Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области
от 8 августа 2013 г. N 353-Ж/2013
Комиссия по контролю в сфере размещения заказов Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Сапрыкиной Н.В. |
- |
заместителя руководителя Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Кокшаровой И.О. |
- |
ведущего специалиста - эксперта отдела контроля государственного и муниципального заказов Челябинского УФАС России; |
|
Долгополовой К.А. |
- |
ведущего специалиста - эксперта отдела контроля государственного и муниципального заказов Челябинского УФАС России, |
руководствуясь статьями 17, 60 Федерального закона от 21 июля 2005 года N94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), рассмотрев жалобу ООО "Авгит" на действия аукционной комиссии при проведении открытого аукциона в электронной форме на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог, тротуаров, улично - дорожной сети в Варненском, Чесменском, Карталинском, Брединском муниципальных районах Челябинской области (извещение N 0169300018713000001), в присутствии:
- представителей ООО "Авгит", действующих на основании доверенности и протокола общего собрания учредителей общества N 5 от 20.12.2012;
-представителей ООО "Специализированная организация Южного Урала", действующих на основании протокола внеочередного общего собрания участников общества N 2 от 30.07.2013 и доверенности N 05 от 01.07.2013;
- представителя Администрации Варненского муниципального района, действующего на основании постановления Главы Варненского муниципального района от 26.06.2008 N 313 А, установила:
В Челябинское УФАС России 01 августа 2013 года поступила жалоба ООО "Авгит" на действия аукционной комиссии при проведении открытого аукциона в электронной форме на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог, тротуаров, улично - дорожной сети в Варненском, Чесменском, Карталинском, Брединском муниципальных районах Челябинской области (извещение N 0169300018713000001) (далее - Аукцион).
Согласно представленным документам, Администрация Варненского муниципального района (далее - организатор торгов), Управление строительства, инфраструктуры и жилищно-коммунального хозяйства Карталинского муниципального района, Администрация Брединского муниципального района Челябинской области, Администрация Чесменского сельского поселения Чесменского муниципального района Челябинской области (далее - заказчики совместных торгов) и ООО "Специализированная организация Южного Урала" (далее - специализированная организация) объявили о проведении Аукциона.
Между заказчиками 01.07.2013 заключено соглашение о проведении совместных торгов, которое подписано главами районов, поселений и начальником управления и скреплено печатями указанных учреждений и органов местного самоуправления.
В соответствии со статьей 41.5 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме размещено на официальном сайте www. zakupki.gov.ru 09.07.2013.
Начальная (максимальная) цена контракта (общая по всем заказчикам) - 64 846 372, 00 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме - 25.07.2013 08:00.
Дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме - 29.07.2013.
Дата проведения открытого аукциона в электронной форме - 01.08.2013.
Состав аукционной комиссии утвержден распоряжением Главы Варненского муниципального района С.В. Маклакова от 01.07.2013 N 326 а-р.
По состоянию на 08.07.2013 муниципальные контракты не заключены, что подтверждается письмами заказчиком совместных торгов (исх. N 902 от 05.08.2013, N 509 от 06.08.2013, N 309 ОКСиП от 05.08.2013, N 313 от 06.08.2013), имеющимися в материалах дела.
Согласно доводам жалобы, ООО "Авгит" направило заявку на участие в Аукционе.
В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе N 0169300018713000001-1 от 29.07.2013, по мнению заявителя жалобы, заявка общества неправомерно принята несоответствующей требований документации об аукционе по основаниям, изложенным в протоколе.
Представители организатора совместных торгов и специализированной организации с доводами жалобы не согласились, пояснили, что в первой части заявки ООО "Авгит" по позициям, связанным с описанием используемых при выполнении работ материалов (щебня, битума, бетона) указаны показатели, допускающие двойное толкование, что и послужило основание для признания заявки несоответствующей.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения сторон, руководствуясь статьей 17, 60 Закона о размещении заказов, Комиссия, рассмотрев доводы жалобы ООО "Авгит" и проведя внеплановую проверку действий заказчиков и организатора совместных торгов, пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 41.9 Закона о размещении заказов аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме, содержащие предусмотренные частью 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов сведения, на соответствие требованиям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме в отношении товаров, работ, услуг, на поставки, выполнение, оказание которых размещается заказ.
Частью 3 статьи 41.9 Закона о размещении заказов предусмотрено, что на основании результатов рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме, содержащих сведения, предусмотренные частью 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов, аукционной комиссией принимается решение о допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме участника размещения заказа и о признании участника размещения заказа, подавшего заявку на участие в открытом аукционе, участником открытого аукциона или об отказе в допуске такого участника размещения заказа к участию в открытом аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 41.9 Закона о размещении заказов.
