Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области
от 8 октября 2015 г. N 03-10.1/365-2015
Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
"______" - заместителя руководителя управления, Председателя Комиссии;
"______" - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии;
"______" - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
рассмотрев жалобу ООО "Стройтехгрупп" (далее - заявитель, Общество) на действия Администрации Москаленского муниципального района Омской области (далее - уполномоченный орган) при проведении закупки в форме электронного аукциона для нужд Администрации Ильичевского сельского поселения Москаленского муниципального района Омской области (далее - заказчик) на выполнение работ по объекту: "Водоснабжение с. Ильичевка Москаленского района Омской области" (извещение N 0152300015615000031) (далее - электронный аукцион),
в присутствии представителя уполномоченного органа - "______" (доверенность N 4 от 07.10. 2015);
в отсутствие представителей заказчика и заявителя, уведомленных надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения жалобы, установила:
1. В Омское УФАС России поступила (вх. 03-9087э от 02.10.2015) жалоба заявителя на действия заказчика, уполномоченного органа при осуществлении закупки в форме электронного аукциона, из которой следует, что документация об электронном аукционе разработана заказчиком с нарушением требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе.
2. На запрос Омского УФАС России (исх. N 03-9204э от 02.10.2015) уполномоченным органом были представлены материалы закупки (вх. N 9202 от 06.10.2015), а также письменные возражения на доводы жалобы заявителя.
Из представленных материалов и информации следует, что 15.09.2015 на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) были размещены извещение N 0152300015615000031 и документация об электронном аукционе с начальной (максимальной) ценой контракта 34618594 руб.
В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе от 06.10.2015 на участие в аукционе поступило 6 заявок, все участники допущены к участию в электронном аукционе.
Процедура проведения электронного аукциона назначена на 09.10.2015.
3. В результате рассмотрения жалобы заявителя, представленных уполномоченным органом материалов, Комиссия установила следующее.
3.1. На основании части 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
На основании части 4 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе проект контракта является неотъемлемой частью документации об аукционе.
В жалобе заявителя указано: "Пункт 2.1 проекта контракта упоминает НДС, который включается в цену контракта. Заказчиком при этом не учтена возможность заключения контракта с участником, в отношении которого действует специальный налоговый режим в соответствии с Разделом VIII.1. Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ)".
Комиссией было установлено, что в пункте 2.1 проекта контракта указано следующее: "Стоимость всех поручаемых Подрядчику работ по настоящему контракту определяется ведомостью цены контракта (Приложение N1) и составляет в текущих ценах _________ тыс. руб., с учётом НДС______ тыс. руб., в том числе в 2015 году ________ тыс. руб., с учётом НДС______ тыс. руб. Протяженность в 2015 году 2,6 км".
В письменных пояснениях заказчика указано следующее: "В проекте контракта, равно как и во всех остальных документах, где отражаются стоимостные показатели, все расчеты производятся с НДС, для того чтобы в конкурентных способах торгов мог участвовать любой участник. При заключении контракта, если победителем станет участник торгов, работающий без НДС, об этом делается соответствующее примечание и НДС не указывается".
Соглашаясь с доводами уполномоченного органа, Комиссия считает необходимым отметить, что проектом контракта предусмотрена возможность при заключении контракта с участником, в отношении которого действует специальный налоговый режим, не указывать сумму НДС.
При таких обстоятельствах Комиссия считает указанный довод жалобы необоснованным.
3.2. В жалобе приведен следующий довод: "Постановление Правительства РФ от 05.03.2015 N 196 устанавливает различные размеры штрафов в зависимости от цены контракта, при этом цена контракта на момент подготовки проекта контракта, прикладываемого к документации о закупке, заказчику неизвестна. В проекте контракта должна содержаться информация о всевозможных значениях размеров штрафов для каждого порогового значения цены контракта, однако она отсутствует".
В возражениях на данный довод жалобы уполномоченным органом указано следующее: "Постановление Правительство Российской Федерации от 5 марта 2015 г. 196 не устанавливает различные размеры штрафов ("О случаях и порядке предоставления заказчиком в 2015 году отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней))".
