Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области
N К-692-03/2015 (опубликовано 30 ноября 2015 г.)
Резолютивная часть оглашена 19 "ноября" 2015 г.
Комиссия Владимирского УФАС России по рассмотрению дела NК-692-03/2015 о нарушении антимонопольного законодательства, в составе:
"_",
в присутствии представителей:
заявителя - Л. (паспорт _);
ответчика - ООО "Газпром межрегионгаз Владимир" - С. (по доверенности N 1083/1 от 30.12.2014),
рассмотрев дело N К-692-03/2015 по признакам нарушения Обществом с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Владимир" (600017, Владимирская область, г. Владимир, ул. Мира, д. 34, ОГРН 1023301456903, ИНН 3328415442) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в начислении Л. платы за потребленный газ за период март-апрель 2015 года в размере 2 671, 55 рублей в нарушение абзаца 4 пункта 31 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 N 549, что привело к незаконному приостановлению поставки газа в период 10.08.2015 - 13.08.2015 в принадлежащий ей жилой дом, расположенный по адресу: _ г. Владимир, установила:
Во Владимирское УФАС России поступило заявление (вх. N245-кол от 12.08.2015) Л. (далее - Заявитель) на действия ООО "Газпром межрегионгаз Владимир" о начислении платы за услугу газоснабжения, исходя из нормативов потребления в период временного отсутствия гражданина, и приостановлении поставки газа в жилое помещение, расположенное по адресу: _ г. Владимир.
Как следует из заявления и представленных документов, в 2005 году в жилом доме, расположенном по адресу: _ г. Владимир, был установлен индивидуальный прибор учета потребления газа. Заявитель постоянно не проживает в указанном жилом доме, поэтому ежегодно направляет в ООО "Газпром межрегионгаз Владимир" заявление о неначислении платы за услугу газоснабжения по нормативам потребления в соответствии с пунктом 31 Постановления Правительства РФ от 21.07.2008 N 549 "О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан" (далее - Правила N 549) в период с октября по май ввиду непроживания в жилом помещении.
В апреле 2015 года, приехав в указанный дом, Заявитель в почтовом ящике обнаружила в квитанциях за март и апрель начисление за газ и напоминание о необходимости провести поверку счетчика. Поверку прибору учета газа провели 30.04.2015. Свидетельство о поверке счетчика Заявитель сдала в абонентский отдел и попросила произвести перерасчет, на что получила отказ.
10.08.2015 Заявитель узнала о прекращении поставки газа в указанный жилой дом. Уведомление о планируемом прекращении поставки газа Заявитель не получала.
В своем заявлении Л. просит разобраться с расчетами, вопросом об обязанности оплачивать неоказанные услуги и порядком прекращения поставки газа в ее жилой дом.
Из информации, представленной ООО "Газпром межрегионгаз Владимир" по запросу антимонопольного органа, установлено следующее.
Между ООО "Газпром межрегионгаз Владимир" и Л. заключен договор поставки газа N 105413 от 28.02.2005 (далее - Договор). В соответствии с пунктом 2.1 указанного договора ООО "Газпром межрегионгаз Владимир" обеспечивает абонента природным газом, а абонент оплачивает стоимость газа, включая его транспортировку, принятого на следующее газоиспользующее оборудование:
- плита 4-х комфорочная - 1шт.,
- котел отопительный - 1 шт.
С момента заключения договора поставки газа и до настоящего времени в жилом помещении установлен счетчик газа модели СГК-4 заводской N 812520, срок проведения очередной поверки которого наступил 28.02.2015.
В нарушение подпункта "в" пункта 21, пунктов 24 и 25 Правил N 549, пунктов 3.1 и 4.3.3 Договора Л. предоставила прибор учета газа для проведения очередной поверки лишь 30.04.2015.
Таким образом, в период с 28.02.2015 по 30.04.2015 в жилом помещении был установлен прибор учета с истекшим межповерочным интервалом.
На основании пунктов 25 и 32 Правил N 549 и части 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) в период 28.02.2015 - 30.04.2015 начисление платы за газ, поставленный Л., осуществлялось исходя из установленных нормативов потребления газа.
В отношении ссылки заявителя на поданное осенью 2014 года заявление о непроживании ООО "Газпром межрегионгаз Владимир" пояснило, что в соответствии с частью 11 статьи 155 ЖК РФ неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием для невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Л. не исполнила установленную законом и договором обязанность по своевременной оплате потребленного газа, в результате чего в 14.07.2015 на ее лицевом счете сложилась просроченная задолженность в сумме 2 635, 79 руб. за газ, потребленный в октябре 2014 года, феврале - апреле 2015 года (т.е. в течение четырех расчетных периодов подряд).