Частью 4 статьи 41.9 Закона о размещении заказов предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для отказа в допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме, а именно:
1) непредоставления сведений, предусмотренных частью 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов, или предоставления недостоверных сведений;
2) несоответствия сведений, предусмотренных частью 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов, требованиям документации об открытом аукционе в электронной форме.
Подпунктом б пункта 2 части 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов предусмотрено, что первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг, для выполнения, оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при его наличии) предлагаемого для использования товара при условии отсутствия в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак используемого товара.
Подпункт а пункта 2 части 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов в рассматриваемой ситуации не применим, поскольку в документации об аукционе отсутствуют товарные знаки.
Отказ в допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме по основаниям, не предусмотренным частью 4 статьи 41.9 Закона о размещении заказов, не допускается, что предусмотрено частью 5 статьи 41.9 Закона о размещении заказов.
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе N 0169300018713000001-1 от 29.07.2013 на участие в Аукционе поступило две заявки, заявке под номером 1 отказано в допуске к участию в Аукционе по следующим основаниям: "Заявка участника размещения заказа не соответствует требования документации об аукционе в электронной форме. В представленной участником размещения заказа первой части заявки содержатся показатели товаров (материалов), используемых для выполнения работ, допускающие двусмысленное толкование, а именно: 1) В техническом задании на материалы Варненского муниципального района указаны показатели номинального размера зерен щебня, допускающие двусмысленное толкование, по п.п. 1, 2 "10 мм 20 мм", по п. 3 - "40 мм 70 мм", по п. 6 - "5 мм 10 мм", по п. 7 - 15 мм 20 мм", по п. 8 - "20 мм 25 мм", по п.п. 5,9 указаны показатели индекса пенетрации битума, допускающие двусмысленное толкование - "-0,1 +0,1"; 2) В техническом задании на материалы Чесменского сельского поселения Чесменского муниципального района указаны показатели номинального размера зерен щебня, допускающие двусмысленное толкование, по п. 1 - "20 мм 40 мм", по п.п. 2,4 - "40 мм 70 мм", по п. 3 - "10 мм 20 мм", по п. 6 указаны показатели индекса пенитрации битума, допускающие двусмысленное толкование - "-0,1 +0,1"; 3) В техническом задании на материалы Карталинского муниципального района по п. 1 указаны показатели индекса пенетрации битума, допускающие двусмысленное толкование "-0,1 +0,1", указаны показатели номинального размера щебня, допускающие двусмысленное толкование, по п. 6 - "20 мм 40 мм", по п.п. 7,8,12 - "10 мм 20 мм", по п. 9 - "40 мм 70 мм", по п. 10- "3 мм 10 мм", по п. 11 указаны показатели полного остатка на сите N 063 для песка, допускающие двусмысленное толкование - "30 % 45%", по п.п. 14, 16 указаны показатели плотности бетона, допускающие двусмысленное толкование - "1800 кг/м3 2500 кг/м3", указаны показатели массовой доли нелетучих веществ для грунтовки и эмали, допускающие двусмысленное толкование, по п. 25 - "54% 60%", по п. 28 - "49 % 70%"; 4) В техническом задании на материалы Брединского муниципального района по п. 7 указаны показатели индекса пенетрации битума, допускающие двусмысленное толкование - "-0,1 +0,1", указаны показатели номинально размера зерен щебня, допускающие двусмысленное толкование, по п.п. 1,5 - "40 мм 70 мм", по п. 4 - "10 мм 20 мм". Нарушены требования пп. 3.4.1, 3.4.2 статьи 3 Раздела 1.2 "Общие условия проведения аукциона". Основание для решения: пункт 2 части 4 статьи 41.9 Закона о размещении заказов".
Согласно разделу 10 (пункт 3.2) Информационной карты документации об аукционе заявка на участие в аукционе должна содержать сведения и документы, указанные в пункте 3.2 раздела I 2 "Общие условия проведения аукциона": первая часть заявки должна содержать сведения и документы, указанные в пункте 3.2 раздела I 2 "Общие условия проведения аукциона", в том числе: 1) согласие участника размещения заказа на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об аукционе, означающее, в том числе согласие на использование товара, указание на товарный знак (его словесное обозначение) предлагаемого для использования товара и конкретные показатели этого товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным документацией об аукционе, если участник размещения заказа предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в документации об аукционе, при условии содержания в документации об аукционе указания на товарный знак используемого товара; 2) конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при его наличии) предлагаемого для использования товара.
