Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области
N 349-10К (опубликовано 7 октября 2013 г.)
Резолютивная часть решения объявлена 23.09.2013
Решение в полном объеме изготовлено 07.10.2013
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (далее - Управление) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <_> - председатель Комиссии; <_> - члены Комиссии,
рассмотрев дело N 349-10К, возбужденное по признакам нарушения Муниципальным унитарным предприятием городского округа город Воронеж "Воронежская горэлектросеть" (далее - МУП "Воронежская горэлектросеть"; 394036, г. Воронеж, ул. Карла Маркса, д. 65) пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), в присутствии:
представителя МУП "Воронежская горэлектросеть" <_>
представителя ООО "ОКС "Левобережник" <_>
представителя ЗАО "ВМУ-2" <_>
представителя ЗАО ФК "Аксиома" <_> установила:
В связи с осуществлением государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства 02.07.2013 Управлением в МУП "Воронежская горэлектросеть" был направлен запрос (исх. N 04-16/2162) о предоставлении договоров (со всеми приложениями) об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, заключенных МУП "Воронежская горэлектросеть" в период с 01.01.2012 по 01.07.2013 с потребителями электрической энергии, подавшими заявки на присоединение энергопринимающих устройств 2 категории надежности.
16.07.2013 в Управление поступил ответ МУП "Воронежская горэлектросеть" на указанный запрос.
В ходе рассмотрения предоставленной МУП "Воронежская горэлектросеть" информации установлено, что МУП "Воронежская горэлектросеть" в период с 01.01.2012 по 01.07.2013 заключены договоры технологического присоединения со следующими потребителями электрической энергии, подавшими заявки на присоединение энергопринимающих устройств 2 категории надежности:
1) ООО УК "Главоблстройресурс" (394052, г. Воронеж, ул. Матросова, д. 47) - договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 27.02.2012 N 145;
2) <_> - договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 20.04.2012 N 274;
3) ООО "Энергоавтомат" (394038, г. Воронеж, Ул. Космонавтов, д. 2е) - договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 12.05.2012 N 299;
4) МУП "Водоканал Воронежа" (394038, г. Воронеж, ул. Пешестрелецкая, д. 90) - договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 22.05.2012 N 304;
5) ООО "ОКС Левобережник" (394004, г. Воронеж, Ленинский пр-т, д. 61/А) - договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 01.08.2012 N 677;
6) ЗАО ФК "Аксиома" (394018, г. Воронеж, ул. Пушкинская, д. 4/А) - договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 08.08.2012 N 727;
7) ЗАО "ВМУ-2" (394028. г. Воронеж, ул. Витрука, д.15) - договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 17.07.2012 N 582;
8) ООО СК "БиК" (394018, г. Воронеж, ул. Свободы, д. 14, оф. 315) - договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 30.08.2012 N 780;
9) ИП <_> - договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 03.09.2012 N 803;
10) ОАО "Бамстройпуть" (119361, г. Москва, Очаковский 5-й переулок, д. 3) - договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 16.07.2012 N 603;
11) ООО "Воронежбетон" (394018, г. Воронеж, пер. Старинный, д. 1А, оф. 4) - договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 20.09.2012 N 665.
Все указанные договоры содержат идентичный пункт 3.1, согласно которому размер платы за технологическое присоединение определяется в соответствии с решениями Управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области от 02.02.2012 приказ N 4/2 и от 20.08.2009 приказ N 31/1.
Вместе с тем, дополнительным соглашением от 30.05.2013 N 2, заключенным между МУП "Воронежская горэлектросеть" и <_> пункт 3.1 договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 20.04.2012 N 274 был изложен в новой редакции, в частности, из него исключена ссылка на приказ Управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области от 20.08.2009 N 31/1 и, соответственно, уменьшен размер платы за технологическое присоединение.
Приказом Управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области от 02.02.2012 N 4/2 установлена ставка платы за технологическое присоединение к электрическим сетям МУП "Воронежская горэлектросеть" 1 кВт мощности энергопринимающих установок юридических и физических лиц, которая составляет:
- 11 800 руб. в случае если присоединяемая мощность до 100 кВт включительно;
- 11 401 руб. в случае если присоединяемая мощность от 100 кВт до 750 кВт включительно.
