Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области
(опубликовано 18 января 2010 г.)
Комиссия Нижегородского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимоно-польного законодательства в составе:
Председатель Комиссии: |
|
|
Смирнов С.В. |
- |
заместитель руководителя Управления; |
Члены Комиссии: |
|
|
Башева Н.В. |
- |
начальник отдела контроля органов государственной власти; |
Соколова О.А. |
- |
заместитель начальника отдела контроля органов государственной власти; |
рассмотрев дело N702-ФАС52-КВ-15,17.1,19,20-10/08-09 по признакам нарушения Комитетом по управлению городским имуществом и земельными ресурсами Администрации города Нижнего Новгорода (адрес: 603082, Нижегородская область, г. Н.Новгород, Кремль, корп.5) статей 15, 17.1, 19, 20 Федерального закона от 26.07.06 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), с участием заинтересованного лица - ОАО "Теплоэнерго", и департамента жилья и инженерной инфраструктуры Администрации города Нижнего Новгорода, привлеченного в качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах,
в присутствии лиц, участвующих в деле:
Бадояна Сергея Александровича - директора ООО "Энерготранс";
Тихомирова Алексея Сергеевича - представителя по доверенности N34 от 14.09.2009;
Колотова Сергея Васильевича - начальника управления инженерной инфраструктуры департамента жилья и инженерной инфраструктуры Администрации города Нижнего Новгорода по доверенности N01-339/д от 27.11.2009,
УСТАНОВИЛА:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области (вх.N2206 от 24.07.2009) поступило обращение ООО "Энерготранс" на действия Комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами Администрации города Нижнего Новгорода являющихся, по мнению заявителя, нарушением части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции. В своем заявлении ООО "Энерготранс" сообщил, что 04.05.2007 между Комитетом по управлению городским имуществом и земельными ресурсами Администрации города Нижнего Новгорода (Арендодатель) и ОАО "Теплоэнерго" (Арендатор) заключен договор аренды N04.015.А.Н., согласно которому Комитет (Арендодатель) сдает, а ОАО "Теплоэнерго" (Арендатор) принимает в аренду недвижимое имущество муниципальной имущественной казны г. Н.Новгорода в составе и с имущественными характеристиками, указанными в Приложении 2 к договору.
На основании постановления Администрации города Нижнего Новгорода от 17.09.2007 N4210 в перечень арендуемого имущества по вышеуказанному договору включена муниципальная котельная, расположенная по адресу: г. Н. Новгород, ул. Бекетова, 13 г.
Продление срока аренды вышеуказанного договора осуществлялось дважды 02.04.2008 и 03.03.2009, каждый раз на срок 10 месяцев 29 дней. По мнению заявителя 03.03.2009 договор аренды N 04.015.А.Н. был продлен в нарушение части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, поскольку торги в форме конкурса или аукциона на право заключения указанного договора не проводились.
По признакам нарушения антимонопольного законодательства Нижегородским УФАС России 13 августа 2009 года возбуждено дело N702-ФАС52-КВ-15,17.1,19,20-10/08-09 в отношении Администрации города Нижнего Новгорода.
Определением N10/6705 от 17.08.2009 дело назначено к рассмотрению на 8 сентября 2009 года в 1500.
Определением N10/7722 от 18.09.2009 дело отложено на 12 октября 2009 года в 1600 в связи необходимостью представления дополнительных документов.
Определением N10/8445 от 13.10.2009 дело отложено на 30 октября 2009 года в 1000 в связи необходимостью представления дополнительных документов.
Определением N10/9126 от 30.10.2009 дело отложено на 27 ноября 2009 года в 1600 в связи необходимостью привлечения к участию в рассмотрении дела Департамент жилья и инженерной инфраструктуры Администрации города Нижнего Новгорода в качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах.
Определением N10/10032/1 от 27.11.2009 рассмотрение дела продлено до 27 февраля 2009 года.
Определением N10/10160 от 30.11.2009 дело отложено на 25 декабря 2009 года в 1000 в связи необходимостью представления дополнительных документов.