Пунктом 3.2.2 статьи 3 документации об аукционе предусмотрено, что заявка состоит из двух частей и содержит сведения и документы, указанные в пп. 3.2.3 и п. 3.2.4 раздела документации об аукционе.
Пунктом 3.2.3 предусмотрено, что первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать указанные в одном из подпунктов сведения (требуемые сведения по предмету аукциона устанавливаются в Информационной карте документации об аукционе).
Согласно подпункту б пункта 3.2.3 документации об аукционе заявка должна содержать согласие, предусмотренное подпунктом 2 пункта 3.2.3 раздела, а также конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией об аукционе, и товарный знак (его словесное обозначение) (при его наличии) предлагаемого для использования товара при условии отсутствия в документации указания на товарный знак используемого товара (требования к описанию товаров установлены в п. 3.4 раздела).
Пунктом 3.4.1 документации об аукционе установлено, что описание товаров, предлагаемых участником размещения заказа для поставки в случае, установленном подпунктом 1) пункта 3.2.3 раздела, или использования товаров, в случае, установленном подпунктом 3) пункта 3.2.3 раздела, производится по полному перечню показателей, установленных в технической части (Часть III) документации об аукционе и должно содержать указание на товарный знак (при его наличии) таких товаров. Описание товаров, предлагаемых участником размещения заказа для поставки или использования, не должно допускать двойного толкования и употребления словосочетания "или эквивалент".
В случае невозможности достоверно определить соответствие товаров, предлагаемых для поставки или использования участником размещения заказа, технической части (Часть III) документации об аукционе, заявка на участие в электронном аукционе признается несоответствующей требованиям документации об аукционе, что влечет за собой отказ в допуске в соответствии с пунктом 5.1.4 раздела.
Комиссия Челябинского УФАС России рассмотрев заявку ООО "Авгит", требования документации об аукционе к первой части заявки на участие в аукционе, основания отказа в допуске, указанные в протоколе рассмотрения первых частей заявок N 0169300018713000001-1 от 29.07.2013, считает, что решение аукционной комиссии по отказу в допуске по пунктам 1-3, 6-9 технического задания на материалы Варненского муниципального района, по пунктам 1-4, Технического задания на материалы Чесменского сельского поселения Чесменского муниципального района, по пунктам 6-10, 12 технического задания на материалы Карталинского муниципального района, по пунктам 1, 4-6 технического задания на материалы Брединского муниципального района неправомерным по следующим основаниям.
Согласно ГОСТ 8267-93 "Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ" щебень и гравий выпускают в виде следующих основных фракций: от 5 (3) до 10 мм; св. 10 до 15 мм; св. 10 до 20 мм; св. 15 до 20 мм; св. 20 до 40 мм; св. 40 до 80 (70) мм и смесей фракций от 5 (3) до 20 мм.
Таким образом, указать конкретный показатель (одним числовым значением) фракцию (номинальный размер) щебня невозможно, поскольку ГОСТ 8267-93 предполагает диапазонное значение.
В заявке ООО "Авгит" по пунктам 1-4, Технического задания на материалы Чесменского сельского поселения Чесменского муниципального района, по пунктам 6-10, 12 технического задания на материалы Карталинского муниципального района, по пунктам 1, 4-6 технического задания на материалы Брединского муниципального района отсутствуют показатели, предполагающие двусмысленное толкование, поскольку к поставке предлагается щебень с номинальным размером "10 мм 20 мм", "40 мм 70 мм", "5 мм 10 мм", "15 мм 20 мм" и т.д., соответствующий максимальным и минимальным значениям, установленным документацией об аукционе.
Вместе с тем, Комиссия Челябинского УФАС России соглашается с решением аукционной комиссии по отказу в допуске заявителю по причине не указания конкретного показателя индекса пенетрации по битуму и плотности бетона тяжелого класса В 15 (M 200) по всем техническим заданиям заказчиков совместных торгов.
Указанный вывод основан на том, что индекс пенетрации битума и плотности бетона возможно указать конкретным показателем на основании паспорта продукции, предоставляемого производителем битума.
Таким образом, отказ в допуске к участию в аукционе в целом правомерен, доводы жалобы обоснованы в части.
2. Согласно части 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 Закона о размещении заказов.
В соответствии с частью 2 статьи 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
Комиссия Челябинского УФАС России соглашается с доводами заявителя жалобы, согласно которым заказчиками совместных торгов в технических заданиях отсутствует такие характеристики, как глубина проникания иглы 0,1 мм при 25 °С и при 0 °С, растяжимость, позволяющие определить индекс пенетрации и выставить адекватное предложение по указанному материалу, что является нарушением части 2 статьи 34, части 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов, поскольку не позволяет определить потребность заказчика в предоставлении конкретного материала при выполнении работ.
