Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области
от 27 марта 2009 г.
Комиссия Управления ФАС по Вологодской области по рассмотрению дела по признакам нарушения ООО "Туристическое бюро "Сильвер" законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
Щепелин В.П. - заместитель руководителя Управления, председатель комиссии;
Докшин М.И. - старший государственный инспектор отдела антимонопольного и рекламного контроля, член комиссии;
Лукова И.С. - ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного и рекламного контроля, член комиссии,
Шишелова С.А. - ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного и рекламного контроля, член комиссии,
при участии от лица, в отношении которого возбуждено дело: Малахова Николая Валентиновича (по доверенности от 11.02.2009 г.), Денисовой Татьяны Сергеевны (по доверенности от 06.02.2009 г.);
от заявителя: Алексеева Сергея Александровича (по доверенности от 11.02.2009 г.), Сизовой Екатерины Николаевны (по доверенности от 11.02.2009 г.), Шубиной Анны Сергеевны (по доверенности от 11.02.2009 г.);
от заинтересованных лиц: Скобелицина Вячеслава Александровича (генерального директора ООО "Формула отпуска"), Сергеевой Татьяны Ивановны (директора ООО "Бэст-Травел", Коваленко Лилии Аркадьевны (директора ООО "Восьмое небо-тур"),
рассмотрев дело N 06/2009 по признакам нарушения ООО "Туристическое бюро "Сильвер"п. 20 ч. 3 ст. 5 и ч. 7 ст. 5 ФЗ "О рекламе",
УСТАНОВИЛА:
В Вологодское УФАС России поступили заявления Сети туристических агентств "Белка-тур" о факте распространения на стр. 71 N 46 (683) от 21.11.2008 г. газеты "Городокъ+" рекламы, привлекающей внимание к услугам туроператоров ООО "ПЕГАС ТУРС", ООО "ТЭЗ ТУР", ООО "НАТАЛИ ТУРС", а также услугам ООО "Турбюро "Сильвер", в которой содержатся фразы: "Не покупайте у перекупщиков, обратитесь напрямую!" и "Международные операторы теперь в Вологде!" не соответствующие действительности и вводящие потребителей в заблуждение.
В соответствии со ст. 3 ФЗ от 13.03. 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - ФЗ "О рекламе") рекламой является информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Объектом рекламирования является товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимание к которым направлена реклама.
Товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Рекламодателем указанной рекламной информации, то есть лицом, определившим объект рекламирования и содержание рекламы, согласно договору N 452/Г+ от 9 января 2008 г., является ООО "Турбюро "Сильвер", зарегистрированное в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1043500050120.
Правоотношения в области туризма имеют определенную специфику.
Так, в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", туроператорской деятельностью является деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом (туроператором).
Турагентской деятельностью является деятельность по продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (туагентом).
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства, комиссия приходит к выводу о нарушении ООО "Турбюро "Сильвер" требований п. 20 ч. 3 ст. 5 и ч. 7 ст. 5 ФЗ "О рекламе".
Рассматриваемая реклама направлена на привлечение внимания потребителей к туроператорам ООО "ПЕГАС ТУРС", ООО "ТЭЗ ТУР", ООО "НАТАЛИ ТУРС", а также услугам ООО "Турбюро "Сильвер", ООО "Вологодская туристическая компания".
По мнению комиссии, реклама содержанием слогана "Не покупайте у перекупщиков, обратитесь напрямую!" привлекает потребителей рекламы обратиться за приобретением туристского продукта напрямую к туроператорам ООО "НАТАЛИ ТУРС", ООО "ТЭЗ ТУР" и ООО "ПЕГАС ТУРС", однако этого сделать невозможно, поскольку, по указанным в рассматриваемой рекламе адресам осуществляют свою деятельность не туроператоры, а туристические агентства ООО "Турбюро "Сильвер" и ООО "Вологодская туристическая компания". Следовательно сведения, данные в рекламе, о туроператорах не соответствуют действительности.
Выражение "Международные операторы теперь в Вологде!" говорит о том, что перечисленные в рекламе юридические лица (туроператоры) осуществляют свою деятельность в г. Вологде, однако это не подтверждается материалами дела.
На заседании комиссии, представители заявителя поддержали свои требования об устранении нарушения требований рекламного законодательства, пояснили, что потребители туристских услуг вводятся в заблуждение рассматриваемой рекламой, а именно выражениями: "Международные операторы теперь в Вологде!" и "Не покупайте у перекупщиков, обратитесь напрямую!", т. к. считают, что представительства перечисленных туроператоров находятся по указанным в рекламе адресам.
В доказательство чего, на одном из заседаний комиссии Управления, представлен отзыв туриста о поездке, из которого следует, что турист воспринимал офис, расположенный по адресу: г. Вологда, ул. Ленинградская, 100, как офис туроператора "НАТАЛИ ТУРС", и только после посещения данного офиса понял, что по данному адресу находится туристическое агентство.
Представители ООО "Сильвер" пояснили, что общество "Сильвер" не является изготовителем и продавцом рекламируемого товара (услуги). ООО "Турбюро "Сильвер"и указанное в рекламе ООО "ВТК" (ООО "Вологодская туристическая компания") выступают в данных правоотношениях с ООО "НАТАЛИ ТУРС", ООО "ПЕГАС ТУРС", ООО "ТЭЗ ТУР" в роли посредника, а не продавца и не изготовителя товара, в связи с чем, по мнению Денисовой Т.С., к Обществу "Сильвер" не может быть применен п. 20 ч. 3 ст. 5 ФЗ "О рекламе".
