Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области
от 22 июля 2009 г.
Комиссия Смоленского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства
рассмотрев дело N 04-01/18-2009 по признакам нарушения Смоленским городским Советом (214000, Смоленск, ул. Октябрьской революции, д.1/2) и открытым акционерным обществом "Жилищник" (214018, Смоленск, ул. 2-я Киевская, д.20) статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", установила:
В соответствии с приказом Смоленского УФАС России от 10 марта 2009 г. N21 инспекцией Смоленского УФАС России в период с 11.03.2009 по 30.04.2009 было проведено плановое контрольное мероприятие по соблюдению требований Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" ОАО "Жилищник", результаты которого были отражены в акте от 30.04.2009 N4.
В ходе проведения контрольного мероприятия инспекцией Смоленского УФАС России были выявлены в действиях ОАО "Жилищник" и Смоленского городского Совета признаки нарушения статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившиеся в осуществлении согласованных действий, которые приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен на рынке услуг по содержанию многоквартирных жилых домов (установление размера платы за содержание и ремонт помещений многоквартирных домов).
Единственным акционером ОАО "Жилищник" является муниципальное образование "город Смоленск". От имени муниципального образования город Смоленск полномочия акционера осуществляются Администрацией города Смоленска в лице управления муниципального имущества (пункт 9.1 Устава ОАО "Жилищник", утверждённого Смоленским городским Советом от 31.08.2007 N 631).
На момент проведения контрольного мероприятия на обслуживании ОАО "Жилищник" находилось 2648 домов, в 2055 из которых ОАО "Жилищник" является управляющей организацией (на основании решений общих собраний собственников таких домов).
В отношении управления 2055 многоквартирных домов приказом ОАО "Жилищник" от 03.12.2008 N 516/1 "Об утверждении размера платы граждан за жилое помещение на 2009 год, избравших управляющей организацией ОАО "Жилищник", был утверждён размер платы за услуги по содержанию и ремонту жилого помещения с учетом видов благоустройства (без учета платы за вывоз отходов).
Этим приказом Общество весь обслуживаемый им жилищный фонд классифицировало таким образом, что предусмотренный в приказе перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме не может объективно отвечать действительно необходимому объёму работ по каждому многоквартирному дому и требованиям статей 36, 156 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), пунктам 11, 31 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила содержания). В соответствии с частью 7 статьи 156 ЖК РФ размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений этих многоквартирных домов должен был быть определён на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома, а не установлен ОАО "Жилищник" самостоятельно.
Многоквартирные дома, в количестве 593 дома ОАО "Жилищник" обслуживает на основании части 2 статьи 18 Федерального закона от 29.12.2004 N189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", согласно которой ранее возникшие обязательства организаций, отвечающих за управление, содержание и ремонт многоквартирного дома, сохранены до момента возникновения обязательств, связанных с управлением многоквартирным домом в соответствии с положениями раздела VIII ЖК РФ.
Указанные дома ОАО "Жилищник" обслуживает по тарифам, утверждённым решениями Смоленского городского Совета на соответствующий год. Решениями Смоленского городского Совета от 19.12.2007 N 721 и 26.12.2008 N 1047 на 2008 и 2009 годы утверждался размер платы за услуги по содержанию и ремонту жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда, для собственников жилых и нежилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления домом или если принятые собственниками решения о выборе способа управления домом не были реализованы в случаях, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации, - до выбора на конкурсной основе управляющей организации для управления многоквартирным домом.
Основанием для издания вышеуказанных решений не являлись результаты открытых конкурсов, проведенных в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 N 75 "О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом", по каждому конкретному многоквартирному дому в соответствии с пунктом 34 Правил. В частности, в конкурсной документации по дому N5 по ул.Чернышевского (конкурс от 14.07.2008 не проведён из-за отсутствия претендентов) и дому N 55 в посёлке Серебрянка (конкурс от 12.05.2008 не проведён из-за отсутствия претендентов) был определён экономически обоснованный размер платы за содержание и ремонт жилого помещения на момент проведения открытого конкурса, который для дома N 5 по ул. Чернышевского составил 6,58 руб./кв.м, а для дома N55 в посёлке Серебрянка составил 3,96 руб./кв.м.
