Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве
от 22 июля 2015 г.
Резолютивная часть решения оглашена 07 июля 2015 года
В полном объеме решение изготовлено 22 июля 2015 года
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении
антимонопольного законодательства в составе:
Председателя Комиссии: (.);
Членов Комиссии: (.);
(.).
в присутствии представителей:
(.)
ОАО "Мосэнергосбыт" (.),
рассмотрев дело N 1-10-771/77-15 по признакам нарушения
ОАО "Мосэнергосбыт" (адрес: 117312, г. Москва, ул. Вавилова, д.9) части 1
статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЭ "О защите
конкуренции", выразившегося в нарушении порядка рассчета при оказании
услуг энергоснабжения объекта (.) по адресу: (.), установила:
В адрес Московского УФАС России поступило заявление
(.) на действия ОАО "Мосэнергосбыт", выразившиеся в нарушении
установленного нормативными правовыми актами порядка рассчета при
оказании услуг энергоснабжения объекта (.), расположенного по адресу: (.) и
введение ограничения режима потребления электрической энергии (вх. от
29.12.2014 N 52329).
Рассмотрев представленные материалы, а также доводы и возражения
сторон по делу. Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению дела
N 1-10-771/77-15 о нарушении антимонопольного законодательства установила
следующее.
ОАО "Мосэнергосбыт" является юридическим лицом, осуществляющим
свою деятельность на основании Устава, утверждённого общим собранием
акционеров ОАО "Мосэнергосбыт" (протокол от 21.06.2011 N 15).
В соответствии с пунктом 3.2. Устава ОАО "Мосэнергосбыт" занимается
реализацией (продажа) электрической энергии на оптовом и розничном рынках
электрической энергии (мощности) потребителям.
Согласно статье 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЭ "О
защите конкуренции" под товарным рынком понимается сфера обращения
товара (объекта гражданских прав, предназначенного для продажи, обмена или
иного введения в оборот), который не может быть заменен другим товаром, или
взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических)
исходя из экономической, технической или иной возможности либо
целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность
либо целесообразность отсутствует за ее пределами.
ОАО "Мосэнергосбыт" на основании приказа от 26.08.2011 N 901
включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке
определенного товара более 35 %, с долей на рынке более 65%, по позиции:
розничная реализация электрической энергии (мощности).
В соответствии с постановлением Региональной энергетической
комиссии г. Москвы от 13.07.2012 N 152 "О перечне гарантирующих
поставщиков электрической энергии и зонах их деятельности на территории
города Москвы", ОАО "Мосэнергосбыт" является гарантирующим
поставщиком в пределах административных границ территории города Москвы.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006
N 135-ФЭ "О защите конкуренции" доминирующим признается положение
хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), доля
которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов.
Таким образом, ОАО "Мосэнергосбыт" занимает доминирующее
положение на рынке реализации электрической энергии на территории города
Москвы.
(.) владеет на праве собственности комнатой N 1 в коммунальной
квартире, расположенной по адресу: (.) (вх. от 16.02.2015 N 4839).
Комната N 2 в квартире, расположенной по адресу: (.), по договору
социального найма принадлежит (.).
В соответствии с пунктом 1 Основных положений функционирования
розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением
Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные
положения), основные положения функционирования розничных рынков
электрической энергии устанавливают правовые основы функционирования
розничных рынков электрической энергии.
Согласно пункту 69 Основных положений, собственники и пользователи
помещений в многоквартирных домах заключают договоры энергоснабжения с
гарантирующим поставщиком в порядке и в случаях, установленных
Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и
пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов,
утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от
06.05.2011 N 354 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг).
Правила предоставления коммунальных услуг регулируют отношения по
предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям
помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых
домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями
коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок
заключения договора, содержащего положения о предоставлении
коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления
коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные
услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок
перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период
временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок
изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении
коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами,
превышающими установленную продолжительность, определяют основания и
порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных
услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением
ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг (пункт 1
Правил предоставления коммунальных услуг).
Согласно пункту 6 Правил предоставления коммунальных услуг,
предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на
основании возмездного договора. Договор, содержащий положения о
предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в
письменной форме или путем совершения потребителем действий,
свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о
фактическом потреблении таких услуг (далее - конклюдентные действия).
Между (.) и ОАО "Мосэнергосбыт" заключен договор
энергоснабжения объекта, расположенного по адресу: (.), путем совершения
конклюдентных действий (путем оплаты потребителем электроэнергии).
В коммунальной квартире, расположенной по адресу: (.), введен в
эксплуатацию общеквартирный прибор учета N 9114264 типа Меркурий -
202.5.
Согласно материалам дела, комната N1 (.), расположенная по адресу:
(.), оборудована комнатным прибором учета электрической энергии
N 18270051 с 18.05.2014, при этом комната N 2 в указанной коммунальной
квартире комнатным прибором учета не оборудована.