Кроме того, организатором совместных торгов не представлено объективных пояснений относительно необходимости указания в заявке конкретных показателей массовой доли нелетучих веществ по грунтовке и краске, индексу пенетрации по битуму, что не позволяет определить реально существующую потребность заказчиком совместных торгов в указанной характеристике материала.
По асфальтобетонным смесям по позициям 10, 13 технического задания на материалы Варненского муниципального района, по позициям 7, 8 технического задания на материалы Чесменского сельского поселения Чесменского муниципального района, по позициям 2, 4, 5 технического задания на материалы Карталинского муниципального района, по позициям 2, 4, технического задания Карталинского муниципального района, по позиции 8-9 технического задания на материалы Брединского муниципального района в нарушение части 2 статьи 34, части 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов невозможно установить виды асфальтобетонных смесей, необходимых заказчикам при осуществлении работ.
Указанные обстоятельства подтверждаются следующими классификационными признаками асфальтобетонов.
К основным классификационным признакам асфальтобетонов относятся разновидность крупного заполнителя, вязкость битумов, размеры зерен щебня или гравия, структурные параметры, производственное назначение.
В зависимости от вида крупного заполнителя асфальтобетоны разделяют на щебеночные, состоящие из щебня, песка, минерального порошка и битума; гравийные, в состав которых входят гравий, песок или гравийно-песчаный материал, минеральный порошок и битум; песчаные - асфальтобетоны, в которых отсутствует крупный заполнитель (щебень или гравий).
По вязкости применяемого битума и по температуре укладки асфальтобетонной массы в конструктивный слой они подразделяются на горячие укладываемые при температуре не ниже 120°С; теплые, получаемые на основе вязких, но более мягких битумов или жидких битумов. Их укладывают в дорожные покрытия при температуре не ниже 70°С; холодные, приготавливаемые на жидких битумах марок МГ, СГ или битумных эмульсиях и укладываемые при температуре окружающего воздуха, но не ниже 5°С.
По наибольшему размеру зерен щебня или гравия горячие и теплые асфальтобетоны разделяют на крупнозернистые - наибольший размер зерен до 40 мм; мелкозернистые - до 20 мм; песчанные - с наибольшим размером зерен до 5 мм (иногда 3 мм). Холодные асфальтобетоны могут быть только мелкозернистыми или песчаными. Кроме того, горячие и теплые асфальтобетоны в зависимости от использования их в дорожной конструкции разделяют на плотные - для верхних слоев покрытия дорог с остаточной пористостью от 2 до 7%; пористые - для нижнего слоя и оснований дорожных покрытий, с остаточной пористостью от 7 до 12% по массе, высокопористые - с пористостью 12 -18%.
Плотные дорожные асфальтобетоны {горячие и холодные) в зависимости от количественного содержания в них крупного или мелкого заполнителя подразделяют на пять типов: А, Б, В, Г, Д. Так, например, тип А содержит 50 -65% щебня; тип Б - 35 - 50% щебня или гравия; тип В - 20 -35% щебня или гравия.
Кроме того, плотные горячие и теплые асфальтобетоны подразделяют на три марки - I, II, III в зависимости от качественных показателей.
По производственному назначению различают асфальтобетоны дорожные, аэродромные, гидротехнические, для плоской кровли и полов.
3. В соответствии с частью 6 статьи 10 Закона о размещении заказов два и более заказчика, уполномоченных органа вправе осуществлять размещение заказов на поставки одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг путем проведения совместных торгов.
Права, обязанности и ответственность заказчиков, уполномоченных органов при проведении совместных торгов и порядок проведения совместных торгов определяются соглашением сторон в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Законом о размещении заказов.
Контракт с победителем или победителями совместных торгов заключается каждым заказчиком, проводившим такие торги, или каждым заказчиком, для которого размещение заказа путем проведения торгов осуществлялось уполномоченным органом. Исполнение контрактов, заключенных с победителем или победителями совместных торгов, осуществляется сторонами в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами с учетом положений Закона о размещении заказов.
Положением о взаимодействии государственных и муниципальных заказчиков, органов, уполномоченных на осуществление функций по размещению заказов для государственных или муниципальных заказчиков, при проведении совместных торгов, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 27.10.2006 N 631 (далее - Положение), определен порядок взаимодействия государственных и муниципальных заказчиков (далее - заказчики), органов, уполномоченных на осуществление функций по размещению заказов для государственных или муниципальных заказчиков (далее - уполномоченные органы), при размещении заказов на поставку одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг путем проведения совместных торгов.