Проанализировав положения документации об электронном аукционе, Постановление Правительства Российской Федерации от 05.03.2015 N 196 "О случаях и порядке предоставления заказчиком в 2015 году отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней)", ссылку на которое делает в жалобе заявитель, Комиссия соглашается с позицией уполномоченного органа, при этом считает необходимым отметить следующее:
Постановление Правительства Российской Федерации от 05.03.2015 N 196 "О случаях и порядке предоставления заказчиком в 2015 году отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) устанавливает правило о предоставлении отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) в случае завершения в полном объеме в 2015 году исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) всех обязательств, а не устанавливает размеры штрафов в зависимости от цены контракта, как это ошибочно указано в качестве довода заявителем жалобы. Более того, указанное Постановление в силу пункта 1 распространяется только на контракты, которые полностью завершаются в 2015 году, также в силу п. 6 указанного Постановления оно действует до 01.01.2016 года.
Таким образом, указанное Постановление Правительства Российской Федерации не может распространять свое действие на закупку N 0152300015615000031 в силу прямого указания, т.к. срок окончания работ согласно Техническому заданию - 2017 год.
На основании изложенного, Комиссия считает указанный довод жалобы необоснованным.
3.3. В жалобе содержится довод: "Заказчик не устанавливает конкретный срок действия контракта. Пункт 11.1 проекта контракта гласит: "Контракт вступает в силу с момента подписания его сторонами и действует до полного исполнения сторонами контракта принятых на себя обязательств".
Исходя из такого условия невозможно планировать затраты на приобретение банковской гарантии, срок действия которой напрямую связан со сроком действия контракта (должен превышать его по меньшей мере на один месяц согласно ст. 96 44-ФЗ)".
Комиссия отмечает, что в соответствии с частью 3 статьи 96 Федерального закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Указанная норма закреплена заказчиком в разделе 26 документации об электронном аукционе.
На основании части 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Пунктом 3 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору. Договор, в котором отсутствует такое условие, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства.
В соответствии со статьей 190 Гражданского кодекса Российской Федерации установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами.
Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.
Пунктом 11.1 проекта контракта установлен срок действия контракта: "Настоящий контракт вступает в силу с момента подписания его сторонами и действует до полного исполнения сторонами контракта принятых на себя обязательств".
Указанная формулировка срока действия контракта не позволяет определить срок окончания действия контракта, поскольку его наступление поставлено в зависимость от события, относительно которого неизвестно, произойдет оно или нет.
Таким образом, при выборе способа обеспечения контракта в виде предоставления банковской гарантии участнику закупки фактически не представляется возможным установить срок действия банковской гарантии, поскольку Заказчиком изначально не был установлен срок действия контракта.
При указанных обстоятельствах в действиях заказчика усматривается нарушение части 3 статьи 96 Федерального закона о контрактной системе, в связи с чем Комиссия признает указанный довод жалобы обоснованным.
3.4. Из жалобы следует: "В пункте 7 Информационной карты указано: "Гарантийный срок на выполненные работы - не менее 5 лет". Из формулировки "не менее 5 лет" следует, что этот срок может составлять и 6 и 7 и 10 лет и т.д. Верхний временной предел гарантийного срока не ограничен никакими оговорками".
В письменных возражениях уполномоченного органа указано: "Гарантийный срок на выполненные работы должен составлять не менее 5 лет. Победителем аукциона признается участник такого аукциона, который предложил наиболее низкую цену контракта и заявка на участие в таком аукционе соответствует требованиям, установленным документацией о нем. Величина гарантийного срока не влияет на результат аукциона, поэтому верхний временной предел гарантийного срока не ограничен. Критерии для определения победителя в электронном аукционе не устанавливаются".
При изучении документации об электронном аукционе Комиссией было установлено, что в пункте 7 "Требования к гарантийному сроку работ и (или) объему предоставления гарантий их качества" документации об аукционе указано: "Гарантийный срок на выполненные работы - не менее 5 лет".
Комиссия отмечает, что в соответствии с частью 4 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе требования к гарантийному сроку товара, работы, услуги и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара, устанавливаются заказчиком при необходимости. В случае определения поставщика машин и оборудования заказчик устанавливает в документации о закупке требования к гарантийному сроку товара и (или) объему предоставления гарантий его качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на обслуживание товара в течение гарантийного срока, а также к осуществлению монтажа и наладки товара, если это предусмотрено технической документацией на товар. В случае определения поставщика новых машин и оборудования заказчик устанавливает в документации о закупке требования к предоставлению гарантии производителя и (или) поставщика данного товара и к сроку действия такой гарантии. Предоставление такой гарантии осуществляется вместе с данным товаром.
