Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Чувашия
от 24 ноября 2015 г. N 04-05/10294
Резолютивная часть решения объявлена 24 ноября 2015 года.
Полный текст решения изготовлен 24 ноября 2015 года.
Комиссия Чувашского УФАС России по рассмотрению дела N 50/04-АМЗ-2015 о нарушении федерального законодательства (далее - Комиссия) в составе:
"_" |
|
|
|
|
|
|
|
|
при участии на заседании представителей ответчиков:
- ООО "Региональная распределительная сетевая компания":
"_" по доверенности от 01.07.2015 N 69;
- ПАО "МРСК Волги" в лице филиала ПАО "МРСК Волги" - "Чувашэнерго":
"_"
- АО "Чувашская энергосбытовая компания":
"_"
при участии на заседании заявителя:
- ИП Лаванова Ф.С,
- представителя ИП Лаванова "_"
рассмотрела материалы дела N 50/04-АМЗ-2015, возбужденного в отношении в отношении АО "Чувашская энергосбытовая компания; ПАО "МРСК-Волги" в лице Филиала ПАО "МРСК Волги"- Чувашэнерго"; ООО "Региональная распределительная сетевая компания" по признакам нарушения Федерального Закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", пункта 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, установила:
В Чувашское УФАС России поступило заявление ИП Лаванова Ф.С. на действия АО "Чувашская энергосбытовая компания", филиала ПАО "МРСК-Волги"-"Чувашэнерго", ООО "Компания ДАВС Групп" о нарушении антимонопольного законодательства, выраженные в незаконном отключении помещений, принадлежащих заявителю, в котором содержится следующее. Письмом от 31.07.2015 исх. N 146 заявитель указывал о факте одностороннего прекращения подачи электроэнергии в здании Бизнес-центра, принадлежащем заявителю (г. Чебоксары, ул. Текстильщиков д. 10) по договору между АО "Чувашская энергосбытовая компания" и ИП Лавановым Ф.С. N 01-01/125-575 от 30.09.2013. Оплата за потребленную электроэнергию заявителем осущестляется своевременно задолженность не имеется. Энергопринимающие устройства здания технологически присоединены к объектам ООО "ТекстильПрофи" ТП-6 (г. Чебоксары, ул. Текстильщиков д. 8), которые имеют опосредованное присоединение к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации ООО "Региональная распределительная сетевая компания" через объекты ООО "Компания ДАВС Групп". За прошедший период 2015 года участились случаи необоснованного длительного отключения электроэнергии в здании заявителя с ограничением АО "Чувашская энергосбытовая компания" режима потребления электроэнергии (мощности) в отношении объектов должника ООО "Компания ДАВС Групп". Тем самым созданы реальные препятствия для осуществления хозяйственной деятельности Бизнес-центра.
Представитель ООО "Региональная распределительная сетевая компания" нарушения антимонопольного законодательства не признал. Сообщил, что в адрес филиала ООО "Региональная распределительная сетевая компания" 02.09.2015 было направлено уведомление об отказе АО "Чувашская энергосбытовая компания" от договора энергоснабжения ООО "Компания ДАВС Групп" с 14.09.2015.
В связи с наличием потребителей АО "Чувашская энергосбытовая компания" опосредованно присоединенных к сетям ООО "Компания ДАВС Групп", Филиал уведомил последнего письмом от 04.09.2015 N 219 о необходимости проведения мероприятий по самостоятельному ограничению режима потребления в связи с наличием опосредованно присоединенных потребителей. Ответа на указанное письмо, как и на 11 писем направленных Филиалом в адрес ООО "Компания ДАВС Групп" ране, начиная с 23.01.2015 не последовало.
04.09.2015 в адрес Филиала поступило письмо ИП Лаванова Ф.С., в котором он сообщает о наличии у него прямого договора с АО "ЧЭСК" и опосредованном присоединении своих энергопринимающих установок через объекты ООО "Компания ДАВС Групп".
Принимая во внимание сведения о возможных потребителях АО "Чувашская энергосбытовая компания", Филиалом письмом от 28.08.2015 были запрошены сведения о наличии потребителей АО "ЧЭСК" опосредованно присоединенных через объекты ООО "Компания ДАВС Групп" и заключивших прямые договоры со сбытовой организацией.
