Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия
от 27 ноября 2009 г.
Я, Гофман Эдуард Робертович, руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее - Хакасское УФАС России), рассмотрев постановление прокурора г. Черногорска старшего советника юстиции Е.В. Большаковой от 13.11.2009 о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица - индивидуального предпринимателя Лукашовой Галины Николаевны, квалифицируемого по части 1 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нарушение порядка ценообразования),
в присутствии:
индивидуального предпринимателя Лукашовой Галины Николаевны;
помощника прокурора г. Черногорска Минчук Елены Александровны.
Ходатайств и отводов не поступало.
Права, предусмотренные статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), разъяснены. установил:
16 ноября 2009 года в адрес Хакасского УФАС России поступило постановление прокурора г. Черногорска старшего советника юстиции Е.В. Большаковой и материалы о привлечении к административной ответственности индивидуального предпринимателя Лукашовой Галины Николаевны по части 1 статьи 14.6 КоАП РФ.
Из указанного постановления следует, что в ходе проведения проверки ценообразования на отдельные лекарственные препараты в аптеке "Надежда" (индивидуальный предприниматель Лукашова Г.Н.) установлено следующее.
В соответствии с товарной накладной N 6841223-001 от 03.11.2009 поставщик Филиал ЗАО фирмы ЦВ "Протек" поставил индивидуальному предпринимателю Лукашовой Г.Н. лекарственный препарат "Арбидол" капс. 100 мг N 10, цена производителя на указанный препарат на без НДС составляет 116,25 руб. (с НДС - 127,88 руб.), надбавка оптового звена составляет 7,5%, цена посредника с НДС составляет 137,47 руб. и лекарственный препарат "Арбидол" капс. 50 мг N 10, цена производителя без НДС - 78,42 руб. (с НДС - 86,26 руб.), надбавка оптового звена составляет 7,5%, цена посредника с НДС составляет 92,73 руб.
В соответствии с приходной накладной N 01ПН-0000087 от 04.11.2009 цена реализации лекарственного препарата "Арбидол" капс. 100 мг N 10 в аптеке "Надежда" индивидуального предпринимателя Лукашовой Г.Н. составляет - 177,50 руб., лекарственного препарата "Арбидол" капс. 50 мг. N 10 составляет - 120,00 руб.
В соответствии со счет - фактурой N 6841223-001 от 03.11.2009 продавцом Филиалом ЗАО фирмы ЦВ "Протек" было поставлено грузополучателю индивидуальному предпринимателю Лукашовой Г.Н., лекарственного препарата "Арбидол" капс. 100 мг N 10 в количестве 150 упаковок, лекарственного препарата "Арбидол" капс. 50 мг N 10 - 150 упаковок.
В постановлении прокурора г. Черногорска о возбуждении настоящего дела указано, что в соответствии с Постановлением Правительства Республики Хакасия от 15.02.2002 N 36 "Об изменении формирования цен на лекарственные средства и изделия медицинского назначения", предельная цена на лекарственный препарат "Арбидол" капс. 100 мг N 10 должна быть не более 175,83 руб., предельная цена на лекарственное средство "Арбидол" капс. 50 мг N 10 должна быть не более 118,61 руб., исходя из следующих расчетов:
цена производителя без НДС х 1.1% (НДС) х на 30% (допустимых от цены поставщика) 14% (надбавка импортера / посредника) = допустимая цена продажи в розницу на территории Республики Хакасия.
"Арбидол" капс. 100 мг N 10:
116,25 руб. х 1.1% х (30% 7,5%) = 127,875 руб. х 1,375% = 175,83 руб.
"Арбидол" капс. 50 мг N 10:
78,42 руб. х 1.1% х (30% 7,5%) = 86,262 руб. х 1,375% = 118,61 руб.
Таким образом, из постановления прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении в аптеке "Надежда" индивидуального предпринимателя Лукашовой Г.Н. следует, что завышена цена на 1 упаковку лекарственного препарата "Арбидол" капс. 100 мг N 10 на 1,67 руб., общий объем поставки (150 упаковок) на 250,5 руб., цена на 1 упаковку лекарственного препарата "Арбидол" капс. 50 мг N 10 завышена 1,39 руб., общий объем поставки (150 упаковок) на 208,5 руб.
Кроме того, в постановлении прокурора г. Черногорска о возбуждении дела об административном правонарушении указано, что из протокола согласования цен на лекарственные средства N О-146689 от 30.10.2009 между ООО "Вита-Фарм" и индивидуальным предпринимателем Лукашовой Г.Н. следует, что отпускная цена производителя на лекарственный препарат "Арбидол" 0,1 N 10 капс. без НДС составляет 160,12 руб. (с НДС - 176,13 руб.), надбавка оптового звена составляет 3%, цена отпускная оптовая с НДС составляет 181,41 руб.
