Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области
от 12 марта 2010 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
В.А. Кабаненко - заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;
Г.В. Лаптевой - начальника отдела контроля органов власти, члена Комиссии;
Ю.В. Стоговой - главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии,
Н.П. Лаптевой - старшего специалиста 3 разряда отдела контроля органов власти, члена Комиссии,
в отсутствие
Е.Ю. Дынько - специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии,
при участии
от ответчика - Министерства здравоохранения Омской области (644099, г. Омск, ул. Красный путь, 6):
- Министерства здравоохранения Омской области (доверенность от 01.02.2010 года N 27, удостоверение от 09.10.2009 года N 174),
- Министерства здравоохранения Омской области (доверенность от 01.02.2010 года N 29, удостоверение от 05.08.2008 года N 148),
в присутствии
представителя прокуратуры Омской области - (служебное удостоверение ТО N 083061),
рассмотрев дело N 05/01-10 по признакам нарушения Министерством здравоохранения Омской области части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
Дело N 05/01-10 возбуждено в соответствии с приказом и.о. руководителя Омского УФАС России от 18.01.2010 года N 2 в отношении Министерства здравоохранения Омской области на основании обращения прокуратуры Омской области от 18.12.2009 года (вх. Омского УФАС России от 22.12.2009 года N 8026-05) в отношении Министерства здравоохранения Омской области, не указавшего в Порядке проведения квалификационного отбора медицинских организаций, участвующих в предоставлении услуг по бесплатному изготовлению и ремонту зубных протезов отдельным категориям граждан, утвержденном приказом Министерства здравоохранения Омской области от 16.11.2009 года N 81, индивидуальных предпринимателей в качестве претендентов/участников квалификационного отбора, участвующих в предоставлении услуг по бесплатному изготовлению и ремонту зубных протезов отдельным категориям граждан, что могло привести к ограничению или устранению конкуренции.
В своем обращении (от 18.12.2009 года N 7/3-15-2009) прокуратура Омской области сообщила следующее.
Приказом Министерства здравоохранения Омской области от 16.11.2009 года N 81 "О мероприятиях по проведению квалификационного отбора медицинских организаций, участвующих в предоставлении услуг по бесплатному изготовлению и ремонту зубных протезов отдельным категориям граждан" (далее - Приказ Министерства здравоохранения Омской области от 16.11.2009 года N 81) утверждены Порядок проведения квалификационного отбора медицинских организаций, участвующих в предоставлении услуг по бесплатному изготовлению и ремонту зубных протезов отдельным категориям граждан (далее - Порядок), Состав комиссии по проведению квалификационного отбора медицинских организаций, участвующих в предоставлении услуг по бесплатному изготовлению и ремонту зубных протезов, Квалификационные требования к медицинским организациям, оказывающим услуги по бесплатному изготовлению и ремонту зубных протезов отдельным категориям граждан.
В соответствии с пунктом 1 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 года N 30, индивидуальные предприниматели имеют право на осуществление медицинской деятельности.
Частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции предусмотрен запрет на принятие, в том числе органами государственной власти субъекта Российской Федерации, ограничивающих конкуренцию актов и (или) осуществление действий (бездействий), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
По мнению прокуратуры Омской области, приказом Министерства здравоохранения Омской области от 16.11.2009 года N 81 ограничено право индивидуальных предпринимателей участвовать в квалификационном отборе по предоставлению услуг по бесплатному изготовлению и ремонту зубных протезов отдельным категориям граждан.
На заседании комиссии 01.03.2010 года представитель прокуратуры Омской области поддержала требования, изложенные в обращении прокуратуры Омской области от 18.12.2009 года N 7/3-15-2009.
Министерство здравоохранения Омской области (письмо Министерства здравоохранения Омской области от 14.01.2010 года N 127) пояснило следующее.
Пунктом 3 постановления Правительства Омской области от 10.04.2008 года N 48-п "О социальной поддержке отдельных категорий граждан по бесплатному изготовлению и ремонту зубных протезов" Министерству здравоохранения Омской области поручено обеспечить проведение отбора организаций для осуществления бесплатного зубопротезирования в соответствии с законодательством.