Таким образом, исходя из содержания указанной нормы, требования к гарантийному сроку должны быть установлены заказчиком, а не предоставляться подрядчиком.
При таких обстоятельствах формулировка требования к гарантийному сроку выполненных работ "не менее 5 лет", указанная заказчиком в документации об аукционе, не соответствует части 4 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе, в связи с чем Комиссия считает указанный довод жалобы заявителя обоснованным.
3.5. В жалобе указано: "Статья 6 "Платежи и расчеты" Проекта контракта не содержит информацию о важнейшем условии контракта - сроке оплаты за выполненные работы".
Комиссия отмечает, что в соответствии с частью 13 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
Комиссией было установлено, что в пункте 6.2 проекта контракта указано: "Оплата Муниципальным заказчиком выполненных работ производится после подписания справки формы КС-3 и выставления счет - фактуры путем перечисления денежных средств на расчетный счет Подрядчика, в пределах выделенных лимитов".
В нарушение указанной нормы Федерального закона о контрактной системе проект контракта не содержит обязательного условия о сроках оплаты выполненных подрядчиком работ.
Учитывая указанное, довод жалобы признается Комиссией обоснованным.
3.6. По мнению заявителя: "В документации отсутствует информация о том, что обеспечение исполнения контракта не применяется, если участником закупки, с которым заключается контракт, является государственное или муниципальное казенное учреждение".
В письменных пояснениях уполномоченного органа указано: "Информация о том, что обеспечение контракта не применяется, если участником закупки, с которым заключается контракт, является государственное или муниципальное казенное учреждение, в документации об электронном аукционе имеется.
В документации об электронном аукционе в разделе 26 "Размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления такого обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта" предпоследним абзацем указано, что "В случае если участником закупки, с которым заключается контракт, является государственное или муниципальное казенное учреждение, положения об обеспечении исполнения контракта к такому участнику не применяются".
Комиссией установлено, что действительно в абзаце 6 пункта 2 раздела 26 "Размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления такого обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта" указано: "В случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, является государственное или муниципальное казенное учреждение, положения об обеспечении исполнения контракта к такому участнику не применяются".
При таких обстоятельствах Комиссия считает указанный довод жалобы необоснованным.
4. В результате осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее:
4.1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе установлено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться правилом о том, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В силу части 2 указанной статьи документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Данные требования установлены заказчиком в приложении N 3 "Наименование и характеристики товаров, используемых при выполнении работ" к документации о проведении электронного аукциона (далее - Приложение N 3).
Комиссией было установлено в пункте 5 "Водопровод из полиэтиленовых труб" приложения N 2 "Техническое задание" документации об аукционе (далее - Приложение N 2) установлены требования к работам, в том числе к водопроводу из полиэтиленовых труб и непосредственно к используемым трубам:
- ПЭ100 SDR11 O110х10,0 мм
- ПЭ100 SDR26 O160х6,2 мм
- ПЭ100 SDR26 O110х4,2 мм
- ПЭ100 SDR26 O63х2,5 мм
- ПЭ100 SDR21 O40х2,0 мм
- ПЭ100 SDR17 O32х2.0 мм
- ПЭ100 SDR13.6 O25х2.0 мм
- ПЭ100 SDR26 O63х2.5 мм (вводы в зд.)
- ПЭ100 SDR13.6 O25х2.0 мм (вводы в зд.)
- ПЭ100 SDR17 O32х2.0 мм (вводы в зд.)
- ПЭ100 SDR21 O40х2.0 мм (вводы в зд.)
Одновременно в Приложении N 3, например, указано:
Труба полиэтиленовая |
Средний наружный диаметр трубы не более 180 мм не менее 140 мм. Овальность после экструзии не более 3,6 мм. Предельное отклонение труб по диаметру не более 1,5 мм. Толщина стенки трубы не менее 5,4 мм не более 6,4 мм. Предельное отклонение стенки трубы не менее 1,1 мм. |
Комиссия отмечает, что из перечисленных в пункте 5 Приложения N 2 труб, под указанные в выше характеристики подпадает труба ПЭ100 SDR26 O160х6,2 мм.