Руководствуясь подпунктом "в" пункта 45, пунктом 46 Правил N 549, 16.07.2015 ООО "Газпром межрегионгаз Владимир" направило в адрес Л. письменное уведомление N 193 о предстоящем приостановлении подачи газа и его причинах. Уведомление было получено Л. лично, что подтверждается почтовым уведомлением с отметкой о вручении 21.07.2015.
В установленный срок (07.08.2015) задолженность не была погашена. Поэтому 10.08.2015 сотрудники ОАО "Газпром газораспределение Владимир" по распоряжению ООО "Газпром межрегионгаз Владимир" произвели работы по отключению внутридомового газового оборудования, установленного в жилом помещении Л.
11.08.2015 задолженность Л. была погашена, в связи с чем 13.08.2015 подача газа была возобновлена.
По итогам рассмотрения заявления Л. и пояснений ООО "Газпром межрегионгаз Владимир" Приказом Владимирского УФАС России от 23.09.2015 года N285 возбуждено дело NК-692-03/2015 в отношении ООО "Газпром межрегионгаз Владимир" по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Определением от 23.09.2015 дело было назначено к рассмотрению.
На рассмотрение дела Заявитель поддержала доводы, изложенные в обращении, дополнительно пояснила, что уведомления лично не получала. Также Л. представила копию Постановления об отказе в возбуждении дела от 14.12.2015, согласно которому в действиях ООО "Газпром межрегионгаз Владимир" не выявлено состава преступления.
Представитель Ответчика поддержала доводы, изложенные в пояснениях, направленных по запросу антимонопольного органа, а также отметила, что правила пункта 31 Правил поставки газа в данном случае не применяются, так как с 28.02.2015 прибор учета согласно пункту 24 Правил поставки газа фактически отсутствовал в жилом помещении. Начисления производились по нормативу потребления, установленному Правительством РФ. Положения пункта 30 Правил поставки газа также не применяются, поскольку демонтаж прибора учета на дату истечения срока поверки не был произведен.
Определением от 20.10.2015 в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств рассмотрение дела было отложено на 12.11.2015.
Представителем ответчика на заседании от 12.11.2015 были представлены дополнительные пояснения, а также судебная практика по аналогичным спорам.
Для подготовки резолютивной части решения по делу Председателем Комиссии 12.11.2015 был объявлен перерыв в заседании на 19.11.2015.
19.11.2015 в отсутствии Заявителя и представителя ООО "Газпром межрегионгаз Владимир" оглашена резолютивная часть решения.
Исходя из документов и пояснений, представленных Заявителем и Ответчиком, Комиссией установлено следующее.
Закон о защите конкуренции формулирует требования для хозяйствующих субъектов при их вступлении в гражданско-правовые отношения с другими участниками гражданского оборота. Настоящий Федеральный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.
Пунктом 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами
Для состава указанного правонарушения необходимы следующие условия: доминирующее положение хозяйствующего субъекта на соответствующем товарном рынке, действие (бездействия) хозяйствующего субъекта и наступление одного из перечисленных последствий.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает 50 процентов, дающее такому субъекту возможность оказывать решающие влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке.
При этом доля признается, если не доказано иное, равной указанной в реестре хозяйствующих субъектов.
Приказом Владимирского УФАС России от 10.10.2011 N 321 ООО "Газпром межрегионгаз Владимир" включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара (работ, услуг) долю более 35 процентов, по товарной позиции "торговля газообразным топливом, подаваемым по распределительным сетям" с долей более 50 процентов в географических границах Владимирской области.
На основании части 1 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" ООО "Газпром межрегионгаз Владимир" занимает доминирующее положение на рынке торговли газообразным топливом, подаваемым по распределительным сетям в географических границах Владимирской области.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах. Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.
Порядок определения объема газа, потребленного для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, и порядок расчета размера за него установлены "Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан", утвержденными Постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 N 549 (далее - Правила N 549).
В соответствии с пунктом 21 Правил N 549 абонент обязан, в частности:
а) оплачивать потребленный газ в установленный срок и в полном объеме;
в) обеспечивать в установленные сроки представление прибора учета газа для проведения поверки;
г) сообщать поставщику газа сведения о показаниях прибора учета газа в установленный в договоре срок, если иной способ получения поставщиком газа таких сведений не установлен договором;
и) обеспечивать доступ представителей поставщика газа к приборам учета газа и газоиспользующему оборудованию для проведения проверки.
