Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
"_____" - заместителя руководителя управления, Председателя комиссии;
"_____" - начальника отдела контроля закупок, заместителя Председателя комиссии;
"_____" - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
рассмотрев жалобу ООО "Белла Вита" (далее - заявитель, Общество) на действия бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Городская клиническая больница скорой медицинской помощи N2" (далее - заказчик, БУЗОО "ГКБСМП N 2") при осуществлении закупки в форме электронного аукциона на поставку расходных материалов для оказания хирургической помощи (извещение N0352300030215000069) (далее - электронный аукцион),
в присутствии представителей:
заказчика - "_____" (доверенность от 17.11.2015 N2); "_____" (доверенность от 17.11.2015 N1);
заявителя - "_____" (доверенность от 19.11.2015), установила:
1. В Омское УФАС России (вх. N 10419э от 12.11.2015) поступила жалоба заявителя на действия заказчика, в которой указано, что в нарушение требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе) при направлении в адрес победителя электронного аукциона проекта контракта цена контракта, предложенная победителем не была снижена заказчиком на 15%, а именно: "В документации к аукциону заказчик применяет преференции в п. 3.3. "Условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами: Установлены." и в п. 3.3.1 уточнил их применение -
"_При осуществлении закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд путем проведения аукциона, в случае если победителем аукциона представлена заявка на участие в аукционе, которая содержит предложение о поставке товаров, происходящих из иностранных государств, за исключением товаров, происходящих из Республики Армения, Республики Беларусь и Республики Казахстан, договор с таким победителем аукциона заключается по цене, предложенной участником аукциона, сниженной на 15 процентов от предложенной цены договора _".
Заказчик не применил снижение стоимости договора значит, победитель аукциона в своей заявке предложил к поставке товары происходящих из России, Республики Армения, Республики Беларусь и Республики Казахстан составляющей более 50% общей стоимости товаров предложенных в заявке.
В Техническом задании заказчик описал параметры товаров в основном производящихся за рубежом (но не в странах Республики Армения, Республики Беларусь и Республики Казахстан), что и нашло отражение в Первой части заявки нашего предприятия. Один из типов товара который может быть изготовлен в России, Республике Армения, Республике Беларусь и Республике Казахстан это инъекционные шприцы в пункте 22 (30 000 шт), пункте 23 (60 000 шт), пункте 24 (140 000 шт), пункте 25 (60 000 шт) Техзадания заказчика.
В случае предложения в заявке в пунктах 22, 23, 24, 25 товаров происходящих из России, Республики Армения, Республики Беларусь и Республики Казахстан их общая стоимость будет превышать более чем на 50% от общей стоимости предложенных товаров в заявке.
В данном случае заказчик правомерно не применяет снижение цены договора на 15%.
Однако, в описании товаров в пунктах 22, 23, 24, 25 Техническом задании, заказчик по совокупным характеристикам описывает шприцы производства B.Braun Melsungen AG (Германия). Основной отличительной особенностью данных шприцев является наличие "ограничителя хода поршня в виде двух колец", что требует в каждом из этих пунктов заказчик. А также другие признаки, не присущие шприцам других производителей - как например наличие "расширенной градуировки", "упаковке со штрих-кодом", "Цветовая кодировка упаковки", "Упакованы по 100 штук в картонные коробки".
Данные совокупные характеристики не присущи в полном объеме шприцам производства России, Республике Армения, Республике Беларусь и Республике Казахстан.
Следовательно, в случае предложения в заявке в пунктах 22, 23, 24, 25 шприцев происходящих из России, Республики Армения, Республики Беларусь и Республики Казахстан участник вводит комиссию заказчика в заблуждение. И в соответствии с нормами 44-ФЗ такая заявка должна быть исключена из аукциона, по причине предоставления недостоверных сведений, на любом этапе электронного аукциона".
2. На запрос Омского УФАС России (исх. N 03-10529э от 13.11.2015) заказчиком были представлены материалы электронного аукциона, из которых следует, что 07.10.2015 на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) были размещены извещение и документация об электронном аукционе с начальной (максимальной) ценой контракта 8354750 руб.
В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок от 26.10.2015 на участие в электронном аукционе подано 2 заявки, оба участника допущены к участию в электронном аукционе.
