Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области
от 9 апреля 2009 г.
Комиссия Томского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии: В.И. Шевченко, руководитель управления,
члены Комиссии:
Е.П. Фоминых, начальник отдела контроля рекламы, недобросовестной конкуренции и адвокатирования;
Н.В. Базарова, специалист-эксперт отдела контроля рекламы, недобросовестной конкуренции и адвокатирования;
рассмотрев дело N06-11/07-09, возбужденное по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения в рекламно-информационном еженедельнике "Аукционъ online" N9(432) от 15 марта 2009 г. на стр.6 рекламы услуг ООО "Элит Оптика" следующего содержания: "Дорогие женщины! Сердечно поздравляем вас с праздником весны и приглашаем воспользоваться услугами нашего салона. КОНСУЛЬТАЦИЯ ОФТАЛЬМОЛОГА. КОМПЬЮТЕРНАЯ ДИАГНОСТИКА. КОНТАКТНАЯ КОРРЕКЦИЯ. ИЗГОТОВЛЕНИЕ ОЧКОВ ЛЮБОЙ КАТЕГОРИИ СЛОЖНОСТИ. РЕМОНТ ОЧКОВ. ГАРАНТИЙНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ. АКСЕССУАРЫ. ШИРОКИЙ ВЫБОР ОПРАВ ГОТОВЫХ И СОЛНЕЗАЩИТНЫХ ОЧКОВ. Скидка 10% с 8 марта по 1 июня.". Указанная реклама содержит признаки нарушения части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе",
в присутствии представителей лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе
- от ООО "Формат Сити" (юридический адрес: пр. Фрунзе, 115, г. Томск, 634021) представитель Суханова Марина Борисовна по доверенности N1 от 26 марта 2009 г. сроком по 30 июня 2009 г.;
- от ООО "Элит Оптика" (юридический адрес: (634006, г. Томск, ул. Вокзальная, 21, 74) директор Швецова Ольга Николаевна, действующий на основании Устава общества с ограниченной ответственностью "Элит Оптика" установила:
При осуществлении контроля за соблюдением законодательства о рекламе в рекламно-информационном еженедельнике "Аукционъ online" N9(432) от 15 марта 2009 г. на стр. 6 размещена реклама услуг ООО "Элит Оптика" следующего содержания: "Дорогие женщины! Сердечно поздравляем вас с праздником весны и приглашаем воспользоваться услугами нашего салона. КОНСУЛЬТАЦИЯ ОФТАЛЬМОЛОГА. КОМПЬЮТЕРНАЯ ДИАГНОСТИКА. КОНТАКТНАЯ КОРРЕКЦИЯ. ИЗГОТОВЛЕНИЕ ОЧКОВ ЛЮБОЙ КАТЕГОРИИ СЛОЖНОСТИ. РЕМОНТ ОЧКОВ. ГАРАНТИЙНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ. АКСЕССУАРЫ. ШИРОКИЙ ВЫБОР ОПРАВ ГОТОВЫХ И СОЛНЕЗАЩИТНЫХ ОЧКОВ. Скидка 10% с 8 марта по 1 июня.".
Указанная публикация направлена на привлечение внимания к услугам ООО "Элит оптика", адресована неопределенному кругу лиц и в соответствии с п.1 ст.3 Федерального закона от 13 марта 2006 г. N38-ФЗ "О рекламе" является рекламой.
Согласно отраслевому классификатору "Сложные и комплексные медицинские услуги, утвержденному приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 16 июля 2001 г. N268 прием (осмотр, консультация) врача-офтальмолога относится к сложным и комплексным медицинским услугам.
В соответствии с "Общероссийским классификатором продукции", утвержденным постановлением Госстандарта РФ от 30.12.1993 N301, очки и оправы для очков относятся к приборам и аппаратам медицинским (в разделе 94 0000 Медицинская техника в подразделе 94 4000 Приборы и аппараты медицинские: 94 4260 1 Очки; 94 4265 9 Оправы для очков).
Таким образом, вышеуказанная реклама содержит рекламу медицинских услуг и медицинской техники.
Согласно ч.7 ст.24 Федерального закона от 13 марта 2006 г. N38-ФЗ "О рекламе" реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по их применению или получения консультации специалиста. В рекламе, распространяемой другими способами (кроме радиопрограмм, телепрограмм и при кино- и видео обслуживании), - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства).
В тексте указанной рекламы отсутствуют требуемые статьей 24 ФЗ "О рекламе" предупреждения, что свидетельствует о нарушении ч.7 ст.24 указанного Закона.
Ко дню заседания комиссии Томского УФАС России ООО "Формат Сити" представило отзыв на определение о возбуждении производства по делу N06-11/07-09, в котором указало следующее.
Оригинал-макет рекламно-информационного материала ООО "Элит Оптика" был согласован представителем заказчика - директором ООО "Элит Оптика" Швецовой Ольгой Николаевной. Претензий или замечаний к размещенному в газете "Аукционъ online" N9(432) от 15 марта 2009 г. рекламному материалу от ООО "Элит Оптика" в адрес ООО "Формат Сити" не поступало. Услуги по размещению рекламы на полосе "программы" указанного номера газеты были приняты обществом с ограниченной ответственностью "Элит Оптика", о чем свидетельствует акт сдачи-приемки оказанных услуг.