Согласно подпункту "б" пункта 23 Правил N 549 поставщик газа вправе приостанавливать в одностороннем порядке подачу газа до полного погашения абонентом задолженности по оплате потребленного газа.
В соответствии с пунктом 25 Правил N 549 определение объема потребленного газа осуществляется по показаниям прибора учета газа при соблюдении следующих условий:
а) используются приборы учета газа, типы которых внесены в государственный реестр средств измерений;
б) пломба (пломбы), установленная на приборе учета газа заводом-изготовителем или организацией, проводившей последнюю поверку, и пломба, установленная поставщиком газа на месте, где прибор учета газа присоединен к газопроводу, не нарушены;
в) срок проведения очередной поверки, определяемый с учетом периодичности ее проведения, устанавливаемой Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии для каждого типа приборов учета газа, допущенных к использованию на территории Российской Федерации, не наступил;
г) прибор учета газа находится в исправном состоянии.
Согласно пункту 30 Правил N 549 объем потребленного газа за период со дня демонтажа прибора учета газа для направления его на поверку или в ремонт и до дня, следующего за днем установки пломбы на месте, где прибор учета газа после проведения поверки или ремонта присоединяется к газопроводу, но не более 3 месяцев подряд, определяется исходя из объема среднемесячного потребления газа потребителем, определенного по прибору учета газа за период не менее одного года, а если период работы прибора учета газа составил меньше одного года - за фактический период работы прибора учета газа. По истечении указанного 3-месячного периода объем потребленного газа за каждый последующий месяц вплоть до дня, следующего за днем установки пломбы на месте, где прибор учета газа после проведения поверки или ремонта присоединяется к газопроводу, определяется в соответствии с нормативами потребления газа.
В соответствии с пунктом 31 Правил N 549 в случае, если абонент в установленный договором срок не представил поставщику газа сведения о показаниях прибора учета газа, объем потребленного газа за прошедший расчетный период и до расчетного периода, в котором абонент возобновил представление указанных сведений, но не более 3 месяцев подряд, определяется исходя из объема среднемесячного потребления газа потребителем, определенного по прибору учета газа за период не менее одного года, а если период работы прибора учета газа составил меньше одного года - за фактический период работы прибора учета газа. По истечении указанного 3-месячного периода объем потребленного газа за каждый последующий месяц вплоть до расчетного периода, в котором абонент возобновил представление указанных сведений, определяется в соответствии с нормативами потребления газа.
Согласно абзацу 4 пункта 31 Правил N 549 в случае, если абонент заблаговременно уведомил поставщика газа о непредставлении сведений о показаниях прибора учета газа в связи с тем, что все граждане, проживающие в жилом помещении (жилом доме), газоснабжение которого обеспечивается в соответствии с договором, будут отсутствовать по этому месту жительства более 1 месяца, положения настоящего пункта не применяются.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 45 Правил N 549 поставщик газа вправе в одностороннем порядке приостановить исполнение обязательств по поставке газа с предварительным письменным уведомлением абонента в случае неоплаты или неполной оплаты потребленного газа в течение 2 расчетных периодов подряд.
Согласно пункту 46 Правил N 549 до приостановления исполнения договора поставщик газа обязан направить абоненту уведомление по почте заказным письмом (с уведомлением о его вручении) о предстоящем приостановлении подачи газа и его причинах не позднее, чем за 20 календарных дней до дня приостановления подачи газа.
Между ООО "Газпром межрегионгаз Владимир" и Л. заключен договор поставки газа N 105413 от 28.02.2005 (далее - Договор). В соответствии с пунктом 2.1 указанного договора ООО "Газпром межрегионгаз Владимир" обеспечивает абонента природным газом, а абонент оплачивает стоимость газа, включая его транспортировку, принятого на следующее газоиспользующее оборудование:
- плита 4-х комфорочная - 1шт.,
- котел отопительный - 1 шт.
11.11.2014 Заявитель направила в адрес ООО "Газпром межрегионгаз Владимир" заявление о неначислении платы за газ до наступления расчетного периода, в котором будет отсутствовать потребление по причине выбытия всех граждан, проживающих в жилом помещении. Период выбытия - до 01.05.2015.
28.02.2015 истек срок поверки прибора учета газа, установленного в жилом помещении, принадлежащем Л.
30.04.2015 осуществлена поверка данного прибора учета. Прибор учета признан исправным.
В квитанциях по оплате за газ за периоды октябрь 2014, февраль 2015, представленных Заявителем, указано о необходимости поверить счетчик до 28.02.2015.