Рассмотрение дела по существу состоялось 25 декабря 2009 года.
В письменных объяснениях (вх.N5810 от 11.09.2009) по делу N702-ФАС52-КВ-15,17.1,19,20-10/08-09 Комитет по управлению городским имуществом и земельными ресурсами Администрации города Нижнего Новгорода пояснил следующее.
Договор аренды от 04.05.2007 N04.015.А.Н. заключен на основании постановления и.о. главы администрации города Нижнего Новгорода от 04.05.2007 N1813. Срок действия договора установлен до 2 апреля 2008 года. В соответствии со статьей 621 ГК РФ по окончании срока аренды договор считается возобновленным на тот же срок и на тех же условиях, если до окончания срока аренды ни одна из сторон не заявит о своем отказе от договора. Договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок.
Изучив материалы дела, заслушав выступления привлеченных по делу лиц, исследовав имеющиеся в деле доказательства, их взаимную связь, достаточность для принятия решения, комиссия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о защите конкуренции антимонопольное законодательство Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации и Гражданском кодексе Российской Федерации.
Частью 1 статьи 8 Конституции Российской Федерации установлено, что в Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.
Конституционные принципы единого рынка и поддержки конкуренции как основы построения экономической системы Российской Федерации предопределяют наличие в антимонопольном законодательстве механизмов, устанавливающих пределы влияния органов исполнительной власти и органов местного самоуправления РФ на условия функционирования товарных рынков.
В статье 17.1 Закона о защите конкуренции 2 июля 2008 года установлен порядок заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, в том числе закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а именно по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.
В рамках рассмотрения дела Комиссия Нижегородского УФАС России исследовала обстоятельства передачи муниципального имущества Администрации города Нижнего Новгорода, расположенного по адресу: район - Приокский т/с район, местоположение - Кот. ул.Бекетова, 13 (РИАП).
На основании Постановления Администрации города Нижнего Новгорода от 04.05.2007 N1813 Комитетом имущественных отношений и земельных ресурсов Администрации города Нижнего Новгорода с ОАО "Теплоэнерго" заключены:
· договор аренды недвижимого имущества Муниципальной имущественной казны г.Нижнего Новгорода от 04.05.2007 N04.015.А.Н. Срок действия договора аренды до 02 апреля 2008 года (10 месяцев 29 дней).
· договор аренды недвижимого имуществаМуниципальной имущественной казны г.Нижнего Новгорода от 04.05.2007 N04.017.А.Н. Срок действия договора аренды до 02 апреля 2008 года (10 месяцев 29 дней).
· договор аренды недвижимого имущества Муниципальной имущественной казны г.Нижнего Новгорода от 04.05.2007 N04.018.А.Н. Срок действия договора аренды до 02 апреля 2008 года (10 месяцев 29 дней).
В соответствии с Постановлением Администрации города Нижнего Новгорода от 17.09.2007 N4210 Комитетом имущественных отношений и земельных ресурсов Администрации города Нижнего Новгорода 17.09.2007 заключено дополнительное Соглашение к договору аренды от 04.05.2007 N04.015.А.Н., в соответствии с которым ОАО "Теплоэнерго" дополнительно передано муниципальное имущество согласно Приложению 1 к Соглашению.
На основании Постановления Администрации города Нижнего Новгорода от 30.08.2007 N3987 Комитетом имущественных отношений и земельных ресурсов Администрации города Нижнего Новгорода 01.09.2007 заключено дополнительное Соглашение к договору аренды от 04.05.2007 N04.017.А.Н., в соответствии с которым ОАО "Теплоэнерго" дополнительно передано муниципальное имущество согласно Приложению 1 к Соглашению.
Срок действия вышеперечисленных договоров аренды муниципального имущества истек 02 апреля 2008 года, то есть до вступления в действие статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, установившей порядок заключения договоров аренды муниципального имущества. Таким образом, действия Комитета имущественных отношений и земельных ресурсов Администрации города Нижнего Новгорода по пререзаключению договоров аренды муниципального имущества на новый срок (03 апреля 2008 года) соответствовали действовавшему на тот момент законодательству.
