Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калужской области
N 05-01Т/2015 (опубликовано 27 октября 2015 г.)
Резолютивная часть решения оглашена "13" октября 2015 года.
В полном объеме решение изготовлено "27" октября 2015 года.
Комиссия Калужского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по делу 05-01т/2015 в составе: председателя Комиссии - руководителя Калужского УФАС России \.\, членов Комиссии - специалиста-эксперта Калужского УФАС России \.\ и специалиста-эксперта Калужского УФАС России \.\,
в присутствии представителя ООО "Лента" \.\ (доверенность N78 АА 7938163 от 25.11.2014 г., паспорт), в присутствии представителя ЗАО "Хлебокомбинат" \.\ (доверенность N6241 от 24.09.2015 г., паспорт), в отсутствии надлежащим образом уведомленных о дате, месте и времени рассмотрения дела представителей ОАО "Хлебокомбинат", ОАО "Птицефабрика Калужская", ООО "Лотте КФ Рус", ОАО "РУССКИЙ ПРОДУКТ", ООО "Маспекс-Восток", ООО "Продукты со вкусом", ЗАО "КОРАЛЛ", ОАО "Обнинский колбасный завод",
после перерыва в отсутствии надлежащим образом уведомленных о дате, месте и времени рассмотрения дела представителей ООО "Лента", ОАО "Хлебокомбинат", ЗАО "Хлебокомбинат", ОАО "Птицефабрика Калужская", ООО "Лотте КФ Рус", ОАО "РУССКИЙ ПРОДУКТ", ООО "Маспекс-Восток", ООО "Продукты со вкусом", ЗАО "КОРАЛЛ", ОАО "Обнинский колбасный завод",
рассмотрев дело N 05-01т/2015 по признакам нарушения ООО "Лента" (197374, г. Санкт-Петербург, ул. Савушкина, д. 112) статьи 9 и статьи 13 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон о торговле), установила:
В адрес Калужского УФАС России поступило обращение ОАО "Хлебокомбинат" (вх. N6254 от 24.10.2015 г.), согласно которому Общество просит провести проверку ООО "Лента" на предмет соответствия деятельности данной организации нормам антимонопольного законодательства Российской Федерации при заключении договоров поставки социально значимого продукта - хлеба и хлебобулочных изделий и навязывания договора оказания маркетинговых услуг.
На основании приказа Калужского УФАС России от 26.01.2015 г. N13 возбуждено дело N 05-01т/2015 по признакам нарушения ООО "Лента" (197374, г. Санкт-Петербург, ул. Савушкина, д. 112) статьи 9 и статьи 13 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
В ходе рассмотрения дела представители ОАО "Хлебокомбинат" пояснили, что попытки заключения договора поставки товара в ООО "Лента" стали производиться с 2013 года при открытии торгового комплекса, расположенного в г. Малоярославец Калужской области. Представители ООО "Лента" предлагали заключить договор поставки с ОАО "Хлебокомбинат", одновременно с которым было необходимо заключить договор возмездного оказания услуг. Возможность заключения договора поставки без заключения договора оказания услуг не рассматривалась.
Представители ОАО "Хлебокомбинат" пояснили, что условия предлагаемые ООО "Лента" не выгодны для Общества.
В ответ на определение о назначении дела ООО "Лента" представило договоры, заключенные между Обществом и хозяйствующими субъектами, осуществляющими свою деятельность на территории Калужской области и поставляющие товары в торговый комплекс ООО "Лента" в городе Малоярославец Калужской области, в числе которых: ЗАО "Хлебокомбинат", ОАО "Птицефабрика Калужская", ООО "Лотте КФ Рус", ОАО "РУССКИЙ ПРОДУКТ", ООО "Маспекс-Восток", ООО "Продукты со вкусом", ЗАО "КОРАЛЛ". Данные организации определением об отложении от 25.02.2015 г. были привлечены к участию в рассмотрении дела N 05-01т/2015 в качестве лиц, располагающих сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах.
Также к участию в рассмотрении дела привлечено ОАО "Обнинский колбасный завод", согласно представленным сведениям, которого на момент рассмотрения дела, договор поставки продукции и договор оказания услуг находились на этапе согласования, были подписаны со стороны Общества и направлены для подписания ООО "Лента".
В соответствии с представленными договорами ООО "Лента" следует, что между Обществом и вышеуказанными Поставщиками заключены не только договоры поставки, но и договоры оказания услуг.
Изучив договоры оказания услуг, Комиссия установила следующее.