При этом следует отметить, что требуемые значения показателей труб полиэтиленовых регламентируются ГОСТ 18599-2001 "Трубы напорные из полиэтилена. Технические условия".
Согласно ГОСТ18599-2001 трубы SDR26 с диаметром в диапазоне от 140 до 180 мм имеют предельное отклонение толщины стенки трубы от +0,7 до + 0,8 мм, что составляет менее 1,1 мм.
При этом Комиссия считает необходимым отметить, что предельного отклонения стенки трубы как самостоятельного параметра быть не может, поскольку в соответствии с ГОСТ 18599-2001 "Трубы напорные из полиэтилена. Технические условия" для труб из полиэтилена, в том числе установлены: номинальная толщина стенки и предельное отклонение толщины стенки трубы.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия считает, что при описании объекта закупки заказчиком допущены нарушения пункта 1 части 1 статьи 33 и пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе.
4.2. Согласно части 2 статьи 8 Федерального закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу требований пункта 1 части 1 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В пункте 4 статьи 3 Федерального закона о контрактной системе (в редакции Федерального закона от 13.07.2015 N 227-ФЗ, вступившего в силу с 13.08.2015) дано понятие: участник закупки - любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц (далее - офшорная компания), или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
Изучив документацию об аукционе, размещенную на официальном сайте 15.09.2015, Комиссия установила, что понятие "участник закупки", которое содержится в абзаце втором документации об аукционе, не соответствует требованиям пункта 4 статьи 3 Федерального закона о контрактной системе (в редакции Федерального закона от 13.07.2015 N 227-ФЗ).
4.3. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ (далее - свидетельство СРО). Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
В силу части 3 статьи 52 ГрК РФ лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 настоящей статьи, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.
Согласно части 3.1. статьи 52 ГрК РФ в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства (далее - работы по организации строительства) включены в указанный в части 4 статьи 55.8 настоящего Кодекса перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Приказом Минрегиона Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее - приказ Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624).
Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Федерального закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются, в том числе требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В силу части 3 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
На основании пункта 2 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению.
Согласно пункту 2 части 5 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
В разделе 15 "Требования к участникам электронного аукциона, установленные в соответствии с частью 1 статьи 31 Федерального закона" документации об аукционе установлено требование к участникам закупки об обязательном наличии либо свидетельства о допуске к работам по организации строительства, либо наличие свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ:
"3. Земляные работы:
3.2. Разработка грунта и устройство дренажей в водохозяйственном строительстве;
3.7. Работы по водопонижению, организации поверхностного стока и водоотвода.
6. Устройство бетонных и железобетонных монолитных конструкций:
6.1. Опалубочные работы;
6.2. Арматурные работы;
6.3. Устройство монолитных бетонных и железобетонных конструкций.
7. Монтаж сборных бетонных и железобетонных конструкций:
7.1. Монтаж фундаментов и конструкций подземной части зданий и сооружений;
7.2. Монтаж элементов конструкций надземной части зданий и сооружений, в том числе колонн, рам, ригелей, ферм, балок, плит, поясов, панелей стен и перегородок;
7.3. Монтаж объемных блоков, в том числе вентиляционных блоков, шахт лифтов и мусоропроводов, санитарно-технических кабин.
10. Монтаж металлических конструкций:
10.1. Монтаж, усиление и демонтаж конструктивных элементов и ограждающих конструкций зданий и сооружений;
10.3. Монтаж, усиление и демонтаж резервуарных конструкций;
10.4. Монтаж, усиление и демонтаж мачтовых сооружений, башен, вытяжных труб;
10.5. Монтаж, усиление и демонтаж технологических конструкций.
11.1. Монтаж, усиление и демонтаж конструктивных элементов и ограждающих конструкций зданий и сооружений, в том числе из клееных конструкций.
