Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области
N 08-07-1988/2015 (опубликовано 3 ноября 2015 г.)
Резолютивная часть решения оглашена 23 октября 2015 года
Решение в полном объеме изготовлено 28 октября 2015 года
Комиссия Оренбургского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов (далее по тексту - Комиссия Оренбургского УФАС России) в составе:
Председателя Комиссии: Членов комиссии:
в присутствии представителей:
Администрации г. Оренбурга -
Представитель Муниципального бюджетного учреждения "Благоустройство и озеленение" города Оренбурга не явился, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы уведомлен,
Оренбургского филиала ООО "Страховая компания "Согласие" -
Представитель Оренбургского филиала СОАО "ВСК" не явился, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы уведомлен,
рассмотрев жалобу Оренбургского филиала ООО "Страховая компания "Согласие" на действия единой комиссии администрации г. Оренбурга при проведении запроса котировок на оказание услуг по обязательному страхованию автогражданской ответственности (ОСАГО) транспортных средств для нужд МБУ БиОз (номер извещения N 0153300066915000897), установила:
16 октября 2015 г. в Оренбургское УФАС России поступила жалоба Оренбургского филиала ООО "Страховая компания "Согласие" (далее - Заявитель) на действия единой комиссии администрации г. Оренбурга (далее - единая комиссия) при проведении запроса котировок на оказание услуг по обязательному страхованию автогражданской ответственности (ОСАГО) транспортных средств для нужд МБУ БиОз (номер извещения N 0153300066915000897) (далее - запрос котировок).
В связи с поступившей жалобой, в порядке ч. 7 ст.106 Федерального закона РФ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), администрации г. Оренбурга (далее Уполномоченный орган), МБУ БиОз (далее - Заказчик), оператору электронной площадки выставлено требование о приостановлении осуществления закупки в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу.
Представитель Заявителя полагает, что Оренбургского филиала СОАО "ВСК" нарушил обязательные требования, предъявляемые к расчету суммы страховых премий. Для конкретного парка транспортных средств сумма страховых премий, в соответствии с Указанием Центрального Банка России от 19.09.2014 г. N 3384-У "О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентов страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств". Соответственно, цена контракта должна быть одинаковой для всех участников размещения заказа, поскольку она должна быть рассчитана на основании сведений о конкретном парке транспортных средств. При этом, победителем должен быть признан тот участник закупки, который первым подал котировочную заявку.
Представитель Уполномоченного органа жалобу просил признать необоснованной, пояснив, что в полномочия единой комиссии не входит обязанность на осуществление проверки соответствия представленных расчетов положениям Указания Центрального Банка России от 19.09.2014 г. N 3384-У "О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентов страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств".
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о контрактной системе, внеплановой проверки, Комиссия Оренбургского УФАС России, проанализировав представленные документы, заслушав доводы сторон, пришла к следующим выводам:
28.09.2015 г. на официальном сайте Российской Федерации (единая информационная система) в сети Интернет www.zakupki.gov.ru было размещено извещение и документация по запросу котировок на оказание услуг по обязательному страхованию автогражданской ответственности (ОСАГО) транспортных средств для нужд МБУ БиОз (номер извещения N 0153300066915000897).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 348151,92 рублей.
Документация по запросу котировок утверждена Заказчиком.
В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки котировочных заявок на участие в запросе котировок от 08.10.2015 г. N П1, Общество с ограниченной ответственностью "Страховая Компания "Согласие" подало котировочную заявку с предложением о цене контракта -348151,92 рублей, СОАО "ВСК" - 348151,91 рублей.
В соответствии с п. 2 ст. 3 Закона о контрактной системе, определение поставщика (подрядчика, исполнителя) - совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных настоящим Федеральным законом случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта.
В соответствии с п. 8 ст. 3 Закона о контрактной системе, государственный контракт, муниципальный контракт - договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о контрактной системе, законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Пунктом 4 ст. 528 ГК РФ определено, что в случае, когда государственный или муниципальный контракт заключается по результатам торгов на размещение заказа на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, государственный или муниципальный контракт должен быть заключен не позднее двадцати дней со дня проведения торгов.
Вместе с тем, согласно п. 5 ст. 528 ГК РФ если сторона, для которой заключение государственного или муниципального контракта является обязательным, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении этой стороны заключить государственный или муниципальный контракт.
Из системного анализа указанных норм следует, что отношения между заказчиком и участником размещения заказа носят гражданско- правовой характер, поскольку указанные отношения не основаны на административном или ином властном подчинении одной стороны другой.
В соответствии с ч. 2 ст. 72 Закона о контрактной системе, заказчик вправе осуществлять закупки путем проведения запроса котировок в соответствии с положениями настоящего параграфа при условии, что начальная (максимальная) цена контракта не превышает пятьсот тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, осуществляемых путем проведения запроса котировок, не должен превышать десять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем сто миллионов рублей.
В соответствии с п. 26 Письма Департамента государственного регулирования тарифов и инфраструктурных реформ Министерства экономического развития торговли Российской Федерации от 16.02.2006 N Д07-291, формулировка в пункте 2 статьи 42 Федерального закона Российской Федерации от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", а следовательно и ч. 2 ст. 72 Закона о контрактной системе, означает наличие возможности осуществления запроса котировок по планируемым к закупкам товарам (работам, услугам), при условии существования функционирующего рынка и что данные товары (работы, услуги) могут быть поставлены (выполнены, оказаны) любому лицу.
