Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области
от 7 октября 2013 г. N 4794/03
Резолютивная часть решения оглашена 2 октября 2013 года.
В полном объеме решение изготовлено 7 октября 2013 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее - Новгородское УФАС России, Управление) по рассмотрению дел о нарушениях законодательства Российской Федерации о рекламе (далее - Комиссия) в составе:
Куриков И.А. - председатель Комиссии, и.о. заместителя руководителя - начальника отдела Управления;
Захарова О.А. - член Комиссии, ведущий специалист-эксперт Управления,
Петров Д.А. - член Комиссии, специалист-эксперт Управления,
рассмотрев дело N 57 от 03.09.2013 по признакам нарушения Открытым акционерным обществом "Банк СГБ" (ИНН 3525023780; место нахождения: 160001, г. Вологда, ул. Благовещенская, д. 3; далее - ОАО "Банк СГБ") части 3 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе),
в присутствии представителя ОАО "Банк СГБ" - Сергеевой Натальи Петровны (доверенность N 1328 от 20.12.2012), установила:
14.06.2013 должностными лицами Новгородского УФАС России на основании подпунктов "б", "г" пункта 2 Положения о государственном надзоре в области рекламы, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20.12.2012 N 1346, 25.06.2012, было проведено мероприятие по контролю за соблюдением обязательных требований Закона о рекламе на территории Великого Новгорода. Мероприятие по контролю осуществлялось с применением фотоаппарата Canon PowerShot A530 (цветной).
По результатам проведения мероприятия по контролю составлен Акт фиксации факта распространения информации, имеющей признаки рекламы, от 14.06.2013 и установлено следующее.
На информационно-указательной конструкции, имеющей сходство с дорожным знаком, расположенной на территории Великого Новгорода по адресу: улица Людогоща у дома 6/13, размещена информация следующего содержания: "БАНК СГБ. ул. Черняховского, 74. Т. 940-718" с указанием направления движения. Данная информация нанесена на отдельную панель (щит), размещенную на опоре указанной конструкции, имеющей сходство с дорожным знаком.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Вышеуказанная информация имеет признаки рекламы, поскольку адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к хозяйствующему субъекту путем указания его наименования и контактных данных (адрес, номер телефона) с использованием индивидуализирующих данное лицо товарных знаков, логотипов, обозначений и цветов. Данная информация направлена на формирование интереса к деятельности хозяйствующего субъекта, на продвижение на рынке предлагаемых им услуг.
В соответствии с частью 3 статьи 19 Закона о рекламе распространение рекламы на знаке дорожного движения, его опоре или любом ином приспособлении, предназначенном для регулирования дорожного движения, не допускается.
В соответствии с пунктом 3.2 ГОСТ Р 52289-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств", утвержденного приказом Ростехрегулирования от 15.12.2004 N 120-ст (далее - ГОСТ Р 52289-2004), знак дорожный - устройство в виде панели определенной формы с обозначениями или надписями, информирующими участников дорожного движения о дорожных условиях и режимах движения, о расположении населенных пунктов и других объектов.
Согласно разделу 6 Приложения N 1 к Правилам дорожного движения Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090, к дорожным знакам относится группа информационных знаков, которые информируют о расположении населенных пунктов и других объектов, а также об установленных или о рекомендуемых режимах движения.
Как следует из информации, представленной Отделом ГИБДД УМВД Великого Новгорода (исх. N 18/г-2362 от 08.07.2013), информационно-указательная конструкция, расположенная по вышеуказанному адресу и на опоре которой размещена информация, имеющая признаки рекламы, является дорожным знаком, а именно информационным знаком 6.10.1 "Указатель направлений".
Таким образом, в данном случае на опоре дорожного знака, расположенного на территории Великого Новгорода, распространяется информация, имеющая признаки рекламы, что содержит в себе признаки нарушения части 3 статьи 19 Закона о рекламе.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона о рекламе реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей. Ненадлежащая реклама не допускается.
Согласно части 6 статьи 38 Закона о рекламе (в редакции от Федерального закона 07.05.2013 N 98-ФЗ, вступившего в силу 08.05.2013) ответственность за нарушение требований, установленных частью 3 статьи 19 настоящего Федерального закона, несет рекламодатель.
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Закона о рекламе рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Из информации (вх. N 5188 от 05.07.2013 Новгородского УФАС России), представленной лицом, оказывающим услуги по размещению информации на вышеуказанных дорожных знаках - индивидуальным предпринимателем Платоновым Юрием Вадимовичем (ИНН 532105731572; адрес: Великий Новгород, ул. Мерецкова-Волосова, д. 9, кв. 43; далее - ИП Платонов Ю.В.) следует, что лицом, заказавшим размещение рассматриваемой информации, имеющей признаки рекламы, на дорожных знаках является ОАО "Банк СГБ". Между ОАО "Банк СГБ" и ИП Платоновым Ю.В. заключен Договор N 3 на размещение информации в Великом Новгороде от 29.01.2013, в рамках которого происходит распространение на дорожных знаках информации, имеющей признаки рекламы. Оплата за размещение данной информации произведена также ОАО "Банк СГБ", что подтверждается соответствующими платежными документами (счета на оплату N 16 от 10.01.2013, N 65 от 25.01.2013, N 226 от 25.02.2013, N 344 от 25.03.2013, N 496 от 25.04.2013).