12. Защита строительных конструкций, трубопроводов и оборудования (кроме магистральных и промысловых трубопроводов):
12.1. Футеровочные работы;
12.4. Гуммирование (обкладка листовыми резинами и жидкими резиновыми смесями);
12.5. Устройство оклеечной изоляции;
12.6. Устройство металлизационных покрытий;
12.8. Антисептирование деревянных конструкций;
12.9. Гидроизоляция строительных конструкций;
12.10. Работы по теплоизоляции зданий, строительных конструкций и оборудования;
12.12. Работы по огнезащите строительных конструкций и оборудования.
16. Устройство наружных сетей водопровода:
16.1. Укладка трубопроводов водопроводных;
16.2. Монтаж и демонтаж запорной арматуры и оборудования водопроводных сетей;
16.3. Устройство водопроводных колодцев, оголовков, гасителей водосборов;
16.4. Очистка полости и испытание трубопроводов водопровода.
17. Устройство наружных сетей канализации;
17.1. Укладка трубопроводов канализационных безнапорных;
17.2. Монтаж и демонтаж запорной арматуры и оборудования канализационных сетей;
17.3. Устройство канализационных и водосточных колодцев;
17.4. Очистка полости и испытание трубопроводов канализации.
20. Устройство наружных электрических сетей и линий связи:
20.2. Устройство сетей электроснабжения напряжением до 35 кВ включительно;
20.5. Монтаж и демонтаж опор для воздушных линий электропередачи напряжением до 35 кВ;
20.8. Монтаж и демонтаж проводов и грозозащитных тросов воздушных линий электропередачи напряжением до 35 кВ включительно;
20.10. Монтаж и демонтаж трансформаторных подстанций и линейного электрооборудования напряжением до 35 кВ включительно;
20.12. Установка распределительных устройств, коммутационной аппаратуры, устройств защиты.
23. Монтажные работы:
23.32. Монтаж водозаборного оборудования, канализационных и очистных сооружений.
24.29. Пусконаладочные работы сооружений водоснабжения.
25. Устройство автомобильных дорог и аэродромов:
25.1. Работы по устройству земляного полотна для автомобильных дорог, перронов аэропортов, взлетно-посадочных полос, рулежных дорожек;
25.2. Устройство оснований автомобильных дорог;
25.4. Устройства покрытий автомобильных дорог, в том числе укрепляемых вяжущими материалами;
25.6. Устройство дренажных, водосборных, водопропускных, водосбросных устройств;
25.7. Устройство защитных ограждений и элементов обустройства автомобильных дорог.
32. Работы по осуществлению строительного контроля привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем:
32.1. Строительный контроль за общестроительными работами (группы видов работ N 1 - 3, 5 - 7, 9 - 14);
32.4. Строительный контроль за работами в области водоснабжения и канализации (вид работ N 15.1, 23.32, 24.29, 24.30, группы видов работ N 16, 17);
32.5. Строительный контроль за работами в области теплогазоснабжения и вентиляции (виды работ N 15.2, 15.3, 15.4, 23.4, 23.5, 24.14, 24.19, 24.20, 24.21, 24.22, 24.24, 24.25, 24.26, группы видов работ N 18, 19);
32.6. Строительный контроль за работами в области пожарной безопасности (вид работ N 12.3, 12.12, 23.6, 24.10 - 24.12);
32.7. Строительный контроль за работами в области электроснабжения (вид работ N 15.5, 15.6, 23.6, 24.3 - 24.10, группа видов работ N 20);
32.10. Строительный контроль при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте автомобильных дорог и аэродромов, мостов, эстакад и путепроводов (вид работ N 23.35, группы видов работ N 25, 29)".
Одновременно в разделе 16 "Требования к участникам электронного аукциона, установленные в соответствии с частью 2 статьи 31 Федерального закона" документации об аукционе заказчиком указано: "Установлены, согласно пункта 2 Приложения N 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 дополнительное требование о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных - работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства - за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка
При этом документами, подтверждающими данные требования являются:
- копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ;
- копии акта приемки объекта капитального строительства и разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство, или в случаях, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации) или копия акта о приемке выполненных работ. При этом разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию должно быть выдано, а акт приемки объекта капитального строительства, акт о приемке выполненных работ должны быть подписаны заказчиком и подрядчиком не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе".
В пунктах 2 и 3 раздела 18 "Требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Федерального закона и инструкция по ее заполнению" документации об аукционе указано, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:
2) документы, подтверждающие соответствие участника электронного аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона, или копии этих документов: требуются;
документы, подтверждающие соответствие участника электронного аукциона требованиям, установленным частью 2 статьи 31 Федерального закона, или копии этих документов: требуются.
