Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве
от 9 декабря 2015 г. N 1-00-2054/77-15
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу ООО "Сириус" (далее - Заявитель) на действия заказчика - ГБУ "Жилищник района Южное Бутово" (далее - Заказчик) при проведении открытого запроса предложений на право заключения договора на техническое обслуживание приборов учета (реестровый N 31502945484) (далее - Закупка),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
По мнению Заявителя, нарушение со стороны Заказчика выразилось в проведении Закупки, в нарушение требований Закона о закупках.
В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
На официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) Заказчиком размещено Положение о закупках товаров, работ, услуг ГБУ "Жилищник района Южное Бутово" (далее - Положение о закупках).
11.11.2015 на Официальном сайте Заказчиком размещено извещение о проведении Закупки.
В соответствии с извещением о проведении Закупки от 11.11.2015 дата окончания подачи заявок - 23.11.2015, дата рассмотрения заявок - 24.11.2015, дата подведения итогов Закупки - 24.11.2015.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок от 24.11.2015 N 31502945484-2 победителем по итогам Закупки признано ООО "СТРАЙД-Н" с ценой контракта - 5 375 706,23 рублей, с рейтингом по критерию цена контракта - 46,84 балла, качественные, функциональные и экологические характеристики закупки - 24,69 баллов, квалификация участника закупки - 25 баллов, с суммарным количеством баллов - 96,53.
Вместе с тем, заявке Заявителя присвоен 2 (второй) порядковый номер с ценой контракта - 5 036 187,94 рубле, с рейтингом по критерию цена контракта - 50 балла, качественные, функциональные и экологические характеристики закупки - 25 баллов, квалификация участника закупки - 19,39 баллов, с суммарным количеством баллов - 94,39.
В соответствии с доводами жалобы Заявителя нарушения со стороны Заказчика при проведении Закупки выразились в установлении порядка оценки заявок участников, не позволяющего понять, каким образом присваиваются баллы по критериям, установленным в Закупочной документации, в необоснованной оценке заявок участников Закупки, а также в выборе процедуры закупки в путем проведения запроса предложений.
В ходе заседания Комиссии Заказчик с доводами Заявителя не согласился и представил письменные возражения, согласно которым
Комиссия, изучив представленные документы, установила следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 1 Закона о закупках настоящий Федеральный закон закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг бюджетным учреждением при наличии правового акта, утвержденного в соответствии с частью 3 статьи 2 настоящего Федерального закона и размещенного до начала года в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с частью 1 статьи 4 настоящего Федерального закона., при осуществлении им закупок:
а) за счет грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;
б) в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного учреждения;
в) за счет средств, полученных при осуществлении им иной приносящей доход деятельности от физических лиц, юридических лиц, в том числе в рамках предусмотренных его учредительным документом основных видов деятельности (за исключением средств, полученных на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию).
Таким образом, положения Закона о закупках применимы бюджетным учреждением, при осуществлении ими закупочной деятельности, при наличии правового акта, размещенного до начала года в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг.
Согласно пункту 6 части 3 статьи 2 Закона о закупках в случае если заказчиком выступает государственное бюджетное учреждение или муниципальное бюджетное учреждение, то положение о закупках такого заказчика утверждается органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения.
Положение о закупках Заказчика, утвержденное Заместителем префекта ЮЗАО
г. Москвы Р.А. Камаевым 31.12.2014, размещено на Официальном сайте 24.02.2015.
Учитывая вышеизложенное, ГБУ "Жилищник района Южное Бутово" вправе осуществлять закупочную деятельность в порядке, предусмотренном Законом о закупках, с 2016 года.
Вместе с тем, согласно пункту 3 части 1 статьи 1 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся, в том числе, заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работ, оказание услуг (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренды имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 и 5 статьи 15 Закона о контрактной системе.
При этом, в соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о контрактной системе бюджетные учреждения осуществляют закупки за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и иных средств в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 15 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, частью 2 статьи 15 Закона о контрактной системе регламентированы положения, аналогичные установленным пунктом 4 части 2 статьи 1 Закона о закупках.
Вышеуказанные нормы позволяют сделать вывод о том, что при проведении закупочных процедур Заказчику надлежит руководствоваться нормами Закона о контрактной системе, до наступления срока, указанного в пункте 4 части 2 статьи 1 Закона о закупках.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу о неправомерном проведении Заказчиком Закупки на основании положении Положения о закупках. Данное обстоятельство противоречит требованиям статьи 15 Закона о контрактной системе и пункта 4 части 2 статьи 1 Закона о закупках.
Одновременно, Комиссия отмечает, что иные доводы жалобы Заявителя, не подлежат оценке со стороны Комиссии, ввиду неприменимости положений Закона о закупках к настоящей Закупке.
Учитывая изложенное, Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,
РЕШИЛА:
Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки обоснованной.
Признать в действиях Заказчика нарушение статьи 15 Закона о контрактной системе, пункта 4 части 2 статьи 1 Закона о закупках.
Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 9 декабря 2015 г. N 1-00-2054/77-15
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016