Однако, в соответствии с п. 20 ч. 3 ст. 5 ФЗ "О рекламе", недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об изготовителе или о продавце рекламируемого товара. Данные о продавцах и изготовителях туристского продукта - ООО "НАТАЛИ ТУРС", ООО "ТЭЗ ТУР", ООО "ПЕГАС ТУРС" в рекламе содержатся и являются недостоверными, поскольку указанные туроператоры осуществляют свою деятельность за пределами г. Вологды. Следовательно, выражение "Международные туроператоры теперь в Вологде!" не соответствует действительности. Данный факт подтвержден материалами дела, а именно ответами ООО "НАТАЛИ ТУРС" и ООО "ПЕГАС ТУРС" на запрос Управления N 642 от 24.02.2009 г., где указано, что данные общества не имеют представительств и филиалов на территории г. Вологды.
В силу ч. 7 ст. 5 ФЗ "О рекламе", не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Представители ООО "Сильвер" признали, что в спорном рекламном объявлении не имеется достаточных сведений о продавце туристского продукта, однако пояснили, что при этом не искажается смысл информации и потребители рекламы в заблуждение не вводятся, т. к. с каждым потребителем туристских услуг ООО "Турбюро "Сильвер" либо ООО "Вологодская туристическая компания" заключает договор, в котором содержится весь объем сведений о туроператоре и самом туристском продукте.
Однако, в силу статьи 3 ФЗ "О рекламе", потребителями рекламы являются лица, на привлечение внимания которых к объекту рекламирования направлена реклама. Следовательно, круг потребителей рекламы гораздо шире, нежели круг потребителей туристских услуг ООО "Турбюро "Сильвер".
ФЗ "О рекламе" распространяет свои требования на рекламу, а не на гражданско- правовые отношения, связанные с условиями договора, а значит именно реклама должна соответствовать требованиям законодательства РФ о рекламе. Следовательно, объяснения представителей Общества "Сильвер" о том, что отсутствующие сведения о туроператорах, посредниках - ООО "Турбюро "Сильвер", о ООО "Вологодская туристическая компания" и об условиях приобретения туристского продукта указаны в договорах, заключаемых между ООО "Турбюро "Сильвер" и туристом, комиссией отклоняются.
По мнению комиссии, в рассматриваемой рекламе отсутствует часть существенной информации об условиях приобретения туристского продукта через посредника - ООО "Турбюро "Сильвер" и ООО "Вологодская туристическая компания".
Согласно ст. 3 ФЗ "О рекламе", реклама, несоответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
В соответствии с ч. 6 ст. 38 ФЗ "О рекламе", ответственность за нарушение частей 2 - 8 статьи 5 названного Федерального закона несет рекламодатель.
Таким образом, ООО "Турбюро "Сильвер" в нарушение требований п. 20 ч. 3 ст. 5 и ч. 7 ст. 5 ФЗ "О рекламе", разместило на стр. 71 N 46 (683) от 21.11.2008 г. газеты "Городокъ+" рекламу, привлекающую внимание к услугам туроператоров ООО "ПЕГАС ТУРС", ООО "ТЭЗ ТУР", ООО "НАТАЛИ ТУРС", а также услугам ООО "Турбюро "Сильвер" и ООО "Вологодская туристическая компания", с содержанием фраз: "Не покупайте у перекупщиков, обратитесь напрямую!" и "Международные операторы теперь в Вологде!", которая содержит не соответствующие действительности сведения об изготовителях и продавцах туристских услуг, т. к. указанные туроператоры осуществляют свою деятельность за пределами г. Вологды, кроме того, в которой отсутствует часть существенной информации об условиях приобретения туристского продукта через посредника или агента.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 36 ФЗ "О рекламе", в соответствии с п. 37 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей рекламу, привлекающую внимание к услугам туроператоров ООО "ПЕГАС ТУРС", ООО "ТЭЗ ТУР", ООО "НАТАЛИ ТУРС", а также услугам ООО "Турбюро "Сильвер" и ООО "Вологодская туристическая компания", с содержанием фраз: "Не покупайте у перекупщиков, обратитесь напрямую!" и "Международные операторы теперь в Вологде!", размесщенную на стр. 71 N 46 (683) от 21.11.2008 г. газеты "Городокъ+", поскольку в ней нарушены требования п. 20 ч. 3 ст. 5 и ч. 7 ст. 5 ФЗ "О рекламе", а рекламодателя - ООО "Туристическое бюро "Сильвер" нарушившим п. 20 ч. 3 ст. 5и ч. 7 ст. 5 ФЗ "О рекламе".
2. Выдать ООО "Туристическое бюро "Сильвер" предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Вологодского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в суд в трехмесячный срок со дня вынесения решения.
Подача заявления о признании недействительным решения антимонопольного органа не приостанавливает исполнение решения, если судом не будет вынесено определение о приостановлении исполнения решения.
Председатель комиссии В.П. Щепелин
Члены комиссии: М.И. Докшин
И.С.Лукова
С.А. Шишелов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области от 27 марта 2009 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016