Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Удмуртия
от 19 октября 2015 г. N РНП 18-187
На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон), в соответствии с приказом Удмуртского УФАС России от 27.11.2014 г. N 703 "О создании Комиссии по контролю в сфере закупок" в составе:
председатель Комиссии: <_> - начальник отдела контроля закупок (отсутствует);
заместитель председателя Комиссии: <_> - старший государственный инспектор отдела контроля закупок;
члены Комиссии: <_> - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, <_> - специалист-эксперт отдела контроля закупок, <_> - ведущий специалист-эксперт отдела контроля товарных и финансовых рынков (отсутствует), кворум соблюден,
в присутствии:
представителей Отдела Государственной фельдъегерской службы Российской Федерации в г.Ижевске (далее - Заказчик): <_> (доверенность от 16.10.2015 б/н), <_> (доверенность от 16.10.2015 г. б/н);
представителя ООО "Агентство Интертур" (далее - Общество) <_> (доверенность от 13.10.2015 г.) на заседании комиссии 16.10.2015 г., <_> (доверенность от 16.10.2015 г.) на заседании комиссии 19.10.2015 г.,
в результате осуществления внеплановой проверки действий заказчика - Отдела Государственной фельдъегерской службы Российской Федерации в г.Ижевске при проведении электронного аукциона на осуществление поставки авиабилетов на пассажирские перевозки по маршруту "Ижевск-Москва-Ижевск" (уникальный номер закупки на официальном сайте www.zakupki.gov.ru - 0113100006014000017, далее - Аукцион) в части соблюдения требований Закона о контрактной системе в соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, установила:
1) 28.11.2014 г. Заказчик разместил на официальном сайте www.zakupki.gov.ru извещение о проведении Запроса котировок.
2) Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 2 907 000,00 рублей.
3) В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе от 05.12.2014 г. к моменту окончания срока подачи заявок для участия в Аукционе подано 2 заявки. Решением Аукционной комиссии оба участника закупки допущены к участию в Аукционе.
4) Согласно протоколу проведения Аукциона от 08.12.2014 г. минимальное предложение о цене контракта - 1 800 000,00 рублей поступило от участника закупки, аукционной заявке которого присвоен порядковый номер 2.
5) В соответствии с протоколом заседания Аукционной комиссии по подведению итогов от 09.12.2014 г. аукционная заявка с порядковым номером 2, поданная участником закупки ООО "Агентство Интертур", признана соответствующей требованиям документации об Аукционе.
6) 24.12.2014 г. Заказчиком заключен контракт N 0113100006014000017-0224523-01 (реестровый номер записи о контракте 1183300496415000001) с ООО "Агентство Интертур".
7) 17.06.2015 г. ООО "Агентство Интертур" приняло решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
8) 06.08.2015 г. Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Представители Заказчика на заседании комиссии Удмуртского УФАС России пояснили, что в связи с неисполнением Обществом двух заявок от 08.06.2015 г., 10.07.2015 г. на поставку авиабилетов, Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На заседании комиссии 16.10.2015 г. представитель ООО "Агентство Интертур" пояснил, что 17.06.2015 г. в связи с повышением курса валют на российском финансовом рынке и с последующим удорожанием цен на авиабилеты, Общество на основании части 19 статьи 95 Закона о контрактной системе, пункта 8.5 контракта приняло решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. Данное решение в соответствии с требованиями Закона было направлено Заказчику по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу Заказчика, указанному в контракте, а также по адресу электронной почты. Заказчик, принятое Обществом решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не обжаловал, в связи с чем, контракт, по мнению представителя ООО "Агентство Интертур" расторгнут и Заказчик не имел правовых оснований принимать решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по уже расторгнутому контракту.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В соответствии с частью 6 статьи 104 Закона о контрактной системе в случае расторжения контракта по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта заказчик в течение трех рабочих дней с даты расторжения контракта направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, информацию, предусмотренную частью 3 статьи 104 Закона, а также копию решения суда о расторжении контракта или в письменной форме обоснование причин одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
06.10.2015 г. Заказчик направил в Удмуртское УФАС России сведения в отношении ООО "Агентство Интертур" в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта, а также обоснование причин одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта.
Осуществив проверку правомерности принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее.
В соответствии с частями 8, 9 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (часть 19 статьи 95 Закона о контрактной системе).
Согласно пункту 1 статьи 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено ГК РФ, другими законами или договором.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 407 ГК РФ обязательство прекращается полностью или частично по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором. Прекращение обязательства по требованию одной из сторон допускается только в случаях, предусмотренных законом или договором.
В соответствии с пунктами 1, 2, 3 статьи 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях:
поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок;
неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
Нарушение договора поставки покупателем предполагается существенным в случаях:
неоднократного нарушения сроков оплаты товаров;
неоднократной невыборки товаров.
Согласно пункту 1 статьи 782 ГК РФ заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов.
Исполнитель вправе отказаться от исполнения обязательств по договору возмездного оказания услуг лишь при условии полного возмещения заказчику убытков (пункт 2 статьи 782 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 3 статьи 421 ГК РФ стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор). К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора.
В соответствии с пунктами 1.1, 1.2 контракта Заказчик поручает, а Исполнитель обязуется осуществить поставку авиабилетов на пассажирские перевозки по маршруту "Ижевск - Москва - Ижевск" в соответствии со Спецификацией (приложение N 1 к настоящему Контракту). Поставка авиабилетов включает в себя бронирование, продажу, оформление и доставку авиабилетов для осуществления перевозки сотрудников отдела ГФС России в г. Ижевске и сопровождаемой ими корреспонденции.