В пункте 2.2 договора аренды от 04.05.2007 N04.015.А.Н., договора аренды от 04.05.2007 N04.017.А.Н., договора аренды от 04.05.2007 N04.018.А.Н. определено, что по окончании срока аренды договор считается возобновленным на тот же срок и на тех же условиях, если по окончании срока аренды ни одна из сторон не заявит о своем отказе от договора.
Следовательно, срок договоров аренды от 04.05.2007 N04.015.А.Н., от 04.05.2007 N04.017.А.Н., от 04.05.2007 N04.018.А.Н. также составляет 10 месяцев 29 дней.
Частью 2 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу.
При заключении договора на новый срок, в том числе при продлении срока действия договора путем подписания дополнительного соглашения, у сторон возникают новые правоотношения, которые в соответствии с частью 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации должны соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим на момент их возникновения.
Исходя из вышеизложенного, договоры, которые были заключены до вступления в силу статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, признаются действующими до установленного в них срока.
С момента вступления в силу статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, заключение договоров на новый срок без проведения торгов, является нарушением требований, антимонопольного законодательства.
Таким образом, перезаключение 3 марта 2009 года Комитетом по управлению городским имуществом и земельными ресурсами Администрации города Нижнего Новгорода договоров аренды муниципального имущества от 04.05.2007 N04.015.А.Н., от 04.05.2007 N04.017.А.Н., от 04.05.2007 N04.018.А.Н. на новый срок является нарушением требований статьи 17.1 в редакции Закона о защите конкуренции, действовавшей на момент перезаключения договора аренды (3 марта 2009 года).
Доводы Комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами Администрации города Нижнего Новгорода относительно преимущественного права арендатора - ОАО "Теплоэнерго" не соответствуют действующему законодательству и отклоняются Комиссией по следующим обстоятельствам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор, надлежащим образом исполнявший свои обязанности, по истечении срока договора имеет при прочих равных условиях преимущественное перед другими лицами право на заключение договора аренды на новый срок, если иное не предусмотрено законом или договором.
Закон о защите конкуренции, в том числе статья 17.1, предусматривает особый порядок заключения договоров аренды в отношении государственного и муниципального имущества, а именно, по результатам торгов.
При этом, статья 621 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает исключительно преимущественное право арендатора на заключение договора аренды на новый срок при прочих равных условиях и не регулирует порядок предоставления прав на государственное или муниципальное имущество.
Таким образом, положения статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации не являются исключением, предусмотренным пунктом 1 части 1,3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренциив редакции, действовавшей на момент перезаключения договора аренды (3 марта 2009 года), и не является основанием для безусловного продления договора на новый срок без торгов.
На основании вышеизложенного действия Комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсамиАдминистрации города Нижнего Новгорода по продление договоров аренды от 04.05.2007 N04.015.А.Н., от 04.05.2007 N04.017.А.Н., от 04.05.2007 N04.018.А.Н. без проведения торгов в отношении муниципального имущества являются нарушением статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.
Производство по делу о нарушении Комитетом по управлению городским имуществом и земельными ресурсами Администрация города Нижнего Новгорода статей 19, 20 Закона о защите конкуренции подлежит прекращению по следующим причинам.
Цель представления муниципального имущества ОАО "Теплоэнерго" не соответствует целям, определенным пунктами 1-8 статьи 19 Закона о защите конкуренции в редакции Закона о защите конкуренции, действовавшей на момент перезаключения договора аренды (3 марта 2009 года), следовательно, муниципальное имущество не могло быть представлено в качестве муниципальной преференции.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Действия Комитетам по управлению городским имуществом и земельными ресурсами Администрации города Нижнего Новгорода по перезаключению договоров аренды с ОАО "Теплоэнерго" без проведения торгов ограничили хозяйствующим субъектам, в том числе ООО "Энерготранс", доступ к заключению договоров аренды муниципального имущества, что является нарушением требований части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
В связи с вступлением в силу 22 августа 2009 года новой редакции Закона о защите конкуренции в ходе рассмотрения дела в целях выдачи обоснованного предписания Комиссия Нижегородского УФАС России запросила информацию, о хозяйствующем субъекте, обладающим правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, которая является технологически связанной со спорным муниципальным имуществом в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности (пункт 8 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции).
