Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области
N 8/04 (опубликовано 2 июля 2009 г.)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
председатель - руководитель управления Гречишникова Е.А.;
члены Комиссии:
- начальник отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов Мазаева С.В.;
- начальник отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти Колодина Н.Н.;
- ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов Вислобокова Е.М.,
- ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов Кузина М.А.,
рассмотрев дело от 18.03.2009 N 8/04 по признакам нарушения Тамбовской городской Думой (392000, г. Тамбов, ул. Первомайская, 28) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
У С Т А Н О В И Л А:
При рассмотрении заявления НК "Содействие в развитии малого предпринимательства "Содружество", направленного в адрес Тамбовского УФАС России Главным Федеральным инспектором в Тамбовской области Аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Центральном Федеральном округе (вх. от 13.11.2008 N 6716ф, исх. от 11.11.2008 N А50/68-795), было выявлено решение Тамбовской городской Думы от 26.04.2006 N 177 "О передаче в аренду обществу с ограниченной ответственностью "ХХI Век-Тамбов" муниципального недвижимого имущества - нежилого здания крытого рынка, расположенного по адресу: г.Тамбов, ул. Коммунальная, д.21 А, литер П и земельного участка под ним" (далее - решение), противоречащее нормам антимонопольного законодательства.
По данному факту Тамбовское УФАС России возбудило настоящее дело.
На рассмотрении дела присутствовали:
- представитель Тамбовской городской Думы юрисконсульт экспертно-правового отдела <>(доверенность от 31.12.2008 N 55);
- представитель администрации города Тамбова начальник юридического отдела комитета по управлению муниципальным имуществом <> (доверенность от 30.03.2009 N 2-40-240/9);
- представитель ООО "XXI Век - Тамбов" <> (доверенность от 20.03.2009 N 68-01/173039).
На рассмотрении дела представитель Тамбовской городской Думы сообщил, что Решение Тамбовской городской Думы от 26.04.2006 N 177 "О передаче в аренду обществу с ограниченной ответственностью "ХХI Век-Тамбов" принято в соответствии с Федеральным законом от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений", так как предполагалось заключение инвестиционного контракта, предусматривающего условия улучшения технического состояния здания крытого рынка и благоустройство территории города Тамбова. 14 августа 2006 года между администрацией г. Тамбова и ООО "XXI Век - Тамбов" заключен инвестиционный контракт на сумму 17 млн.рублей. В соответствии с дополнительным соглашением N1 от 18.03.2009 к инвестиционному контракту сумма инвестиций инвестора составляет 61773160 руб., оснований для прекращения инвестиционной деятельности не имеется. Решение Тамбовской городской Думы от 26.04.2006 N 177 было принято до вступления в силу Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в связи с чем, указание на нарушение норм Федерального закона, недействующего на момент принятия решения, является необоснованным. Согласно части 1 статьи 4 Гражданского Кодекса РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
Представитель администрации города Тамбова на рассмотрении дела сообщил, что на основании решения Тамбовской городской Думы от 26.04.2006 N 177 между комитетом по управлению муниципальным имуществом и земельных ресурсов г. Тамбова и ООО "XXI Век - Тамбов" был заключен договор аренды имущества. 14.08.2006 был заключен инвестиционный контракт N3102-101/6 на сумму 17 млн. руб. В связи с обращением ООО "XXI Век - Тамбов" об увеличении инвестиций по данному контракту, 18.03.2009 заключено дополнительное соглашение N 1 и объем инвестиций увеличен до 61773160 руб.
Представитель ООО "XXI Век - Тамбов" на рассмотрении дела заявил, что рассматриваемое дело возбуждено по признакам нарушения Федерального закона "О защите конкуренции", не вступившего в законную силу на момент принятия решения Тамбовской городской Думы N 177. В настоящее время Положение "О порядке сдачи в аренду муниципальных нежилых помещений (зданий, сооружений) и земельных участков, расположенных под зданиями и сооружениями города Тамбова", утв. Решением городской Думы от 28.12.2005 N107, не действует. Согласно инвестиционному контракту по состоянию на 18.03.2009, его сумма составляет 61 млн. руб. По условиям контракта вложенные инвестором средства являются его собственностью. В случае изъятия арендных прав внесенные инвестором денежные средства, подлежат возмещению.
Комиссия Тамбовского УФАС России в результате анализа имеющихся материалов и рассмотрения дела пришла к следующим выводам.
