Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю
от 11 марта 2010 г.
Я, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю Степанова Галина Ивановна, рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении N 089-10-адм, возбужденного в отношении
Открытое акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 9" сокращенное наименование - ОАО "ТГК-9"
место нахождения (адрес): 614990, г. Пермь, Комсомольский проспект, 48,
ОГРН 1045900550024 ИНН/КПП 5904119383/590401001, установила:
20.11.2009 г. в отношении ОАО "ТГК-9" (далее также - общество) вынесено решение комиссии Пермского УФАС России по делу N 602-09-а о нарушении антимонопольного законодательства, которым в действиях ОАО "ТГК-9" установлено нарушение п. 4 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в злоупотреблении доминирующим положением путем необоснованного временного ограничения подачи тепловой энергии, предназначенной для горячего водоснабжения в межотопительный сезон, в многоквартирные жилые дома г. Губахи, находящиеся под управлением ООО "Сервис Мастер Строй", Муниципального автономного учреждения "Управление городского хозяйства", ООО "Метасервис", ООО УК "Наш Дом".
Таким образом, Пермское УФАС России выявило обстоятельства, свидетельствующие о наличии административного правонарушения.
В силу ч. 2 ст.25.1. КоАП РФ рассмотрение административным органом дела об административном правонарушении производится с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу. В отсутствие этого лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица и времени рассмотрения дела.
Уведомление о составлении протокола об административном нарушении от 29.01.2010 г. (исх. N 0562-10) ОАО "ТГК-9" получило 02.02.2010 г., что подтверждается почтовым уведомлением. Законный представитель ОАО "ТГК-9", уведомленный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, для составления протокола в указанный срок не явился.
25.02.2010 г. в отношении ОАО "ТГК-9" составлен протокол об административном правонарушении.
Протокол об административном нарушении N 092-10-адм от 25.02.2010 г, направленный письмом Пермского УФАС России от 25.02.2010 г. (исх N 1245-10), ОАО "ТГК-9" получило 01.03.2010 г., что подтверждается почтовым уведомлением.
ОАО "ТГК-9" является хозяйствующим субъектом, основной целью деятельности которого является получение прибыли (п.3.1 Устава).
Помимо прочих ОАО "ТГК-9" осуществляет такие виды деятельности, как деятельность по обеспечению энергоснабжения потребителей, подключенных к электрическим и тепловым сетям Общества, в соответствии с заключенными договорами (п.3.2 Устава, выписка из ЕГРЮЛ от 23.07.2007 г. N 11220: коды ОКВЭД 40.30.2, 40.30.3).
Между ОАО "ТГК-9" (Арендатор) и Муниципальным унитарным предприятием "Тепловые сети" г. Губахи (Арендодатель) заключен договор аренды N 1/42/0324 от 18.08.2006 г. Целью указанного договора является организация эффективной эксплуатации, обслуживания и модернизации коммунальных объектов теплоснабжения на взаимовыгодных для сторон основе (п.1.1). Предметом договора является аренда комплекса объектов недвижимого и движимого имущества, обеспечивающего передачу и распределение тепловой энергии (п.2.1). Из пункта 2.3. договора следует, что имущество используется Арендатором для транспортировки тепловой энергии.
В свою очередь ОАО "ТГК-9" заключило договоры энергоснабжения тепловой энергией в сетевой воде со следующими абонентами: ООО "Сервис Мастер Строй" (N 3204 от 01.03.2007 г.), ООО "Метасервис" (N 3201 от 01.02.2007 г.), Муниципальным автономным учреждением "Управление городского хозяйства" (далее по тексту - МАУ "УГХ") (N 3202 от 01.02.2007 г.).
ООО УК "Наш Дом" договор N 3236 от 03.10.2008 г. снабжения в сетевой воде считает незаключенным в связи с разногласиями по существенным условиям договора относительно порядка определения количества потребленной тепловой энергии (решение Арбитражного суда Пермского края по делу А50-10231/2009 от 12.08.2009 г.).
Предметом названных договоров являются взаимные права и обязанности сторон по производству, передаче и потреблению тепловой энергии в многоквартирные жилые дома - на объекты, находящиеся в управлении указанных Обществ.
