Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области
от 30 октября 2015 г. N 06-10/123-15
Комиссия Томского УФАС России, изучив доводы жалобы, возражения, предоставленные документы, заслушав пояснения сторон, считает установленным следующее.
В соответствии с чч. 1, 2 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
В соответствии с ч.1 ст.3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Согласно ст. 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган наделен рядом полномочий в целях реализации своих функций и целей Закона, в том числе по недопущению действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.
Согласно ч.1 ст.17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
В соответствии с ч.5 ст.17 Закона о защите конкуренции положения ч.1 настоящей статьи распространяются в том числе на все закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Следовательно, антимонопольный орган наделен полномочиями на рассмотрение жалоб при проведении торгов, запроса котировок цен на товары осуществляемых отдельными видами юридических услуг в порядке установленном Закона N 223-ФЗ.
Согласно ст.2 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке). Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
23 декабря 2014 года принято Положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд ООО "Томскводоканал". Таким образом, ООО "Томскводоканал" при осуществлении закупок товаров, работ и услуг руководствуется Положением о закупке.
07 октября 2015 года общество с ограниченной ответственностью "Томскводоканал" разместило на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о закупках отдельными видами юридических лиц http://zakupki.gov.ru, извещение N 31502830502 о проведении запроса котировок на поставку электротехнической продукции. С начальной (максимальной) ценой договора 770 545,72 рублей с НДС 18%. 653 004,84 рублей без НДС.
Согласно Форме N 1 - котировочная заявка, входящая в извещение о проведении запроса котировок на поставку электротехнической продукции, заявке запроса котировок (форма 1) в составе заявки подаются следующие документы: документы, подтверждающие полномочия должностных лиц, действующих от имени организации: копия протокола (решения) об избрании руководителя организации, копии приказов о назначении на должность руководителя организации и главного бухгалтера.
15 октября 2015 года единая комиссия ООО "Томскводоканал" произвела рассмотрение и оценку заявок на участие в запросе котировок на соответствие участников закупки требованиям и условиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок. На участие в запросе котировок подано 2 заявки: ООО "Глобус" с ценовым предложением - 741 268,64 руб. и ООО "Торговый дом Томскпромснаб" с ценовым предложением - 700 500,00 руб.
По результатам рассмотрения заявок Единой комиссией принято решение о допуске и признании участником запроса котировок: ООО "Торговый дом Томскпромснаб" - заявка соответствовала требованиям, предъявляемым к участникам запроса котировок, и об отклонении заявки ООО "Глобус" - заявка не соответствовала требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, а именно отсутствовал приказ на руководителя.
Победителем признан участник запроса котировок, заявка которого соответствовала требованиям заказчика (ООО "Торговый дом Томскпромснаб").
Согласно п.8.6.2.2 Положения о закупке заявка на участие в запросе котировок должна содержать, в том числе, следующие сведения и документы, а именно: документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени юридического лица (копия решения о назначении или об избрании либо приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которым такое физическое лицо обладает правом действовать от имени участника закупки).
ООО "Глобус" подало заявку на участие в открытом запросе котировок, соответствующую требованиям к оформлению заявок, установленных Заказчиком в Положении о закупке товаров, работ, услуг для нужд ООО "Томскводоканал".
Таким образом, организатор торгов установил в извещении о проведении запроса котировок, в Форме N 1, требование о наличии в составе заявки копии приказов о назначении на должность руководителя организации и главного бухгалтера, которое не соответствует требованиям п.8.6.2.2 Положения о закупке.
Следовательно, решение Единой комиссии об отказе в допуске на участие в запросе котировок ООО "Глобус" принято в нарушение Положения о закупке.
Согласно Протоколу N 157-15 рассмотрения и оценки заявок от 15.10.2015 ООО "Торговый дом Томскпромснаб" предложена более низкая цена, чем ценовое предложение ООО "Глобус". Следовательно, победителем торгов могло быть признано ООО "Торговый дом Томскпромснаб".
Согласно п.9.2 Положения О закупке товаров, работ, услуг для нужд ООО "Томскводоканал" договор с победителем заключается в порядке и сроки, предусмотренные действующим законодательством РФ, локальными нормативными актами Заказчика и условиями конкретной закупочной процедуры, но не позднее 20 дней со дня подписания итогового договора.
Согласно сведений, предоставленных ООО "Томскводоканал", договор на поставку электротехнической продукции заключен с ООО "Торговый дом Томскпромснаб".
Таким образом, антимонопольный орган не вправе выдавать предписания об аннулировании торгов или отмене протокола рассмотрения и оценки заявок, т.к. договор между организатором торгов и победителем уже заключен, т.е. торги подведены.
В ч.3 ст.18.1 Закона о защите конкуренции установлено, что обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган не является препятствием для обжалования этих действий (бездействия) в судебном порядке.
Согласно п.1ст.449 Гражданского кодекса Российской Федерации торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица. Антимонопольный орган оставляет за собой право на обращение в суд с иском о признании торгов недействительными.
Руководствуясь ч.1 ст.17, ч.20 ст.18.1, ст.23 Федерального Закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" Комиссия, решила:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Глобус" на действия ООО "Томскводоканал" при проведении запроса котировок на право заключить договор на оказание услуг по поставке электротехнической продукции (Извещение N 31502830502) обоснованной.
2. Предписание ООО "Томскводоканал" не выдавать в связи с окончанием процедуры торгов.
Решение комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области от 30 октября 2015 г. N 06-10/123-15
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016