При этом приказом Управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области от 20.08.2009 N 31/1 установлена плата за технологическое присоединение энергопринимающих устройств заявителей с присоединяемой мощностью свыше 15 кВт по мероприятиям, не включающим в себя строительство и реконструкцию объектов электросетевого хозяйства филиала ОАО "МРСК Центра" - "Воронежэнерго", которая составляет 36 000 руб. (без НДС) для 2 категории надежности электроснабжения.
Таким образом, МУП "Воронежская горэлектросеть" в плату за технологическое присоединение энергопринимающих устройств указанных потребителей электрической энергии, подавших заявки на присоединение энергопринимающих устройств 2 категории надежности, включило:
1) плату за технологическое присоединение энергопринимающих устройств заявителей к электрическим сетям МУП "Воронежская горэлектросеть" (в соответствии с приказом Управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области от 02.02.2012 N 4/2).
2) плату за технологическое присоединение к сетям ОАО "МРСК Центра" - "Воронежэнерго" в размере 36 000 руб. (без НДС), в соответствии с приказом Управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области ВО от 20.08.2009 N 31/1.
Данное обстоятельство свидетельствует о том, что МУП "Воронежская горэлектросеть" дополнительно включило в плату за технологическое присоединение энергопринимающих устройств указанных выше потребителей (ООО УК "Главоблстройресурс", ООО "Энергоавтомат", МУП "Водоканал Воронежа", ООО "ОКС Левобережник", ЗАО ФК "Аксиома", ЗАО "ВМУ-2", ООО СК "БиК", ИП <_> ОАО "Бамстройпуть", ООО "Воронежбетон") к сетям МУП "Воронежская горэлектросеть" плату за технологическое присоединение к сетям филиала ОАО "МРСК Центра" - "Воронежэнерго", что в свою очередь свидетельствует о наличии в указанных действиях МУП "Воронежская горэлектросеть" признаков нарушения установленного законодательством об электроэнергетике порядка ценообразования на услуги по технологическому присоединению энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям.
Учитывая изложенное, в связи с обнаружением признаков нарушения антимонопольного законодательства, Управлением в отношении МУП "Воронежская горэлектросеть" возбуждено дело N 349-10К по признакам нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Закона защите конкуренции, выразившегося в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования на услуги по технологическому присоединению энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям.
Рассмотрение дела N 349-10К о нарушении антимонопольного законодательства было назначено на 23.09.2013. При этом к участию в рассмотрении данного дела были привлечены:
- в качестве заинтересованных лиц - ООО УК "Главоблстройресурс", ООО "Энергоавтомат"; МУП "Водоканал Воронежа", ООО "ОКС Левобережник", ЗАО ФК "Аксиома", ЗАО "ВМУ-2", ООО СК "БиК", ИП <_> ОАО "Бамстройпуть", ООО "Воронежбетон".
- в качестве лица, располагающих сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах - Управление по государственному регулированию тарифов Воронежской области (далее - УРТ Воронежской области; 394000, г. Воронеж, ул. 25 Октября, д.45).
В своих письменных пояснениях по делу (исх. от 16.09.2013 N 09-861) МУП "Воронежская горэлектросеть" указало на то, что, по его мнению, порядок определения размера платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителя к сетям МУП "Воронежская горэлектросеть" исходя из суммы тарифов, установленных для двух взаимодействующих сетевых организаций, основан на нормативных актах уполномоченного в сфере установления тарифов органа и обусловлен необходимостью включения в тариф всех расходов сетевой организации, к сетям которой производится непосредственное присоединение.
Изучив материалы дела, выслушав аргументы лиц, участвующих в рассмотрении дела N 349-10К о нарушении антимонопольного законодательства, Комиссия Управления приходит к выводу о наличии факта злоупотребления доминирующим положением и нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в действиях МУП "Воронежская горэлектросеть" по нарушению установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования на услуги по технологическому присоединению энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям выразившегося в необоснованном включении в плату за технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителей 2 категории надежности (ООО УК "Главоблстройресурс", ООО "Энергоавтомат", МУП "Водоканал Воронежа", ООО "ОКС Левобережник", ЗАО ФК "Аксиома", ЗАО "ВМУ-2", ООО СК "БиК", ИП <_> ОАО "Бамстройпуть", ООО "Воронежбетон") к электрическим сетям МУП "Воронежская горэлектросеть" платы за технологическое присоединение к сетям филиала ОАО "МРСК Центра" - "Воронежэнерго" (в соответствии с приказом УРТ Воронежской области от 20.08.2009 N 31/1) и ее взимании в силу следующих обстоятельств.