Принимая во внимание указанные положения Закона о контрактной системе и цену заключенного контракта, Комиссия Оренбургского УФАС России полагает, что размещение настоящей закупки путем запроса котировок цен, соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Согласно ч. 1 ст. 72 Закона о контрактной системе, под запросом котировок понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о закупаемых для обеспечения государственных или муниципальных нужд товарах, работах или услугах сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса котировок и победителем запроса котировок признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену контракта.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 73 Закона о контрактной системе, в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться следующая информация: информация, указанная в пунктах 1 - 6 статьи 42 настоящего Федерального закона (в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта), а также в пункте 8 данной статьи (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Федерального закона), требования, предъявляемые к участникам запроса котировок, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками запроса котировок в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, равно как и требование, предъявляемое к участникам запроса котировок в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 73 Закона о контрактной системе, заявка на участие в запросе котировок должна содержать наименование, место нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства (для физического лица), банковские реквизиты участника закупки, а также следующие информацию и документы: предложение о цене контракта.
Согласно ч. 7 ст. 78 Закона о контрактной системе, котировочная комиссия не рассматривает и отклоняет заявки на участие в запросе котировок, если они не соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, либо предложенная в таких заявках цена товара, работы или услуги превышает начальную (максимальную) цену, указанную в извещении о проведении запроса котировок, или участником запроса котировок не предоставлены документы и информация, предусмотренные частью 3 статьи 73 настоящего Федерального закона. Отклонение заявок на участие в запросе котировок по иным основаниям не допускается.
В соответствии с ч. 6 ст. 78 Закона о контрактной системе, победителем запроса котировок признается участник запроса котировок, подавший заявку на участие в запросе котировок, которая соответствует всем требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, и в которой указана наиболее низкая цена товара, работы или услуги. При предложении наиболее низкой цены товара, работы или услуги несколькими участниками запроса котировок победителем запроса котировок признается участник, заявка на участие в запросе котировок которого поступила ранее других заявок на участие в запросе котировок, в которых предложена такая же цена.
Таким образом, котировочная комиссия, в части предлагаемой участниками размещения заказа цены контракта полномочна проверять котировочные заявки только на предмет соблюдения установленного ограничения, а именно, предлагаемая цена не должна превышать максимальную цену, указанную в извещении о проведении запроса котировок.
В соответствии с ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе, контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Из системного анализа указанных норм следует, что запрос котировок осуществляется в целях определения наиболее низкой цены товаров, работ, услуг. При этом, котировочные заявки проверяются только на соответствие требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, в том числе, предлагаемая цена не должна превышать максимальную цену, указанную в извещении о проведении запроса котировок.
Кроме того, следует отметить, что в соответствии с п. 2 ст. 527 ГК РФ заключение государственного или муниципального контракта является обязательным для поставщика (исполнителя) лишь в случаях, установленных законом, и при условии, что государственным или муниципальным заказчиком будут возмещены все убытки, которые могут быть причинены поставщику (исполнителю) в связи с выполнением государственного или муниципального контракта.
Пунктом 4 ст. 527 ГК РФ предусмотрено, что в отношении победителя торгов или победителя в проведении запроса котировок цен на товары либо лица, с которым в соответствии с законом заключается государственный или муниципальный контракт при уклонении победителя торгов или победителя в проведении запроса котировок цен на товары от заключения государственного или муниципального контракта, не применяется условие о возмещении убытков, предусмотренное пунктом 2 настоящей статьи, в случае заведомого занижения предлагаемой цены государственного или муниципального контракта.
Таким образом, в случае заведомого занижения участником размещения заказа предлагаемой цены контракта указанная гражданско- правовая сделка не является оспоримой, либо ничтожной. Пунктом 4 ст. 527 ГК РФ установлено специальное негативное последствие для такого участника размещения заказа.
Как следует из материалов дела, котировочные заявки Заявителя и Победителя соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок.
Доводы Заявителя о допущенных третьими лицами нарушениях порядка расчета страховых премий не имеют юридического значения для оценки результатов запроса котировок. В силу требований ч. 7 ст. 78 Закона о контрактной системе, котировочная комиссия не имеет полномочий на отклонение котировочных заявок по указанному заявителем обстоятельству.
Поскольку котировочная комиссия не вправе оценивать обоснованность размера цены контракта, предлагаемой участником закупки, в данном случае отсутствуют правовые основания для отклонения котировочной заявки победителя запроса котировок.
В связи с чем, Комиссия Оренбургского УФАС России полагает возможным признать доводы Заявителя, несостоятельными.
Кроме того, Комиссией Оренбургского УФАС России принято решении о передаче материалов дела должностному лицу для осуществления проверки на предмет наличия нарушений антимонопольного законодательства.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 99, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Оренбургского УФАС России, решила:
Признать жалобу Оренбургского филиала ООО "Страховая компания "Согласие" на действия единой комиссии администрации г. Оренбурга при проведении запроса котировок на оказание услуг по обязательному страхованию автогражданской ответственности (ОСАГО) транспортных средств для нужд МБУ БиОз (номер извещения N 0153300066915000897), необоснованной.
Передать материалы дела должностному лицу Оренбургского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение 3-х месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии
Члены комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области N 08-07-1988/2015 (опубликовано 3 ноября 2015 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016