В соответствии с приходной накладной N 01ПН-0000007 от 02.11.2009 цена реализации в аптеке "Надежда" индивидуального предпринимателя Лукашовой Г.Н. на лекарственный препарат "Арбидол" 0,1 N 10 капс. составляет - 234,50 руб.
В соответствии со счет - фактурой N О-146689 от 30.10.2009 продавец ООО "Вита - Фарм" грузополучателю индивидуальному предпринимателю Лукашовой Г.Н. поставил лекарственный препарат "Арбидол" 0,1 N 10 капс. в количестве 200 упаковок.
В соответствии с Постановлением правительства Республики Хакасия N 36 от 15.02.2002 "Об изменении формирования цен на лекарственные средства и изделия медицинского назначения", предельная цена на данный препарат должна быть не более 234,26 руб., исходя из следующих расчетов.
Цена производителя без НДС х на 1.1% (НДС) х на 30% (допустимых от цены поставщика) 14% (надбавка импортера / посредника) = допустимая цена продажи в розницу на территории Республики Хакасия.
160,12 руб. х 1.1% х (30% 3%) = 176,132 руб. х 1,33% = 234,26 руб.
Таким образом, в аптеке "Надежда" индивидуального предпринимателя Лукашовой Г.Н. завышена цена на 1 упаковку лекарственного препарата "Арбидол" 0,1 N 10 капс. на 24 коп., а общий объем поставки (200 упаковок) на 48,00 руб.
На основании вышеизложенного, прокурором г. Черногорска Е.В. Большаковой 13.11.2009 возбуждено дело об административном правонарушении в отношении индивидуального Лукашовой Г.Н. по части 1 статьи 14.6 КоАП РФ - нарушение порядка ценообразования.
В постановлении прокурора г. Черногорска от 13.11.2009 о возбуждении дела об административном правонарушении Лукашова Г.Н. пояснила следующее: ошибка в формировании цены объясняется тем, что оператор не выставил в электронную накладную наценку поставщика, и цена посчитана без учета наценки оптового звена.
Руководствуясь статьей 29.1 КоАП РФ, и выясняя вопросы относится ли к компетенции антимонопольного органа рассмотрение данного дела, имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу, достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу, прихожу к следующим выводам.
Частью 1 статьи 23.48 КоАП РФ предусмотрено, что федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе, статьей 14.6 КоАП РФ (за исключением правонарушений в сфере государственного регулирования тарифов). Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени антимонопольных органов вправе: руководитель федерального антимонопольного органа, его заместители; руководители территориальных органов федерального антимонопольного органа, их заместители (часть 2 статьи 23.48 КоАП РФ).
Таким образом, рассмотрение дел об административных правонарушениях по статье 14.6 КоАП РФ относится к компетенции антимонопольных органов, и настоящее дело рассматривается уполномоченным должностным лицом Хакасского УФАС России.
Прокурором г. Черногорска, возбудившим административное производство по части 1 статьи 14.6 КоАП РФ в отношении индивидуального предпринимателя Лукашовой Г.Н., права и законные интересы Лукашовой Г.Н. не нарушены. Права, предусмотренные статьей 25.1 КоАП РФ, прокурором разъяснены, с постановлением о возбуждении административного дела Лукашова Г.Н. ознакомлена, копия постановления получена, о чем в постановлении имеется личная подпись Лукашовой Г.Н.
Индивидуальный предприниматель Лукашова Г.Н.надлежащим образом извещена о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении N 10-Т-09-АП, определение о месте и времени рассмотрения дела получено 20 ноября 2009 года (уведомление о вручении заказной корреспонденции N 03945), должностное лицо присутствует лично на рассмотрении дела, обстоятельств, исключающих возможность рассмотрения данного дела по существу, не имеется.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 5 Федерального закона от 22.06.1998 N 86-ФЗ "О лекарственных средствах" (далее Закон о лекарственных средствах), государственное регулирование отношений, возникающих в сфере обращения лекарственных средств, осуществляется путем государственного регулирования цен на лекарственные средства. Согласно статье 6 Закона о лекарственных средствах Правительство Российской Федерации обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области обеспечения населения Российской Федерации лекарственными средствами. Статьей 7 Закона о лекарственных средствах установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере обращения лекарственных средств разрабатывают и осуществляют региональные программы обеспечения населения субъектов Российской Федерации лекарственными средствами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" (далее Постановлением Правительства РФ N 239) утвержден перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее перечень).
