Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю
от 10 октября 2011 г. N Р3-561-2011
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия) в составе:
Председателя комиссии - заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Тихенького О.Л.,
Членов комиссии:
начальника отдела контроля размещения государственного заказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г.В.,
специалиста первого разряда отдела контроля размещения государственного заказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Дацко Н.Г.
специалиста-эксперта отдела контроля размещения государственного заказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Хамирзова С.Р.
В присутствии представителей:
от заявителя жалобы уведомленного надлежащим образом представитель на рассмотрение жалобы не явился,
от государственного заказчика - <***> <***>
от уполномоченного органа - <***>
Рассмотрев жалобу ЗАО "Биотехнотроник" на действия государственного заказчика - Министерство здравоохранения Ставропольского края, уполномоченного органа комитета Ставропольского края по государственному заказу, аукционной комиссии комитета Ставропольского края по государственному заказу, по факту размещения заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме N2592-ЭА SBR (0121200002811004638) "Поставка медицинских иммунобиологических препаратов", установила:
В Ставропольское УФАС России поступила жалоба ЗАО "Биотехнотроник" на действия государственного заказчика - Министерство здравоохранения Ставропольского края, уполномоченного органа комитета Ставропольского края по государственному заказу, аукционной комиссии комитета Ставропольского края по государственному заказу, по факту размещения заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме N2592-ЭА SBR (0121200002811004638) "Поставка медицинских иммунобиологических препаратов". Заявитель считает, что аукционная документация и действия уполномоченного органа по отклонению в участии в открытом аукционе первой части заявки ЗАО "Биотехнотроник" нарушает требования Федерального закона от 21.07.2005 г. N94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, для государственных и муниципальных нужд"
Представитель государственного заказчика пояснил следующее:
При формировании технического задания к указанному аукциону государственный заказчик исходил из требований главы 3.1 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", Федерального закона от 26 июля 2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции".
Статьёй 41.6 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 указанного закона. Частью 2 статьи 34 установлено, что документация об аукционе должна содержать требования, установленные заказчиком к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. Таким образом, заказчик самостоятельно принимает решение при формировании лотов на поставки лекарственных средств, в том числе в отношении предмета размещаемого заказа, включая форму выпуска лекарственных средств (ампулы, таблетки и т.д.), начальной (максимальной) цены контракта, сроков и иных условий поставки товаров, с учетом ограничений, установленных законодательством.
Заказчиком была заявлена "Вакцина для профилактики гриппа [инактивированная], субъединичная", которой соответствуют в соответствии с данными Государственного реестра предельных отпускных цен производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (по состоянию на 10.10.2011), размещенном на официальном сайте министерства здравоохранения Ставропольского края www.mz26.ru, не только вакцина "Инфлювак", но так же субъединичная вакцина "Агриппал", зарегистрированная в России. Выбор сделан с учётом того, что поставляется именно субъединичная вакцина, а не сплит-вакцины, к числу которых относится "Флюарикс".
Субъединичные вакцины - это вакцины последнего поколения, в которых достигается максимальная очистка антигенов от токсичных примесей (в т.ч. липидов). Такая вакцина содержит только поверхностные антигены вируса - гемагглютинин и нейраминидазу, и не содержит внутренних вирусных белков. Доказано, что наиболее значимыми в развитии иммунитета против гриппа являются именно поверхностные вирусные белки. Поскольку в таких вакцинах отсутствуют токсичные примеси и нет внутренних антигенов вируса - они выигрывают в безопасности и дают самое низкое число побочных реакций.
Представителями субъединичных вакцин является голландский "Инфлувак" немецкий "Агриппал" и российский "Гриппол" и "Гриппол плюс". Это наименее реактогенные препараты, которые разрешается и рекомендуется применять для детей 6 месяцев и старше, у пожилых лиц и людей с хроническими заболеваниями.
Поскольку главной причиной, по которой большинство людей отказываются от прививок против гриппа, является боязнь побочных эффектов и возможность заболеть, совершенно очевидно, что субъединичные вакцины, в частности Инфлювак, должны быть вакцинами выбора для большинства пациентов, которые испытывают страх перед поствакциональными реакциями.
Инфлювак - противогриппозная вакцина последнего поколения, содержащая только поверхностные антигены выруса, обладает равной эффективностью, но большей безопасностью, чем цельновирионные и сплит-вакцины, показана взрослым, детям с 6 ти месяцев и беременным женщинам со 2-го триместра.