Предметом договора оказания услуг является оказание Заказчику услуг по продвижению на рынке Российской Федерации товарных знаков Заказчика, под которыми Заказчик производит и/или реализует продукцию и направленные на увеличение объема продаж такой продукции (далее - Товар), созданию ее благоприятного имиджа и поддержанию к ним интереса потребителей, а Заказчик обязуется оплачивать такие услуги в порядке и сроки, согласованные Сторонами в настоящем договоре.
Из пояснений ООО "Лента" следует, что механизм заключения договоров поставки и договоров оказания услуг осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Первоначальное взаимодействие с лицом, рассматривающим для себя возможность заключения договоров с ООО "Лента", осуществляется менеджерами коммерческой службы ООО "Лента". Менеджеры рассматривают информационные материалы поставщика (или заказчика в договоре оказания услуг), направляют ему проект договора поставки, при желании поставщика, также направляют проект договора оказания услуг.
Поставщик принимает решение о целесообразности направления в ООО "Лента" оферты на заключение договора поставки или договора оказания услуг, формирует оферты на заключение соответствующих договоров и передает подписанные с его стороны (поставщика) оферты в ООО "Лента".
ООО "Лента" получив оферты поставщика, рассматривает их в лице уполномоченного на подписание договоров представителя и либо акцептует оферты путем подписания, либо не подписывает их.
Соответственно, все условия договоров согласуются уполномоченными представителями сторон в направленной оферте и ее акцепте. Решение о заключении того или иного договора принимает лицо, уполномоченное на подписание договора и выражает его в акцепте полученной оферты.
Как установлено Комиссией, ООО "Лента" (далее - Исполнитель) взимает плату с Поставщиков по пунктам 1.2.1., 1.2.2., 1.2.5., 1.2.6., 1.2.7., 1.2.9., 1.2.10., 1.2.11 договора оказания услуг.
Пункт 1.2.1. - размещение информации о Товаре в каталоге "Лента товаров" (далее - Каталог);
Пункт 1.2.2. - размещение Товара на специальном оборудовании (дисплеи, паллеты) в прикассовой зоне (далее - Кассовая зона);
Пункт 1.2.5. - проведение рекламной акции, направленной на привлечение интереса потребителей к Товару, реализуемому по специальной цене (далее - Распродажа);
Пункт 1.2.6. - размещение Товара на специальном оборудовании в течение согласованного срока в таком торговом комплексе Исполнителя, где реализация Товара не производилась (далее - Акция при открытии);
Пункт 1.2.7. - размещение на специальном оборудовании в течение согласованного срока такого товара, который ранее отсутствовал в розничной продаже в торговых комплексах Исполнителя (далее - Акция для нового товара);
Пункт 1.2.8. - размещение Товара на специальном оборудовании в течение согласованного срока в таком торговом комплексе Исполнителя, в котором в период действия Договора был проведен комплекс мероприятий по модернизации и повышению привлекательности для покупателей (далее - Акция при обновлении);
Пункт 1.2.9. - реклама Товара потенциальным покупателям в Торговых залах при его продаже (далее - Промоушен) с использованием квалифицированного персонала;
Пункт 1.2.10. - предоставление Заказчику права на проведение на территории Торговых залов презентаций Товарных знаков Заказчика (далее - Мерчандайзинг), путем организации допуска сотрудников Заказчика (мерчандайзеров) на территорию Торговых залов. Количество и график работы мерчандайзеров, а также правила проведения презентаций определяются Инструкцией Ленты о порядке организации работы мерчандайзеров ТК;
Пункт 1.2.11. - оказание Заказчику Информационных услуг в виде предоставления по запросу (не чаще чем 1 раз в 15 дней) данных о продажах Товаров, потребительском спросе на Товары и краткосрочных прогнозах спроса (далее - Отчеты).