Анализ квитанций показал, что размер платы за содержание и ремонт жилого помещения по указанным домам в 2008-2009 годах рассчитывался по тарифам, утвержденным решениями Смоленского городского Совета на соответствующий год (в 2008 году тариф составлял - 7,30 руб./кв.м и 5,72 руб./кв.м, в 2009 году - 8,50 руб./кв.м и 6,62 руб./кв.м).
Размеры платы за услуги по содержанию и ремонту жилого помещения утверждены Смоленским городским Советом (решение от 26.12.2008 1047 "Об утверждении размера платы за жилищно-коммунальные услуги и тарифов на коммунальные услуги, оказываемые регулируемыми предприятиями жилищно-коммунального хозяйства на 2009 год") и ОАО "Жилищник" (приказ ОАО "Жилищник" от 03.12.2008 N 516/1 "Об утверждении размера платы граждан за жилое помещение на 2009 год, избравших управляющей организацией ОАО "Жилищник") с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования, и являются идентичными (применена одинаковая градация и категорийность многоквартирных домов, установлены одинаковые цены 1 кв.м, установлен одинаковый перечень работ, связанных с содержанием и текущим ремонтом общего имущества многоквартирных домов).
В связи с вышеизложенным, Смоленским УФАС России в действиях ОАО "Жилищник" и Смоленского городского Совета установлено наличие признаков нарушения статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившиеся в осуществлении согласованных действий, которые приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен (тарифов) на рынке по содержанию многоквартирных жилых зданий.
На заседании Комиссии Смоленского УФАС России представители Совета не согласились с тем, что в действиях Ответчиков имеются признаки нарушения статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 "О защите конкуренции", так как размер платы за содержание и ремонт жилого помещения утверждался в соответствии с Уставом города Смоленска и муниципальными нормативными актами (в настоящее время действует решение Смоленского городского Совета от 24.04.2009 N 1127) в следующем порядке.
Из Администрации города Смоленска поступает в Совет письмо с ходатайством утвердить размер платы за жилищно-коммунальные услуги и заключение, обосновывающее применение тех или иных размеров, которое подготавливается управлением экономики Администрации города Смоленска. Вместе с письмом поступает и проект решения Смоленского городского Совета. Далее, проект решения и заключение поступают в созданные комиссии Совета для рассмотрения. Каждая комиссия уточняет в управлении экономики Администрации города Смоленска приводимые в проекте цифры, которые могут быть откорректированы. После согласования проекта решения каждой комиссией, проект рассматривает и утверждает Совет. Утверждённая градация и категорийность многоквартирных домов, общий перечень работ, связанных с содержанием и текущим ремонтом общего имущества многоквартирных домов продиктованы управлением экономики Администрации города Смоленска. Полномочия Совета по установлению размера платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом является формой участия депутатов Совета в работе своих округов в интересах электората. Согласованных действий Ответчиков, которые приводят или могут привести к ограничению конкуренции, нет, так как Общество не принимает участия в обсуждении и утверждении Советом размера платы за содержание и ремонт жилого помещения. Первичной информацией, на основе которой утверждается Советом такой размер, действительно является информация жилого фонда ОАО "Жилищник", но решение от 26.12.2008 N 1047 принималось самостоятельно без участия Общества.
Представитель Общества также не согласился с тем, что в действиях Ответчиков имеются признаки нарушения статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 "О защите конкуренции", объяснив применение Обществом в отношении собственников помещений многоквартирных домов, которые не выбрали способ управления своим домом, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, утверждённого Советом на каждый год, сложившимся годами обычаем делового оборота. При чём, ни одним нормативным документом не установлено, что Общество не может применять размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, утверждённый Советом. В городе Смоленске и другими управляющими компаниями применяются размеры платы за содержание и ремонт жилого помещения, утверждённые Советом. На 2009 год Общество просчитывало по обслуживаемому жилому фонду для собственников помещений многоквартирных домов, которые выбрали Общество в качестве управляющей организации, экономически обоснованный размер платы за содержание и ремонт жилого помещения с учётом затрат на персонал, техническое обслуживание и текущий ремонт, и он оказался выше, чем тот, который был утверждён впоследствии приказом ОАО "Жилищник" от 03.12.2008 N 516/1. В конце прошлого года советом директоров ОАО "Жилищник" было принято решение о применении и для собственников помещений многоквартирных домов, которые выбрали Общество в качестве управляющей организации, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения на уровне тарифа, утверждённого Советом. В связи с этим Обществом был издан приказ от 03.12.2008 N 516/1, в котором была применена та же градация и категорийность многоквартирных домов, тот же перечень работ, связанных с содержанием и текущим ремонтом общего имущества многоквартирных домов, что и в решении Совета от 26.12.2008 N 1047. Представитель Общества сообщил, что в настоящее время Общество обслуживает меньше домов, чем на момент проведения контрольного мероприятия Смоленским УФАС России (собственники помещений многоквартирных домов выбирают другие компании), и в случае установления Обществом экономически обоснованного размера платы за содержание и ремонт жилого помещения отток жилого фонда увеличился бы и на обслуживании было бы ещё меньше домов.