Таким образом, на рушение пункта 2 части 1 статьи 64 и пункта 2 части 5 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе в документации об аукционе не указаны документы, которые должны представить во второй части заявки участники закупки в подтверждение их соответствия требованиям, установленным заказчиком.
Кроме того, в нарушение пункта 6 части 5 статьи 63 Федерального закона о контрактной системе в разделе "Требования к участникам" извещения о проведении электронного аукциона не установлен исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе.
В соответствии с приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624 виды работ, указанные в подпункте 11.1 "Монтаж, усиление и демонтаж конструктивных элементов и ограждающих конструкций зданий и сооружений, в том числе из клееных конструкций" раздела III "Виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту" требуют получения Свидетельства СРО о допуске на виды работ, влияющие на безопасность объекта капитального строительства в случае выполнения работ на объектах, указанных в статьи 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а именно, на особо опасных, технически сложных и уникальных объектах.
Учитывая, что водопроводные сети с. Ильичевка Москаленского муниципального района Омской области не относятся к особо опасным, технически сложным и уникальным объектам, требование о наличии свидетельства СРО о допуске на вид работ "Монтаж, усиление и демонтаж конструктивных элементов и ограждающих конструкций зданий и сооружений, в том числе из клееных конструкций" является неправомерным.
Кроме того, Комиссия считает необходимым отметить, что в соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 21.07.2010 N 468 "О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства" (далее - Постановление Правительства РФ от 21.07.2010 N 468) настоящее Положение устанавливает порядок проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта (далее - строительство) объектов капитального строительства независимо от источников их финансирования, а также порядок определения размера затрат на проведение строительного контроля и численности работников, осуществляющих строительный контроль, по объектам, финансируемым полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета.
Согласно пункту 3 Постановления Правительства РФ от 21.07.2010 N 468 строительный контроль проводится:
лицом, осуществляющим строительство (далее - подрядчик);
застройщиком, заказчиком либо организацией, осуществляющей подготовку проектной документации и привлеченной заказчиком (застройщиком) по договору для осуществления строительного контроля (в части проверки соответствия выполняемых работ проектной документации) (далее - заказчик).
Проанализировав документацию об электронном аукционе, Комиссия установила, что в пункте 4.5 раздела 4 "Права и обязанности муниципального заказчика" проекта муниципального контракта, в силу части 4 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе являющегося неотъемлемой частью документации об электронном аукционе, установлено следующее условие: "Муниципальный заказчик с момента заключения настоящего контракта обеспечивает проведение строительного контроля и технического надзора за строительством объекта".
Более того, документация об электронном аукционе не содержит сведений о том, что в объемы выполняемых подрядчиком работ включены виды работ по осуществлению строительного контроля, а также не содержит документов, обосновывающих стоимость таких работ.
Учитывая вышеуказанные обстоятельства, Комиссия считает неправомерными действия по установлению в документации об аукционе требования о наличии у участников закупки свидетельства СРО на работы по осуществлению строительного контроля привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.
Таким образом, действия заказчика по установлению требования к участникам закупки и предоставлению ими допуска СРО на виды работ по строительному контролю и работы по монтажу, усилению и демонтажу конструктивных элементов и ограждающих конструкций зданий и сооружений, в том числе из клееных конструкций, нарушают пункт 1 части 1 статьи 31 и часть 3 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе.
4.4. В соответствии с частью 4 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно части 5 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Частью 8 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе установлено, что штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063 утверждены Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом (далее - Постановление Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063).
Пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063 установлено, что за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1 процент цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
Пунктом 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063 установлено, что за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 2,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 2 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона, а также документации об электронном аукционе начальная (максимальная) цена контракта составляет 34618594,00 рублей.
Вместе с тем в нарушение частей 5 и 8 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе и Постановления Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063 в проекте контракта предусмотрен размер штрафа за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, в размере 2,5 % цены контракта, в то время как должен быть предусмотрен штраф в размере 2%, а также размер штрафа за неисполнение или ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по контракту, в размере 10 % цены контракта, в то время как должен быть предусмотрен штраф в размере 5%.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Аналогичное положение продублировано в части 10 статьи 70 Федерального закона о контрактной системе: контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении электронного аукциона и документации о таком аукционе, по цене, предложенной его победителем.