В соответствии с пунктом 4, 5 Положения для проведения совместных торгов заказчики, уполномоченные органы между собой заключают соглашение о проведении совместных торгов до утверждения конкурсной (аукционной) документации, которое должно содержать
а) сведения о заказчиках и уполномоченных органах, проводящих совместные торги;
б) сведения о видах и предполагаемых объемах заказов, в отношении которых проводятся совместные торги;
в) права, обязанности и ответственность сторон соглашения;
г) сведения об организаторе совместных торгов, включая перечень функций, передаваемых ему сторонами соглашения в целях проведения торгов;
д) порядок и срок формирования конкурсной (аукционной) комиссии по размещению заказа (далее - комиссия);
е) порядок и сроки разработки и утверждения конкурсной (аукционной) документации;
ж) ориентировочные сроки проведения совместных торгов;
з) порядок оплаты расходов, связанных с организацией и проведением совместных торгов;
и) срок действия соглашения;
к) порядок рассмотрения споров и обжалований;
л) иная информация, определяющая взаимоотношения сторон соглашения при проведении совместных торгов.
Организатор совместных торгов осуществляет разработку и утверждение конкурсной (аукционной) документации для проведения совместных торгов в соответствии с порядком и условиями, установленными соглашением (пункт 8 Положения).
Проекты контрактов, составленные по результатам торгов, направляются организатором совместных торгов для подписания каждой стороной соглашения после их подписания поставщиком (пункт 13 Положения).
3.1. В соответствии с частью 1 статьи 6 Закона о размещении заказов заказчик или уполномоченный орган (в случае, если такое право предусмотрено решением о создании уполномоченного органа) вправе привлечь на основе контракта или в случае, предусмотренном пунктом 14 части 2 статьи 55 настоящего Федерального закона, на основе гражданско-правового договора юридическое лицо для осуществления функций по размещению заказа путем проведения торгов в форме аукциона на право заключить контракт - разработки конкурсной документации, документации об аукционе, опубликования и размещения извещения о проведении открытого конкурса или открытого аукциона, направления приглашений принять участие в закрытом конкурсе или в закрытом аукционе и иных связанных с обеспечением проведения торгов функций.
Выбор специализированной организации осуществляется заказчиком, уполномоченным органом путем размещения заказа на оказание услуг для нужд заказчиков в соответствии с Законом о размещении заказов (часть 2 статьи 6 Закона о размещении заказов).
Специализированная организация осуществляет указанные в части 1 статьи 6 Закона о размещении заказов функции от имени заказчика или уполномоченного органа. При этом права и обязанности возникают у заказчика или уполномоченного органа (часть 3 статьи 6 Закона о размещении заказов).
Вместе с тем, частью 6 статьи 10, частью 1 статьи 6 Закона о размещении заказов, Положением не предусмотрено право организатора совместных торгов передать специализированной организации полномочия заказчиков совместных торгов и функции самого организатора торгов.
Материалами дела установлено, что Администрация Варненского муниципального района, являясь по соглашению о проведении совместных торгов организатором совместных торгов, заключила 01.07.2013 договор с ООО "Специализированная организация Южного Урала" N 03-СТ/13 на оказание услуг по организации и проведению совместных торгов в форме открытого аукциона в электронной форме на право заключения муниципальных контрактов на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог, тротуаров, улично-дорожной сети в Варненском, Чесменском, Карталинском, Брединском муниципальных районах Челябинской области, что не соответствует части 6 статьи 10 Закона о размещении заказов и Положению.
В результате специализированной организации переданы функции по разработке документации об аукционе, которые фактически по соглашению о проведении совместных торгов должны осуществляться организатором торгов.
3.2. Соглашение о проведении совместных торгов, в том числе и его приложения должны быть подписаны всеми сторонами соглашения и скреплены печатями заказчиком совместных торгов.
Согласно пункту 1.2 соглашения о проведении совместных торгов виды и предполагаемые объемы заказов, в отношении которых будут проводиться совместные торги указаны в сметной документации (приложение к Соглашению, являющейся неотъемлемой частью соглашения).
Комиссией Челябинского УФАС России при изучении сметной документации установлено, что локальные сметы не утверждены всеми сторонами соглашения, что свидетельствует об отсутствии соглашения между заказчиками в части вида и объемов работ, что не соответствует подпункту б пункта 4 Положения.