ООО "Сервис Мастер Строй", МАУ "УГХ", ООО "Метасервис", ООО УК "Наш Дом" осуществляют деятельность по управлению эксплуатацией жилого фонда (код ОКВЭД 70.32.1) в г. Губахе Пермского края по договорам управления с собственниками помещений в многоквартирных домах, реализовавших свой выбор способа управления управляющей организацией, согласно статьям 44-48 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), что подтверждается Уставами, выписками из ЕГРЮЛ, соответственно, N 947 от 10.09.2007 г., N 859 от 25.06.2009 г., N 729 от 27.05.2009 г., N 887 от 30.07.2008 г., договорами управления многоквартирным домом.
В соответствии с п.3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N307 (далее по тексту - Правила) "исполнитель" коммунальных услуг - юридическое лицо, независимо от организационно-правовой формы, предоставляющее коммунальные услуги, производящее или приобретающее коммунальные ресурсы и отвечающее за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
Исходя из этого ООО "Сервис Мастер Строй", МАУ "УГХ", ООО "Метасервис", ООО УК "Наш Дом" являются исполнителями коммунальных услуг для жителей домов, находящихся под их управлением.
Согласно п.9 вышеназванных Правил исполнитель при предоставлении коммунальных услуг обязан обеспечить бесперебойную подачу в жилые помещения коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю.
Потребителями являются граждане, использующие коммунальные услуги для бытовых нужд.
В раздел 6 договоров энергоснабжения тепловой энергией в сетевой воде N 3204 от 01.03.2007 г., N 3201 от 01.02.2007 г., N 3202 от 01.02.2007 г., N 3236 от 03.10.2008 г. включено условие, что в случае не исполнения или ненадлежащего исполнения пункта 3.3 договоров, касающегося оплаты потребленной тепловой энергии, подача тепловой энергии прекращается (ограничивается).
ООО "Сервис Мастер Строй", МАУ "УГХ", ООО "Метасервис", ООО УК "Наш Дом" оплачивали потребленную тепловую энергию, что свидетельствует об имеющемся спросе со стороны управляющих компаний на услугу по передаче тепловой энергии и подтверждается предоставленными сторонами актами сверки.
Оплата предъявленных ОАО "ТГК-9" счетов-фактур осуществлялась ООО "СМС", МАУ "УГХ", ООО "Метасервис", ООО УК "Наш Дом" не в полном объеме в связи с разногласиями с ответчиком по определению порядка и количества поставленной тепловой энергии (протоколы разногласий к договорам, письма ООО УК "Наш Дом" от 11.06.2009 г. N 198, от 15.05.2009 г. N 134, от 15.04.2009 г. N 71, от 13.03.2009 г. N 34, от 23.06.2009 г. N 221, письмо ОАО "ТГК-9" от 10.06.2009 г. N 501-5899, решение Арбитражного суда Пермского края по делу N А50-10231/2009, акты сверки, ).
22.06.200.9г., 23.06.200.98г. обществом в адрес абонентов: ООО "СМС" (получено 22.06.2009 г.), МАУ "УГХ" (получено 24.06.2009 г.), ООО "Метасервис" (получено 23.06.2009 г.), ООО УК "Наш Дом" (получено 22.06.2009 г.) направлены телеграммы с предупреждением о том, что 24.06.2009 г., 25.06.2009 г. будет ограничена подача тепловой энергии, в связи с отсутствием оплаты счетов за потребленную тепловую энергию. Одновременно ОАО "ТГК-9" предупреждало, что в случае, если по истечении 5 дней со дня введения ограничения подачи теплоэнергии образовавшаяся задолженность не будет погашена, общество намерено прекратить подачу теплоэнергии на объекты абонентов полностью до погашения долга.
24.06.2009 г., 25.06.2009 г. (до истечения 5 дней) в соответствии с актами N N 30, 33, 34, 31, 29, 32 была отключена подача горячего водоснабжения на объекты ООО "СМС" (пр. Ленина, 22,24,26,30,32,36,41,43,45,47, ул.П.Морозова, 15,17, ул.Газеты Правда, 23,24,25,26,27), МАУ "УГХ" (ул. Газеты Правда, 34,39, ул. Дегтярева, 28, ул. Орджоникидзе, 19), ООО "Метасервис" (ул. Суворова, 7а, 7б, 9а), ООО УК "Наш Дом" (пр. Октябрьский, 6,8,10,12,14, ул. Кирова, 8, пр. Ленина, 36,40,44) путем установления пломб. Доказательств ограничения подачи тепловой энергии в указанные жилые дома комиссии не представлено.