Согласно пункту 50 Правил предоставления коммунальных услуг, расчет
размера платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю,
проживающему в комнате (комнатах) в жилом помещении, являющемся
коммунальной квартирой (далее - коммунальная квартира), осуществляется в
соответствии с формулами Приложения N 2 к Правилам предоставления
коммунальных услуг.
Если коммунальная квартира оборудована общим (квартирным) прибором
учета электрической энергии и при этом не все комнаты в коммунальной
квартире оборудованы комнатными приборами учета электрической энергии, то
расчет размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению,
предоставленную потребителю, проживающему в комнате (комнатах),
оборудованной комнатным прибором учета электрической энергии,
осуществляется исходя из показаний комнатного прибора учета и достигнутого
соглашения между всеми потребителями в коммунальной квартире о порядке
определения объема (количества) электрической энергии, потребленной в
помещениях, являющихся общим имуществом собственников комнат в
коммунальной квартире, и о его распределении между всеми потребителями в
коммунальной квартире.
Указанное соглашение должно быть оформлено в письменной форме,
подписано потребителями коммунальной квартиры или их уполномоченными
представителями и передано исполнителю. Исполнитель в этом случае
осуществляет расчет платы за коммунальную услугу по электроснабжению,
предоставленную потребителям в коммунальной квартире в соответствии с
полученным от них соглашением, начиная с месяца, следующего за месяцем, в
котором такое соглашение было передано исполнителю.
При отсутствии указанного соглашения расчет платы за коммунальную
услугу по электроснабжению осуществляется в соответствии с формулой 7
приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг без учета
показаний комнатных приборов учета электрической энергии.
Объект, расположенной по адресу: (.), является коммунальной
квартирой, комната 1, на основании свидетельства о регистрации права на
правах собственности принадлежит (.), комната N 2 в данной квартире, по
договору социального найма принадлежит (.)
Соглашения о порядке определения объема (количества) электрической
энергии, потребленной в помещениях, являющихся общим имуществом
собственников комнат в коммунальной квартире между жильцами
коммунальной квартиры, расположенной по адресу: (.), отсутствует.
В период до 18.05.2014 комната N1 (.), расположенная по адресу: (.),
также не была оборудована комнатным прибором учета электрической энергии.
Из Правил предоставления коммунальных услуг следует, что расчет
платы за коммунальную услугу по электроснабжению для потребителей
проживающих в коммунальной квартире определяется по пункту 50 Правил
предоставления коммунальных услуг.
Следовательно, в случае отсутствия комнатных приборов учета
электрической энергии в комнатах коммунальной квартиры и при отсутствии
соглашения о порядке определения объема (количества) электрической энергии,
потребленной в помещениях, являющихся общим имуществом собственников
комнат в коммунальной квартире между всеми потребителями, проживающими
в коммунальной квартире, определяется по формуле 7 приложения N 2 к
Правилам предоставления коммунальных услуг.
Таким образом, расчет потребленной электрической энергии по адресу:
(.) должен осуществляться по формуле 7 приложения N2 к Правилам
предоставления коммунальных услуг.
Формула 7 приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных
услуг:
Р =yxЗixT, ц
где:
^ i - объем (количество) потребленного за расчетный период в i-й
коммунальной квартире коммунального ресурса, определенный в соответствии
с пунктом 42 Правил;
n j i - количество граждан, постоянно и временно проживающих в
j -й принадлежащей потребителю (находящейся в его пользовании) комнате
(комнатах) в i-й коммунальной квартире;
n i - количество граждан, постоянно и временно проживающих в i-
й коммунальной квартире;
Т кр - тариф на коммунальный ресурс, установленный в соответствии
с законодательством Российской Федерации,
где объем (количество) потребленного за расчетный период в
коммунальной квартире коммунального ресурса, определен в соответствии с
пунктом 42 Правил предоставления коммунальных услуг.
Следовательно при расчете размера платы за коммунальную услугу,
предоставленную потребителю, проживающему в комнате (комнатах) в жилом
помещении, являющемся коммунальной квартирой, пункт 42 Правил
предоставления коммунальных услуг применяется только для определения
объема (количества) коммунального ресурса, потребленного в жилом
помещении, который используется в формуле 7 приложения N 2 к Правилам
предоставления коммунальных услуг.
Согласно пункту 42 Правил предоставления коммунальных услуг, объем
(количество) коммунального ресурса потребленного в жилом помещении,
оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета за
расчетный период, определяется по показаниям индивидуального или общего
(квартирного) прибора учета.
Таким образом, расчет потребленной электрической энергии объекта (.),
должен был рассчитываться ОАО "Мосэнергосбыт" путем применения
формулы 7 приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг,
где объем (количество) потребленного за расчетный период в i-й коммунальной
квартире коммунального ресурса, должен был определен из формулы 1
приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг.
В соответствии с пунктом 31 Правил предоставления коммунальных
услуг, исполнитель коммунальных услуг обязан предоставлять потребителю
коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества
в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации,
настоящими Правилами и договором, содержащим положения о
предоставлении коммунальных услуг, производить непосредственно при
обращении потребителя проверку правильности исчисления предъявленного
потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги, задолженности
или переплаты потребителя за коммунальные услуги, правильности начисления
потребителю неустоек (штрафов, пеней) и немедленно по результатам проверки
выдавать потребителю документы, содержащие правильно начисленные
платежи. Выдаваемые потребителю документы по его просьбе должны быть
заверены подписью руководителя и печатью исполнителя.