3.3. Пунктом 8.1 соглашения предусмотрено, что соглашение вступает в силу с момента подписания и действует до исполнения взаимных обязательств, либо до дня заключения заказчиками контракта, отказа заказчика от заключения контракта по основаниям, предусмотренным Законом о размещении заказов, отказа от проведения совместных торгов, когда совместные торги признаны несостоявшимися в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, аннулирования совместных торгов или вступления в силу решения суда о признании совместных торгов недействительными.
В соответствии с протоколом подведения итогов открытого аукциона в электронной форме N 0169300018713000001-2 от 29.07.2013 решением аукционной комиссии на основании положения части 11 статьи 41.11 Закона о размещении заказов Аукцион признан несостоявшимся, поскольку только одна заявка участника размещения заказа - ООО "Пластовское ДРСУ" признана соответствующей требованиям документации об аукционе.
Таким образом, с учетом пункта 8.1 соглашения 29.07.2013 действие соглашения о проведении совместных торгов истекло.
Частью 15 статьи 41.11 Закона о размещении заказов предусмотрено, что в случае, если открытый аукцион в электронной форме признан несостоявшимся и только одна заявка на участие в открытом аукционе в электронной форме, поданная участником открытого аукциона, принявшим участие в открытом аукционе, признана соответствующей требованиям, предусмотренным документацией об открытом аукционе в электронной форме, заказчик, уполномоченный орган, специализированная организация направляют оператору электронной площадки проект контракта, прилагаемого к документации об открытом аукционе, без подписи контракта заказчиком в течение четырех дней со дня размещения на электронной площадке указанного в части 11 статьи 41.11 Закона о размещении заказов протокола. Заключение контракта с участником открытого аукциона, подавшим такую заявку на участие в открытом аукционе, осуществляется в соответствии с частями 3 - 8, 11, 12, 17 - 19 статьи 41.12 Закона о размещении заказов. При этом контракт заключается на условиях, предусмотренных документацией об открытом аукционе, по минимальной цене контракта, предложенной указанным участником открытого аукциона при проведении открытого аукциона.
Пунктом 3.2.14 соглашения о проведении совместных торгов предусмотрено, что организатору совместных торгов передаются функции по направлению оператору электронной площадки проектов контрактов без подписи заказчиков с внесенными в них необходимыми сведениями, в порядке и сроки, установленные Законом о размещении заказов.
Вместе с тем, пункт 8.4 соглашения о проведении совместных торгов в рассматриваемой ситуации исключает действия организатора совместных торгов по исполнению обязанности, предусмотренной пунктом 3.2.14 соглашения о проведении совместных торгов, что привет к невозможности исполнения требований части 5 статьи 41.11 Закона о размещении заказов и является нарушением подпункта и пункта 4 Положения.
3.4. Согласно подпункту ж пункта 4 Положения соглашение о проведении совместных торгов должно содержать ориентировочные сроки проведения торгов.
Указанные сроки в нарушение подпункта ж пункта 4 Положения в соглашении о проведении совместных торгов отсутствуют.
Довод организатора совместных торгов и специализированной организации о том, что указанные сроки предусмотрены пунктом 6.1 соглашения, не принимаются Комиссией Челябинского УФАС России во внимание, поскольку указанным положением соглашения определяется общий срок проведения совместных торгов со дня размещения извещения о проведения совместных торгов и до дня подписания Комиссией итогового протокола - не более 55 календарных дней.
4. В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о размещении заказов законодательство Российской Федерации о размещении заказов основывается на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из Закона о размещении заказов, иных федеральных законов, регулирующих отношения, связанные с размещением заказов. Нормы права, содержащиеся в иных федеральных законах и связанные с размещением заказов, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Частью 2.1 статьи 10 Закона о размещении заказов предусмотрено, что при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг путем проведения торгов могут выделяться лоты, в отношении которых в извещении о проведении конкурса или аукциона, в конкурсной документации, документации об аукционе отдельно указываются предмет, начальная (максимальная) цена, сроки и иные условия поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Участник размещения заказа подает заявку на участие в конкурсе или аукционе в отношении определенного лота. В отношении каждого лота заключается отдельный контракт.
Частями 1-3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) предусмотрены специальные антимонопольные требования к торгам, согласно которым при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов запроса котировок путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, ограничение доступа к участию в торгах, не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами.
Перечень нарушений, перечисленный в статье 17 Закона о защите конкуренции, не является исчерпывающим, и для квалификации действий по организации и проведению торгов как нарушающих требования антимонопольного законодательства необходимы установление и оценка последствий тех или иных нарушений законодательства о размещении заказов с точки зрения их фактического либо возможного влияния на конкурентную среду в конкретном случае.