Согласно квитанциям за периоды март 2015, апрель 2015 начисления за газ производились по нормативу потребления. Общая сумма начисления - 2 784, 71 руб. В перерасчете по состоянию на июль 2015 долг составил 2 671,55 руб.
В соответствии с почтовым уведомлением Уведомление о предстоящем приостановлении подачи газа от 16.07.2015 N 193 в связи с образовавшейся задолженностью в размере 2 635, 79 руб. за более чем 2 расчетных периода вручено Л. лично 21.07.2015.
Согласно Акту-наряду N 118 на отключение бытового газоиспользующего оборудования приостановление подачи газа в жилой дом, расположенный по адресу: г. Владимир, _ осуществлено 10.08.2015; 13.08.2015 подача газа возобновлена. На акте отсутствуют подписи Л.
В соответствии с Постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела от 14.09.2015 в действиях ООО "Газпром межрегионгаз Владимир" не выявлен состав преступлений, предусмотренных статьями 139 и 330 Уголовного кодекса РФ.
Комиссия Владимирского УФАС России основываясь на документах, представленных сторонами, заслушав доводы сторон, приходит к следующему.
Законодатель установил исчерпывающий перечень случаев, когда поставщик газа вправе при наличии приборов учета газа определять объем потребленного газа по нормативам его потребления - это нарушение целостности пломб, неисправность прибора учета газа, в периоды демонтажа или ремонта газового счетчика и непредставления абонентом сведений о показаниях прибора учета газа.
При отсутствии приборов учета размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг. По истечении установленного изготовителем срока поверки индивидуального прибора учета его показания об объеме потребляемых коммунальных услуг не могут считаться достоверными, что фактически позволяет констатировать отсутствие прибора учета, поэтому расчет платы в таких случаях рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Из анализа положений пункта 31 Правил N 549 поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан следует, что под заблаговременным уведомлением поставщика газа, упомянутым в абзаце 4 пункта 31 Правил N 549 поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, понимается направление абонентом заявления о неначислении платы за газ до наступления расчетного периода (по общему правилу - календарного месяца), в котором будет отсутствовать потребление по причине выбытия всех граждан, проживающих в жилом помещении (жилом доме).
Однако указанное правило о заблаговременном уведомлении поставщика газа о непредставлении сведений о показаниях прибора учета газа применяется при использовании прошедшего поверку прибора учета газа. В данном случае срок поверки газового счетчика истек, определение объема потребляемого газа по показаниям прибора учета газа не могло быть осуществлено независимо от непроживания в доме, в связи с чем, ООО "Газпром межрегионгаз Владимир" обоснованно определило объем и стоимость потребленного газа за период с 28.02.2015 по 30.04.2015 в соответствии с нормативами потребления газа.
Положения пункта 30 Правил N 549 в данном случае не применяются, поскольку демонтаж прибора учета был произведен после истечения срока поверки прибора учета, а именно в апреле 2015 года.
Направление уведомления о приостановлении подачи газа, а также непосредственное отключение бытового газоиспользующего оборудования произведено в соответствии с процедурой, установленной Правилами N 549.
Довод Заявителя о том, что она не получала уведомление о приостановлении подачи газа и о чужой подписи на уведомлении о вручении почтового отправления, Комиссия антимонопольного органа считает несостоятельным, так как законность вручения уведомления подтверждена Постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела от 14.09.2015, а обратного Заявителем не доказано.
Таким образом, действия ООО "Газпром межрегионгаз Владимир" по начислению Л. платы за потребленный газ за период март-апрель 2015 года по нормативам потребления и приостановлению подачи газа в жилой дом, принадлежащий Заявителю, совершены в соответствии с требованиями, установленными Правилами N 549.
Следовательно, в действиях ООО "Газпром межрегионгаз Владимир" не выявлено злоупотребления доминирующим положением на рынке газоснабжения.
На основании изложенного, Комиссия Владимирского УФАС России приходит к выводу о прекращении производства по делу, возбужденного в отношении ООО "Газпром межрегионгаз Владимир" по признакам нарушения пункта 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Руководствуясь статьей 41, пунктом 2 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
Прекратить рассмотрение дела N К-692-03/2015, возбужденного по признакам нарушения Обществом с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Владимир" (600017, Владимирская область, г. Владимир, ул. Мира, д. 34, ОГРН 1023301456903, ИНН 3328415442) пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях.
Председатель комиссии "_"
Члены комиссии: "_"
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области N К-692-03/2015 (опубликовано 30 ноября 2015 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016