Государственный заказчик считает необходимым закупить вакцину именно с данными техническими характеристиками так как только поверхностные субъединицы нейроменидаза и геммаглютинин участвуют в формировании иммунитета, согласно раъяснению, которое даёт "Государственный научно-исследовательский институт стандартизации и контроля медицинских биологических препаратов имени Л.А.Тарасевича". Считаем мнение этого учреждения самым авторитетным в России.
Хранение вакцины в течениие 24 часов при температуре не выше 25 градусов Цельсия необходимо для транспортировки в отдаленные районы. Возможно использование термоконтейнеров, но т.к. в некоторых районах бывают дорожные затруднения, хладоэлементы могут растаять за это время, и важно быть иметь уверенность в сохранности вакцины. В данный период времени среднемесячная температура в Ставропольском крае в осеннее время не опускается ниже 0 и не поднимается выше 25. (Инструкция).
Также в приложении содержатся данные по преимуществам современной противогриппозной вакцины Инфлювак перед вакциной Флюарикс. Приведенное исследование по иммуногенности вакцины Флюарикс проводилось на взрослых в возрасте от 18 до 60 лет, нет данных по детям, в то время как в ТЗ прописано, вакцина требуется для детей в том числе. По Инфлюваку были проведены исследования по изучению иммуногенности и реактогенности у детей, в том числе "Иммунопрофилактика гриппа вакциной Инфлювак у детей с соматической патологией" ( Шамшева, Учайкин) и "Сравнение иммуногенности и реактогенности субъединичных, цельно-вирионных и расщепленных вакцин против гриппа" В.Е.П. Байер, А.М. Палаш, А.Д.М.Е. Остерхаус.
На основании вышеизложенного, министерство здравоохранения Ставропольского края в соответствии со статьями 17, 60 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" считает доводы ЗАО "Биотехнотроник" необоснованными, и просит Жалобу ЗАО "Биотехнотроник" признать необоснованной и не подлежащей удовлетворению.
Представитель уполномоченного органа пояснил следующее:
По результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме N2592-ЭА SBR (0121200002811004638) 27 сентября 2011 г. комиссией третьего состава было принято решение о несоответствии первой части заявки участника размещения заказа с порядковым номером 10 требованиям, установленным в документации об открытом аукционе в электронной форме, а также требованиям Закона N94-ФЗ.
Согласно пунктам 1, 2 части 4 статьи 41.9 участник размещения заказа не допускается к участию в открытом аукционе в электронной форме в случае непредоставления сведений, предусмотренных частью 4 статьи 41.8 Закона N94-ФЗ, а именно конкретных показателей используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, а также в случае несоответствия сведений о товаре требованиям, установленным в документации.
Учитывая вышеизложенное, комитет считает действия комиссии третьего состава комитета по признанию заявки с порядковым номером 10 несоответствующей требованиям документации об открытом аукционе в электронной форме N2592-ЭА SBR (0121200002811004638) на право заключения государственного контракта с министерством здравоохранения Ставропольского края на поставку в 2011 году медицинских иммунобиологических препаратов для государственных нужд Ставропольского края соответствующими законодательству.
Комиссия, выслушав доводы сторон, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя внеплановую проверку размещения заказа отмечает:
1. Государственный заказ на право заключения государственного контракта с министерством здравоохранения Ставропольского края на поставку в 2011 году медицинских иммунобиологических препаратов для государственных нужд Ставропольского края путем проведения открытого аукциона в электронной форме N2592-ЭА SBR (0121200002811004638) приказом комитета от 09 сентября 2011 г. N01-08/5409 был размещен на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru на основании утвержденной государственным заказчиком документации в соответствии с Положением о взаимодействии комитета Ставропольского края по государственному заказу и государственных заказчиков Ставропольского края, утвержденного Постановлением Губернатора Ставропольского края от 08 июня 2006 г. N342.
