762 от 28.009.2011) ООО "Ювента" поясняет, что в целях информирования потребителей о проводимой акции и ее условиях ООО "Ювента" поручило ООО Рекламное агентство "Джем" разместить рекламные информационные материалы (банер) на рекламной конструкции, расположенной по адресу: г. Абакан, ул. Некрасова напротив дома N 26 (стойка N 040). Банер изготовлен ООО "Ювента", нарушение законодательства о рекламе ими допущено не было и, несмотря на меньший по сравнению с основным, размер шрифта, используемый для указания информации об условиях приобретения ноутбука по цене 9900 руб., обеспечивалось нормальное использование потребителями всего содержания рекламной надписи. ООО "Ювента" обращает внимание на то обстоятельство, что использование в рекламе более мелкого шрифта само по себе не образует состав административного правонарушения, а также на то, что необходимая информация об условиях продажи ноутбука по цене 9990 руб. в рекламе присутствует и не может вводить потребителей в заблуждение.
Заявитель - МРОО "Правовед", надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, (определение об отложении дела получено 13.08.2011 (вх. N 90) не направило своего представителя и ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляло.
17 июня 2011 года Хакасским УФАС России было возбуждено дело N 8-Р-11 по признакам нарушения части 7 статьи 5 Закона "О рекламе" в отношении рекламодателя - ООО "Ювента".
Изучив имеющиеся материалы дела, Комиссия Хакасского УФАС России пришла к следующим выводам.
В силу части 11 статьи 5 Закона "О рекламе" при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 5 Закона "О рекламе", реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
Недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара (пункт 2 части 3 статьи 5 Закона "О рекламе").
В силу части 7 статьи 5 Закона "О рекламе" не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Под ненадлежащей рекламой понимается реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации (пункт 4 статьи 3 Закона "О рекламе").
Использованный в рекламном тексте шрифт своим размером должен обеспечить нормальное восприятие потребителем всего содержания рекламной надписи, без дополнительно предпринимаемых усилий по разглядыванию какой-либо ее части.
В письменном пояснении ООО "Ювента" ссылается на то, что использование в рекламе более мелкого шрифта само по себе не образует состав административного правонарушения, а также на то, что необходимая информация об условиях продажи ноутбука по цене 9990 руб. в рекламе присутствует и не может вводить потребителей в заблуждение.
Однако Комиссия Хакасского УФАС России считает, что хотя в Законе "О рекламе" не прописан размер шрифта, это не свидетельствует о том, что размер шрифта может быть любым, поскольку из положений статьи 5 Закона "О рекламе", реклама должна быть добросовестной и достоверной и не должна вводить в заблуждение потребителей. Информация, указанная в рекламе мелким шрифтом, не может быть доведена до потребителя надлежащим образом, в связи с чем, потребитель вводится в заблуждение в отношении предлагаемой услуги по продаже "мощного ноутбука Acer eME728 52G25Mikk 2 ядра 2 гига" за 9990 рублей не делая акцента на другом условии, что это будет возможно только "При покупке на сумму 55000 руб.".
Согласно части 6 статьи 38 Закона "О рекламе" ответственность за нарушение требований, установленных частями 2-8 статьи 5 Закона "О рекламе", несет рекламодатель.
Рекламодатель - это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования лицо (пункт 5 статьи 3 Закона "О рекламе").
Лицом, определившим объект рекламирования и содержания рекламы, является ООО "Ювента", что подтверждается копией договора N 741-10 возмездного оказания услуг от 01.04.2010 (с приложениями), фотоматериалом, копией платежного поручения N 561 от 27.05.2011, письмом от 27.09.2011 (вх. N 2762 от 28.009.2011).
Из представленной ООО "Ювента" информации (письмо от 27.09.2011 (вх. N 2762 от 28.009.2011) следует, что в период с 09 мая по 14 июня 2011 года ООО "Ювента" проводило маркетинговую акцию "Ваш подарок" и для информирования данной акции использовалась наружная реклама.
В связи с тем, что время размещения данной рекламы было ограничено временем проведения акции срок действия которой на момент рассмотрения истек, Комиссия Хакасского УФАС России считает, что предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе ООО "Ювента" выдавать нецелесообразно.
Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу следующего содержания: "С 9 мая по 14 июня Ушли в отрыв цены. Мощный ноутбук Acer eME728 52G25Mikk 2 ядра 2 гига 9990 рублей Информация об акции, организаторах, сроках и условиях её проведения можно узнать на сайте www.positronica.ru или у менеджеров компании. При покупке на сумму 55000 руб. Некрасова, 31, (ТЦ Калина) тел. 22-12-20 ул. Щетинкина, 65, (ТЦ "Орбита") тел. 34-66-83 позитроника www.positronica.ru", в которой часть текста ("Информация об акции, организаторах, сроках и условиях её проведения можно узнать на сайте www.positronica.ru или у менеджеров компании. При покупке на сумму 55000 руб.") выполнена более мелким шрифтом, практически нечитаемым, чем остальная информация, распространенная на рекламном щите, размещенном в г. Абакане на улице ул. Некрасова напротив дома N 26 (стойка N 040), поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
2. Предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе ООО "Ювента" не выдавать, так как к моменту рассмотрения дела совершенное нарушение законодательства о рекламе устранено.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 12.10.2011 года.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель комиссии П.А. Шалимов
Члены комиссии: И.И. Жукова
Н.В. Лесниченко
Е.С. Северин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия от 12 октября 2011 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016