В ООО "Формат Сити" установлен строгий порядок проверки текстов и макетов рекламно-информационных материалов на соответствие ФЗ "О рекламе", определены должностные лица, отвечающие за его соблюдение, и предусмотрены меры ответственности за его нарушение.
В отзыве также указывалось, что должностное лицо - главный редактор А.С. Чубис по собственной невнимательности пропустила в печать ряд макетов, не соответствующих статье 24 ФЗ "О рекламе".
При рассмотрении дела Комиссией Томского УФАС России представитель ООО "Формат Сити" подтвердила доводы, изложенные в отзыве на определение о возбуждении производства по делу, попросила приобщить к материалам дела заявление и приложение к нему, содержащее копию рекламного макета услуг ООО "Элит Оптика", распространенного в газете "Аукционъ online" N11(434) от 29 марта 2009 г. с соблюдением требований статьи 24 ФЗ "О рекламе".
Ко дню заседания комиссии Томского УФАС России ООО "Элит Оптика" представило отзыв на определение о возбуждении производства по делу, в котором указывалось следующее.
Руководство ООО "Формат Сити" дало устное согласие на размещение рекламы услуг общества в газете "Аукционъ online" N9(432) от 15 марта 2009 г. Услуги ООО "Формат Сити" были оплачены в полном объеме 11 марта 2009 г. Через несколько дней после опубликования рекламы в указанном номере газеты по телефону представитель ООО "Формат Сити" сообщил, что рассматриваемая реклама не соответствует рекламному законодательству, в связи с чем проводит проверку антимонопольный орган. Было предложено дать рекламу с исправленным макетом и подписать документы на уже размещенный материал, курьером от ООО "Формат Сити" были доставлены договор и акт сдачи-приемки оказанных услуг NА-030248 от 16 марта 2009 г.
В отзыве ООО "Элит Оптика" также отмечалось, что вопросы правомерности размещения рекламного продукта являются компетенцией рекламной компании. Все вопросы, возникшие у Томского УФАС России по поводу распространения указанной рекламы, было предложено рекламораспротсранителю решать самостоятельно. На взгляд рекламодателя, за допущенные нарушения ответственность должно нести ООО "Формат Сити".
Кроме того, в отзыве указывалось, что ООО "Элит Оптика" работает на рынке оптических услуг с 2005 г., имеет сеть из 10 салонов и отделов. Ежегодно выделяет бюджет на рекламу для продвижения товаров и услуг на рынок города и привлечения клиентов в салоны. В этом направлении Общество сотрудничает с телевидением ГТРК- "Алиса", "Алькасар", ООО "Томск-Пресс" и др.
При рассмотрении дела Комиссией Томского УФАС России представитель ООО "Элит Оптика" изложила доводы, указанные в отзыве на определение о возбуждении производства по делу. При этом представитель ООО "Формат Сити" не отрицала факт подписания договора с рекламодателем (ООО "Элит Оптика") "задним" числом, т.е. после распространения рекламы. Представитель ООО "Элит Оптика" Швецова О.Н. сообщила также, что реклама изготовлена на основе визитки, предоставленной руководителем ООО "Элит Оптика" рекламораспространителю. Швецова О.Н. подтвердила, что письменные претензии по факту распространения ненадлежащей рекламы услуг ООО "Элит Оптика" в адрес рекламораспространителя не направлялись.
Комиссия Томского УФАС России, изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, установила следующее.
Рассматриваемая публикация подпадает под определение понятия рекламы, указанное в пункте 1 статьи 3 Федерального закона "О рекламе", согласно которому реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечения внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
ООО "Элит Оптика" обладает лицензией N99-03-001014 от 3 марта 2008 г. сроком действия до 2013 г., выданной Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития на осуществление деятельности по производству медицинской техники, наименование изделия - очки корригирующие.
Таким образом, ООО "Элит Оптика" обладает лицензией на право осуществлять рекламируемые услуги.
Согласно сертификату соответствия NРОСС DE.ИМ19.С00647 на продукцию - очки солнцезащитные, указанной продукции соответствует код ОК 005 (ОКП) 94 4201. В соответствии с "Общероссийским классификатором продукции", утвержденным постановлением Госстандарта РФ от 30.12.1993 N301 (далее Классификатор) код 94 4201 относится к продукции - очки солнцезащитные, подраздела - приборы и аппараты медицинские, раздела - медицинская техника.
Согласно сертификату соответствия NРОСС IT.ИМ19.С00917 на продукцию - оправы корригирующие очков, указанной продукции соответствует код ОК 005(ОКП) 94 4265. В соответствии с Классификатором код 94 4265 относится к продукции - оправы для очков, подраздела - приборы и аппараты медицинские, раздела - медицинская техника.