Из письменных объяснений ОАО "Банк СГБ" (исх. N 01-33/2835 от 30.09.2013) и устных пояснений его представителя, данных на заседании Комиссии по рассмотрению настоящего дела, следует, что ответственность за размещение вышеуказанной информации на дорожном знаке должна быть возложена на управляющего Новгородским филиалом ОАО "Банк СГБ" Зайцева В.С., который, превышая свои полномочия, предоставленные ему доверенностью N 1449 на управление Новгородским филиалом ОАО "Банк СГБ" от 27.12.2012, заключил с ИП Платоновым Ю.В. соответствующий договор и произвел оплату размещения рассматриваемой информации.
Исследовав материалы дела и заслушав доводы представителя ОАО "Банк СГБ", Комиссия приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 2 статьи 3 Закона о рекламе объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама
В соответствии с частью 3 статьи 19 Закона о рекламе распространение рекламы на знаке дорожного движения, его опоре или любом ином приспособлении, предназначенном для регулирования дорожного движения, не допускается.
Информация следующего содержания: "БАНК СГБ. ул. Черняховского, 74. Т. 940-718", размещенная на опоре дорожного знака, расположенного на территории Великого Новгорода по адресу: улица Людогоща у дома 6/13, является рекламой, поскольку отвечает всем признакам в соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе:
- размещена в общедоступном месте у проезжей части автомобильной дороги на территории Великого Новгорода, круг получателей информации заранее не определен и не ограничен, ознакомится с ее содержанием может любое лицо;
- содержит сведения о наименовании и контактных данных (адрес, номер телефона) хозяйствующего субъекта с использованием индивидуализирующих данное лицо товарных знаков, логотипов, обозначений и цветов
- направлена на привлечение внимания к данному хозяйствующему субъекту, на продвижение на рынке предлагаемых им услуг.
Распространение такой информации на дорожных знаках, их опорах, иных приспособлениях, предназначенных для регулирования дорожного движения, недопустимо, поскольку содержит в себе нарушение требований части 3 статьи 19 Закона о рекламе.
Указанный вывод подтверждается также разъяснениями относительно размещения рекламы на дорожных знаках, данными письмом ФАС России от 16.03.2012 N ИА/7867.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона о рекламе реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей. Ненадлежащая реклама не допускается.
Согласно части 6 статьи 38 Закона о рекламе (в редакции от Федерального закона 07.05.2013 N 98-ФЗ, вступившего в силу 08.05.2013) ответственность за нарушение требований, установленных частью 3 статьи 19 настоящего Федерального закона, несет рекламодатель.
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Закона о рекламе рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
ОАО "Банк СГБ" является лицом, на привлечение внимания к которому направлена указанная реклама. ОАО "Банк СГБ" в лице его Новгородского филиала выступило заказчиком размещения данной рекламы на дорожном знаке на территории Великого Новгорода и произвело оплату ее размещения по выставленным счетам.
При этом управляющий Новгородским филиалом ОАО "Банк СГБ" Зайцев В.С., заключая договор на размещение рассматриваемой рекламы с ИП Платоновым Ю.В., действовал в соответствии с абзацем 5 пункта 4 и абзацем 2 пункта 5 доверенности N 1449 на управление Новгородским филиалом ОАО "Банк СГБ" от 27.12.2012, согласно которым управляющий филиалом представляет интересы Банка в отношениях с юридическими и физическими лицами при решении вопросов, возникающих в деятельности Филиала, и вправе заключать и подписывать, изменять и расторгать договоры, односторонние сделки, исполнять договоры от имени Банка.
Таким образом, собранные по делу доказательства и установленные обстоятельства свидетельствуют о том, что рекламодателем данной ненадлежащей рекламы является ОАО "Банк СГБ" в лице его Новгородского филиала, управляющим которого на момент размещения рекламы являлся Зайцев В.С.
Что касается возложения предусмотренной законом ответственности, установления и определения степени вины конкретного должностного лица (лиц) рекламодателя за распространение ненадлежащей рекламы, применения соответствующих санкций, то решение данных вопросов выходит за пределы полномочий Комиссии по рассмотрению настоящего дела по признакам нарушения законодательства о рекламе. Установление и оценка данных обстоятельств возможны только в ходе рассмотрения дела (дел) об административном правонарушении по факту распространения данной ненадлежащей рекламы
При этом доказательства прекращения распространения рассматриваемой ненадлежащей рекламы и прекращения нарушения законодательства о рекламе в материалах дела отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 2 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 N 508, Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденным Приказом ФАС России от 23.11.2012 N 711/12, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу следующего содержания: "БАНК СГБ. ул. Черняховского, 74. Т. 940-718", размещенную на опоре дорожного знака, расположенного на территории Великого Новгорода по адресу: улица Людогоща у дома 6/13, рекламодателем которой является Открытое акционерное общество "Банк СГБ", поскольку в ней нарушено требование части 3 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
2. Выдать рекламодателю - Открытому акционерному обществу "Банк СГБ" - обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерация о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Новгородского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.38 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 7 октября 2013 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии И.А. Куриков
Члены Комиссии О.А. Захарова
Д.А. Петров
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области от 7 октября 2013 г. N 4794/03
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016