На основании части 4 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе проект контракта является неотъемлемой частью документации об аукционе.
Следует отметить, если бы контракт заключался, например, с единственным подрядчиком по начальной (максимальной) цене, то в данном контракте в силу части 1 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе фактически были бы указаны неверные размеры штрафа, поскольку на этапах передачи проекта контракта победителю и при заключении контракта в силу вышеуказанных норм настоящего Федерального закона отсутствует возможность изменения условий контракта.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, Комиссия решила:
1. Признать обоснованной жалобу ООО "Стройтехгрупп" на действия Администрации Москаленского муниципального района Омской области при проведении закупки в форме электронного аукциона для нужд Администрации Ильичевского сельского поселения Москаленского муниципального района Омской области на выполнение работ по объекту: "Водоснабжение с. Ильичевка Москаленского района Омской области" (извещение N 0152300015615000031) в части:
- невозможности определения срока действия банковской гарантии;
- неустановления в документации об аукционе конкретного гарантийного срока на работы;
- отсутствия в проекте контракта обязательного условия о сроках оплаты выполненных подрядчиком работ.
2. Признать в действиях Администрации Москаленского муниципального района Омской области нарушение требований пункта 4 статьи 3, пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 1 части 1 и части 4 статьи 33, части 5, 8 и 13 статьи 34, пункта 6 части 5 статьи 63, пункта 1 и 2 части 1 и части 3 статьи 64, пункта 2 части 5 статьи 66, части 3 статьи 96 Федерального закона о контрактной системе, Постановления Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063.
3. В соответствии с частью 22 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе выдать Администрации Москаленского муниципального района Омской области, оператору электронной площадки ООО "РТС-тендер" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Члены Комиссии:
|
"______" "______" "______" |
ПРЕДПИСАНИЕ N 03-10.1/365-2015
об устранении нарушений законодательства в сфере закупок
8 октября 2015 г. |
г.Омск |
Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
"______" - заместителя руководителя управления, Председателя комиссии;
"______" - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии;
"______" - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
рассмотрев жалобу ООО "Стройтехгрупп" на действия Администрации Москаленского муниципального района Омской области при проведении закупки в форме электронного аукциона для нужд Администрации Ильичевского сельского поселения Москаленского муниципального района Омской области на выполнение работ по объекту: "Водоснабжение с. Ильичевка Москаленского района Омской области" (извещение N 0152300015615000031),
в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с подпунктом "б" пункта 1 части 3, частью 4 и пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе), установив в действиях Администрации Москаленского муниципального района Омской области нарушение требований пункта 4 статьи 3, пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 1 части 1 и части 4 статьи 33, части 5, 8 и 13 статьи 34, пункта 6 части 5 статьи 63, пункта 1 и 2 части 1 и части 3 статьи 64, пункта 2 части 5 статьи 66, части 3 статьи 96 Федерального закона о контрактной системе, на основании своего Решения от 08.10.2015 N 03-10.1/365-2015, руководствуясь пунктом 2 части 22, частью 23 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, предписывает:
1. Администрации Москаленского муниципального района Омской области в срок до 20.10.2015:
- отменить все протоколы, составленные в ходе электронного аукциона (извещение N 0152300015615000031);
- аннулировать электронный аукцион (извещение N 0152300015615000031).
2. Оператору электронной площадки ООО "РТС-тендер" в срок до 20.10.2015 обеспечить Администрации Москаленского муниципального района Омской области возможность выполнения действий, указанных в пункте 1 настоящего предписания;
3. Администрации Москаленского муниципального района Омской области, ООО "РТС-тендер" проинформировать Омское УФАС России об исполнении действий, указанных в пункте 1 и 2 настоящего предписания в срок до 21.10.2015 в письменном виде с приложением подтверждающих документов.
Контроль исполнения предписания возложить на члена Комиссии "______"
Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания влечет за собой административное наказание в виде административного штрафа в соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Председатель Комиссии |
"______" |
Члены Комиссии: |
"______" |
|
"______" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 8 октября 2015 г. N 03-10.1/365-2015
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016