Тамбовская городская Дума приняла Решение от 26.04.2006 N 177 "О передаче в аренду обществу с ограниченной ответственностью "ХХI Век-Тамбов" муниципального недвижимого имущества - нежилого здания крытого рынка, расположенного по адресу: г. Тамбов, ул. Коммунальной, д.21А, литер П и земельного участка под ним", согласно которому указанное муниципальное имущество передано в аренду сроком на 25 лет ООО "ХХI Век-Тамбов" для организации торгово-рыночного комплекса.
Указанным Решением администрации города Тамбова поручалось заключить с ООО "ХХI Век-Тамбов" инвестиционный контракт (договор), предусматривающий условия улучшения технического состояния, проведения капитального ремонта нежилого здания крытого рынка и благоустройства территории города Тамбова.
На момент принятия Тамбовской городской Думой решения о передаче в аренду ООО "ХХI Век-Тамбов" нежилого здания крытого рынка и земельного участка под ним в городе Тамбове действовало Положение "О порядке сдачи в аренду муниципальных нежилых помещений (зданий, сооружений) и земельных участков, расположенных под зданиями и сооружениями города Тамбова", утвержденное Решением Тамбовской городской Думы от 28.12.2005 N 107 (далее - Положение).
Согласно статье 7.1 Положения (введена Решением Тамбовской городской Думы от 22.02.3006 N 139) объекты муниципального недвижимого имущества могут предоставляться в аренду на бесконкурсной основе по решению городской Думы на срок до 25 лет в случае аренды объекта муниципального недвижимого имущества в течение 7 лет и соблюдения условий, предусмотренных абзацами 3,4,7,8 настоящей статьи, а именно:
- условия договора аренды надлежаще исполняются в течение срока действия договора аренды, в том числе своевременно перечисляется арендная плата в бюджет города;
- арендатор надлежаще исполняет предписания арендодателя по проведению текущего ремонта и благоустройства прилегающей территории;
- арендатором в течение срока аренды проводились улучшения технического состояния арендуемого объекта муниципального недвижимого имущества, в том числе текущий ремонт помещения (здания, сооружения), инженерных коммуникаций, находящихся в помещении, за счет собственных средств;
- проведение арендатором капитального ремонта, перепланировки, реконструкции, переоборудования арендуемого помещения (здания, сооружения) в соответствии с нормами действующего законодательства и настоящего Положения.
Согласно материалам рассматриваемого дела, ООО "ХХI Век-Тамбов" обратилось в администрацию города Тамбова (исх. от 14.04.2006 N 84) с просьбой о предоставлении в долгосрочную аренду здания крытого рынка, расположенного по адресу: г. Тамбов, ул. Коммунальная, д.21А, литер П, и обязывалось произвести реконструкцию здания, благоустройство прилегающей территории, а также организовать проезд по ул. Базарной на участке к зданию за счет собственных средств.
Ранее муниципальное недвижимое имущество - нежилое здание крытого рынка и участок под ним находились в аренде у МУП "Тамбовский центральный рынок" (решение Тамбовской городской думы от 28.12.2005 N 112 "О передаче в аренду муниципальному унитарному предприятию "Тамбовский центральный рынок").
25.04.2006 МУП "Тамбовский центральный рынок" обратилось к главе администрации города Тамбова с заявлением (исх. N 118) о расторжении договора аренды здания крытого рынка N 356/а от 02.03.2006 в связи с убыточностью ведения хозяйственной деятельности в здании крытого рынка и недопущения ухудшения финансового положения МУП "ТЦР".
25.04.2006 администрация города Тамбова направила в адрес Тамбовской городской Думы обращение (исх. от 25.04.2006 N 2-30-1947/6) с просьбой рассмотреть вопрос о даче согласия администрации города Тамбова на передачу в аренду нежилого здания крытого рынка и земельного участка под ним ООО "ХХI Век-Тамбов".
Тамбовская городская Дума в противоречие установленного в городе Тамбове порядка предоставления муниципального имущества в долгосрочную аренду, а именно в противоречие абзацу 9 статьи 7.1 Положения приняла решение от 26.04.2006 N 177 "О передаче в аренду обществу с ограниченной ответственностью "ХХI Век-Тамбов" муниципального недвижимого имущества - нежилого здания крытого рынка, расположенного по адресу: г.Тамбов, ул. Коммунальная, 21а, литер П и земельный участок под ним" сроком на 25 лет для организации торгово-рыночного комплекса, поскольку ООО "ХХI Век-Тамбов" не являлось арендатором объекта муниципального недвижимого имущества - здания крытого рынка в течение 7 лет.
Таким образом, муниципальное имущество было предоставлено отдельному хозяйствующему субъекту в нарушение действующему Положению. Законных оснований для передачи в аренду муниципального имущества - здания крытого рынка ООО "ХХI Век-Тамбов" не имелось. Указанное муниципальное имущество могло быть передано в долгосрочную аренду только на конкурсной основе, с соблюдением условий публичности для обеспечения условий конкуренции.