Письмом 20/01-3581 от 08.09.2015 АО "Чувашская энергосбытовая компания" уведомило Филиал о наличии потребителей опосредованно присоединенных к сетям ООО "Компания ДАВС Групп". В ответе энергосбытовой компании сведения о потребителе ИП Лаванов Ф.С. отсутствовали. Сведения о действии прямого договора с указанным потребителем, а также его наличии не подтвердили ни АО "Чувашская энергосбытовая компания", ни ООО "Компания ДАВС Групп".
14.09.2015 Филиалом, в строгом соответствии с требованиями уведомлений АО "Чувашская энергосбытовая компания" были проведены организационно- технические мероприятия по введению ограничения режима потребления электрической энергии ООО "Компания ДАВС Групп" в строгом соответствии с действующими нормативными правовыми актами.
Представитель ПАО "МРСК Волги" в лице филиала ПАО "МРСК Волги" - "Чувашэнерго" нарушение антимонопольного законодательства не признал. Сообщил, что электроустановки ИП Лаванова Ф.С. подключены к электроустановкам ООО "Компания ДАВС Групп".
В отношении потребителя ООО "Компания ДАВС Групп" услуги по передаче электрической энергии оказывает ООО "Региональная распределительная сетевая компания", договор на оказание услуг по передаче электрической энергии между ОАО МРСК и ООО "Региональная распределительная сетевая компания" от 13.08.2014 N 1420-001325.
Письмом от 21.09.2015 N 239 ООО "Региональная распределительная сетевая компания" сообщило, что в соответствии с уведомлением инициатора АО "Чувашская энергосбытовая компания" от 14.04.2015 N 936, от 01.06.2015 N 1023,05.08.2015 N 1105 ООО "Региональная распределительная сетевая компания" должно было произвести организационно-технические мероприятия по ограничению потребления электрической энергии объектов электросетевого хозяйства ООО "Компания ДАВС Групп".
В уведомлениях инициатора ограничения и в его ответе на запрос ООО "Региональная распределительная сетевая компания" от 28.08.2015 N 212, среди лиц, присоединенных к сетям ООО "Компания ДАВС Групп" и имеющих договор энергоснабжения с гарантирующим поставщиком, ИП Лаванов Ф.С. не фигурирует.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия приходит к следующему.
1. Положение о Федеральной антимонопольной службе утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331 (далее- Положение о ФАС).
Согласно пунктам 1 и 2 Положения о ФАС, Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), рекламы, а также по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд (за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу, а также в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, не относящихся к государственному оборонному заказу, сведения о которых составляют государственную тайну).
В соответствии с пунктом 4 Положения о ФАС, Федеральная антимонопольная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения:
- монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;
- недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, центральным банком Российской Федерации.
В соответствии со статьями 1 и 3 Закона о защите конкуренции целями данного Закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков, а сферой применения- отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.
Согласно статье 22 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выполняет следующие функции:
- выявляет нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие нарушения;
- предупреждает монополистическую деятельность недобросовестную конкуренцию другие нарушения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами.
Статья 23 Закона о защите конкуренции закрепляет, что антимонопольный орган осуществляет следующие полномочия:
- возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства;
- выдает в случаях, в Законе о защите конкуренции, хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания.
Статья 4 Закона о защите конкуренции содержит основные понятия, используемые в настоящем Законе:
товарный рынок- сфера обращения товара, который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее- определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами;
монополистическая деятельность- злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью.
2. В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно пункту 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Тем самым существенными условиями договора энергоснабжения являются условия о количестве, цене энергии (статьи 541 и 544 ГК РФ), режиме ее потребления, наличие сети и присоединенного к ней энергопринимающего устройства.
Предмет договора энергоснабжения образуют действия сторон по подаче энергии через присоединенную сеть на энергопринимающее устройство абонента, принятию энергии и ее оплате.
3. Правовые основы в сфере электроэнергетики, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии установлены Федеральным законом от 26.05.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике".
Согласно статье 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) услуги по передаче электрической энергии - комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с обязательными требованиями; территориальная сетевая организация является коммерческой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети.
Статьями 5, 6 указанного закона определено технологическое единство электроэнергетики, обеспечение бесперебойного и надежного функционирования энергетики, единство экономического пространства в сфере обращения электрической энергии с учетом ограничений, установленных федеральными законами.
Согласно п. 1 ст. 20 Закона об электроэнергетике одним из принципов государственного регулирования и контроля в электроэнергетике предусматривается обеспечение доступности электрической энергии для потребителей и защита их прав.
