Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея
(опубликовано 25 сентября 2009 г.)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе: Председатель комиссии: <> - руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея (далее - Управления);
Члены комиссии:
<> - начальник отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти Управления;
<> - специалист 1 разряда Управления,
рассмотрев дело NР-7/09-27 по признакам нарушения ООО "Ириди", пункта 1 статьи 7, а также пункта 2 части 2 статьи 27 Федерального закона от 13.03.2006 N38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон "О рекламе"), по факту распространения рекламы Интернет развлекательного клуба "fart", в присутствии директора ООО "Ириди" <> в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе: установила:
Адыгейским УФАС России, совместно с прокуратурой города Майкопа, в период с 20.08.2009 по 27.08.2009 была проведена проверка соблюдения требований Федерального закона "О рекламе" в части распространения рекламы азартных игр (акт проверки в деле имеется). В ходе проверки установлено, что субарендатором помещения, в котором расположен Интернет развлекательный клуб "fart" по адресу г. Майкопе на территории МУП "Западный рынок "Черемушки" торговое место N12, является ООО "Ириди". Данный факт подтвержден договором субаренды от 27.07.2009, предъявленный директором ООО "Ириди" <>
При входе в данный клуб установлена рекламная конструкция стабильного территориального размещения расположенная на столбу, следующего содержания "Интернет развлекательный клуб "fart", кроме того на указанной рекламной конструкции изображены игральные карты всех четырех мастей, являющихся атрибутами игорного бизнеса (фотографии имеются в деле). На входной двери наклеена надпись "24 ч", что свидетельствует о круглосуточном режиме работы данного клуба.
Внутри клуба расположены компьютерные аппараты, на некоторых экранах которых, в момент проведения проверки, были размещены азартные игры, расположенные на сайте Интернет казино (фотографии имеются). На правой стене от входа наклеена надпись следующего содержания "Минимально ввод 100 р вывод 200 р".
Вышеперечисленные обстоятельства свидетельствуют об организации и проведении азартных игр, по средствам Интернет казино.
Также Управлением установлено, что рекламный щит, расположенный при входе в указанный клуб принадлежит ООО "Ириди", следовательно, распространение рекламы "Интернет развлекательный клуб "Fart", осуществляется ООО "Ириди", следовательно, ООО "Ириди" является рекламодателем и рекламораспространителем.
Данный факт подтвердила <> в ходе дела, также подтвердив факт оплаты электроэнергии расходуемой указанным рекламным щитом. В дальнейшем <> заявила, что основным видом деятельности ООО "Ириди" является прием различного рода платежей, в том числе и оплата Интернет услуг, а возможность посетителей клуба играть в игры расположенные на сайте Интернет казино являются сопутствующим видом деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона "О рекламе", реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и продвижение на рынке.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 27 Федерального закона "О рекламе", реклама основанных на риске игр, пари допускается только в зданиях, строениях, сооружениях, в которых проводятся такие игры, пари, за исключением объектов транспортной инфраструктуры (вокзалов, аэропортов, станций метрополитена и других подобных объектов).
В соответствии с частью 3 статьи 27 Федерального закона "О рекламе" требования частей 1 и 2 настоящей статьи применяются соответственно к рекламе организатора азартных игр, рекламе сопутствующих азартным играм услуг и рекламе игорного заведения, в том числе рекламе мест осуществления деятельности по оказанию сопутствующих азартным играм услуг. При этом требования пункта 8 части 1 и пунктов 1 и 2 части 2 настоящей статьи не применяются к рекламе организатора азартных игр, рекламе сопутствующих азартным играм услуг, рекламе игорного заведения, в том числе рекламе мест осуществления деятельности по оказанию сопутствующих азартным играм услуг, и рекламе азартных игр, распространяемой исключительно среди лиц, находящихся в границах игорных зон, создаваемых в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 244).
Исходя из статьи 364 Налогового кодекса, азартная игра представляет собой основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками между собой либо с организатором заведения (организатором тотализатора). К таким играм относят рулетки, карточные игры, игровые автоматы, а также тотализаторы.
При рекламе основанных на риске игр, пари, необходимо, учитывая степень осознаваемости характера материальной ответственности мероприятия, опасности и непредсказуемости последствий игр, психологической зависимости от участия в них, ограничивать число потребителей информации об азартных играх. Азартные игры - это один из тех видов деятельности и родов занятий, которые нельзя делать общедоступными. Из числа потребителей подобной рекламы необходимо исключить самое молодое и подрастающее поколение, а также лиц, которые не имеют интереса непосредственно к такого рода развлечениям.
