Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области
от 10 февраля 2010 г.
Резолютивная часть решения была оглашена на заседании комиссии 9 февраля 2010 года.
Решение изготовлено в полном объеме 10 февраля 2010 года.
Комиссия Калининградского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
|
О.А. Бобровой |
заместителя руководителя Калининградского УФАС России, |
Членов Комиссии:
|
М.Б. Лысенко |
заместителя начальника отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России, |
|
Д.Е. Васейко |
главного государственного инспектора отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России, |
|
Н.С. Егоровой |
старшего государственного инспектора отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России, |
при участии представителя ООО "УК РСУ-5":
А.Р. Скатикаса на основании доверенности,
в отсутствие представителей МУП "РСУ N 5" (ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителей МУП "РСУ N 5" от 09.02.2010)
рассмотрев дело N АМЗ-02/2010 по признакам нарушения МУП "РСУ N 5" (г. Калининград, ул. Дзержинского, 138) и ООО "УК РСУ-5" (г. Калининград, ул. Дюнная, 18) части 2 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В Калининградское УФАС России 23.12.2009 года поступило обращение директора ООО "УК РСУ-5" И.В. Пуськова, суть которого заключается в следующем. 01.04.2009 года между ООО "УК РСУ-5" и МУП "РСУ N 5" было заключено соглашение о замене стороны в договоре управления многоквартирными домами (далее - Соглашение). Осознав, что Соглашение ничтожно как несоответствующее требованиям закона, ООО "УК РСУ-5" добровольно отказалось от его исполнения, направив другой стороне предложение о признании его ничтожным путем подписания соответствующего дополнительного соглашения.
В результате рассмотрения обращения приказом Калининградского УФАС России N 2 от 12.01.2010 было возбуждено дело N АМЗ-02/2010 по признакам нарушения ООО "УК РСУ-5" и МУП "РСУ N 5" статьи 11 Закона о защите конкуренции.
Существо дела в изложении ООО "УК РСУ-5".
Представитель ООО "УК РСУ-5" признал неправомерность заключения Соглашения от 01.04.2009 о замене стороны в договоре, поскольку данный документ был подписан до вынесения соответствующего решения общим собранием собственников многоквартирных домов посредством очного или заочного голосования, а также без соблюдения администрацией Московского района ГО "Город Калининград" процедуры проведения открытого конкурса.
Передача прав ООО "УК РСУ-5" на управление многоквартирными домами без проведения общего собрания их собственников признана обществом незаконной, а Соглашение ничтожным.
Осознав, что указанное Соглашение ничтожно, как не соответствующее требованиям закона, ООО "УК РСУ-5" добровольно отказалось от его исполнения, направив другой стороне предложение о признании его ничтожным путем подписания соответствующего дополнительного соглашения.
Комиссия рассмотрела представленные материалы, заслушала доводы, возражения и пояснения лиц, участвующих в деле, и установила следующее.
Частью 2 статьи 161 ЖК РФ установлена обязанность собственников помещений в многоквартирном доме выбора одного из способов управления многоквартирным домом, а именно:
непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;
управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
управление управляющей организацией.
В соответствии в частью 3 статьи 161 ЖК РФ способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения, которое является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Частью 4 статьи 161 ЖК РФ предусмотрена обязанность органа местного самоуправления в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
Собственники помещений в многоквартирном доме в соответствии с частью 5 статьи 161 ЖК РФ обязаны заключить договор управления этим домом с управляющей организацией, выбранной по результатам предусмотренного частью 4 настоящей статьи открытого конкурса, в порядке, установленном статьей 445 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 162 ЖК РФ договор управления многоквартирным домом заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания.
По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
1 апреля 2009 года хозяйствующие субъекты: ООО "УК РСУ-5" и МУП "РСУ N 5" - заключили cоглашение о замене стороны в договорах управления многоквартирными домами, ранее заключенных МУП "РСУ N 5" и собственниками помещений в многоквартирных домах. Соглашение было заключено в нарушение норм статей 161 и 162 ЖК РФ.
В силу Соглашения МУП "РСУ N 5" передало ООО "УК РСУ-5" в полном объеме права и обязанности управляющей организации по договорам управления многоквартирными домами без соблюдения администрацией Московского района ГО "Город Калининград" процедуры проведения открытого конкурса. Заключение указанного Соглашения также не было результатом решения общего собрания собственников помещений многоквартирных домов.
Вследствие вышеназванных обстоятельств ООО "УК РСУ-5" получило преимущества перед другими хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность по оказанию услуг управления многоквартирными домами.
В соответствии с частью 2 статьи 11 Федерального закона "О защите конкуренции" запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами или согласованные действия хозяйствующих субъектов, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к ограничению конкуренции.
Действия ООО "УК РСУ-5" и МУП "РСУ N 5", выразившиеся в заключении Соглашения от 01.04.2009 в нарушение статей 161, 162 ЖК РФ, привели к ограничению конкуренции на рынке предоставления услуг управления многоквартирными домами.
На основании вышеизложенного, антимонопольным органом сделан вывод о наличии в действиях ООО "УК РСУ-5" и МУП "РСУ N 5" нарушения части 2 статьи 11 Закона о защите конкуренции.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
Признать действия ООО "УК РСУ-5" и МУП "РСУ N 5" по заключению Соглашения от 01.04.2009 нарушением части 2 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Прекратить рассмотрение дела N АМЗ-02/2010 ввиду добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий.
Предписание ООО "УК РСУ-5" и МУП "РСУ N 5" не выдавать в связи с прекращением нарушения антимонопольного законодательства до вынесения решения Комиссией антимонопольного органа.
Передать материалы дела N АМЗ-02/2010 должностному лицу Калининградского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности.
Председатель Комиссии |
|
О.А. Боброва |
|
|
|
Члены Комиссии |
|
М.Б. Лысенко |
|
|
|
|
|
Д.Е. Васейко |
|
|
|
|
|
Н.С. Егорова |
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области от 10 февраля 2010 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016