Раздел 2 контракта содержит обязанности Исполнителя по контракту, который включает в себя оказание таких услуг как: в случае отмены, задержки авиарейса или технической неисправности воздушного судна производить замену авиабилетов на ближайший авиарейс, вылетающий в том же направлении без выставления дополнительного счета на оплату; обеспечить при большом объеме сопровождаемой корреспонденции ее размещение в грузовом отсеке воздушного судна, при этом сотрудники Заказчика досматривают багажный отсек и присутствуют при погрузке груза и багажа пассажиров до его закрытия; обеспечить неприкосновенность корреспонденции, перевозимой сотрудниками Заказчика, в том числе не предпринимать мер к ее досмотру и задержанию.
Пунктами 8.1, 8.5 контракта предусмотрено право Заказчика и Исполнителя принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
Из представленных в материалы дела документов следует, что 17.06.2015 г. Общество приняло решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, которое направило Заказчику по почте заказным письмом с уведомлением (N 10714087112125) о вручении по адресу Заказчика, указанному в контракте, а также по адресу электронной почты. Согласно сведениям с официального сайта "Почта России" указанное письмо получено Заказчиком 29.06.2015 г., что также подтверждается устными пояснениями представителей Заказчика.
В ответ на указанное письмо Заказчик 18.06.2015 г. по электронной почте направил в адрес Общества письмо, в котором указал, что решение ООО "Агентство Интертур" об одностороннем отказе от исполнения контракта принял к сведению, а также просил заявку на поставку авиабилетов с 01.07.2015 г. по 31.07.2015 г. считать недействительной.
В соответствии с частями 20, 21 статьи 95 Закона о контрактной системе решение поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия такого решения, направляется заказчику по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу заказчика, указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) подтверждения о его вручении заказчику. Выполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) требований настоящей части считается надлежащим уведомлением заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) подтверждения о вручении заказчику указанного уведомления.
Решение поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
С учетом даты надлежащего уведомления Заказчика об одностороннем отказе Общества от исполнения контракта, датой вступления в силу решения ООО "Агентство Интертур" об одностороннем отказе от исполнения контракта является 10.07.2015 г.
Решение ООО "Агентство Интертур" об одностороннем отказе Общества от исполнения контракта Заказчиком в судебном порядке не обжаловалось.
Комиссией Удмуртского УФАС России также установлено, что 08.06.2015 г. Заказчик направил в адрес Общества заявку на поставку авиабилетов.
16.06.2015 г. (исх.N247) Заказчик направил Обществу претензию о не поставке в течение трех рабочих дней после получения заявки авиабилетов.
18.06.2015 г. Заказчик по электронной почте получил решение Общества об одностороннем отказе от исполнения контракта и направил в адрес Общества письмо (исх.N 254) в котором предложил ООО "Агентство Интертур" отменить принятое решение и продолжить выполнение условий контракта.
19.06.2015 г. Общество направило по электронной почте в адрес Заказчика письмо об отказе отмены решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
10.07.2015 г. Заказчик направил в адрес Общества письмо (исх. N295) с просьбой о продолжении выполнения условий контракта, а также с новой заявкой на поставку 43 авиабилета. Кроме того, Заказчик указал, что контракт является действующим.
18.07.2015 г. Общество направило в адрес Заказчика письмо, согласно которому контракт, по мнению Общества, расторгнут и у ООО "Агентство Интертур" не имеет правовых обязанности поставить Заказчику авиабилеты.
06.08.2015 г. Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта на основании пункта 8.2 контракта за неоднократное нарушение сроков поставки авиабилетов. Также в решение Заказчика указано, что Обществом не поставлены 43 авиабилета на регулярные прямые беспересадочные авиарейсы по маршруту "Ижевск - Москва" и 43 авиабилеты на регулярные прямые беспересадочные авиарейсы по маршруту "Москва - Ижевск на общую сумму 387 000,00 рублей.
Принимая во внимание положения статьи 407 ГК РФ, а также вступление в законную силу 10.07.2015 г. решения Общества об одностороннем отказе от исполнения контракта, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о том, что Заказчик принял решение о расторжении контракта после прекращения между сторон обязательств по контракту.
Учитывая, что в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, с которыми контракты расторгнуты в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов, а решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не содержит указание на существенное нарушение Обществом условий контракта, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу об отсутствии в действиях Общества признаков недобросовестности, и, следовательно, отсутствия оснований для включения сведений в отношении ООО "Агентство Интертур" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиках, исполнителях).
На основании изложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 г. N 1062 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", Комиссия Удмуртского УФАС России, решила:
1. Сведения в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Агентство Интертур" (адрес местонахождения: 107140, г.Москва, пл.Комсомольская, д.4, оф.304, ИНН 7708180681; сведения единоличном исполнительном органе: <_> ИНН 770171288953; сведения об учредителях (участниках) юридического лица: <_> ИНН 770171288953, <_> ИНН 770102792535) в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Заместитель председателя Комиссии: |
_____________ <_>
|
Члены Комиссии: |
_____________ <_> |
_____________ <_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Удмуртия от 19 октября 2015 г. N РНП 18-187
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016