В ответе на определение ООО "Лента" представлены сведения о действиях по каждой предоставляемой услуге:
Наименование поставщика |
Предоставляемая услуга (с описанием действий по каждой предоставляемой услуге применительно к каждому субъекту) |
|||||||
1.2.1. Размещение информации о товаре или производителе (импортере, поставщике) товара в каталогах, листовках и иных печатных материалах, производимых и распространяемых ООО "Лента" |
1.2.5. Проведение рекламной акции, направленной на привлечение интереса потребителей к товару, реализуемому по специальной цене |
1.2.6. |
1.2.7. Размещение на специальном оборудовании в течение согласованного срока такого товара, который ранее отсутствовал в розничной продаже в магазинах ООО "Лента" |
1.2.8. |
1.2.9. Реклама товара потенциальным покупателям в торговых залах при его продаже с использованием квалифицированного персонала |
1.2.10. Предоставление права на проведение на территории торговых залов презентаций товарных знаков путем организации допуска сотрудников заказчика услуг или организаций, привлеченных заказчиком услуг для проведения презентаций (мерчандайзеров) на территорию торговых залов магазинов ООО "Лента" |
1.2.11. Оказание Заказчику информационных услуг в виде предоставления аналитических данных различного объема и состава на условиях, согласованных Сторонами |
|
ЗАО "Хлебокомбинат"
|
ООО "Лента" или привлеченные им третьи лица осуществляют разработку концепции каталога, верстку соответствующих рекламных материалов. Изображения товара могут предоставляться заказчиком либо ООО "Лента" самостоятельно может произвести фотосъемку соответствующего товара (обычную или имеджевую (последняя характеризуется повышенными трудозатратами на компоновку кадр, подбор дополнительных материалов (реквизита) для съемки товара). Текстовые рекламные материалы (описание товара и т.п.) могут предоставляться Заказчиком или разрабатываться ООО "Лента". Распространение указанных рекламных материалов производится в магазинах ООО "Лента". Кроме того, данные материалы распространяются по почтовым ящикам (если такое распространение не запрещено действующим законодательством), на офицтальном сайте ООО "Лента". Поставщик с целью повышения привлекательности рекламируемого товара может предоставить скидки на поставку соответствующей продукции. Размер скидки определяется поставщиком. |
Данная апкция заключается в снижении цены, по которой потребитель может купить соответствующий товар, при этом товары, участвующие в акции отличаются от иных товаров, путем установки специальных ценников красного цвета. Кроме того, по внутреннему радио торгового комплекса может транслироваться объявление о продаже товара по специальной цене. Данные акции могут сопровождаться распространением дополнительных рекламных материалов, как в магазине, так и за его пределами. Акции могут проводиться, в том числе в течение определенного срока накануне государственных и религиозных праздников и событий (акции к 23 февраля, к 8 марта, к 1 сентября и т.д.). При проведении акций залы торговых комплексов, в которых проходит акция, могут оформляться определенным образом, привлекающим внимание покупателей и стимулирующим их на совершение покупок. |
В связи с не предоставлением данного вида услуг описание не приводим |
В целях стимулирования спроса потребителей и привлечения внимания к товару, который потребители не видели ранее в соответствующем магазине ООО "Лента", выделяется место для установки соответствующего оборудования, само оборудование (если данное оборудование не предоставляется Заказчиком), происходит установка данного оборудования (если установку не осуществляет Заказчик), соответствующее оборудование заполняется товаром. |
В связи с не предоставлением данного вида услуг описание не приводим |
Сотрудники ООО "Лента" в рамках прямого контакта с покупателями магазинов отвечают на вопросы потребителей относительно товара, в отношении которого оказывается услуга, сообщают о свойствах товара, которые отличают его от иной продукции, дополнительно привлекают внимание потребителей к конкретным видам товара и т.д. |
Сотрудники заказчика услуг или привлеченных им организаций, индивидуальных предпринимателей получают доступ к складским запасам соответствующего товара и вправе осуществлять выкладку продукции в соответствии с теми планограммами, которые утверждены Заказчиком. Как правило, они поддерживают в надлежащем виде утвержденную Заказчиком планограмму выкладки товара, сообщают поставщику о снижении товарного запаса и наличии дополнительных возможностей для поставки товара в соответствующую торговую точку и т.д. |
В рамках оказания данных услуг Заказчику предоставляются те данные о статистике продаж, которые необходимы последнему для планирования производства, поставок, проведения маркетинговых и и ных мероприятий, направленных на продвижение товара. Данная информация может собираться ООО "Лента" и предоставляться Заказчику с необходимой последнему периодичностью, в отношении различного количества товаров, по различным формам. |
ОАО "Птицефабрика Калужская" | ||||||||
ООО "Лотте КФ Рус" | ||||||||
ОАО "Русский продукт" | ||||||||
ЗАО "КОРАЛЛ" ООО "Маспекс-Восток" | ||||||||
ОАО "Обнинский колбасный завод" | ||||||||
ООО "Продукты со вкусом" |
Поставщики в рамках рассмотрения дела на вопрос Комиссии о том, за что они платят, за какие конкретно действия торговой сети в рамках исполнения договора оказания услуг и каким образом исполняются договоры оказания услуг сообщили то, что оказана ли та или иная услуга они узнают из выставленных счетов и актов о выполненных работах (услугах). Из письменных пояснений, представленных Поставщиками следует, что для проверки исполнения договоров оказания услуг некоторыми также осуществляется выезд работников в торговую сеть.