Довод Тамбовской городской Думы о том, что Решение от 26.04.2006 N 177 принято на основании Федерального закона от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений", Комиссия Тамбовского УФАС России считает необоснованным. Указанным федеральным законом не установлено право органов местного самоуправления на передачу в долгосрочную аренду муниципального имущества на бесконкурсной основе, в случае, если заключается инвестиционный контракт, предусматривающий улучшение технического состояния данного муниципального имущества.
В период принятия решения Тамбовской городской Думы от 26.04.2006 N 177 действовал Закон РСФСР от 22.03.1991 N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (далее - Закон о конкуренции).
Согласно части 1 статьи 7 Закона о конкуренции органам местного самоуправления запрещалось принимать акты и (или) совершать действия, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, создают дискриминирующие или, напротив, благоприятствующие условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, если такие акты или действия имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов хозяйствующих субъектов или граждан, в том числе запрещается:
- необоснованно предоставлять отдельному хозяйствующему субъекту или нескольким хозяйствующим субъектам льготы, ставящие их в преимущественное положение по отношению к другим хозяйствующим субъектам, работающим на рынок того же товара.
Вступивший в силу с 26.10.2006 Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" содержит аналогичный запрет, установленный в части 1 статьи 15.
В соответствии со статьей 15 Федерального Закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Комиссия Тамбовского УФАС России считает, что Тамбовская городская Дума при принятии решения от 26.04.2006 N 177 "О передаче в аренду обществу с ограниченной ответственностью "ХХI Век-Тамбов" муниципального недвижимого имущества - нежилого здания крытого рынка, расположенного по адресу: г. Тамбов, ул. Коммунальная, д.21 А, литер П и земельного участка под ним" нарушила условия конкуренции. ООО "ХХI Век-Тамбов" было необоснованно и незаконно предоставлено преимущество при передаче здания крытого рынка в аренду сроком на 25 лет. Права других хозяйствующих субъектов на получение данного муниципального недвижимого имущества в аренду, в том числе потенциальных, были ограничены.
Таким образом, Тамбовская городская Дума при принятии решения от 26.04.2006 N 177 "О передаче в аренду обществу с ограниченной ответственностью "ХХI Век-Тамбов" допустила нарушение части 1 статьи 15 Федерального Закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (части 1 статьи 7 Закона о конкуренции), выражающееся в принятии акта, который приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
2. Во исполнение решения Тамбовской городской Думы от 26.04.2006 N 177 администрация города Тамбова приняла постановление от 31.08.2006 N 5810 "О предоставлении в аренду ООО "ХХI Век-Тамбов" муниципального нежилого здания крытого рынка, расположенного по адресу: г. Тамбов, ул.Коммунальная, 21а, литер П".
Согласно данному постановлению с 01.09.2006 Обществу предоставлено в аренду сроком на 25 лет муниципальное недвижимое имущество - нежилое здание крытого рынка, расположенное по адресу: г.Тамбов, ул. Коммунальная, 21а, литер П и земельный участок под ним, для организации торгово-рыночного комплекса.
Абзацем 3 пункта 2 постановления от 31.08.2006 N 5810 ООО "ХХI Век-Тамбов" поручено заключить с администрацией города Тамбова инвестиционный контракт (договор), предусматривающий условия улучшения технического состояния, проведения капитального ремонта нежилого здания крытого рынка и благоустройства территории г.Тамбова, в месячный срок с момента принятия настоящего постановления.
Пунктом 3 постановления администрации города Тамбова от 31.08.2006 N 5810 определено, что комитет муниципального имущества и земельных ресурсов администрации города Тамбова обязан предусмотреть в особых условиях договора аренды объекты муниципального нежилого фонда заключение с ООО "ХХI Век-Тамбов" инвестиционного контракта (договора), предусматривающего условия улучшения технического состояния, проведения капитального ремонта нежилого здания крытого рынка и благоустройства территории г.Тамбова, в месячный срок с момента принятия настоящего постановления.
01.09.2006 между комитетом муниципального имущества и земельных ресурсов города Тамбова и ООО "ХХI Век-Тамбов" был заключен договор аренды объекта муниципального нежилого фонда города Тамбова N 1401/К. В указанном договоре аренды отсутствует особое условие о заключении с ООО "ХХI Век-Тамбов" инвестиционного контракта (договора), предусматривающего условия улучшения технического состояния, проведения капитального ремонта нежилого здания крытого рынка и благоустройства территории г. Тамбова, которое было установлено постановлением администрации города Тамбова от 31.08.2006 N 5810.