Представитель Общества подтвердил, что в управление экономики Администрации города Смоленска передавались исходные данные для расчёта размера платы за содержание и ремонт жилого помещения (база данных всего жилого фонда, обслуживаемого на тот момент Обществом). Представитель Общества не смог ничего объяснить по срокам реализации решения совета директоров ОАО "Жилищник" (как получилось, что приказ Общества от 03.12.2008 N 516/1 был издан раньше, чем было принято и вступило в силу решение Совета от 26.12.2008 N 1047).
Представители Администрации сообщили следующее.
Размер платы за услуги по содержанию и ремонту жилья, который утверждён решением Совета от 26.12.2008 N 1047, установлен до выбора на конкурсной основе управляющей организации для управления домом для собственников помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления домом или если принятые собственниками решения о выборе способа управления домом не были реализованы. Данное решение регулирует взаимоотношение не только между Обществом и собственниками помещений обслуживаемого им жилого фонда, но и взаимоотношения других управляющих организаций с собственниками (нанимателями) помещений своего обслуживаемого жилого фонда.
В соответствии с существующим в городе Смоленске порядком утверждения тарифов, формирование цен (тарифов) на услуги организаций жилищно-коммунального комплекса осуществляет специально созданная комиссия по формированию цен, тарифов и надбавок (далее - комиссия), которая является регулирующим органом. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения разрабатывался комиссией в соответствии с требованиями части 3 статьи 156 и части 4 статьи 158 ЖК РФ. Нормы, предусмотренные данными статьями, императивны и не предусматривают обязанность органа местного самоуправления устанавливать размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в порядке, определённым каким-либо подзаконным актом (в частности, постановлениями Правительства РФ от 06.02.2006 N 75 и от 13.08.2006 N 491, которые изданы в соответствии с частью 4 статьи 5 ЖК РФ). Установленные решением Совета от 26.12.2008 N 1047 градация и категорийность многоквартирных домов, перечень работ, связанных с содержанием и текущим ремонтом общего имущества многоквартирных домов, разработаны комиссией в соответствии с приказом Госстроя РФ от 28.12.2000 N303 "Об утверждении Методических рекомендаций по финансовому обоснованию тарифов на содержание и ремонт жилищного фонда" и постановление Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда". В соответствии с этими методиками управление экономики Администрации города Смоленска, как рабочий орган комиссии, весь жилой фонд классифицировала на 6 групп. При расчёте размера платы за содержание и ремонт жилого помещения комиссией учитывались предельные индексы, устанавливаемые в соответствии со статьёй 6 Федерального закона от 26.12.2005 N 184-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и некоторые законодательные акты Российской Федерации".
Постановлением Правительства РФ от 06.02.2006 N 75 предусмотрен совсем другой подход к установлению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников, которые не выбрали способ управления многоквартирным домом, и иной порядок определения необходимого перечня работ и услуг по каждому многоквартирному дому. Реализацией такого подхода занимается специально созданная в Администрации города Смоленска комиссия, рабочим органом которой является управление жилищно-коммунального хозяйства. Данная комиссия определяет перечень домов, собственники помещений которых не выбрали способ управления многоквартирным домом. После этого члены комиссии производят осмотр каждого дома, вносят собранные данные в специальную компьютерную программу, которая выдает экономически обоснованный размер платы за содержание и ремонт жилого помещения по каждому дому. Комиссия готовит конкурсную документацию, которая передаётся в управление экономики для согласования. После согласования принимается решение о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом.