В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
Согласно части 1 статья 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
При этом частью 5 указанной нормы установлено, что доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон о естественных монополиях) услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
Приказом Управления от 16.04.2012 N 75 МУП "Воронежская горэлектросеть" включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов (далее - Реестр), по видам услуг - услуги по передаче электрической энергии, в географических границах - зона обслуживания в г. Воронеже (в пределах электрических сетей хозяйствующего субъекта), с долей на рынке - более 50 процентов (выписка из Реестра имеется в материалах дела).
Учитывая изложенное, в силу части 1 статьи 4 Закона о естественных монополиях и части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции МУП "Воронежская горэлектросеть", оказывая услуги по передаче электрической энергии, является субъектом естественной монополии и, соответственно, занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии в пределах зоны обслуживания в г. Воронеже (в пределах электрических сетей хозяйствующего субъекта).
Одновременно необходимо отметить, что передача электрической энергии неразрывно связана с технологическим присоединением к электрическим сетям. Мероприятия по технологическому присоединению к электрической сети осуществляются непосредственно с целью последующей передачи электрической энергии для потребителя (технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии). Возможность заключения договора на передачу электроэнергии обусловлена необходимостью заключения обязательного для сетевой организации договора на технологическое присоединение.
Следовательно, технологическое присоединение не образует отдельного вида экономической деятельности, является нераздельной частью рынка передачи электрической энергии, в связи с чем не составляет самостоятельного товарного рынка.
В соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер. Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.
При этом согласно части 2 статьи 23.2 Закона об электроэнергетике с 1 января 2011 года не допускается включение в состав платы за технологическое присоединение инвестиционной составляющей на покрытие расходов, связанных с развитием существующей инфраструктуры, в том числе связей между объектами территориальных сетевых организаций и объектами единой национальной (общероссийской) электрической сети, за исключением расходов на строительство объектов электросетевого хозяйства - от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики. Указанные затраты должны учитываться в тарифах сетевых организаций на услуги по передаче электрической энергии.
Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее - Правила технологического присоединения), утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, определяют порядок и процедуру технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, а также требования к выдаче технических условий.
Пунктом 16 Правил технологического присоединения установлено, что договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям должен содержать размер платы за технологическое присоединение, определяемый в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере электроэнергетики (при осуществлении технологического присоединения по индивидуальному проекту размер платы за технологическое присоединение определяется с учетом особенностей, установленных разделом III указанных Правил).
В соответствии с пунктом 17 Правил технологического присоединения размер платы за технологическое присоединение устанавливается уполномоченным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.
Согласно пункту 8 Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям (далее - Методические указания), утвержденных Приказом Федеральной службы по тарифам от 30.11.2010 N 365-э/5 (действовал на момент заключения МУП "Воронежская горэлектросеть" рассматриваемых в настоящем деле договоров технологического присоединения), в случае если с учетом последующего увеличения присоединяемой мощности ранее присоединенного устройства присоединяемая мощность превысит 15 кВт, расчет платы за технологическое присоединение производится в соответствии с разделом III Методических указаний по ставке платы, утвержденной регулирующим органом в соответствии с принятой в субъекте Российской Федерации дифференциацией ставок платы за технологическое присоединение, пропорционально объему присоединяемой мощности.
Согласно пункту 20 Методических указаний плата за технологическое присоединение (Tij) рассчитывается в отношении каждого случая присоединения для одного заявителя на основании ставок платы за технологическое присоединение по следующей формуле:
Tij = Cij * Nij, (руб.)
где:
Cij - ставка платы за технологическое присоединение в классе напряжения i и (или) диапазоне мощности j (руб./кВт);
Nij - суммарная мощность технологического присоединения одного Заявителя в классе напряжения i и (или) диапазоне мощности j (кВт).