ООО "Энерготранс" представило в материалы дела экспертное заключение N4-02/09-э ООО "Бюро строительной экспертизы" относительно анализа системы теплоснабжения, расположенной по ул. Бекетова в Советском р-не г.Н.Новгорода с определением абонентов. В соответствии с экспертным заключением подтверждена взаимосвязь тепловых сетей, принадлежащих на праве собственности ООО "ФК-Фонда" и находящихся в аренде ООО "Энерготранс" с оборудованием котельной, расположенной по адресу г.Нижний Новгород, ул. Бекетова, 13 г.
Комитет по управлению городским имуществом и земельными ресурсамиАдминистрации города Нижнего Новгорода оснований возможности заключения договоров аренды в отношении муниципального имущества, расположенного по адресу (район - Приокский т/с район, местоположение - Кот. ул. Бекетова, 13 (РИАП) с ОАО "Теплоэнерго" без проведения конкурса (аукциона) не представил.
Комиссия принимает решение выдать предписание Комитету по управлению городским имуществом и земельными ресурсамиАдминистрации города Нижнего Новгорода о прекращении нарушения статей 15, 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции" путем принятия мер по возврату арендодателю муниципального имущества, расположенного по адресу: район - Приокский т/с район, местоположение - Кот. ул. Бекетова, 13 (РИАП), так как в ходе рассмотрения дела исследовались обстоятельства передачи в аренду муниципального имущества по заявлению ООО "Энерготранс".
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, ча-стью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции"
РЕШИЛА:
1. Признать Комитет по управлению городским имуществом и земельными ресурсамиАдминистрации города Нижнего Новгорода нарушившим статьи 15, 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции".
2. Выдать Комитету по управлению городским имуществом и земельными ресурсамиАдминистрации города Нижнего Новгорода предписание о прекращении нарушения статей 15, 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции" путем принятия мер по возврату спорного имущества арендодателю по истечению срока действия договоров аренды муниципального имущества от 04.05.2007 N04.015.А.Н., от 04.05.2007 N04.017.А.Н., от 04.05.2007 N04.018.А.Н. и о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N702-ФАС52-КВ-15,17.1,19,20-10/08-09
<_>
1. Комитету по управлению городским имуществом и земельными ресурсами Администрации города Нижнего Новгорода (адрес: 603082, Нижегородская область, г. Н.Новгород, Кремль, корп.5) в срок до 15 февраля 2010 года прекратить нарушение статей 15,17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" выразившееся в продлении договоров аренды от 04.05.2007 N04.015.А.Н., от 04.05.2007 N04.017.А.Н., от 04.05.2007 N04.018.А.Н. в части муниципального имущества, расположенного по адресу: район - Приокский т/с район, местоположение - Кот. ул. Бекетова, 13 (РИАП) без проведения открытого конкурса или аукциона.
2. Комитету по управлению городским имуществом и земельными ресурсами Администрации города Нижнего Новгорода в срок до 15 февраля 2010 года принять меры по возврату арендодателю муниципального имущества расположенного по адресу: район - Приокский т/с район, местоположение - Кот. ул.Бекетова, 13 (РИАП).
3. Комитету по управлению городским имуществом и земельными ресурсами Администрации города Нижнего Новгорода по истечении срока действия договора аренды в случае неиспользования муниципального имущества для государственных и муниципальных нужд провести торги на право заключения договоров аренды.
4. О выполнении настоящего Предписания сообщить в срок до 1 марта 2010 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области (опубликовано 18 января 2010 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016