В соответствии с указанным перечнем органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют государственное регулирование торговых надбавок к ценам на лекарственные средства и изделия медицинского назначения, за исключением торговых надбавок к ценам на лекарственные средства, которыми обеспечиваются отдельные категории граждан, имеющих право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2009 N 654 "О совершенствовании государственного регулирования цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства" внесены изменения в Постановление Правительства РФ N 239. Согласно внесенным изменениям перечень дополнен абзацем следующего содержания: "Лекарственные средства, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств". Однако изменения, внесенные в Постановление Правительства РФ N 239, вступают в силу с 1 января 2010 года.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ N 239 Правительством Республики Хакасия принято Постановление от 15.02.2002 N 36 "Об изменении формирования цен на лекарственные средства и изделия медицинского назначения", которое устанавливает предельные размеры торговых надбавок к ценам на лекарственные средства и изделия медицинского назначения, за исключением лекарственных средств, которыми обеспечиваются отдельные категории граждан, имеющих право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, согласно приложению.
Предельные размеры торговых надбавок устанавливаются к фактической отпускной цене отечественного производителя или к контрактной цене иностранного производителя.
Согласно примечанию к Постановлению Правительства Республики Хакасия от 15.02.2002 N 36 "Об изменении формирования цен на лекарственные средства и изделия медицинского назначения" общая предельная торговая надбавка, независимо от количества посредников, не должна превышать 45%.
При поставке одновременно через несколько оптовых звеньев, посредников суммарная оптовая надбавка не должна превышать 15% и распределяется по согласованию сторон.
Торговая надбавка розничного звена не должна превышать 30 % от цены производителя.
При формировании свободной розничной цены торговая надбавка применяется общей суммой надбавок (оптовая плюс розничная) к фактической отпускной цене отечественного производителя или к контрактной цене иностранного производителя лекарственных средств.
Исходя из вышеизложенного, прихожу к следующим выводам.
Допустимая цена продажи лекарственных средств (Цmax) на территории Республики Хакасия определяется как:
Цmax= Цпр. Цпр. Х Копт. Цпр. Х Крозн. = Цпр. Цпр. Х (Копт. Крозн.), где
Цпр. - цена отечественного производителя с НДС, равная цене производителя без НДС Х 1,1;
Копт. - оптовая надбавка посредника;
Крозн. - предельная надбавка розничного звена, установленная для Республики Хакасия равной 0,3 (30%).
"Арбидол" 100 мг N 10 капс.:
127,88 (127,88 х 0,075) (127,88 х 0,3) = 127,88 127,88 х (0,075 0,3) = =127,88 47,95= 175,83
Следовательно, предельная цена на лекарственный препарат "Арбидол" 100 мг N 10 капс. должна составлять не более 175,83 руб.
В соответствии с приходной накладной N 01ПН-0000087 от 04.11.2009 цена реализации лекарственного препарата "Арбидол" капс. 100 мг N 10 в аптеке "Надежда" индивидуального предпринимателя Лукашовой Г.Н. составляет - 177,50 руб. Согласно счет - фактуре N 6841223-001 от 03.11.2009 продавцом Филиалом ЗАО фирмы ЦВ "Протек" было поставлено грузополучателю индивидуальному предпринимателю Лукашовой Г.Н. лекарственного препарата "Арбидол" капс. 100 мг N 10 в количестве 150 упаковок, таким образом, допустимая цена реализации 1 упаковки лекарственного препарата "Арбидол" капс. 100 мг N 10 завышена на 1,67 руб., общий объем поставки (150 упаковок) - на 250,5 руб.
"Арбидол" таб. 50 мг N 10:
86,26 (86,26 х 0,075) (86.26 х 0,3) = 86,26 86,26 х (0,075 0,3) = 86,26 32,3475 = 118,60
Следовательно, предельная цена на лекарственный препарат "Арбидол" таб. 50 мг N 10 должна составлять не более 118,60 руб.
В соответствии с приходной накладной N 01ПН-0000087 от 04.11.2009 цена реализации лекарственного препарата "Арбидол" таб. 50 мг N 10 в аптеке "Надежда" индивидуального предпринимателя Лукашовой Г.Н. составляет 120,00 руб. Согласно счет - фактуре N 6841223-001 от 03.11.2009 продавцом Филиалом ЗАО фирмы ЦВ "Протек" было поставлено грузополучателю индивидуальному предпринимателю Лукашовой Г.Н. лекарственного препарата "Арбидол" таб. 50 мг N 10 в количестве 150 упаковок, таким образом, допустимая цена реализации 1 упаковки лекарственного препарата "Арбидол" таб. 50 мг N 10 завышена на 1,40 руб., общий объем поставки (150 упаковок) - на 210 руб.
В постановлении прокурора г. Черногорска о возбуждении дела об административном правонарушении также указано, что индивидуальным предпринимателем Лукашовой Г.Н. превышена допустимая цена реализации на лекарственный препарат "Арбидол" 0,1 N 10 капс.