Злоупотребление правом и доминирующим положением на рынке запрещено статьей 10 ГК РФ. Организационные и правовые основы защиты конкуренции определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Пунктом 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции наложен запрет на действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в частности, экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также, если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.
Согласно п. 1, 5 ст. 5 указанного Закона доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
В соответствии с п. 5 ст. 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Из содержания ст. 3, п. 1 ст. 4 Федерального Закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" следует, что субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии, услуги по передаче тепловой энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
ОАО "ТГК-9" осуществляет деятельность в сфере передачи тепловой энергии, в том числе на рынке услуг по передаче тепловой энергии г. Губахи.
Таким образом, ОАО "ТГК-9" является субъектом естественной монополии и, соответственно, занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче тепловой энергии г. Губахи в силу прямого указания закона.
Тоже подтверждается и письмом Западно-Уральского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 27.10.2009 г. N 04/1059, согласно которому альтернативных источников теплоснабжения, осуществляющих поставку тепловой энергии в жилые дома г. Губахи, кроме ОАО "ТГК-9" нет.
Согласно п. 2 ст. 546 ГК РФ, прекращение или ограничение передачи энергии без согласования с абонентом - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке.
Порядок прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов (далее - Порядок) определен Правительством Российской Федерации в постановлении от 05.01.1998 N 1.
В соответствии с п. 3 Порядка при неоплате организацией - потребителем поданных ей (использованных ею) топливно-энергетических ресурсов за один период платежа, установленный договором, энергоснабжающая или газоснабжающая организация предупреждает организацию - потребителя, что в случае неуплаты задолженности до истечения второго периода платежа может быть ограничена подача (потребление) соответствующих топливно-энергетических ресурсов. При задержке платежей сверх установленного в предупреждении срока энергоснабжающая или газоснабжающая организация вправе ввести ограничение подачи (потребления) топливно-энергетических ресурсов до уровня аварийной брони, если иное не предусмотрено договором.
При введении указанного ограничения энергоснабжающая или газоснабжающая организация извещает об этом организацию - потребителя, за сутки до введения ограничения.
В случаях, когда к сетям, принадлежащим организации - потребителю, подключены абоненты, которые своевременно оплачивают использованные топливно-энергетические ресурсы, организация - потребитель обязана по соглашению с энергоснабжающей или газоснабжающей организацией обеспечить подачу этим абонентам топливно-энергетических ресурсов в необходимых для них объемах (п. 6 Порядка).
Таким образом, действующим законодательством энергоснабжающей организации право вводить ограничение режима потребления предоставлено, однако при этом предусмотрена обязанность соблюдать определенную процедуру.
ОАО "ТГК-9" в связи с неполной оплатой ООО "Сервис Мастер Строй", МАУ "УГХ", ООО "Метасервис", ООО УК "Наш Дом" счетов за потребленную тепловую энергию временно прекратило в межотопительный сезон (июнь-август 2009 г.) поставку тепловой энергии, предназначенной для горячего водоснабжения граждан в обслуживаемых указанными абонентами жилых домах г. Губахи. При этом обществом процедура введения ограничения (прекращения) режима потребления тепловой энергии для нужд горячего водоснабжения обществом не была соблюдена.
В результате несоблюдения ответчиком процедуры ограничения (прекращения), установленной Порядком, была исключена возможность для управляющих компаний ООО "Сервис Мастер Строй", МАУ "УГХ", ООО "Метасервис", ООО УК "Наш Дом" обеспечить подачу своим абонентам, в том числе: Мальцевой Т.Б., Леуняковой А.Н., Наторкину М.И., Мальцеву Н.С., Сальникову Н.М., Новостроеву П.,Мастыко Т.П., Кузнецовой О.В., Дорогому И.Е.,Асекиной Н.М., Дудиной А.В., Тимофееву Ю.А., Акомову А.Е., Гараеву Ф.З., Ястребовой Л.А., Карасеву Г.М., Мельниковой С.Н., Яковлевой А.В., Нестерову И.Г., Ярославцевой Е, Тимофеевой И.И., Тодоровой Т.М., Меркурьевой Н.П., Вагину В.Г., Деменевой Л.Ю., Решетниковой Н.Д., Рейлир Д.К., Бахмарову А.Г., Суботину А, А., Мельникову А.Н., Логиновой В.И., Мавриной Н.П. (ООО "Сервис Мастер Строй"), Ефремовой Л.В., Шилкову В.С., Ладыгиной Н.С., Муковниной А.И. (МАУ "УГХ"), Бердинских Д.А., Садовой Л.Г., Гайдаржи Т.М., Галиахметовой Р., Ворсиной С.А., Потапову В.С. (ООО "Метасервис"), Пилипенко М.П., Чучмаренко Л.М.) и др. (ООО УК "Наш Дом"), своевременно оплачивающим коммунальные услуги (тепловую энергию в горячей воде), топливно-энергетические ресурсы в необходимых для них объемах. Оплата абонентами тепловой энергии в горячей воде свидетельствует, что на указанную услугу имелся спрос.