Согласно сертификату соответствия NРОСС CN.АЯ79. А12747 на продукцию - оправы для корригирующих очков, указанной продукции соответствует код ОК 005(ОКП) 94 4260. В соответствии с Классификатором код 94 4260 относится к продукции - очки, подраздела - приборы и аппараты медицинские, раздела - медицинская техника.
Согласно отраслевому классификатору "Сложные и комплексные медицинские услуги, утвержденному приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 16 июля 2001 г. N268 прием (осмотр, консультация) врача-офтальмолога относится к сложным и комплексным медицинским услугам.
Таким образом, реклама содержит объекты рекламирования: медицинская услугу, оказываемую ООО "Элит Оптика" (консультация офтальмолога) и медицинскую технику (солнцезащитные очки и оправы очков), что подтверждается сертификатами соответствия и другими материалами дела.
Анализ материалов дела позволил Комиссии определить в качестве рекламодателя, т.е. изготовителя или продавца товара либо иного определившего объект рекламирования и (или) содержание рекламы лица (пункт 5 статьи 3 ФЗ "О рекламе") - ООО "Элит Оптика"; в качестве рекламораспространителя, т.е. лица, осуществляющего распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств (пункт 7 статьи 3 ФЗ "О рекламе") - ООО "Формат Сити", что подтверждается договором возмездного оказания услуг NФ-АОЛ2009-03 от 13 марта 2009 г. между ООО "Формат Сити" и ООО "Элит Оптика" и приложением к нему в виде согласованного макета рекламы от 13 марта 2009 г., актом сдачи-приемки оказанных услуг NА-030248 от 16 марта 2009 г.
Согласно приложению N1 к указанному договору материалы заказчика размещаются на полосе Программа в выпуске газеты N9 от 15 марта 2009 г. Стоимость размещения составляет 2 500 (две тысячи пятьсот) рублей. Заказчик производит оплату в размере 100% от стоимости услуг по размещению материала в течение трех рабочих дней со дня выхода соответствующего номера. Согласно платежному поручению N133 от 19 марта 2009 г. ООО "Элит Оптика" произвело оплату рекламных услуг.
Согласно свидетельству о регистрации средства массовой информации ПИ NФС 12-1850 от 4 марта 2008 г., выданному Управлением Федеральной службы по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия по Новосибирской области, газета "Аукционъ online" зарегистрирована как рекламное издание с содержание рекламы более 40%.
Комиссия Томского УФАС России не согласилась с доводами ООО "Элит Оптика" о том, что за допущенные нарушения ответственность должно нести ООО "Формат Сити" как профессиональный участник рекламного рынка. Комиссия Томского УФАС России исходит из того, что согласно частям 6, 7 статьи 38 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" за нарушение требований части 7 статьи 24 ФЗ "О рекламе" предусмотрена ответственность как рекламодателя, так и рекламораспространителя.
Комиссия Томского УФАС России пришла к выводу, что представленными обществом с ограниченной ответственностью "Формат Сити" материалами не подтверждается факт устранения рекламораспространителем допущенного нарушения статьи 24 ФЗ "О рекламе".
Таким образом, указанная реклама нарушает часть 7 статьи 24 ФЗ "О рекламе" и согласно пункту 4 статьи 3 ФЗ "О рекламе" является ненадлежащей.
Согласно части 6 статьи 38 ФЗ "О рекламе" ответственность за нарушения части 7 статьи 24 несет рекламодатель. Согласно части 7 статьи 38 ФЗ "О рекламе" ответственность за нарушение части 7 статьи 24 указанного закона несет рекламораспространитель.
Руководствуясь частью 1 статьи 33 и пунктом 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе", и в соответствии с пунктами 37-44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу услуг общества с ограниченной ответственностью "Элит Оптика" (юридический адрес: г. Томск, ул. Вокзальная, 21, 74, 634006) следующего содержания: "Дорогие женщины! Сердечно поздравляем вас с праздником весны и приглашаем воспользоваться услугами нашего салона. КОНСУЛЬТАЦИЯ ОФТАЛЬМОЛОГА. КОМПЬЮТЕРНАЯ ДИАГНОСТИКА. КОНТАКТНАЯ КОРРЕКЦИЯ. ИЗГОТОВЛЕНИЕ ОЧКОВ ЛЮБОЙ КАТЕГОРИИ СЛОЖНОСТИ. РЕМОНТ ОЧКОВ. ГАРАНТИЙНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ. АКСЕССУАРЫ. ШИРОКИЙ ВЫБОР ОПРАВ ГОТОВЫХ И СОЛНЕЗАЩИТНЫХ ОЧКОВ. Скидка 10% с 8 марта по 1 июня.", поскольку указанная реклама нарушает часть 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 г. N38-ФЗ "О рекламе".
2. Выдать предписание ООО "Формат Сити" о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
3. Выдать предписание ООО "Элит Оптика" о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Томского УФАС России для возбуждения дел об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 21 апреля 2009 г. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель комиссии В.И. Шевченко
Члены комиссии: Е.П. Фоминых
Н.В. Базаров
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области от 9 апреля 2009 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016