2. Комиссия Ставропольского УФАС России рассмотрев документы представленные на рассмотрение жалобы установила, что действия Министерства здравоохранения Ставропольского края по факту размещения заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме N2592-ЭА SBR (0121200002811004638) "Поставка медицинских иммунобиологических препаратов", а также действия аукционной комиссии комитета Ставропольского края по государственному заказу по отклонению первой части заявки ЗАО "Биотехнотроник" в участии в открытом аукционе в электронной форме по факту размещения заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме N2592-ЭА SBR (0121200002811004638) "Поставка медицинских иммунобиологических препаратов" соответствуют требованиям Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" Так,
- В соответствии с частью 4 статьи 41.6 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N94-ФЗ) документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать сведения о товарах, работах, об услугах, соответственно на поставку, выполнение, оказание которых размещается заказ, и об условиях исполнения контракта, в том числе требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям государственного заказчика.
Согласно подпункту "б" пункта 1 части 4 статьи 41.8 Закона N94-ФЗ первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при его наличии) предлагаемого для поставки товара при условии отсутствия в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак.
Указанные положения Закона N94-ФЗ закреплены в пунктах 3.7.1, раздела 3 "Требования к содержанию и составу заявки" и пункта 4.3 раздела 4 "Инструкция по заполнению заявки" документации об открытом аукционе в электронной форме.
В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 41.9 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" - "Аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме, содержащие предусмотренные частью 4 статьи 41.8 настоящего Федерального закона сведения, на соответствие требованиям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме в отношении товаров, работ, услуг, на поставки, выполнение, оказание которых размещается заказ".
Как было установлено комиссией Ставропольского УФАС России участником размещения заказа ЗАО "Биотехнотроник" (заявка N10) в составе своей заявки на участие в аукционе по позиции N1 указываются международное название препарата, а также технические характеристики данного препарата, не соответствующие требованиям, установленным государственным заказчиком.
Так установлено в техническом задании "Вакцина для профилактики гриппа (инактивированная), субъединичная", предлагается участником - "Вакцина для профилактики гриппа (инактивированная), расщепленная".
Кроме того в функциональных характеристиках (потребительских свойствах), качественных характеристиках предлагаемого к поставке товара отсутствует возможность хранения и транспортировки вакцины в течение 24 часов при температуре не выше 25 градусов Цельсия.
Согласно части 4 статьи 41.9 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" участник размещения заказа не допускается к участию в открытом аукционе в электронной форме в случае непредоставления сведений, предусмотренных часть 4 статьи 41.8, или предоставления недостоверных сведений, а также несоответствие таких сведений требованиям документации об открытом аукционе в электронной форме.
- Комиссией Ставропольского УФАС России установлено, что Министерством здравоохранения Ставропольского края к поставке была заявлена "Вакцина для профилактики гриппа [инактивированная], субъединичная", которой соответствуют в соответствии с данными Государственного реестра предельных отпускных цен производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (по состоянию на 10.10.2011), размещенном на официальном сайте министерства здравоохранения Ставропольского края www.mz26.ru, не только вакцина "Инфлювак", но так же субъединичная вакцина "Агриппал", зарегистрированная в России, что подтверждает отсутствия нарушения требований Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" Федерального закона от 26 июля 2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции" в виде ограничения конкуренции и т.п.
Более того представителями субъединичных вакцин является голландский "Инфлувак" немецкий "Агриппал" и российский "Гриппол" и "Гриппол плюс". Это наименее реактогенные препараты, которые разрешается и рекомендуется применять для детей 6 месяцев и старше, у пожилых лиц и людей с хроническими заболеваниями.
Таким образом, Комиссия Ставропольского УФАС России считает, что действия государственного заказчика - Министерство здравоохранения Ставропольского края, уполномоченного органа комитета Ставропольского края по государственному заказу, аукционной комиссии комитета Ставропольского края по государственному заказу, по факту размещения заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме N2592-ЭА SBR (0121200002811004638) "Поставка медицинских иммунобиологических препаратов" соответствуют требованиям Федерального закона от 21.07.2005 г. N94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Комиссия, руководствуясь ст. 17, ч. 6 ст. 60 Федерального закона от 21.07.2005 г. N94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". решила:
Признать жалобу ЗАО "Биотехнотроник" на действия государственного заказчика - Министерство здравоохранения Ставропольского края, уполномоченного органа комитета Ставропольского края по государственному заказу, аукционной комиссии комитета Ставропольского края по государственному заказу, по факту размещения заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме N2592-ЭА SBR (0121200002811004638) "Поставка медицинских иммунобиологических препаратов" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 10 октября 2011 г. N Р3-561-2011
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016