Прекращение подачи тепловой энергии в горячей воде в многоквартирные жилые дома г. Губахи, находящиеся под управлением ООО "Сервис Мастер Строй", МАУ "УГХ", ООО "Метасервис", ООО УК "Наш Дом" в июне-августе 2009 года не может быть признано экономически или технологически обоснованным по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Экономические, организационные и правовые основы государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации определены Федеральным законом от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (далее - Закон N 41-ФЗ).
Согласно статье 2 Закона N 41-ФЗ государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, изложенных в данном Федеральном законе, посредством установления экономически обоснованных тарифов (цен, платы за услуги) на электрическую и тепловую энергию и (или) их предельных уровней.
Осуществление ОАО "ТГК-9" соответствующего регулируемого вида деятельности и применение при расчетах с абонентами - управляющими организациями экономически обоснованного тарифа на тепловую энергию, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации означает наличие у общества возможности рентабельного функционирования на основе профильной деятельности.
Указанное подтверждается отчетностью общества (стр. 190 форма N 2 - отчет о прибылях и убытках):
- за 2008 год чистая прибыль общества составила 796 644 тыс. руб., что по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составило 112,1%,
- за период с 01.01.2009 г по 30.06.2009 г. ОАО "ТГК-9" получена чистая прибыль в размере 2 849 007 тыс. руб., что по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. составляет 229,5% Наличие задолженности управляющих организаций перед ОАО "ТГК-9" само по себе не может подтверждать невозможности возврата суммы задолженности за тепловую энергию в будущем согласно условиям договора и не свидетельствует о нерентабельности деятельности общества.
Статьей 14 ГК РФ предусмотрена самозащита гражданских прав. Однако способы самозащиты должны быть соразмерны нарушению и не выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения.
Способы защиты гражданских прав предусмотрены в том числе статьей 11 ГК РФ, которой установлено, что защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд (далее - суд).
Общество не представило доказательств мер защиты своих экономических интересов в судебном порядке по взысканию задолженности ООО "Сервис Мастер Строй", МАУ "УГХ", ООО "Метасервис", ООО УК "Наш Дом" за оказанные им в 2009 году услуги по передаче тепловой энергии в виде ГВС.
Технологического обоснования причин введения ограничения (прекращения) тепловой энергии на нужды ГВС указанным абонентам на запрос Пермского УФАС России от 07.08.2009 г. N 6038-09 ОАО "ТГК-9" не представлено.
Информация о наличии в рассматриваемый период аварий, порывов тепловых сетей, выхода из строя оборудования, предназначенного для выработки и передачи тепловой энергии в горячей воде в жилые дома г. Губахи под управлением ООО "Сервис Мастер Строй", МАУ "УГХ", ООО "Метасервис", ООО УК "Наш Дом" также не представлена.
Факт возобновления подачи тепловой энергии в горячей воде на жилые дома под управлением абонентов ООО "СМС", МАУ "УГХ", ООО "Метасервис", ООО УК "Наш Дом" подтверждается актами N 52 от 20.08.2009 г., N 40 от 30.07.2009 г, б/N от 11.08.2009 г.
Применяя такую меру воздействия, как прекращение подачи тепловой энергии, ОАО "ТГК-9" было обязано исключить нарушение прав граждан - добросовестных плательщиков, являющихся потребителями коммунальных услуг. Между тем факт отключения от тепловой энергии обществом всех многоквартирных жилых домов, включая и добросовестных плательщиков, подтверждается материалами и решением по делу N 602-09-а.