Инвестиционный контракт N 3.102-101/6 между администрацией города Тамбова и ООО "XXI Век - Тамбов" был заключен 14.08.2006, то есть до принятия постановления администрации города Тамбова от 31.08.2006 N 5810 "О предоставлении в аренду ООО "ХХI Век-Тамбов" муниципального нежилого здания крытого рынка, расположенного по адресу: г. Тамбов, ул. Коммунальная, 21а, литер П", определяющего заключение инвестиционного контракта (договор), предусматривающего условия улучшения технического состояния, проведения капитального ремонта нежилого здания крытого рынка и благоустройства территории г.Тамбова. Ориентировочная сумма инвестиций - 17 млн. руб.
Согласно указанному инвестиционному контракту ООО "XXI Век - Тамбов" обязуется за счет собственных либо привлеченных инвестиций произвести капитальный ремонт и реконструкцию здания крытого рынка, и благоустройство прилегающей к зданию территории в период с 2006 по 4 квартал 2007 года. А также капитальный ремонт дороги, расширение проезжей части и устройство тротуаров по ул. Носовской, в срок до 31.12.2007 (пункты 2.3.1 и 2.3.2 инвестиционного контракта). Для реализации инвестиционного контракта Инвестор обязуется регулярно, не реже одного раза в квартал, представлять в администрацию города Тамбова отчет о выполненных работах, предварительно утвержденный администрацией (пункт 4.2.5 инвестиционного контракта).
09.04.2007 администрация города Тамбова приняла постановление N 2103 "О внесении изменений в постановление главы администрации города Тамбова от 31.08.2008 N5810 "О предоставлении в аренду обществу с ограниченной ответственностью "ХХI Век-Тамбов" муниципального нежилого здания крытого рынка, расположенного по адресу: г. Тамбов, ул. Коммунальная, 21а, литер П", которым исключила абзац 3 пункта 2 и пункт 3, касающиеся заключения инвестиционного контракта (договора).
27.05.2008 администрация города Тамбова приняла постановление N 3636 "О внесении изменений в постановление главы администрации г. Тамбова от 09.04.2007 N 2103 "О внесении изменений в постановление главы администрации города Тамбова от 31.08.2008 N5810 "О предоставлении в аренду обществу с ограниченной ответственностью "ХХI Век-Тамбов" муниципального нежилого здания крытого рынка, расположенного по адресу: г. Тамбов, ул. Коммунальная, 21а, литер П", в котором исключила слова об исключения пунктов, касающихся заключения инвестиционного контракта (договора).
18.03.2009 между администрацией города Тамбова и ООО "XXI Век - Тамбов" заключено дополнительное соглашение N1 к инвестиционному контракту N 3.102-101/6 от 14.08.2006 и объем инвестиций увеличен до 61773160 руб.
Как установлено при рассмотрении дела, Инвестор - ООО "XXI Век - Тамбов" во исполнение пункта 4.2.5 Инвестиционного контракта отчеты о выполненных работах в установленный срок в администрацию города Тамбова не направлял. Первый отчет о выполненных работах на инвестиционном объекте - нежилом здании крытого рынка, был направлен Обществом в администрацию города Тамбова в ходе рассмотрения настоящего дела 22.05.2009 исх. N 37.
По данным ООО "XXI Век - Тамбов", по состоянию на 21.05.2009 на инвестиционном объекте - здании крытого рыка выполнено строительных и иных работ на сумму 47 млн. руб.
Таким образом, в настоящее время ООО "XXI Век - Тамбов" выполняет работы на инвестиционном объекте - здании крытого рынка, находящемся в аренде.
На основании изложенного Комиссия Тамбовского УФАС России считает нецелесообразным обращение в суд с иском о расторжении договора аренды муниципального имущества, заключенного с нарушением требований антимонопольного законодательства.
Руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьёй 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать Тамбовскую городскую Думу нарушившей часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции (часть 1 статьи 7 Закона РСФСР от 22 марта 1991 N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках") при принятии решения от 26.04.2006 N 177 "О передаче в аренду обществу с ограниченной ответственностью "ХХI Век-Тамбов" муниципального недвижимого имущества - нежилого здания крытого рынка, расположенного по адресу: г.Тамбов, ул. Коммунальная, д.21 А, литер П и земельного участка под ним".
2. Выдать Тамбовской городской Думе предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, а именно:
- принять меры по обеспечению контроля за предоставлением в долгосрочную аренду муниципального имущества.
Решение может быть обжаловано в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области N 8/04 (опубликовано 2 июля 2009 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016