Согласно протоколу проведения электронного аукциона от 29.10.2015 наименьшая цена контракта 5221718,75 руб. предложена участником с порядковым номером 1.
В протоколе подведения итогов от 30.10.2015 указано, что заявки участников соответствуют требованиям, установленным документацией об электронном аукционе. Победителем признан участник с порядковым номером 1 - ООО "Современные медицинские технологии".
13.11.2015 заказчиком был заключен контракт с победителем электронного аукциона.
3. В результате рассмотрения жалобы заявителя, представленных материалов, пояснений представителя заказчика, осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия признала жалобу обоснованной, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В силу части 2 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" вправе принимать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона.
Частью 1 статьи 14 Федерального закона о контрактной системе, предусмотрено, что при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей Правительством Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании части 4 статьи 14 Федерального закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлены запрет, ограничения в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Пунктом 1 приказа Минэкономразвития России от 25.03.2014 N 155 "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Приказ) установлено, что приказ определяет условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранных государств, в частности на изделия медицинские, включая хирургическое оборудование, ортопедические приспособления (33.10).
Пунктом 2 Приказа предусмотрено, что товары, происходящие из Республики Армения, Республики Беларусь и Республики Казахстан, допускаются для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в порядке и на условиях, предусмотренных пунктами 3 - 7 настоящего приказа.
В силу пункта 7 Приказа при осуществлении закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд путем проведения аукциона, в случае если победителем аукциона представлена заявка на участие в аукционе, которая содержит предложение о поставке товаров, указанных в пункте 1 настоящего приказа, происходящих из иностранных государств, за исключением товаров, происходящих из Республики Армения, Республики Беларусь и Республики Казахстан, контракт с таким победителем аукциона заключается по цене, предложенной участником аукциона, сниженной на 15 процентов от предложенной цены контракта.
В соответствии с пунктом 8 Приказа при осуществлении закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд путем проведения конкурса, аукциона, запроса предложений порядок, установленный пунктами 3 - 7 настоящего приказа, не применяется в случаях, если:
а) в рамках одного конкурса (лота), одного аукциона (лота), одного запроса котировок, одного запроса предложений предполагается поставка товаров, только часть из которых включена в перечень товаров, указанных в пункте 1 настоящего приказа;
б) конкурс, аукцион, запрос котировок, запрос предложений признается не состоявшимся в случаях, указанных в частях 1 и 7 статьи 55, частях 1 - 3.1 статьи 71, частях 1 и 3 статьи 79, части 18 статьи 83, части 8 статьи 89, статье 92 Федерального закона;
в) в заявках на участие в конкурсе, аукционе, запросе котировок или запросе предложений, окончательных предложениях не содержится предложений о поставке товаров российского, армянского, белорусского и (или) казахстанского происхождения, указанных в пункте 1 настоящего приказа;
г) в рамках одного аукциона (лота) предполагается поставка товаров, указанных в пункте 1 настоящего приказа, и участник аукциона, признанный победителем, в своей заявке предлагает к поставке товары российского, армянского, белорусского и (или) казахстанского и иностранного происхождения, при этом стоимость товаров российского, армянского, белорусского и (или) казахстанского происхождения составляет более половины (более 50%) стоимости всех предложенных таким участником товаров;
д) в рамках одного конкурса (лота), запроса котировок или запроса предложений предполагается поставка товаров, указанных в пункте 1 настоящего приказа, и участник конкурса, запроса котировок или запроса предложений в своей заявке, окончательном предложении предлагает к поставке товары российского, армянского, белорусского и (или) казахстанского и иностранного происхождения, при этом стоимость товаров российского, армянского, белорусского и (или) казахстанского происхождения составляет менее половины (менее 50%) стоимости всех предложенных таким участником товаров.
В соответствии с пунктом 7 части 5 статьи 63 Федерального закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
По смыслу части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию предусмотренную пунктами 1-12 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе.
В силу части 2 статьи 70 Федерального закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанного в части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона протокола заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе.
Комиссией было установлено, что в разделе "Условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами" извещения N 0352300030215000069 указано:
"Установлено в соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 25.03.2014 N 155 "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 5 февраля 2015 г. N 102 "Об установлении ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд"".
Аналогичное условие было установлено заказчиком в подпункте 3.3.1 пункта 3.3 "Условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами" документации об аукционе.