Пункт 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике устанавливает, что технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Порядок технологического присоединения установлен Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (Правила технологического присоединения).
Понятие сетевой организации, используемое в Правилах недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, означает следующее: сетевые организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии, а также осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.
С учетом вышеизложенного, сложившееся технологическое соединение электрических сетей и энергопринимающих устройств не может быть прервано на каких бы то ни было участках, поскольку к общим принципам организации экономических отношений, определённых статьей 6 упомянутого закона, отнесено технологическое единство электроэнергетики и обеспечение бесперебойного и надежного функционирования электроэнергетики в целях удовлетворения спроса на электрическую энергию потребителей, обеспечивающих исполнение своих обязательств перед субъектами электроэнергетики, являющееся необходимым условием стабильности гражданского оборота, соблюдения прав добросовестных потребителей электроэнергии.
Согласно части 9 статьи 25 Закона об электроэнергетике обеспечение недискриминационного доступа к услугами по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике контролируется в соответствии с настоящим федеральным законом, антимонопольным законодательством Российской Федерации и утверждаемыми Правительством Российской Федерации Правилами недискриминационного доступа к услугами по передаче электрической энергии, и оказание этих услуг, оказываемым организациями коммерческой инфраструктуры.
Перерыв в передаче электрической энергии, прекращение или ограничение режима передачи электрической энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный энергетический надзор, неудовлетворительное состояние энергопринимающего устройства потребителя услуг угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности. О перерыве, прекращении или ограничении передачи электрической энергии в указанных случаях сетевая организация обязана уведомить потребителя услуг в течение 3 дней с даты принятия такого решения, но не позднее чем за 24 часа до введения указанных мер (п. 33 Правил N 861).
Основаниями для прекращения электроснабжения в соответствии со статьями 26, 38 Закона об электроэнергетике являются:
- факт ненадлежащего технологического присоединения к электрическим сетям;
- аварийная ситуация на объектах электроэнергии;
- ненадлежащее исполнение обязательств по оплате электроэнергии.
Иных оснований прекращения электроснабжения действующим законодательством не предусмотрено.
4. Пункт 64 Правил функционирования розничных рынков, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 N 530 (Правила N 530) устанавливает, что действие договора энергоснабжения с гражданином-потребителем не может ставиться в зависимость от заключения или не заключения договора в письменной форме. Наличие заключенного с гражданином-потребителем договора подтверждается документом об оплате гражданином потребленной им электрической энергии, в котором указаны наименование и платежные реквизиты гарантирующего поставщика, осуществляющего энергоснабжение данного потребителя. Договор с гарантирующим поставщиком считается заключенным с даты, соответствующей началу периода, за который гражданином-потребителем произведена первая оплата электрической энергии данному гарантирующему поставщику.
По смыслу пункта 160 Правил N 530, в случае, если энергопринимающие устройства потребителя электрической энергии технологически присоединены к объектам электросетевого хозяйства организаций, не оказывающих услуги по передаче электрической энергии, действия по введению частичного или полного ограничения режима потребления в отношении такого потребителя осуществляются собственником или иным законным владельцем объектов электросетевого хозяйства в соответствии с положениями, установленными для сетевой организации.
В пункте 161 Правил N 530 предусмотрены основания введения ограничения электроснабжения. Перечень таких оснований является исчерпывающим и расширенному толкованию не подлежит.
Пунктом 161 Правил N 530 определено, что ограничение режима потребления может вводиться в следующих случаях: а) неисполнение или ненадлежащее исполнение потребителем обязательств по оплате электрической энергии и услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения электрической энергией потребителей, в том числе по предварительной оплате, если такое условие предусмотрено соответствующим договором с потребителем; б) прекращение обязательств сторон по договору, на основании которого осуществляется энергоснабжение потребителя, поставка электрической энергии и (или) оказание услуг по передаче электрической энергии потребителю; в) выявление фактов бездоговорного потребления электрической энергии или безучетного потребления электрической энергии; г) выявление неудовлетворительного состояния энергетических установок (энергопринимающих устройств) потребителя, удостоверенного органом государственного энергетического надзора, которое угрожает аварией или создает угрозу жизни и здоровью людей; д) возникновение (угроза возникновения) аварийных электроэнергетических режимов; е) возникновение внерегламентных отключений; ж) наличие обращения потребителя.