Утверждение Советом размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, установленного по результатам открытого конкурса и указанного в конкурсной документации, приведёт к нарушению статьи 6 Федерального закона от 26.12.2005 N 184-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и некоторые законодательные акты Российской Федерации" (превышению предельных индексов).
Представители Администрации пояснили, что исходной информацией для расчёта размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, впоследствии утверждённого решением Совета от 26.12.2008 N 1047, являлась характеристика всего жилого фонда, обслуживаемого только Обществом. Общество с какой-либо заявкой для установления размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в комиссию не обращалось, расчёт производился по своей инициативе. Никакими нормативными актами не определена обязанность обращения управляющих организаций в орган местного самоуправления за установлением такого размера платы. Обслуживаемый другими организациями города Смоленска жилой фонд в данных расчётах не учитывался, так как в настоящее время в Администрации города Смоленска отсутствует общая база данных жилого фонда города Смоленска.
Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, сообщение лица, располагающего сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах, исследовав доказательства по делу о нарушении антимонопольного законодательства, Комиссия Смоленского УФАС России приходит к следующим выводам.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 5 ЖК РФ).
В соответствии с частью 4 статьи 5 ЖК РФ Правительство Российской Федерации вправе издавать постановления, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, на основании и во исполнение настоящего Кодекса, других федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации.
В соответствии с частями 7 и 8 статьи 5 ЖК РФ органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. В случае несоответствия норм жилищного законодательства, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актах органов местного самоуправления, положениям настоящего Кодекса применяются положения настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 2 статьи 12 ЖК РФ установление требований к жилым помещениям, их содержанию, содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах отнесено исключительно к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений. Таким образом, регулирование отношений по содержанию общего имущества многоквартирного дома и требований к его состоянию органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления не допустимо.
В соответствии с частями 1 и 3 статьи 162 ЖК РФ договор управления многоквартирным домом заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания. В договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны:
1) состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, и адрес такого дома;
2) перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация;
3) порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы;
4) порядок осуществления контроля за выполнением управляющей организацией ее обязательств по договору управления.
В соответствии с частью 2 статьи 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом, предусмотренных ЖК РФ.
В соответствии с частью 7 статьи 156 ЖК РФ размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Таким образом, установление управляющей организацией размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в одностороннем порядке, без учёта принятого на общем собрании собственников жилого помещения многоквартирного дома соответствующего решения является незаконным.
В соответствии со статьёй 18 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" орган местного самоуправления в соответствии с положениями статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации должен до 1 мая 2008 года провести открытый конкурс по выбору управляющей организации, если собственниками помещений в многоквартирном доме до 1 января 2007 года не выбран способ управления многоквартирным домом или принятое такими собственниками решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было реализовано. Ранее возникшие обязательства организаций, отвечающих за управление, содержание и ремонт многоквартирного дома, сохраняются до момента возникновения обязательств, связанных с управлением многоквартирным домом в соответствии с положениями раздела VIII Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 161 ЖК РФ орган местного самоуправления проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано, в порядке, установленном Правилами проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утверждёнными постановлением Правительства РФ от 06.02.2006 N 75). Как следует из пунктов 2, 7, 37, 38, 41 и 71 этих Правил, орган местного самоуправления, являющийся организатором открытого конкурса, рассчитывает и устанавливает размер платы за содержание и ремонт жилого помещения индивидуально по каждому многоквартирному дому в зависимости от необходимого перечня соответствующих работ и услуг, утверждает конкурсную документацию и опубликовывает данную информацию в официальном печатном издании.
Согласно представленной в Смоленское УФАС России информации Администрация в 2008 году проводила открытые конкурсы по отбору управляющей организации в отношении многоквартирных домов, находящихся на обслуживании ОАО "Жилищник", собственники помещений которых не выбрали способ управления домом, утверждала конкурсную документацию по каждому дому и опубликовывала её в средствах массовой информации. Как следует из конкурсной документации, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения многоквартирного дома (в качестве примера анализировалась информация по дому N 5 по ул. Чернышевского и дому N 55 в посёлке Серебрянка) составляет для дома N 5 по ул. Чернышевского - 6,58 руб./кв.м, а для дома N55 в посёлке Серебрянка - 3,96 руб./кв.м, что меньше, чем было утверждёно решением Совета от 26.12.2008 N 1047.