В соответствии со статьями 23, 48 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации организацией являются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации. Индивидуальные предприниматели - физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
По мнению Министерства здравоохранения Омской области, услуга по зубопротезированию носит комплексный характер и для ее оказания медицинская организация должна иметь лицензию по медицинской деятельности в части выполнения работ (услуг) по доврачебной и амбулаторно-поликлинической помощи по стоматологии ортопедической, амбулаторно-поликлинической помощи по стоматологии терапевтической, стоматологии хирургической и доврачебной (или) амбулаторно-поликлинической помощи по рентгенологии.
Соответственно для оказания услуги по зубопротезированию в штате медицинской организации должны состоять медицинские работники, имеющие специальную подготовку, соответствующую требованиям и характеру выполняемых работ и оказываемых услуг, подтверждаемую соответствующим сертификатом специалиста. Индивидуальный предприниматель имеет, как правило, не более одного (двух) сертификата специалиста и, соответственно, в лицензии на медицинскую деятельность ему предоставлено разрешение на выполнение работ (услуг) одного (двух) вида, что не позволяет индивидуальному предпринимателю оказать услугу по зубопротезированию в полном объеме, поэтому индивидуальные предприниматели не указаны в Порядке в качестве претендентов/участников квалификационного отбора.
На заседании Комиссии (02.02.2010 года) представители Министерства здравоохранения Омской области сообщили следующее.
Отбор медицинских организаций, участвующих в предоставлении услуг по бесплатному изготовлению и ремонту зубных протезов отдельным категориям граждан, осуществляется Министерством здравоохранения Омской области ежегодно. В соответствии с приказом Министерства здравоохранения Омской области от 16.11.2009 года N 81 проведен квалификационный отбор медицинских организаций для участия в предоставлении услуг по бесплатному зубопротезированию отдельных категорий граждан в 2010 году. Зубопротезирование осуществляется отдельным категориям граждан в качестве дополнительной меры социальной поддержки, предусматривает комплекс работ (услуг) по доврачебной и амбулаторно-поликлинической помощи по стоматологии ортопедической, амбулаторно-поликлинической помощи по стоматологии терапевтической, стоматологии хирургической и доврачебной (или) амбулаторно-поликлинической помощи по рентгенологии.
По данным Министерства здравоохранения Омской области, 11 индивидуальных предпринимателей оказывают стоматологические работы (услуги), из них только 2 индивидуальных предпринимателя имеют два сертификата специалиста, и, соответственно, в лицензии на медицинскую деятельность им предоставлено разрешение на выполнение работ (услуг) двух видов, что не позволяет им оказать услугу по зубопротезированию в полном объеме.
Рассмотрев имеющиеся в деле N 05/01-10 материалы, выслушав лиц, участвующих в деле, Комиссия установила следующие обстоятельства.
Во исполнение постановления Правительства Омской области от 10.04.2008 года N 48-п "О социальной поддержке отдельных категорий граждан по бесплатному изготовлению и ремонту зубных протезов" Министерством здравоохранения Омской области издан приказ от 16.11.2009 года N 81, которым утвержден Порядок. Порядок определяет правила проведения квалификационного отбора медицинских организаций, участвующих в оказании услуг по бесплатному изготовлению и ремонту зубных протезов.
Согласно пункту 2 Порядка участник - это медицинская организация, оказывающая услуги по бесплатному изготовлению и ремонту зубных протезов отдельным категориям граждан, прошедшая квалификационной отбор, с которой по решению комиссии по проведению квалификационного отбора медицинских организаций заключается договор, претендент - это медицинская организация, оказывающая стоматологические услуги, направившая заявку организатору на участие в квалификационном отборе.
Положением о лицензировании медицинской деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 года N 30, определен порядок лицензирования медицинской деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, и перечень работ (услуг) при осуществлении медицинской деятельности, который включает работы (услуги) по стоматологии ортопедической, стоматологии терапевтической, стоматологии профилактической, стоматологии хирургической, рентгенологии.
Следовательно, в соответствии с Положением о лицензировании медицинской деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 года N 30, индивидуальные предприниматели имеют право на осуществление работ (услуг) по стоматологии ортопедической, стоматологии терапевтической, стоматологии профилактической, стоматологии хирургической, рентгенологии.
Таким образом, действия Министерства здравоохранения Омской области, выразившиеся в не указании в Порядке индивидуальных предпринимателей в качестве претендентов/участников квалификационного отбора, участвующих в предоставлении услуг по бесплатному изготовлению и ремонту зубных протезов отдельным категориям граждан, могли привести к ограничению или устранению конкуренции.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействий).