Согласно пункту 171 Правил N 530, ограничение режима потребления в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения потребителем своих обязательств вводится по инициативе лиц, перед которыми не исполнены обязательства по договору, при условии согласования в письменной форме такого ограничения режима потребления с сетевой организацией, к электрическим сетям которой присоединены энергопринимающие устройства указанного потребителя.
5. Постановлением Правительства РФ N 1 от 05.01.1998 г. утвержден Порядок прекращения или ограничения подачи электроэнергии, тепловой энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов.
В соответствии с пунктами 3, 4 Порядка при неоплате организацией-потребителем поданных ей (использованных ею) топливно-энергетических ресурсов за один период платежа, установленный договором, энергоснабжающая или газоснабжающая организация предупреждает организацию-потребителя, что в случае неуплаты задолженности до истечения второго периода платежа может быть ограничена подача (потребление) соответствующих топливно-энергетических ресурсов.
При задержке платежей сверх установленного в предупреждении срока энергоснабжающая или газоснабжающая организация вправе ввести ограничение подачи (потребления) топливно-энергетических ресурсов до уровня аварийной брони, если иное не предусмотрено договором. При введении указанного ограничения энергоснабжающая или газоснабжающая организация извещает об этом организацию-потребителя за сутки до введения ограничения.
Если по истечении пяти дней со дня введения ограничения подачи (потребления) топливно-энергетических ресурсов организацией-потребителем не будет погашена образовавшаяся задолженность, то энергоснабжающая или газоснабжающая организация вправе прекратить полностью подачу топливно-энергетических ресурсов до полного погашения задолженности, если иное не предусмотрено договором или дополнительным соглашением сторон, за исключением случаев, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В указанный срок организация-потребитель обязана погасить имеющуюся задолженность или принять меры к безаварийному прекращению технологического процесса, обеспечению безопасности людей и сохранности оборудования в связи с прекращением подачи топливно-энергетических ресурсов.
Энергоснабжающая или газоснабжающая организация обязана не менее чем за одни сутки сообщить организации-потребителю день и час прекращения подачи топливно-энергетических ресурсов и проинформировать об этом органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации и Министерство топлива и энергетики Российской Федерации.
Согласно пункту 6 Порядка в случаях, когда к сетям, принадлежащим организации-потребителю, подключены абоненты, которые своевременно оплачивают использованные топливно-энергетические ресурсы, организация-потребитель обязана по соглашению с газоснабжающей организацией обеспечить подачу этим абонентам топливно-энергетических ресурсов в необходимых для них объемах.
По смыслу указанного положения, организация-потребитель обязана обеспечить подачу абонентам, подключенным к ее сетям, которые своевременно оплачивают использованные топливно-энергетические ресурсы, этих ресурсов в необходимых для них объемах. При этом отношения по поводу поставок необходимых в такой ситуации объемов топливно-энергетических ресурсов должны быть урегулированы на основании соответствующих соглашений между ресурсоснабжающими организациями и организациями-потребителями.
6. Согласно постановления Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" гарантирующий поставщик обязан надлежащим образом исполнять обязательства перед потребителями (покупателями), поставщиками электрической энергии (мощности) на оптовом рынке и на розничных рынках, сетевыми организациями, системным оператором и субъектами оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах, организациями коммерческой инфраструктуры оптового рынка; надлежащим образом исполнять добровольно принятые на себя обязательства, возникшие из заключенных гарантирующим поставщиком с кредиторами прежнего гарантирующего поставщика, в отношении зоны деятельности которого проводился конкурс, договоров об уступке принадлежащих таким кредиторам прав требования к прежнему гарантирующему поставщику на основании заключенных с ним договоров купли-продажи электрической энергии (мощности) и договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии (п. 9).
7. Согласно "Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг", акт разграничения балансовой принадлежности электросетей - это официальный документ, который составляется в ходе технологического присоединения энергетических установок (энергопринимающих устройств) юридических и физических лиц к электросетям. Этот документ, определяет линию раздела энергетических объектов, которая обозначает границу ответственности за эксплуатацию сетей между организацией и потребителем электроэнергии. Этим же документом определяется принадлежность различного оборудования и кабельных линий. Граница балансовой принадлежности - это точка раздела электрической сети между организацией и Абонентом, определяемая по балансовой принадлежности электрической сети.