При этом пунктом 24 Методических указаний установлено, что в случае если заявитель при технологическом присоединении запрашивает вторую или первую категорию надежности электроснабжения, что требует технологического присоединения к двум независимым источникам энергоснабжения, то размер платы за технологическое присоединение (Pобщ) определяется следующим образом:
Робщ = Рист1 + Рист2, (руб.)
где:
Рист1 - затраты на технологическое присоединение к первому независимому источнику энергоснабжения (руб.);
Рист2 - затраты на технологическое присоединение ко второму независимому источнику энергоснабжения (руб.).
Затраты на технологическое присоединение ко второму независимому источнику энергоснабжения рассчитываются исходя из объема резервируемой от данного источника мощности. При этом Рист1 и Рист2 рассчитываются по формуле, указанной в пункте 20 Методических указаний.
Таким образом, в случае если заявитель при технологическом присоединении энергопринимающих устройств запрашивает вторую категорию надежности электроснабжения размер платы за технологическое присоединение определяется путем умножения ставки платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств, утвержденной уполномоченным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, на мощность технологического присоединения по каждому независимому источнику энергоснабжения. При этом в указанном случае включение в плату за технологическое присоединение энергопринимающих устройств к сетям сетевой организации (МУП "Воронежская горэлектросеть) платы за технологическое присоединение к сетям вышестоящей сетевой организации (ОАО "МРСК Центра" - "Воронежэнерго") законодательством Российской Федерации в сфере электроэнергетики не допускается.
Данное обстоятельство подтверждается также разъяснениями Федеральной службы по тарифам, являющейся федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации, изложенными в письме Федеральной службы по тарифам от 03.10.2012 N ЕП-7789/12 "Об учете затрат вышестоящих сетевых организаций в плате за технологическое присоединение" (имеется в материалах дела), согласно которым расходы, связанные с технологическим присоединением энергопринимающих устройств нижестоящей сетевой организации к энергопринимающим устройствам вышестоящей сетевой организации в целях технологического присоединения заявителя (в т.ч. затраты вышестоящей сетевой организации на подготовку и выдачу технических условий, осмотр присоединяемых устройств должностным лицом федерального органа исполнительной власти по технологическому надзору и т.д.) относятся к взаимоотношениям двух хозяйствующих субъектов и в состав платы за технологическое присоединение заявителя не включаются.
В ходе рассмотрения настоящего дела, от УРТ Воронежской области также была получена информация (письмо УРТ Воронежской области от 13.09.2013 N 56-01-08/2510 имеется в материалах дела), в соответствии с которой плата за технологическое присоединение к объектам электрохозяйства вышестоящей сетевой организации не должна входить в состав платы за технологическое присоединение, так как она учитывается в тарифе на услугу по передаче электрической энергии.
Как установлено в ходе рассмотрения настоящего дела, в период с 01.01.2012 по 01.07.2013 МУП "Воронежская горэлектросеть" заключено с потребителями электрической энергии, подавшими заявки на присоединение энергопринимающих устройств 2 категории надежности, десять договоров об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (имеются в материалах дела), содержащих идентичный пункт 3.1, согласно которому размер платы за технологическое присоединение определяется в соответствии с решениями УРТ Воронежской области от 02.02.2012 приказ N 4/2 и от 20.08.2009 приказ N 31/1 и составляет:
- по договору об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 27.02.2012 N 145 (заключен с ООО УК "Главоблстройресурс") - <_> в том числе НДС <_>
- по договору об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 12.05.2012 N 299 (заключен с ООО "Энергоавтомат") - <_> в том числе НДС <_> руб.;
- по договору об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 22.05.2012 N 304 (заключен с МУП "Водоканал Воронежа") - <_> в том числе НДС <_>
- по договору об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 01.08.2012 N 677 (заключен с ООО "ОКС Левобережник") - <_> в том числе НДС <_>
- по договору об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 08.08.2012 N 727 (заключен с ЗАО ФК "Аксиома") - <_> руб., в том числе НДС <_> руб.;
- по договору об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 17.07.2012 N 582 (заключен с ЗАО "ВМУ-2") - <_> руб., в том числе НДС <_> руб.;
- по договору об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 30.08.2012 N 780 (заключен с ООО СК "БиК") - <_> руб., в том числе НДС <_> руб.;
- по договору об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 03.09.2012 N 803 (заключен с ИП <_>) - <_> руб., в том числе НДС <_> руб.;
- по договору об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 16.07.2012 N 603 (заключен с ОАО "Бамстройпуть") - <_> руб., в том числе НДС <_> руб;
- по договору об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 20.09.2012 N 665 (заключен с ООО "Воронежбетон") - <_> руб., в том числе НДС <_> руб.