Согласно разделу 3 Информационной карты документации об аукционе предметом аукциона является выполнение работ по ремонту автомобильных дорог, тротуаров, улично - дорожной сети в Варненском, Чесменском, Карталинском, Брединском муниципальных районах Челябинской области.
Согласно документации, начальная (максимальная) цена контракта составляет 64 846 372 рублей. Документацией установлено требование обеспечения заявки на участие в Аукционе для Управления строительства, инфраструктуры и жилищно-коммунального хозяйства Карталинского муниципального района в размере 687 190, 25 рублей, Администрации Варненского муниципального района - 722 433, 75 рублей, Администрации Брединского муниципального района - 1 114 589, 15 рублей, для Администрации Чесменского сельского поселения Чесменского муниципального района - 718 105, 45 рублей и требование обеспечения исполнения контракта для Управления строительства, инфраструктуры и жилищно-коммунального хозяйства Карталинского муниципального района в размере 4 123 141, 50 рублей, Администрации Брединского муниципального района - 6 687 534, 90 рублей, Администрации Чесменского сельского поселения Чесменского муниципального района - 4 308 632, 45 рублей.
Объем и виды работ определены в отношении каждого муниципального образования в соответствии с локальными сметными расчетами, между собой работы не взаимосвязаны, выполняются на различных объектах (улицах), находящихся в разных муниципальных образованиях.
Муниципальные районы и сельские поселения, в которых необходимо выполнять работы, являются самостоятельными муниципальными образованиями, друг от друга удалены, технологическая и функциональная связь между работами, включенными в сметы отсутствует.
Объединение в один лот технологически и функционально не связанных работ по ремонту объектов, территориально расположенных в различных муниципальных образованиях Челябинской области, требует от потенциальных участников Аукциона наличия большого объема технических, кадровых и финансовых ресурсов.
С учетом изложенного, Комиссия пришла к выводу, что объединение в один лот при проведении Аукциона ремонта улично-дорожной сети, тротуаров, автомобильных дорог в четырех различных муниципальных образованиях на территории Челябинской области могло привести к ограничению количества участников размещения заказа.
Участники размещения заказа могли отказаться от участия в торгах по причине отсутствия возможности обеспечения заявки и обеспечения контракта в указанном в документации объеме денежных средств.
Об указанных обстоятельствах свидетельствует факт признания аукциона несостоявшимся, так согласно протоколу подведения итогов Аукциона N 016930001871000001-2 от 29.07.2013 аукцион признан несостоявшимся, поскольку из двух поданных заявок соответствующей требованиям документации об аукционе признана заявка ООО "Пластовское ДРСУ".
Однако при наличии в документации об аукционе лотов, сформированных например, по территориальному принципу, в данном аукционе могли принять участие многие хозяйствующие субъекты.
Вместе с тем, целями размещения заказа путем проведения торгов является обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов, заключение контракта по наиболее низкой цене.
Таким образом, в нарушение частей 1-3 статьи 17 Закона о защите конкуренции в состав одного лота включены работы по указанным в локальных сметах объектам, технологически и функционально не связанные между собой.
Исходя из изложенного, информации, представленной Администрацией Варненского муниципального района, ООО "Специализированная организация Южного Урала" и ООО "Авгит", а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьями 17, 60 Закона о размещении заказов и приказом ФАС России от 24 июля 2012 года N 498 "Об утверждении административного регламента ФАС по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных и муниципальных нужд", решила:
1. Признать доводы жалобы ООО "Авгит" на действия аукционной комиссии обоснованными в части;
2. По результатам проведения внеплановой проверки признать в действиях организатора совместных торгов нарушение части 2 статьи 34, части 1 статьи 41.6, части 1 статьи 6, части 2.1 статьи 10 Закона о размещении заказов, частей 1-3 статьи 17 Закона о защите конкуренции, подпунктов б, и, ж пункта 4 Положения;
4. Выдать организатору совместных торгов, заказчикам совместных торгов, уполномоченному органу, оператору электронной площадки, аукционной комиссии, специализированной организации обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о размещении заказов;
5. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности.