Таким образом, заказчиком при проведении закупки были установлены запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства, за исключением товаров, происходящих из Республики Армения, Республики Беларусь и Республики Казахстан.
Изучив заявки участников электронного аукциона, Комиссия установила, что в заявке участника с порядковым номером 1 - ООО "Современные медицинские технологии", признанного победителем электронного аукциона, из 30 позиций предлагаемых к поставке товаров только по позициям N 26 "Шприц 150 мл" в количестве 3000 штук и N 27 "Скарификатор-копье" в количестве 150 штук указана страна происхождения "Россия", в то время как по иным позициям заявки указаны наименования стран, не включенных в пункт 2 Приказа.
Следовательно, при направлении заказчиком проекта контракта победителю электронного аукциона должен был быть применен пункт 7 Приказа и цена контракта, предложенная победителем электронного аукциона, подлежала снижению на 15 %.
В нарушение вышеуказанного порядка при заключении контракта с ООО "Современные медицинские технологии" предложенная победителем цена не была снижена на 15%.
Более того, при изучении контракта N 899 б/д, заключенного заказчиком с победителем электронного аукциона, Комиссией установлено, что в пункте 2.1 раздела 2 "Цена договора и порядок расчетов" указана цена контракта 6998228 руб., при этом в протоколе проведения электронного аукциона от 29.10.2015. победителем электронного аукциона предложена цена контракта 5221718,75 руб.
На заседании Комиссии представителем заказчика даны пояснения о том, что в соответствии с частью 18 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе при заключении контракта заказчиком по согласованию с победителем электронного аукциона было увеличено количество поставляемого товара на сумму, не превышающую разницы между ценой контракта, предложенной победителем электронного аукциона, и начальной (максимальной) ценой контракта.
Изучив приложение N 1 "Спецификация" к договору N 899 б/д Комиссией было установлено, что заказчиком было увеличено количество поставляемого товара на сумму 1776510 руб.
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу, что при увеличении количества поставляемого товара не была учтена стоимость единицы товара с учетом необходимого снижения цены контракта на на 15%.
При таких обстоятельствах Комиссия считает действия заказчика неправомерными, а жалобу заявителя обоснованной.
4. При осуществлении в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссией установлены следующие нарушения:
В соответствии с пунктом 8 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должен содержаться размер обеспечения исполнения контракта, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Федерального закона), а также информация о банковском сопровождении контракта в соответствии со статьей 35 настоящего Федерального закона.
В силу части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию, предусмотренную пунктами 1-12 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе.
Комиссия установила, что в разделе "Порядок предоставления обеспечения исполнения контракта, требования к обеспечению, информация о банковском сопровождении контракта" извещения N 0352300030215000069, сформированного программно-аппаратными средствами официального сайта, указано: "Согласно п. 5.1 документации об электронном аукционе (приложение к настоящему извещению) (функционалом сайта не обеспечивается возможность внесения необходимой информации в полном объеме)".
Вместе с тем, в пункте 5.1 "Размер обеспечения исполнения договора, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения договора" документации об электронном аукционе отсутствует информация о том, что банковское сопровождение контракта не требуется.
Учитывая изложенное, Комиссия усматривает в действиях заказчика нарушение пункта 8 статьи 42 и части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе.
Вместе с тем, указанное нарушение, по мнению Комиссии, не повлияло на результат электронного аукциона, поскольку с учетом начальной (максимальной) цены контракта не требовалось банковское сопровождение контракта, заключаемого по результатам данной закупки.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе Комиссия решила:
1. Признать обоснованной жалобу ООО "Белла Вита" на действия БУЗОО "ГКБСМП N 2" при осуществлении закупки в форме электронного аукциона на поставку расходных материалов для оказания хирургической помощи (извещение N0352300030215000069).
2. Признать в действиях БУЗОО "ГКБСМП N 2" нарушение требований части 2 статьи 2, части 4 статьи 14, пункта 8 статьи 45, части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе, пункта 7 приказа Минэкономразвития России от 25.03.2014 N 155 "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Учитывая, что на момент направления уведомления о рассмотрении жалобы заказчиком был заключен контракт с победителем электронного аукциона, предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Заместитель Председателя Комиссии Член Комиссии |
"_____" "_____" "_____" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 19 ноября 2015 г. N 03-10.1/416-2015
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016