Согласно предоставленной МУП "Воронежская горэлектросеть" информации (исх. от 16.07.2013 N 1512) плата по указанным выше договорам внесена потребителями следующим образом (по состоянию на 16.07.2013):
- по договору от 27.02.2012 N 145 плата внесена ООО УК "Главоблстройресурс" в размере <_> руб., в том числе плата за технологическое присоединение к сетям филиала ОАО "МРСК Центра" - "Воронежэнерго" в размере <_> руб.;
- по договору от 12.05.2012 N 299 плата внесена ООО "Энергоавтомат" в размере <_> руб., в том числе плата за технологическое присоединение к сетям филиала ОАО "МРСК Центра" - "Воронежэнерго" в размере <_> руб.;
- по договору от 22.05.2012 N 304 плата внесена МУП "Водоканал Воронежа" в размере <_> руб., в том числе плата за технологическое присоединение к сетям филиала ОАО "МРСК Центра" - "Воронежэнерго" в размере <_> руб.;
- по договору от 01.08.2012 N 677 плата внесена ООО "ОКС Левобережник" в размере <_> руб., в том числе плата за технологическое присоединение к сетям филиала ОАО "МРСК Центра" - "Воронежэнерго" в размере <_> руб.;
- по договору от 08.08.2012 N 727 плата внесена ЗАО ФК "Аксиома" в размере <_> руб., в том числе плата за технологическое присоединение к сетям филиала ОАО "МРСК Центра" - "Воронежэнерго" в размере <_> руб.;
- по договору от 17.07.2012 N 582 плата внесена ЗАО "ВМУ-2" в размере <_> руб., в том числе плата за технологическое присоединение к сетям филиала ОАО "МРСК Центра" - "Воронежэнерго" в размере <_> руб.;
- по договору от 30.08.2012 N 780 плата внесена ООО СК "БиК" в размере <_> руб., в том числе плата за технологическое присоединение к сетям филиала ОАО "МРСК Центра" - "Воронежэнерго" в размере <_> руб.;
- по договору от 03.09.2012 N 803 плата внесена ИП <_> в размере <_> руб., в том числе плата за технологическое присоединение к сетям филиала ОАО "МРСК Центра" - "Воронежэнерго" в размере <_> руб.;
- по договору от 16.07.2012 N 603 плата ОАО "Бамстройпуть" не вносилась;
- по договору от 20.09.2012 N 665 плата внесена ООО "Воронежбетон" в размере <_> руб.
Таким образом, МУП "Воронежская горэлектросеть" в плату за технологическое присоединение энергопринимающих устройств указанных потребителей электрической энергии к сетям МУП "Воронежская горэлектросеть" включило и взимало:
1) плату за технологическое присоединение энергопринимающих устройств к электрическим сетям МУП "Воронежская горэлектросеть" в соответствии с приказом УРТ Воронежской области от 02.02.2012 N 4/2;
2) плату за технологическое присоединение к электрическим сетям ОАО "МРСК Центра" - "Воронежэнерго" в размере 36 000 руб. (без НДС), в соответствии с приказом УРТ Воронежской области от 20.08.2009 N 31/1.
Учитывая изложенное, МУП "Воронежская горэлектросеть" в плату за технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителей 2 категории надежности к электрическим сетям МУП "Воронежская горэлектросеть", помимо платы за присоединение к своим сетям (в соответствии с приказом УРТ Воронежской области от 02.02.2012 N 4/2), включило плату за технологическое присоединение к сетям вышестоящей сетевой организации - филиала ОАО "МРСК Центра" - "Воронежэнерго" (в соответствии с приказом УРТ Воронежской области от 20.08.2009 N 31/1), что в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере электроэнергетики не допускается.