В соответствии с частью 3 статьи 156 ЖК РФ размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления.
В соответствии с частью 1 статьи 156 ЖК РФ плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
В соответствии с пунктом 34 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждённых постановления Правительства РФ от 13.08.2006 N491, в случае если собственники помещений не приняли решение о способе управления многоквартирным домом, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, вносимой собственниками помещений, устанавливается органом местного самоуправления по результатам открытого конкурса, проводимого в установленном порядке, равной цене договора управления многоквартирным домом. Цена договора управления многоквартирным домом устанавливается равной размеру платы за содержание и ремонт жилого помещения, указанной в конкурсной документации. Данная норма императивна и корреспондируется с требованиями части 3 статьи 156 ЖК РФ.
Таким образом, установление органом местного самоуправления размера платы за содержание и ремонт жилого помещения до проведения открытого конкурса является незаконным. Данная позиция находит своё подтверждение в разъяснениях Минрегиона России (письма от 05.03.2009 N 6093/-АД/14, от 06.03.2009 N 6177-АД/14).
Учитывая вышеизложенное, является неправомерным установление органом местного самоуправления (в частности, актом Совета) после 1 мая 2008 года размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений многоквартирного дома, которые не выбрали способ управления домом, отличающегося от размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, указанного в конкурсной документации.
В соответствии с пунктом 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждённых постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N491, содержание общего имущества зависит от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома.
Плата за содержание и ремонт жилого помещения должна устанавливаться в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме, и зависеть от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества (наличия лифтов и другого механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, материала стен и кровли, других параметров, от объема и количества обязательных работ и услуг и т.д.), а также от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома.
Перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме является существенным условием договора управления многоквартирным домом (часть 4 статьи 426 ГК РФ, часть 3 статьи 162 ЖК РФ).
Принятая Советом и Обществом классификация жилого фонда (6 групп) не может учесть все вышеуказанные конструктивные особенности того или иного конкретного жилого дома и другие факторы, прямо влияющие на размер платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Как следует из материалов дела, до издания приказа ОАО "Жилищник" от 03.12.2008 N 516/1 "Об утверждении размера платы граждан за жилое помещение на 2009 год, избравших управляющей организацией ОАО "Жилищник" должностными лицами Общества были рассчитаны Цены по группам домов с учётом коэффициента благоустройства на 2009 год (л.д.15). Данные цены применены на основании решения совета директоров Общества, которое состоялось до издания приказа и которым было принято решение установить их на уровне размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, утверждённого Советом. Издание приказа Общества ранее решения Совета от 26.12.2008 N 1047 подтверждена позднее письмом ОАО "Жилищник" от 22.05.2009 N 706 (л.д.27).
В соответствии с пунктом 2.7 Положения о регулировании органами местного самоуправления города Смоленска цен, тарифов и надбавок к ценам (тарифам) на услуги организаций жилищно-коммунального комплекса и муниципальных предприятий пассажирского транспорта, утвержденного решением Смоленским городским Советом от 30.06.2006 N 321 (позднее - пункт 2.4 решения Смоленского городского Совета от 24.04.2009 N 1127), к полномочиям Совета отнесено установление платы за содержание и ремонт жилых помещений:
- для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда;
- для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом или если принятое собственниками решение о выборе способа управления многоквартирным домом не реализовано, - до выбора на конкурсной основе управляющей организации для управления многоквартирным домом.
В соответствии с пунктом 5.1 данного решения уполномоченным органом по формированию цен, тарифов и надбавок является комиссия по формированию цен, тарифов и надбавок в составе представителей структурных подразделений Администрации и депутатов Совета (по согласованию). Функции рабочего органа по вопросам формирования цен (тарифов) на услуги регулируемых организаций, выполняет отдел цен и тарифов управления экономики Администрации. На заседания комиссии в обязательном порядке приглашаются представители организаций, заявки которых подлежат рассмотрению.