Таким образом, отключив соответствующие дома от тепловой энергии, общество допустило необоснованное прекращение производства товара, работы, услуги (передача тепловой энергии для нужд горячего водоснабжения), на которое имеется спрос, необходимость прекращения не была обусловлена экономически или технологически, прекращение теплоснабжения всего дома, включая добросовестных плательщиков, не предусмотрено нормативными правовыми актами.
Порядок ограничения подачи тепловой энергии гражданам-потребителям, установленный п. 80 Порядка предоставления коммунальных услуг гражданам, не был соблюден. Передающая организация не наделена правом приостанавливать или ограничивать предоставление гражданам коммунальных услуг. Такое право предоставлено только исполнителю коммунальных услуг (управляющей компании), через 1 месяц после письменного предупреждения (уведомления) потребителя, в случае неполной оплаты потребителем коммунальных услуг, под которой понимается наличие у потребителя задолженности по оплате одной или нескольких коммунальных услуг, превышающей 6 ежемесячных размеров платы, определенных исходя из соответствующих нормативов потребления коммунальных услуг и тарифов, действующих на день ограничения предоставления коммунальных услуг при отсутствии соглашения о погашении задолженности, заключенного потребителем с исполнителем и (или) при невыполнении условий такого соглашения.
Таким образом, необоснованно прекратив подачу тепловой энергии ООО "Сервис Мастер Строй", МАУ "УГХ", ООО "Метасервис", ООО "УК "Наш Дом" в жилые дома под их управлением и занимая доминирующее положение на рынке услуг по передаче тепловой энергии в г. Губахе, ОАО "ТГК-9" нарушило пункт 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Кроме того, установлено, что у общества имелась возможность для соблюдения вышеперечисленных правил и норм, но данным юридическим лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (соблюдение порядка прекращения или ограничения тепловой энергии, защита своих гражданских прав и взыскание задолженности за оказанные услуги в 2009 году в судебном порядке).
ОАО "ТГК-9" - хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на рынке передачи тепловой энергии, нарушив Порядок прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям - потребителям при неоплате поданных им (использованных им) топливно-энергетических ресурсов, совершило действия, которые квалифицируются как злоупотребление доминирующим положением на рынке передачи тепловой энергии.
Действия общества создали препятствия для исполнения управляющими организациями своих обязанностей перед добросовестными гражданами по предоставлению им коммунальных услуг, а также нарушили права и законные интересы самих граждан, нуждающихся в предоставлении такой услуги.
Ответственность за совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением, предусмотрена ст. 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии со ст. 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 3.5 КоАП РФ, административный штраф является денежным взысканием, выражается в рублях и может выражаться в величине, кратной сумме выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации товара (работы, услуги) в предшествующем календарном году.
Объектом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.31 КоАП РФ, являются имущественные отношения, возникающие в процессе осуществления ОАО "ТГК-9" предпринимательской деятельности на рынке услуг по передаче тепловой энергии в границах жилых домов, находящихся в управлении ООО "Сервис Мастер Строй", МАУ "УГХ", ООО "Метасервис", ООО УК "Наш Дом" за период с июня по август 2009 года.
Объективная сторона данного правонарушения состоит в совершении незаконных действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством РФ, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.
Субъектом правонарушения является ОАО "ТГК-9", занимающий доминирующее положение на рынке услуг по передаче тепловой энергии в г. Губахе.
Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной, выразившейся в непринятии мер по недопущению выявленного нарушения.
В силу ч.2 ст.2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
У ОАО "ТГК-9" имелась возможность для соблюдения требований п. 4 ч. 1 ст. 10 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции", но данным юридическим лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (соблюдение порядка прекращения или ограничения тепловой энергии, защита своих гражданских прав и взыскание задолженности за оказанные управляющим компаниям услуги в 2009 году в судебном порядке), хотя при должной осмотрительности и надлежащем исполнении своих обязанностей могло и должно было не допустить нарушения законодательства. Применяя в отношении ООО "Сервис Мастер Строй", МАУ "УГХ", ООО "Метасервис", ООО УК "Наш Дом", такую меру воздействия, как прекращение подачи тепловой энергии, ОАО "ТГК-9" предвидело вредные последствия совершаемых действий, в том числе нарушение прав управляющих компаний и граждан - добросовестных плательщиков, являющихся потребителями коммунальных услуг (тепловой энергии).