При этом необходимо отметить, что приказом УРТ Воронежской области от 20.08.2009 N 31/1 утверждена плата за технологическое присоединение энергопринимающих устройств заявителей с присоединяемой мощностью свыше 15 кВт к электрическим сетям филиала ОАО "МРСК Центра" - "Воронежэнерго" и, соответственно, применяется только филиалом ОАО "МРСК Центра" - "Воронежэнерго" при заключении договоров на технологическое присоединение к собственным сетям, а не иными сетевыми организациями.
Таким образом, МУП "Воронежская горэлектросеть" при определении платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителей 2 категории надежности необоснованно применило приказ УРТ Воронежской области от 20.08.2009 N 31/1, которым утверждена плата за технологическое присоединение к электрическим сетям иной сетевой организации - филиала ОАО "МРСК Центра" - "Воронежэнерго", что также законодательством Российской Федерации в сфере электроэнергетики не допускается.
Довод МУП "Воронежская горэлектросеть" о том, что порядок определения размера платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителя к сетям МУП "Воронежская горэлектросеть", исходя из суммы тарифов, установленных для двух взаимодействующих сетевых организаций, основан на нормативных актах уполномоченного в сфере установления тарифов органа отклоняется как не основанный на положениях законодательства Российской Федерации в сфере электроэнергетики и опровергается в том числе письмом уполномоченного в сфере установления тарифов органа - Федеральной службы по тарифам (исх. от 03.10.2012 N ЕП-7789/12).
При таких обстоятельствах, действия МУП "Воронежская горэлектросеть" по необоснованному включению в плату за технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителей 2 категории надежности (ООО УК "Главоблстройресурс", ООО "Энергоавтомат", МУП "Водоканал Воронежа", ООО "ОКС Левобережник", ЗАО ФК "Аксиома", ЗАО "ВМУ-2", ООО СК "БиК", ИП <_> ОАО "Бамстройпуть", ООО "Воронежбетон") к электрическим сетям МУП "Воронежская горэлектросеть" платы за технологическое присоединение к сетям филиала ОАО "МРСК Центра" - "Воронежэнерго" (в соответствии с приказом УРТ Воронежской области от 20.08.2009 N 31/1) и ее взиманию свидетельствуют о злоупотреблении ответчиком своим доминирующим положением в виде нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования на услуги по технологическому присоединению энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям, что является нарушением пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
При этом необходимо отметить, что в отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом (пункт 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 N 30).
Таким образом, действия МУП "Воронежская горэлектросеть" по нарушению установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования (пункт 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции) путем необоснованного включения в плату за технологическое присоединение помимо платы за присоединение к своим сетям (в соответствии с приказом УРТ Воронежской области от 02.02.2012 N 4/2), платы за технологическое присоединение к сетям филиала ОАО "МРСК Центра" - "Воронежэнерго" (в соответствии с приказом УРТ Воронежской области от 20.08.2009 N 31/1) и ее взимания ущемляют интересы потребителей, которым указанная плата была включена в стоимость технологического присоединения их энергопринимающих устройств, а именно: ООО УК "Главоблстройресурс", ООО "Энергоавтомат", МУП "Водоканал Воронежа", ООО "ОКС Левобережник", ЗАО ФК "Аксиома", ЗАО "ВМУ-2", ООО СК "БиК", ИП <_> ОАО "Бамстройпуть", ООО "Воронежбетон".
В соответствии со статьей 22 Закона защите конкуренции, одними из основных функций антимонопольного органа являются принятие мер по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и предупреждение монополистической деятельности хозяйствующих субъектов.
Частью 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, установлено, что антимонопольный орган выдает в случаях, указанных в настоящем Федеральном законе, хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания, в том числе предписания о прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции (подпункт "б" пункта 2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции), об устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства (подпункт "е" пункта 2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции), о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства (подпункт "д" пункта 2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции).