Порядок представления материалов по обоснованию установления (изменения) цен, тарифов и надбавок, а также порядок их рассмотрения установлены Положением о комиссии по формированию цен, тарифов и надбавок, утверждённым постановлением Главы города Смоленска от 12.08.2008 N 418.
Несмотря на уже установленный конкурсной документацией экономически обоснованный размер платы за содержание и ремонт жилого помещения многоквартирных домов, собственники помещений которых не выбрали форму управления многоквартирным домом, и в нарушение требований частей 1, 7 и 8 статьи 5, пункта 2 статьи 12, части 1 статьи 156 ЖК РФ комиссия по формированию цен, тарифов и надбавок Администрации, основываясь на первичных данных всего жилого фонда, обслуживаемого Обществом, определила перечень работ, связанный с содержанием и текущим ремонтом общего имущества жилых домов, рассчитала размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для неопределённого круга управляющих организаций и неопределённого круга многоквартирных домов, а Совет принял нормативный правовой акт (решение от 26.12.2008 N 1047 "Об утверждении размера платы за жилищно-коммунальные услуги и тарифов на коммунальные услуги, оказываемые регулируемыми предприятиями жилищно-коммунального хозяйства на 2009 год"), которым утвердил указанный перечень и размер платы.
Комиссия Смоленского УФАС России признала несостоятельными доводы Ответчиков об отсутствии в их действиях согласованности по следующим причинам.
На основании решения совета директоров ОАО "Жилищник" об установлении размера платы на уровне тарифов, утверждаемых Смоленским городским Советом, Общество обслуживаемый жилой фонд разделило на 6 групп, применив утверждаемый Советом перечень (объём) услуг по содержанию общего имущества многоквартирного дома и коэффициенты благоустройства, и рассчитало следующий размер платы за содержание и ремонт жилого помещения:
1 группа (К=1,0) - 12,36 руб./кв.м (в т.ч. ВДГО - 0,07 руб./кв.м, лифт - 2,91 руб./кв.м);
2 группа (К=0,9) - 11,41 руб./кв.м (в т.ч. ВДГО - 0,06 руб./кв.м, лифт - 2,91 руб./кв.м);
3 группа (К=1,0) - 9,45 руб./кв.м (в т.ч. ВДГО - 0,07 руб./кв.м, лифт - 0,00 руб./кв.м);
4 группа (К=0,9) - 8,50 руб./кв.м (в т.ч. ВДГО - 0,06 руб./кв.м, лифт - 0,00 руб./кв.м);
5 группа (К=0,7) - 6,62 руб./кв.м (в т.ч. ВДГО - 0,05 руб./кв.м, лифт - 0,00 руб./кв.м);
6 группа (К=0,5) - 4,73 руб./кв.м (в т.ч. ВДГО - 0,04 руб./кв.м, лифт - 0,00 руб./кв.м).
Данная классификация легла в основу приказа ОАО "Жилищник" от 03.12.2008 N516/1 "Об утверждении размера платы граждан за жилое помещение на 2009 год, избравших управляющей организацией ОАО "Жилищник".
Учитывая то, что директор ОАО "Жилищник", руководствуясь решением совета директоров Общества, подписал приказ от 03.12.2008 N516/1 до утверждения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения решением Совета от 26.12.2008 N 1047 "Об утверждении размера платы за жилищно-коммунальные услуги и тарифов на коммунальные услуги, оказываемые регулируемыми предприятиями жилищно-коммунального хозяйства на 2009 год", можно сделать вывод о том, что Обществу заранее было известно о тех тарифах, которые будут утверждены Советом.
Учитывая полномочия Совета, установленные решением Смоленского городского Совета от 30.06.2006 N 321, принятую процедуру согласования утверждения Советом размера платы за содержание и ремонт жилого помещения можно сделать вывод о том, что Совету заранее было известно о том, что в расчётах использовался только жилой фонд, обслуживаемый ОАО "Жилищник", который для установления размера платы за содержание и ремонт жилого помещения был поделен на 6 групп. Совету также было известно и о размере платы за содержание и ремонт жилого помещения, рассчитанным Обществом по каждой группе домов.