Защитник ОАО "ТГК-9" Попов П.В. факт административного правонарушения не признал, считает, что в рассматриваемых действиях отсутствует состав правонарушения, однако каких-либо доказательств отсутствия злоупотребления доминирующим положением ОАО "ТГК-9" не представил.
Следовательно, есть все основания говорить о виновности ОАО "ТГК-9" в совершении рассматриваемого административного правонарушения.
В соответствии с ч.3 ст.4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Согласно информации, представленной ОАО "ТГК-9" за 12 месяцев 2008 г. (отчет о прибылях и убытках за 2008 год, подписанный руководителем Макаровым А.Ю. и главным бухгалтером Ивановой Т.Е.) совокупный размер суммы выручки общества от реализации всех товаров (работ, услуг) составил 41 863 271 000 рублей без НДС. Чистая прибыль общества за 2008 год составила 796 644 000 рублей. За 6 месяцев 2009 года (отчет о прибылях и убытках за период с 1 января по 30 июня 2009 год, подписанный руководителем Вилесовым А.И. и главным бухгалтером Ивановой Т.Е.) чистая прибыль общества составила 2 849 007 000 рублей. В соответствии с письмами ОАО "ТГК-9" от 24.08.2009 N 06-04/663 и 03.08.2009 N 05513-11/252 выручка ОАО "ТГК-9" за 2008 год от реализации тепловой энергии на рынке услуг по передаче тепловой энергии в границах жилых домов, находящихся в управлении ООО "Сервис Мастер Строй", МАУ "УГХ", ООО "Метасервис", ООО УК "Наш Дом", составила 128 105 487, 32 рублей (15 890 888,67 59 121 596,80 37 002 497,52 16 090 504,33).
Смягчающих административную ответственность обстоятельств не установлено.
Однако необходимо учесть характер правонарушения.
Характер совершенного ОАО "ТГК-9" правонарушения является существенным, что подтверждают множественные целенаправленные действия общества по необоснованному прекращению подачи тепловой энергии в многоквартирные дома г. Губахи, которые привели к длительному ущемлению прав и интересов управляющих компаний в сфере оказания коммунальных услуг перед добросовестными гражданами.
К обстоятельствам, отягчающим административную ответственность, отнесено то, что ОАО "ТГК-9" неоднократно - постановления Пермского УФАС России от 28.02.2008 г. исх. N 0855-08 (N 011-08-адм), от 15.05.2008 г. исх. N 2388-08 (N 183-08-адм), от 20.05.2008 г. исх. N 2459-08 (N 186-08-адм), от 01.07.2008 г. исх. N 3340-08 (N 240-08-адм) - совершало административное правонарушение, ответственность за которое установлена ст.14.31 КоАП РФ.
Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, отсутствуют.
Руководствуясь статьями 23.48, 29.9, Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП), постановила:
1. Признать Открытое акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 9" виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.31. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Наложить на Открытое акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 9" штраф в размере 2 562 109 (два миллиона пятьсот шестьдесят две тысячи сто девять) рублей 75 копеек, что составляет две сотых суммы выручки Общества от реализации тепловой энергии на рынке услуг по передаче тепловой энергии в границах жилых домов, находящихся в управлении ООО "Сервис Мастер Строй", МАУ "УГХ", ООО "Метасервис", ООО УК "Наш Дом" за 2008 год.
В соответствии с частью 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях штраф должен быть уплачен не позднее 30 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки,
предусмотренных статьей 31.5 КоАП.
В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.
Согласно пункту 1 статьи 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации штрафы за нарушение антимонопольного законодательства подлежат зачислению в федеральный бюджет.
Реквизиты для перечисления штрафа:
код штрафа: 161 1 16 02010 01 0000 140
получатель: Управление федерального казначейства по Пермскому краю (Управление
Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю)
ГРКЦ ГУ Банка России по Пермскому краю г. Пермь
ИНН 5902290360 КПП 590201001
ОКАТО 57401000000
БИК 045773001
Сч.N 40101810700000010003
При неуплате штрафа в срок, согласно части 5 статьи 32.2 КоАП РФ, при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении тридцати дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, принимают решение о привлечении лица, не уплатившего административный штраф, к административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 20.25.
Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.
В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
наверх
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 11 марта 2010 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016