Па коммунальную квартиру, расположенную по адресу: (.), открыт
общий лицевой счет N 97592-324-61.
Согласно представленным документам и письменным пояснениям
ОАО "Мосэнергосбыт", расчет потребленной электроэнергии производится по
показаниям общеквартирного прибора учета N 9114264 типа Меркурий -
202.5, в соответствии с пунктом 42 Правил предоставления коммунальных
услуг.
Таким образом, гарантирующий поставщик применял при расчетах с (.)
за поставляемую электрическую энергию расчеты, не соответствующие
требованиям законодательства (информация о лицевом счете 01.01.1999 -
24.06.2015) (вх. от 07.07.2015 N 23762).
Па основании изложенного Комиссией по рассмотрению дела сделан
вывод, что порядок расчета размера платы за коммунальную услугу
энергоснабжение, предоставленную потребителю (.), проживающей в комнате
N 1 коммунальной квартиры, применяемый ОАО "Мосэнергосбыт", не
соответствует положениям Правил предоставления коммунальных услуг, что
повлекло ущемление интересов (.)
Согласно пояснениям ОАО "Мосэнергосбыт" на заседании Комиссии
07.07.2015, гарантирующий поставщик после установки в комнате (.)
индивидуального прибора учета 18.05.2014 применял расчеты согласно пункту
50 Правилпредоставления коммунальных услуг, однако, подтверждающих
документов предоставлено не было ввиду отсутствия потребления
электрической энергии энергопринимающим устройством (.), расположенным
по адресу: (.).
Таким образом, на дату рассмотрения дела N 1-10-771/77-15
ОАО "Мосэнергосбыт" не предприняло действий по изменению порядка
расчета за потребляемую электрическую энергию объектом (.) в соответствии
с требованием законодательства и не возобновило энергоснабжения комнаты
N1 (.), расположенной по адресу: (.).
Па основании изложенного, ОАО "Мосэнергосбыт" нарушен порядок
расчета за электрическую энергию, потребленную энергопринимающими
устройствами жилого помещения(.), проживающей в комнате N 1
коммунальной квартиры, расположенной по адресу: (.).
В соответствии с пунктом 117 Правил предоставления коммунальных
услуг, исполнитель коммунальной услуги ограничивает или приостанавливает
предоставление коммунальной услуги, предварительно уведомив об этом
потребителя, в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги -
через 30 дней после письменного предупреждения (уведомления) потребителя в
порядке, указанном в настоящем разделе.
Согласно позиции ОАО "Мосэнергосбыт", в результате неполной оплаты
электрической энергии в период с 17.03.2006 по 20.08.2014, по лицевому счету
N 97592-324-61 образовалась задолженность.
27.06.2014 ОАО "Мосэнергосбыт", направило в адрес (.) уведомление о
приостановлении подачи электрической энергии.
19.08.2014 подача энергии на объект (.) была приостановлена.
Однако указанная задолженность является задолженностью коммунальной
квартиры, но не может служить достаточным доказательством наличия
задолженности (.) в связи с тем что порядок расчета размера платы за
энергоснабжение комнаты N 1 в коммунальной квартиры принадлежащей (.),
применяемый ОАО "Мосэнергосбыт" не соответствовал положениям Правил
предоставления коммунальных услуг.
Таким образом, действия ОАО "Мосэнергосбыт" по приостановлению
подачи электрической энергии в комнату N 1 в коммунальную квартиру,
принадлежащую (.), не соответствуют пункту 117 Правил предоставления
коммунальных услуг, и привели к ущемлению интересов (.)
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006
года N 135-ФЭ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие)
занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта,
результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение,
устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
На основании изложенного. Комиссией сделан вывод о нарушении
ОАО "Мосэнергосбыт" части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006
N 135-ФЭ "О защите конкуренции", выразившемся в злоупотреблении
доминирующим положением на рынке реализации электрической энергии на
территории города Москвы, выразившееся в нарушении порядка расчета за
электрическую энергию и ограничение подачи электроэнергии на
энерго принимающие устройства жилого помещения (.).
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьей 41, частью 1
статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЭ "О защите
конкуренции", решила:
1. Признать ОАО "Мосэнергосбыт" нарушившим часть 1 статьи 10
Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЭ "О защите конкуренции",
выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением на рынке
реализации электрической энергии, на территории города Москвы,
выразившееся в нарушении порядка расчета за электрическую энергию и
ограничение подачи электроэнергии на энергопринимающие устройства
жилого помещения (.), расположенного по адресу: (.).
2. Выдать ОАО "Мосэнергосбыт" предписание о прекращении
нарушения антимонопольного законодательства.
Председатель Комиссии (.)
Члены Комиссии (.)
(.)
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или
в арбитражный суд.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения
антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных
правонарушениях установлена административная ответственность.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 22 июля 2015 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016