В целях пресечения и предупреждения монополистической деятельности МУП "Воронежская горэлектросеть", Комиссия Управления приходит к выводу о наличии оснований (подпункты "б", "д" и "е" пункта 2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции) для выдачи указанному хозяйствующему субъекту предписаний: о прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции; об устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства; о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41 Закона о защите конкуренции, Комиссия решила:
1. Признать действия МУП "Воронежская горэлектросеть" по нарушению установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования на услуги по технологическому присоединению энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям выразившегося в необоснованном включении в плату за технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителей 2 категории надежности (ООО УК "Главоблстройресурс", ООО "Энергоавтомат", МУП "Водоканал Воронежа", ООО "ОКС Левобережник", ЗАО ФК "Аксиома", ЗАО "ВМУ-2", ООО СК "БиК", ИП <_> ОАО "Бамстройпуть", ООО "Воронежбетон") к электрическим сетям МУП "Воронежская горэлектросеть" платы за технологическое присоединение к сетям филиала ОАО "МРСК Центра" - "Воронежэнерго" (в соответствии с приказом УРТ Воронежской области от 20.08.2009 N 31/1) и ее взимании злоупотреблением доминирующим положением и нарушением пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
2. Выдать МУП "Воронежская горэлектросеть" предписание о прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции в отношении ООО УК "Главоблстройресурс".
3. Выдать МУП "Воронежская горэлектросеть" предписание о прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции в отношении ООО "Энергоавтомат".
4. Выдать МУП "Воронежская горэлектросеть" предписание о прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции в отношении МУП "Водоканал Воронежа".
5. Выдать МУП "Воронежская горэлектросеть" предписание о прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции в отношении ООО "ОКС Левобережник".
6. Выдать МУП "Воронежская горэлектросеть" предписание о прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции в отношении ЗАО ФК "Аксиома".
7. Выдать МУП "Воронежская горэлектросеть" предписание о прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции в отношении ЗАО "ВМУ-2".
8. Выдать МУП "Воронежская горэлектросеть" предписание о прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции в отношении ООО СК "БиК".
9. Выдать МУП "Воронежская горэлектросеть" предписание о прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции в отношении ИП <_>
10. Выдать МУП "Воронежская горэлектросеть" предписание о прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции в отношении ОАО "Бамстройпуть".
11. Выдать МУП "Воронежская горэлектросеть" предписание о прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции в отношении ООО "Воронежбетон".
12. Выдать МУП "Воронежская горэлектросеть" предписание об устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства в отношении ООО УК "Главоблстройресурс".
13. Выдать МУП "Воронежская горэлектросеть" предписание об устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства в отношении ООО "Энергоавтомат".
14. Выдать МУП "Воронежская горэлектросеть" предписание об устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства в отношении МУП "Водоканал Воронежа".
15. Выдать МУП "Воронежская горэлектросеть" предписание об устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства в отношении ООО "ОКС Левобережник".
16. Выдать МУП "Воронежская горэлектросеть" предписание об устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства в отношении ЗАО ФК "Аксиома".
17. Выдать МУП "Воронежская горэлектросеть" предписание об устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства в отношении ЗАО "ВМУ-2".
18. Выдать МУП "Воронежская горэлектросеть" предписание об устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства в отношении ООО СК "БиК".
19. Выдать МУП "Воронежская горэлектросеть" предписание об устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства в отношении ИП <_>
20. Выдать МУП "Воронежская горэлектросеть" предписание о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства в отношении ООО УК "Главоблстройресурс".
21. Выдать МУП "Воронежская горэлектросеть" предписание о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства в отношении ООО "Энергоавтомат".
22. Выдать МУП "Воронежская горэлектросеть" предписание о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства в отношении МУП "Водоканал Воронежа".
23. Выдать МУП "Воронежская горэлектросеть" предписание о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства в отношении ООО "ОКС Левобережник".
24. Выдать МУП "Воронежская горэлектросеть" предписание о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства в отношении ЗАО ФК "Аксиома".
25. Выдать МУП "Воронежская горэлектросеть" предписание о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства в отношении ЗАО "ВМУ-2".
26. Выдать МУП "Воронежская горэлектросеть" предписание о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства в отношении ООО СК "БиК".
27. Выдать МУП "Воронежская горэлектросеть" предписание о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства в отношении ИП <_>
28. Выдать МУП "Воронежская горэлектросеть" предписание о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства в отношении ОАО "Бамстройпуть".
29. Выдать МУП "Воронежская горэлектросеть" предписание о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства в отношении ООО "Воронежбетон".
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области N 349-10К (опубликовано 7 октября 2013 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016