Распространение подобной рекламы на территории МУП "Западный рынок "Черемушки", в качестве наружной, делает её доступной для восприятия неограниченному кругу лиц, в который могут входить и несовершеннолетние, так как посетителями данного рынка являются все возрастные категории граждан.
Также, статьей 5 Федерального закона N 244 установлены ограничения осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр. Так часть 3 указанной статьи запрещает деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", а также средств связи, в том числе подвижной связи, а из части 4 упомянутой статьи следует, что игорные заведения (за исключением букмекерских контор и тотализаторов) могут быть открыты исключительно в игорных зонах в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Исходя из изложенного, реклама основанных на риске игр, пари, организатора азартных игр, сопутствующих азартным играм услуг и реклама игорного заведения, в том числе реклама мест осуществления деятельности по оказанию сопутствующих азартным играм услуг, не допускается на рекламных конструкциях, в зданиях, строениях и сооружениях расположенных за пределами границ игорных зон, созданных в соответствии с Федеральным законом N 244.
В соответствии с частью 11 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации.
Использование в рассматриваемой рекламе образов игральных карт, в совокупности со словом "fart" (в толковом словаре русского языка, слово фарт означает счастье, удача) стимулируют к игре в карты либо в другие азартные игры, с целью приобретения материальной выгоды в результате сопутствующей удачи.
С учетом вышеизложенного Комиссия считает, что указанная реклама является рекламой основанных на риске игр, пари. Следовательно, данная реклама противоречит требованиям пункта 2 части 2 статьи 27 Федерального закона "О рекламе", не допускающей рекламу азартных игр вне игорных зон.
В соответствии с частью 7 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 2 части 2 статьи 27 несет рекламораспространитель.
Рекламодателем, а также рекламораспространителем указанной рекламы является ООО "Ириди".
ООО "Ириди" нарушены требования пункта 2 части 2 статьи 27 Федерального закона "О рекламе", при распространении рекламы Интернет развлекательного клуба "fart".
В соответствии со статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе влечет наложение административного штрафа.
Руководствуясь пунктом 2 части 2 статьи 27, частью 2 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-44 Правил рассмотрения дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу Интернет развлекательного клуба "fart", в котором изображены игральные карты всех четырех мастей, являющихся атрибутами игорного бизнеса, расположенном на территории МУП "Западный рынок "Черемушки" с нарушением требований пункта 2 части 2 статьи 27 Федерального закона "О рекламе".
2. Выдать ООО "Ириди" предписание о прекращении нарушения пункта 2 части 2 статьи 27 Федерального закона "О рекламе".
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Адыгейского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении ООО "Ириди".
Решение может быть обжаловано в суд (арбитражный суд) в сроки, установленные законодательством Российской Федерации.
Пописи
ПРЕДПИСАНИЕ
о прекращении нарушения законодательства
Российской Федерации о рекламе
по делу NР-7/09-27
"25" сентября 2009 г. г. Майкоп
Комиссия Адыгейского УФАС России по рассмотрению дела по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе: Председатель комиссии: <> - руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея (далее - Управления);
Члены комиссии:
<> - начальник отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти Управления;
<> - специалист 1 разряда Управления,
на основании своего решения от 24 сентября 2009 г. по делу NР-7/09-27 о признании рекламы Интернет развлекательного клуба "fart" распространяющуюся на отдельно стоящей щитовой рекламной конструкции в г. Майкопе на территории МУП "Западный рынок "Черемушки", ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования пункта 2 части 2 статьи 27 Федерального закона "О рекламе", и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 N38-ФЗ "О рекламе", пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, предписывает:
1. ООО "Ириди", в срок до 06 октября 2009 года прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно: прекратить распространение ненадлежащей наружной рекламы, Интернет развлекательного клуба "fart", которая призывает к участию в основанных на риске игр, пари, проводимые в указанном клубе, размещенную в г. Майкопе на территории МУП "Западный рынок "Черемушки" на столбу у входа в павильон N12, где расположен Интернет развлекательный клуб "fart".
2. ООО "Ириди" представить в Адыгейское УФАС России письменное доказательство исполнения пункта 1 настоящего предписания до 07 октября 2009 года.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе ФАС России вправе в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на юридических лиц штраф в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея (опубликовано 25 сентября 2009 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016