Согласно письменным пояснениям относительно того, какие конкретно действия осуществляются Обществом применительно к каждому субъекту (Поставщику) при исполнении пунктов 1.2.1., 1.2.5., 1.2.6., 1.2.7., 1.2.8., 1.2.9., 1.2.10. и 1.2.11. договора оказания услуг, ООО "Лента" предоставило следующие сведения о выплатах, произведенных вышеуказанными Поставщиками в рамках договоров поставки и договоров оказания услуг, направленных на продвижение товаров, договора оказания логистических услуг, а также сведения о выплатах за объемы поставок за 2013 и 2014 годы, сопоставив которые Комиссия установила:
Наименование поставщика |
Объем поставок без НДС (руб.) |
Всего уплачено по договору оказания услуг без НДС (руб.)* |
Соотношение в % |
|||
2013 |
2014 |
2013 |
2014 |
2013 |
2014 |
|
ЗАО "Хлебокомбинат" |
|
|
|
|
|
|
ОАО "Птицефабрика Калужская" |
|
|
|
|
|
|
ООО "Лотте КФ Рус" |
|
|
|
|
|
|
ОАО "РУССКИЙ ПРОДУКТ" |
|
|
|
|
|
|
ЗАО "КОРАЛЛ" |
|
|
|
|
|
|
ООО "Маспекс-Восток" |
|
|
|
|
|
|
ОАО "Обнинский колбасный завод" |
|
|
|
|
|
|
ООО "Продукты со вкусом" |
|
|
|
|
|
|
*по договорам оказания логистических услуг и услуг, направленных на продвижение товара
** по договору логистических услуг
По итогам 2013 года и 2014 года вышеперечисленные Поставщики оплатили в рамках договора оказания услуг значительные денежные суммы от общего товарооборота за оказываемые ООО "Лента" услуги. В результате, Поставщики не только не получали прибыль, но и понесли убытки.
С учетом вышеизложенного, а так же того, что договор оказания услуг по итогам 2013 года и 2014 года ни одним Поставщиком расторгнут не был, Комиссия делает вывод о невозможности его расторжения, так как расторжение договора оказания услуг автоматически влечет за собой расторжение договора поставки.
Невозможность расторжения договора оказания услуг без расторжения договора поставки подтверждает факт навязывания ООО "Лента" заключения договора оказания услуг Поставщикам, как при его заключении, так и в процессе его исполнения.
Договор поставки продовольственных товаров предусматривает вознаграждение, выплачиваемое ООО "Лента" в связи с приобретением им у Поставщика определенного количества продовольственных товаров. Так вознаграждение в рамках дополнительного соглашения к договору поставки NNF-1228 от 01.01.2009 г., заключенного между ООО "Лента" и ЗАО "Коралл", действие которого начинается с 01.01.2014 г., превышает 10 % и составляет:
Объем поставок товара в год, рубли |
Размер премии, % ГБ2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Расчетная авансовая ставка |
|
Данное требование ООО "Лента" прямо противоречит пункту 4 статьи 9 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", согласно которому соглашением сторон договора поставки продовольственных товаров может предусматриваться включение в его цену вознаграждения, выплачиваемого хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, в связи с приобретением им у хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставки продовольственных товаров, определенного количества продовольственных товаров. Размер указанного вознаграждения подлежит согласованию сторонами этого договора, включению в его цену и не учитывается при определении цены продовольственных товаров. Размер вознаграждения не может превышать десять процентов от цены приобретенных продовольственных товаров.
Учитывая спорную позицию относительно возможности (не возможности) отказаться от заключения договора оказания услуг при заключении договора поставки Комиссия провела сопоставление и анализ денежных составляющих взаимодействия Поставщиков и ООО "Лента" в рамках договоров поставки и договоров оказания услуг.