Комиссия Смоленского УФАС России особо отметила тот факт, что установление Ответчиками размера платы за содержание и ремонт жилого помещения на 2009 год произведено с нарушением порядка, установленного жилищным законодательством.
Таким образом, Ответчикам было заранее известно о принимаемых на 2009 год размерах платы за содержание и ремонт жилого помещения (при отсутствии объективных причин Ответчиками синхронно и единообразно установлена классификация жилого фонда по группам, определён одинаковый перечень работ, связанный с содержанием и текущим ремонтом общего имущества жилых домов, и установлен одинаковый размер платы за содержание и ремонт жилого помещения многоквартирного дома).
В соответствии со статьёй 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещается осуществление органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами согласованных действий, если такое осуществление согласованных действий приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к повышению, снижению или поддержанию цен (тарифов), за исключением случаев, если такие соглашения предусмотрены федеральными законами или нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Учитывая вышеизложенное, утвердив не в установленном законом порядке синхронно и единообразно размер платы за содержание и ремонт жилого помещения многоквартирного дома на 2009 год, Смоленский городской Совет (решение от 26.12.2008 N 1047 "Об утверждении размера платы за жилищно-коммунальные услуги и тарифов на коммунальные услуги, оказываемые регулируемыми предприятиями жилищно-коммунального хозяйства на 2009 год") и ОАО "Жилищник" (приказ от 03.12.2008 N 516/1 "Об утверждении размера платы граждан за жилое помещение на 2009 год, избравших управляющей организацией ОАО "Жилищник") нарушили требования пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившиеся в осуществлении согласованных действий, которые приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен (тарифов) на рынке услуг по содержанию многоквартирных жилых домов.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
1. Признать действия Смоленского городского Совета и ОАО "Жилищник" по установлению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения многоквартирного дома на 2009 год, нарушающими требования пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившиеся в осуществлении согласованных действий, которые приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен (тарифов) на рынке услуг по содержанию многоквартирных жилых домов.
2. Выдать Смоленскому городскому Совету и ОАО "Жилищник" предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, путём прекращения осуществления согласованных действий при установлении платы за содержание и ремонт многоквартирных жилых домов и приведения решения Смоленского городского Совета от 26.12.2008 N1047 "Об утверждении размера платы за жилищно-коммунальные услуги и тарифов на коммунальные услуги, оказываемые регулируемыми предприятиями жилищно-коммунального хозяйства на 2009 год" и приказа ОАО "Жилищник" от 03.12.2008 N 516/1 "Об утверждении размера платы граждан за жилое помещение на 2009 год, избравших управляющей организацией ОАО "Жилищник" в соответствие с требованиями жилищного законодательства.
Подписи членов Комиссии
ПРЕДПИСАНИЕ N 04-01/18-2009
22 июля 2009 г. г. Смоленск
Комиссия Смоленского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Смоленскому городскому Совету и ОАО "Жилищник" со дня получения настоящего предписания Смоленского УФАС России прекратить нарушение пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в части осуществления согласованных действий, которые приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен на рынке услуг по содержанию многоквартирных жилых домов.
2. Смоленскому городскому Совету в срок до 01.11.2009 внести изменения в решение Смоленского городского Совета от 26.12.2008 N1047 "Об утверждении размера платы за жилищно-коммунальные услуги и тарифов на коммунальные услуги, оказываемые регулируемыми предприятиями жилищно-коммунального хозяйства на 2009 год", приведя пункты 1.1, 1.3 и 1.10 в соответствие с требованиями действующего законодательства.
3. ОАО "Жилищник" со дня получения настоящего предписания Смоленского УФАС России не применять в расчётах с собственниками (нанимателями) помещений многоквартирных домов, избравших управляющей организацией ОАО "Жилищник", размеры платы за жилое помещение, утверждённые своими локальными актами, в том числе и приказом ОАО "Жилищник" от 03.12.2008 N 516/1 "Об утверждении размера платы граждан за жилое помещение на 2009 год, избравших управляющей организацией ОАО "Жилищник".
4. О выполнении пунктов 1-3 настоящего предписания сообщить до 15.11.2009, представив в Смоленское УФАС России документы, подтверждающие его исполнение.
Подписи членов Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области от 22 июля 2009 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016