8. Между АО "Чувашская энергосбытовая компания" и Индивидуальным предпринимателем Лавановым Федором Степановичем (далее- Потребитель) заключен договор энергоснабжения N 01-01/125-575 от 30.09.2013. Как усматривается из приложенного Лавановым Ф.С. к заявлению о заключении договора энергоснабжения Акта N 1 от 25.09.2013 разграничения балансовой принадлежности электроустановок и эксплуатационной ответственности за их состояние, принадлежащие Потребителю энергопринимающие устройства технологически присоединены к объектам ООО "ТекстильПрофи", которые имеют опосредованное присоединение к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации ООО "Региональная распределительная сетевая компания" через объекты ООО "Компания ДАВС Групп".
Согласно акта разграничения балансовой принадлежности электроустановок и эксплуатационной ответственности за их состояние от 25.09.2013 между ООО "ТекстильПрофи" и ИП Лавановым Ф.С. определены следующие границы балансовой принадлежности электроустановок- административное здание (бывшее здание ФЗУ)- г. Чебоксары, ул. Текстильщиков д. 10, потребитель III категории- кабельные наконечными в РУ-0,4 кВ ТП-6, контакты присоединения кабельных наконечников в РУ-0.4 кВ ТП-6.
9. В соответствии с пунктом 6 Правил недискириминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительством Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила недискриминационного доступа), собственники и иные собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии.
Вместе с тем, переток электроэнергии представляет собой ее перемещение по линиям электропередач и другим объектам электросетевого хозяйства. Соблюдение запрета на препятствование перетоку становится обязанностью лица, владеющего объектами электросетевого хозяйства при определенных условиях, установленных Правилами недискриминационного доступа.
В силу пункта 33 Правил недискриминационного доступа перерыв в передаче электрической энергии, прекращение или ограничение права на получение электрической энергии возможно лишь по соглашению сторон либо в случаях возникновения аварийной ситуации или выхода из эксплуатации объектов электроэнергетики.
Указанные собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по передаче электрической энергии. В этом случае к их отношениям по передаче электрической энергии применяются положения настоящих Правил, предусмотренные для сетевых организаций.
Документов, подтверждающих возникновение аварийной ситуации или выхода из эксплуатации объектов электроэнергетики по настоящему делу не представлено.
10. Из пояснений, АО "Чувашская энергосбытовая компания", в связи с ненадлежащим исполнением обязательств по оплате электрической энергии (мощности) ООО "Компания ДАВС Групп", на основании абз. 2 подпункта б) пункта 2, подпункта а) п. 4 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 (далее - Правила ограничения), Гарантирующим поставщиком инициировалось введение ограничения режима потребления электрической энергии (мощности) в отношении объектов ООО "Компания ДАВС Групп".
Уведомления о предстоящих ограничениях направлялись 14 апреля и 01 июня 2015 года лицу, в отношении которого предполагалось введение ограничение - ООО "Компания ДАВС Групп" и исполнителю мероприятий по введению ограничения - ПАО "МРСК Волги" в лице Филиала ПАО "МРСК Волги-Чувашэнерго".
Согласно направленным уведомлениям от 14 апреля 2015 года (NN 06/01-1533, 06/01- 1534) частичное ограничение режима потребления в соответствии с п. 9 Правил ограничения необходимо было осуществить с 10 часов 00 минут 27 апреля 2015 года, полное ограничение - с 10 часов 00 минут 30 апреля 2015 года; по уведомлениям от 01 июня 2015 года (NN 06/01- 2373, 06/01-2372) частичное ограничение планировалось с 10 часов 00 минут 11 июня 2015 года, полное - с 10 часов 00 минут 15 июня 2015 года. В связи с погашением ООО "Компания ДАВС Групп" образовавшейся задолженности, АО "Чувашская энергосбытовая компания" были направлены уведомления об отмене введенных ограничений: N 06/01-1933 от 30.04.2015 - режим ограничения потребления отменялся с 30 апреля 2015 года; N 06/01-2506 от 15.06.2015 - с 30 апреля 2015 года.
Гарантирующим поставщиком в обоих случаях разъяснялось ООО "Компания ДАВС Групп" о необходимости соблюдения требований п. 8 Правил ограничения, то есть обеспечить поставку электрической энергии потребителям, энергопринимающие устройства которых присоединены к сетям ООО "Компания ДАВС Групп" и имеющих договоры энергоснабжения с АО "Чувашская энергосбытовая компания", в объеме их потребления без ограничения режима потребления.