Комиссия, просуммировав все выплаты, произведенные Поставщиками как в рамках договора поставки, так в рамках договора оказания услуг и сопоставив полученную сумму с суммой (объемом) поставок (в рублях) установила:
Наименование поставщика |
Объем поставок без НДС (руб.) |
Всего уплачено по договору оказания услуг без НДС (руб.) |
Соотношение в % |
|||
2013 год |
2014 год |
2013 год |
2014 год |
2013 год |
2014 год |
|
ЗАО "Хлебокомбинат" |
|
|
|
|
|
|
ОАО "Птицефабрика Калужская" |
|
|
|
|
|
|
ООО "Лотте КФ Рус" |
|
|
|
|
|
|
ОАО "РУССКИЙ ПРОДУКТ" |
|
|
|
|
|
|
ЗАО "КОРАЛЛ" |
|
|
|
|
|
|
ООО "Маспекс-Восток" |
|
|
|
|
|
|
ОАО "Обнинский колбасный завод" |
|
|
|
|
|
|
ООО "Продукты со вкусом" |
|
|
|
|
|
|
Таким образом, выше представленные показатели относительно выплат свидетельствуют о том, что Поставщики вступали в экономически невыгодные и убыточные для себя хозяйственные отношения.
Представитель ООО "Лента", присутствующий на рассмотрении дела на вопрос Комиссии относительно того, какими документами подтверждается оказание услуг Поставщикам в рамках договора оказания услуг, пояснил - актами выполненных работ, иных документов, подтверждающих оказание услуг, не представлено.
Следует отметить, что пунктом 6.7. договора поставки и пунктом 2.3. договора оказания услуг предусмотрена возможность "прекращения денежных обязательств Сторон путем зачета встречных требований".
Как пояснили Поставщики и не отрицало ООО "Лента" все платежи, как в рамках договора поставки, так и в рамках договора оказания услуг производились только путем взаимозачетов.
Таким образом, денежные суммы в рамках договора оказания услуг не оплачивались Поставщиками, а зачитывались как встречные требования от денежных сумм в рамках договоров поставки. Какая-либо возможность отказаться от оплаты услуг по договору оказания услуг у Поставщиков отсутствовала.
Кроме того, Комиссия, проанализировав представленные договор поставки и договор оказания услуг, заключенные между ООО "Лента" и ЗАО "Хлебокомбинат", а также предложения ООО "Лента", направленные ОАО "Хлебокомбинат" для подписания, приходит к выводу, что условия для поставки товаров в торговый комплекс ООО "Лента" для Поставщиков хлеба и хлебобулочных изделий различны. Размер выплат составляет:
Вид, предоставляемой услуги |
ЗАО "Хлебокомбинат" |
ОАО "Хлебокомбинат" |
1.2.5. |
|
|
1.2.7. |
|
|
1.2.9. |
|
|
Таким образом, условия для поставки товаров в ООО "Лента" существенно различаются для поставщиков хлеба и хлебобулочных изделий, осуществляющих свою деятельность на территории Калужской области.
В рамках рассмотрения дела между ООО "Лента" и ОАО "Хлебокомбинат" был заключен договор поставки NС-20770 от 27.02.2015 г. Договор оказания услуг не заключался.
В связи с этим, Комиссия приходит к выводу о создании ООО "Лента" не равных условий для хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою деятельность в пределах одного субъекта (региона), а именно дискриминационных условий для поставщиков хлеба и хлебобулочных изделий на территории Калужской области.
В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о торговле, хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность, при организации торговой деятельности и ее осуществлении, за исключением установленных названным Законом, другими федеральными законами случаев, самостоятельно определяют порядок и условия осуществления торговой деятельности, в том числе цены на продаваемые товары и условия заключения договоров купли-продажи товаров, договоров возмездного оказания услуг.
В силу части 11 статьи 9 Закона о торговле по рекламированию продовольственных товаров, маркетингу и подобные услуги, направленные на продвижение продовольственных товаров, могут оказываться хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, на основании договоров возмездного оказания соответствующих услуг.
В соответствии с частью 12 статьи 9 Закона N 381-ФЗ включение в договор поставки продовольственных товаров условий о совершении хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, в отношении поставленных продовольственных товаров определенных действий, об оказании услуг по рекламированию товаров, маркетингу и подобных услуг, направленных на продвижение продовольственных товаров, а также заключение договора поставки продовольственных товаров путем понуждения к заключению договора возмездного оказания услуг, направленных на продвижение продовольственных товаров, не допускается.