Таким образом, утверждение Министерством здравоохранения Омской области Порядка, в котором индивидуальные предприниматели не указаны в качестве претендентов/участников квалификационного отбора, участвующих в предоставлении услуг по бесплатному изготовлению и ремонту зубных протезов отдельным категориям граждан, является нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Установив допущенное Министерством здравоохранения Омской области нарушение антимонопольного законодательства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия решила:
1. Признать действия Министерства здравоохранения Омской области, выразившиеся в утверждении приказом Министерства здравоохранения Омской области от 16.11.2009 года N 81 Порядка проведения квалификационного отбора медицинских организаций, участвующих в предоставлении услуг по бесплатному изготовлению и ремонту зубных протезов отдельным категориям граждан, в котором индивидуальные предприниматели не указаны в качестве претендентов/участников квалификационного отбора, участвующих в предоставлении услуг по бесплатному изготовлению и ремонту зубных протезов отдельным категориям граждан, которые могли привести к ограничению или устранению конкуренции, нарушившими часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
2. Выдать Министерству здравоохранения Омской области предписание о прекращении нарушения, в которое включить следующие действия, подлежащие выполнению:
Министерству здравоохранения Омской области прекратить указанное в пункте первом резолютивной части настоящего решения нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, для чего в срок до 15.04.2010 года внести изменения в Порядок проведения квалификационного отбора медицинских организаций, участвующих в предоставлении услуг по бесплатному изготовлению и ремонту зубных протезов отдельным категориям граждан, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Омской области от 16.11.2009 года N 81, направленные на обеспечение конкуренции.
3. Министерству здравоохранения Омской области о выполнении вышеуказанного предписания проинформировать Омское УФАС России в трехдневный срок со дня утверждения соответствующих изменений в Порядок проведения квалификационного отбора медицинских организаций, участвующих в предоставлении услуг по бесплатному изготовлению и ремонту зубных протезов отдельным категориям граждан, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Омской области от 16.11.2009 года N 81.
Председатель Комиссии В.А. Кабаненко
Члены Комиссии:
Г.В. Лаптева
Ю.В. Стогова
Н.П. Лаптева
В соответствии со статьей 52 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ
12 марта 2010 г.
г. Омск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее - Омское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
В.А. Кабаненко - заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;
Г.В. Лаптевой - начальника отдела контроля органов власти, члена Комиссии;
Ю.В. Стоговой - главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии;
Н.П. Лаптевой - старшего специалиста 3 разряда отдела контроля органов власти, члена Комиссии,
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 1 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), на основании своего Решения от 12.03.2010 года по делу N 05/01-10 о нарушении Министерством здравоохранения Омской области (644043, г. Омск, ул. Гагарина, д. 34) части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, предписывает:
Министерству здравоохранения Омской области прекратить нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившееся в утверждении приказом Министерства здравоохранения Омской области от 16.11.2009 года N 81 Порядка проведения квалификационного отбора медицинских организаций, участвующих в предоставлении услуг по бесплатному изготовлению и ремонту зубных протезов отдельным категориям граждан, в котором индивидуальные предприниматели не указаны в качестве претендентов/участников квалификационного отбора, участвующих в предоставлении услуг по бесплатному изготовлению и ремонту зубных протезов отдельным категориям граждан, которое могло привести к ограничению или устранению конкуренции, для чего в срок до 15.04.2010 года внести изменения в Порядок проведения квалификационного отбора медицинских организаций, участвующих в предоставлении услуг по бесплатному изготовлению и ремонту зубных протезов отдельным категориям граждан, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Омской области от 16.11.2009 года N 81, направленные на обеспечение конкуренции.
О выполнении вышеуказанного предписания проинформировать Омское УФАС России в трехдневный срок со дня утверждения соответствующих изменений в Порядок проведения квалификационного отбора медицинских организаций, участвующих в предоставлении услуг по бесплатному изготовлению и ремонту зубных протезов отдельным категориям граждан, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Омской области от 16.11.2009 года N 81.
Председатель Комиссии В.А. Кабаненко
Члены Комиссии:
Г.В. Лаптева
Ю.В. Стогова
Н.П. Лаптева
В соответствии со статьей 52 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 12 марта 2010 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016