Однако данный вывод прокурора г. Черногорска при рассмотрении настоящего дела не учитывается, в связи с тем, что в приходной накладной N 01ПН-0000007 от 02.11.2009, на которую имеется ссылка в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении, и в которой отражается цена продажи лекарственного средства, указан лекарственный препарат "Арбидол" капс. 100 мг N 20, а не "Арбидол" 0,1 N 10 капс.
В ходе рассмотрения дела 27 ноября 2009 года индивидуальный предприниматель Лукашова Г.Н. подтвердила свою позицию, изложенную при возбуждении дела.
В соответствии с положениями статьи 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица.
Следовательно, индивидуальный предприниматель Лукашова Г.Н. подлежит административной ответственности как должностное лицо.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом установлена административная ответственность. КоАП РФ не предусматривает обязательное наличие умысла при совершении административного правонарушения, статья 2.2 КоАП РФ выделяет две формы вины - умысел и неосторожность.
В силу части 2 статьи 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.
В своем заключении помощник прокурора г. Черногорска А.А. Минчук поддержала постановление прокурора г. Черногорска о возбуждении дела об административном правонарушении от 13.11.2009, считает, что индивидуальным предпринимателем Лукашовой Г.Н. были завышены допустимые розничные цены на лекарственные препараты "Арбидол" 100 мг N 10 капс., "Арбидол" таб. 50 мг N 10, "Арбидол" 0,1 N 10 капс., что является основанием для привлечения индивидуального предпринимателя Лукашовой Г.Н. к административной ответственности по части 1 статьи 14.6 КоАП РФ.
Вину в нарушении законодательства должностное лицо - индивидуальный предприниматель Лукашова Г.Н.- признало.
Вина индивидуального предпринимателя Лукашовой Г.Н. в нарушении порядка ценообразования установлена и состоит в ненадлежащем исполнении должностных обязанностей. Считаю, что рассматриваемое правонарушение совершено Лукашовой Г.Н. по неосторожности, она могла предвидеть в силу своих должностных обязанностей наступление последствий своего бездействия (отсутствие контроля за подчиненными), но без достаточных к тому оснований рассчитывала на предотвращение последствий.
Состав административного правонарушения объективно подтверждается материалами дела.
Лицо, совершившее административное правонарушение - должностное лицо - индивидуальный предприниматель Лукашова Г.Н.
Событие административного правонарушения в области предпринимательской деятельности: нарушение порядка ценообразования.
Место совершения административного правонарушения: г. Черногорск, Республики Хакасия.
Время совершения административного правонарушения: 4 ноября 2009 года.
Статья Кодекса РФ об административных правонарушениях: часть 1 статьи 14.6 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение.
Согласно части 1 статьи 14.6 КоАП РФ завышение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), завышение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному) влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - в размере пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет.
Принимая во внимание все обстоятельства дела, сложившуюся в Республике Хакасия ситуацию с противовирусными и противогриппозными препаратами, сложную эпидемиологическую обстановку в регионе, считаю возможным назначить индивидуальному предпринимателю Лукашовой Г.Н. административное наказание в виде штрафа в размере пятидесяти тысяч рублей, предусмотренное санкцией части 1 статьи 14.6 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного и руководствуясь частью 1 статьи 14.6, статьей 23.48, пунктом 1 статьи 29.9, статьей 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
Привлечь индивидуального предпринимателя Лукашову Г.Н. к административной ответственности по части 1 статьи 14.6 КоАП РФ и назначить наказание в виде наложения административного штрафа в размере пятидесяти тысяч рублей.
Взыскатель: Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (юридический адрес: ул. Вяткина, 3, г. Абакан, РХ, 655017).
Должник: должностное лицо - индивидуальный предприниматель Лукашова Г.Н.
Постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу 14 декабря 2009 года.
Копия постановления по делу об административном правонарушении выдана __ декабря 2009 года.
Срок предъявления постановления по делу об административном правонарушении к исполнению: в течение 1 года со дня вступления настоящего постановления в законную силу.
Согласно части 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
Сумму штрафа за нарушение законодательства о государственном регулировании цен необходимо уплатить:
в федеральный бюджет ИНН 1901021801 КПП 190101001 УФК по Республике Хакасия (Хакасское УФАС России) на расчетный счет 40101810200000010001, банк плательщика: ГРКЦ НБ Респ. Хакасия Банка России г. Абакан, БИК банка 049514001, Код ОКАТО 95401000000, код бюджетной классификации 16111602010010000140.
В поле назначения платежа после основания, указать "денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства о государственном регулировании цен".
В трехдневный срок со дня уплаты штрафа индивидуальному предпринимателю Лукашовой Г.Н. следует представить в Хакасское УФАС России надлежащим образом заверенную копию платежного документа.
В соответствии части 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в Арбитражный суд Республики Хакасия в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
В соответствии с частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа либо административный арест до пятнадцати суток.
Руководитель управления Э.Р. Гофман
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия от 27 ноября 2009 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016