В силу пункта 1 части 1 статьи 13 Закона о торговле хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, и хозяйствующим субъектам, осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети, запрещается создавать дискриминационные условия.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 13 Закона о торговле хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, и хозяйствующим субъектам, осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети, запрещается навязывать контрагенту условия, в том числе: о внесении хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров, платы за право поставок таких товаров хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность посредством организации торговой сети, в функционирующие или открываемые торговые объекты (подпункт "г"), а также о внесении хозяйствующим субъектом платы за изменение ассортимента продовольственных товаров (подпункт "д").
На основании вышеизложенного, Комиссия делает следующие выводы:
- размер платежей по заключенным договорам несоизмерим с объемом поставок. Денежные суммы, уплаченные Поставщиками не только не приносят прибыль, но и являются убыточными;
- договор оказания услуг навязывается Поставщикам. Заключение договора поставки невозможно без заключения договора оказания услуг, следовательно, договор оказания услуг является неотъемлемой частью договора поставки.
Учитывая, что договор поставки и договор оказания услуг представляет собой "один пакет документов", вознаграждение по договору поставки и договору оказания услуг следует суммировать.
Кроме того, учитывая установленный законодательно запрет на то, что размер вознаграждения не может превышать десять процентов от цены приобретенных продовольственных товаров и фактический размер (с учетом договора поставки и договора оказания услуг), выставляемых ООО "Лента" Поставщикам денежных сумм, и последующее списание их путем взаимозачетов Комиссия приходит к выводу о наличии "скрытых бонусов".
Под "скрытым бонусом" Комиссия подразумевает денежные суммы, выставляемые Поставщикам и впоследствии списываемые путем взаимозачетов, которые превышают законодательно установленные 10% от объема поставок и "скрытые" в договоре оказания услуг.
Совокупность вышеизложенного, а так же тот факт, что Поставщик не может отказаться от заключения договора оказания услуг и его последующей оплаты вне зависимости от того, необходима ли ему та или иная услуга, предусмотренная договором оказания услуг, позволяет Комиссии сделать вывод о навязывании ООО "Лента" договора оказания услуг, что напрямую запрещено частью 12 статьи 9 Закона о торговле.
Комиссия, выслушав доводы сторон, изучив материалы дела, пришла к выводу о нарушении ООО "Лента" Закона о торговле путем навязывания Поставщикам невыгодных для него условий и включение в перечень предоставляемых услуг прямо запрещенные действующим законодательством, а именно:
- части 4 статьи 9 Закона о торговле - установление совокупного размера вознаграждения превышающего десять процентов от цены приобретенных продовольственных товаров;
- части 12 статьи 9 Закона о торговле - заключение договора поставки продовольственных товаров путем понуждения к заключению договора возмездного оказания услуг, направленных на продвижение продовольственных товаров;
- пункта 1 части 1 статьи 13 Закона о торговле - создание дискриминационных условий;
- пп. г) пункта 2 части 1 статьи 13 Закона о торговле - требование о внесении хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров, платы за право поставок таких товаров хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность посредством организации торговой сети, в функционирующие или открываемые торговые объекты.
- пп. д) пункта 2 части 1 статьи 13 Закона о торговле - требование о внесении хозяйствующим субъектом платы за изменение ассортимента продовольственных товаров.
Навязывание контрагенту (поставщику) условий договора, невыгодных для него, заключается в таком поведении хозяйствующего субъекта, при котором ущемляются права контрагента (поставщика) либо он вынужден вступать в правоотношения на невыгодных для себя условиях.
Навязыванием контрагенту условий договора является направление хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, договора с невыгодными для контрагента условиями, которые правомерно контрагентом оспариваются, однако данная организация отказывается или уклоняется от согласования и принятия предложений контрагента.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 9, статьей 13, частью 3 статьи 16 Федерального закона от 28.12.2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
Признать ООО "Лента" нарушившим части 4, 12 статьи 9, пункт 1, пп. г) и пп. д) пункта 2 части 1 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
2. Выдать ООО "Лента" предписание о прекращении нарушений Федерального закона от 28.12.2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", путем изменения условий договора с ЗАО "Коралл", а именно, приведение их в соответствие с Федеральным законом от 28.12.2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", а также направлении писем (уведомлений) Поставщикам, осуществляющим свою деятельность на территории Калужской области, о возможности расторжения договора оказания услуг или внесения изменений в договор оказания услуг применительно к выбору желаемой услуги.
Председатель комиссии
|
\.\ |
Члены комиссии |
\.\
|
|
\.\
|
Решение и предписание антимонопольного органа могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калужской области N 05-01Т/2015 (опубликовано 27 октября 2015 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016