До сведения исполнителя мероприятий по введению ограничений - ПАО "МРСК Волги" в лице Филиала ПАО "МРСК Волги-Чувашэнерго" было доведено наличие потребителей Гарантирующего поставщика, технологически присоединенных к объектам электросетевого хозяйства ООО "Компания ДАВС Групп" (ООО "ТекстильПрофи", "_").
Таким образом, АО "Чувашская энергосбытовая компания" уведомило о предстоящих ограничениях в связи с неисполнением условий заключенного договора в части ненадлежащей оплаты в отношении ООО "Компания ДАВС Групп". Поручение исполнения мероприятий по введению ограничения направлено в адрес ПАО "МРСК Волги" в лице Филиала ПАО "МРСК Волги-Чувашэнерго". Между тем, до сведения ПАО "МРСК Волги" в лице Филиала ПАО "МРСК Волги-Чувашэнерго", АО "Чувашская энергосбытовая компания" было доведено о наличии потребителей Гарантирующего поставщика, технологически присоединенных к объектам электросетевого хозяйства ООО "Компания ДАВС Групп" (ООО "ТекстильПрофи", "_"), о чем свидетельствуют письма от 14.04.2015 N 06/01-1534, от 01.06.2015 N06/01-2372.
11. Из пояснений ПАО "МРСК Волги" в лице Филиала ПАО "МРСК Волги-Чувашэнерго", электроустановки ИП Лаванова Ф.С. подключены к электроустановкам ООО "Компания ДАВС Групп".
В отношении потребителя ООО "Компания ДАВС Групп" услуги по передаче электрической энергии оказывает ООО "Региональная распределительная сетевая компания", договор на оказание услуг по передаче электрической энергии между ПАО "МРСК Волги" в лице Филиала ПАО "МРСК Волги-Чувашэнерго" и ООО "Региональная распределительная сетевая компания" от 13.08.2014 N 1420-001325.
В связи с тем, что в отношении потребителя ООО "Компания ДАВС Групп" услуги по передаче электрической энергии оказывает ООО "Региональная распределительная сетевая компания" и соответственно является исполнителем по ограничению режима потребления электроэнергии, ПАО "МРСК Волги" в лице Филиала ПАО "МРСК Волги-Чувашэнерго" перенаправляло уведомления, направленные АО "Чувашская энергосбытовая компания" в адрес ООО "Региональная распределительная сетевая компания", с приложением копий уведомлений о введении ограничения режима потребления электроэнергии АО "Чувашская энергосбытовая компания", о чем свидетельствуют следующие письма: от 16.04.2015 N МР6/122/5/824 (с приложением уведомления АО "Чувашская энергосбытовая компания" от 14.04.2015 N 936), от 03.06.2015 N МР/122/5/1149 (с приложением уведомления АО "Чувашская энергосбытовая компания" от 01.06.2015 N 1023), от 07.08.2015 N МР6/122/1/2631 (с приложением уведомления АО "Чувашская энергосбытовая компания" от 05.08.2015 N 1105).
То есть, ПАО "МРСК Волги" в лице Филиала ПАО "МРСК Волги-Чувашэнерго" исполнена обязанность по уведомлению исполнителя по ограничению режима потребления электроэнергии- ООО "Региональная распределительная сетевая компания" о том, что от потребителя ООО "Компания ДАВС Групп" электрическую энергию потребляет ИП Лаванов Ф.С.
12. Письмом от 21.09.2015 N 239 ООО "Региональная распределительная сетевая компания" сообщило, что в соответствии с уведомлением инициатора АО "Чувашская энергосбытовая компания" от 14.04.2015 N 936, от 01.06.2015 N 1023, 05.08.2015 N 1105 ООО "Региональная распределительная сетевая компания" должно было произвести организационно-технические мероприятия по ограничению потребления электрической энергии объектов электросетевого хозяйства ООО "Компания ДАВС Групп".
В уведомлениях инициатора ограничения и в его ответе на запрос ООО "Региональная распределительная сетевая компания" от 28.08.2015 N 212, среди лиц, присоединенных к сетям ООО "Компания ДАВС Групп" и имеющих договор энергоснабжения с гарантирующим поставщиком, ИП Лаванов Ф.С. не фигурирует.
Между тем, как указывалось ранее, ООО "Региональная распределительная сетевая компания" было осведомлено о наличии потребителя ИП Лаванова Ф.С., потребляющего электроэнергию через электрические сети ООО "Компания ДАВС Групп", поскольку ПАО "МРСК Волги" в лице Филиала ПАО "МРСК Волги-Чувашэнерго" своими письмами уведомляло о его наличии.