Председатель Комиссии
Н.В. Сапрыкина
Члены Комиссии
И.О. Кокшарова
К.А. Долгополова
ПРЕДПИСАНИЕ N 353-ж/2013
об устранении нарушений законодательства
Российской Федерации о размещении заказов
08 августа 2013 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59
Комиссия по контролю в сфере размещения заказов Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия), в составе:
Председателя Комиссии: |
Сапрыкиной Н.В. |
- |
заместителя руководителя Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Кокшаровой И.О. |
- |
ведущего специалиста эксперта отдела контроля государственного и муниципального заказов Челябинского УФАС России; |
|
Долгополовой К.А. |
- |
ведущего специалиста эксперта отдела контроля государственного и муниципального заказов Челябинского УФАС России, |
на основании решения Челябинского УФАС России от 08.08.2013, принятого по итогам рассмотрения жалобы ООО "Авгит" на действия аукционной комиссии при проведении открытого аукциона в электронной форме на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог, тротуаров, улично - дорожной сети в Варненском, Чесменском, Карталинском, Брединском муниципальных районах Челябинской области (извещение N 0169300018713000001) (далее - Аукцион), в целях устранения нарушений законодательства, предписывает:
1. Администрации Варненского муниципального района Челябинской области, Управлению строительства, инфраструктуры и жилищно-коммунального хозяйства Карталинского муниципального района, Администрации Брединского муниципального района, Администрации Чесменского сельского поселения Чесменского муниципального района с момента размещения предписания на официальной сайте в сети Интернет www.zakupki.gov.ruи (далее - официальный сайт в сети Интернет) не заключать контракты по результатам Аукциона (извещение N 0169300018713000001);
2. Аукционной комиссии по Аукциону (извещение N 0169300018713000001) в срок до 16.08.2013:
2.1. принять решение об отмене протокола рассмотрения первых частей на участие в аукционе N 0169300018713000001-1 от 29.07.2013, протокола подведения итогов Аукциона N 0169300018713000001-2 от 29.07.2013 и передать указанное решение в Администрацию Варненского муниципального района и ООО "Специализированная организация Южного Урала" для размещения на официальном сайте в сети "Интернет";
3. Администрации Варненского муниципального района Челябинской области, Управлению строительства, инфраструктуры и жилищно-коммунального хозяйства Карталинского муниципального района, Администрации Брединского муниципального района, Администрации Чесменского сельского поселения Чесменского муниципального района в срок до 20.08.2013 принять решение об отмене Аукциона (извещение N 0169300018713000001) и передать указанное решение в Администрацию Варненского муниципального района и ООО "Специализированная организация Южного Урала" для размещения на официальном сайте в сети "Интернет";
4. Администрации Варненского муниципального района и ООО "Специализированная организация Южного Урала" в течение двух дней с момента получения от заказчиков совместных торгов и аукционной комиссии решений, указанных в пунктах 2,3 настоящего предписания, разместить их на официальном сайте в сети "Интернет";
5. ООО "РТС-тендер" с 14.08.2013 обеспечить Администрации Варненского муниципального района Челябинской области, Управление строительства, инфраструктуры и жилищно-коммунального хозяйства Карталинского муниципального района, Администрация Брединского муниципального района, Администрации Чесменского сельского поселения Чесменского муниципального района, ООО "Специализированная организация Южного Урала" возможность исполнения пунктов 2,3,4 настоящего предписания;
6. Администрации Варненского муниципального района Челябинской области, Управлению строительства, инфраструктуры и жилищно-коммунального хозяйства Карталинского муниципального района, Администрации Брединского муниципального района, Администрации Чесменского сельского поселения Чесменского муниципального района в срок до 25.08.2013 в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области представить доказательства исполнения настоящего предписания, в том числе: надлежащим образом заверенную копию решения об отмене Аукциона (извещение N 0169300018713000001) с отметкой о получении указанного решения Администрацией Варненского муниципального района и ООО "Специализированная организация Южного Урала";
7. Администрации Варненского муниципального района и ООО "Специализированная организация Южного Урала" в срок до 25.08.2013 в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области представить доказательства исполнения настоящего предписания, а именно скриншоты с официального сайта, подтверждающие размещение решения заказчиков совместных торгов об отмене Аукциона (извещение N 0169300018713000001), решения аукционной комиссии об отмене протокола рассмотрения первых частей на участие в аукционе N 0169300018713000001-1 от 29.07.2013, протокола подведения итогов Аукциона N 0169300018713000001-2 от 29.07.2013;
8. ООО "РТС-тендер" в срок до 25.08.2013 в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области представить доказательства исполнения пункта 5 настоящего предписания.
Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Обжалование предписания Челябинского УФАС России не приостанавливает действия предписания.
За неисполнение настоящего предписания Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере пятидесяти тысяч рублей на должностных лиц и в размере пятисот тысяч рублей на юридических лиц.
Председатель Комиссии
Н.В. Сапрыкина
Члены Комиссии
И.О. Кокшарова
К.А. Долгополов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 8 августа 2013 г. N 353-Ж/2013
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016