В свою очередь, ООО "Региональная распределительная сетевая компания" письмом от 28.08.2015 N 212 запросило у АО "Чувашская энергосбытовая компания" информацию о наличии третьих лиц, с указанием договорной нагрузки, имеющих прямые договоры с АО "Чувашская энергосбытовая компания" через сети ООО "Компания ДАВС Групп" (субабонентов и субсубабонентов) для понимания взаимодействия с данными потребителями для проведения ремонтных работ на собственном оборудовании и избегания конфликтных ситуаций на будущее. На названное письмо общество предоставило информацию о перечне лиц, непосредственно присоединенных к электрическим сетям ООО "Компания ДАВС Групп" и заключивших договора с АО "Чувашская энергосбытовая компания". В представленном перечне ИП Лаванов Ф.С. не значится (письмо от 08.09.2015 N 20/01-3581).
Исходя из вышеизложенного, Комиссия считает, что АО "Чувашская энергосбытовая компания" и ООО "Региональная распределительная сетевая компания" недобросовестно подошли к возложенной действующим законодательством обязанности и обществами не предприняты все меры для подачи электроснабжения добросовестному потребителю- ИП Лаванову Ф.С.
Вышеизложенное также свидетельствует, что:
- действия АО "Чувашская энергосбытовая компания" нарушают часть 1 статьи 38 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" и пункт 9 постановления Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" в котором указывается о том, что гарантирующий поставщик обязан надлежащим образом исполнять обязательства перед потребителями (покупателями), поставщиками электрической энергии (мощности) на оптовом рынке и на розничных рынках;
- действия ООО "Региональная распределительная сетевая компания" по прекращению перетока электрической энергии на объекты ИП Лаванова Ф.С. нарушают пункт 6 Правил недискриминационного доступа и Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике".
В соответствии с частью 8 статьи 25 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" пунктом 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным органом по обеспечению государственного контроля за соблюдением правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии.
Оценив обстоятельства дела, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, заслушав доводы и возражения лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия приходит к выводу о совершении АО "Чувашская энергосбытовая компания" и ООО "Региональная распределительная сетевая компания" действий, нарушающих нормы действующего законодательства, повлекшие причинению негативных последствий ИП Лаванову Ф.С.
Согласно части 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия при принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства оценивает доказательства и доводы, представленные лицами, участвующими в деле, разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании.
Согласно части 1 статьи 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании решения по делу Комиссия выдает предписание ответчику по делу.
На заседании Комиссии (24 ноября 2015 года) стороны (ИП Лаванов Ф.С., АО "Чувашская энергосбытовая компания", ООО "Региональная распределительная сетевая компания" и ПАО "МРСК Волги" в лице Филиала ПАО "МРСК Волги-Чувашэнерго") сообщили, что на сегодняшний день на объектах ИП Лаванова Ф.С. электрическая энергия имеется, электротехническое хозяйство находится под напряжением.
С учетом изложенного и применяя правовые нормы в совокупности с положениями статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия считает, что поскольку в период рассмотрения настоящего дела на объектах ИП Лаванова Ф.С. электрическая энергия имеется, электротехническое хозяйство находится под напряжением, отсутствует необходимость выдачи ответчику предписания о прекращении нарушений антимонопольного законодательства.
Кроме того, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Федерального закона "О защите конкуренции" комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
1. Признать действия АО "Чувашская энергосбытовая компания (428020, Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. Гладкова д. 13а) нарушающими часть 1 статьи 38 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" и пункт 9 постановления Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии"
2. Признать действия ООО "Региональная распределительная сетевая компания" (143421, Московская область, Красногорский р-н, Балтия автодорога, бизнес-центр Рига-Ленд, строение "Б") в лице филиала Марий Эл и Чувашии ООО "Региональная распределительная сетевая компания" (428003, Чувашская Республика, г. Чебоксары, Марпосадское шоссе, д. 4) нарушающими требования пункта 6 Правил недискриминационного доступа утвержденных постановлением Правительством Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 и Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике".
3. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" производство по делу N 50/04-АМЗ-2015 прекратить.
Председатель Комиссии "_"
Члены Комиссии "_"
Решение и (или) предписание могут быть обжалованы в Арбитражный суд Чувашской Республики в соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Чувашия от 24 ноября 2015 г. N 04-05/10294
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016