Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Чувашия
от 2 октября 2015 г. N 04-07/8876
Я, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии "_", рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении N 77/04-А-2015, возбужденного в отношении индивидуального предпринимателя Галошева Валерия Николаевича ("_"), в отсутствии индивидуального предпринимателя Галошева Валерия Николаевича, надлежащим образом извещенного о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, установил:
Комиссией Чувашского УФАС России 22 июля 2015 года вынесено решение по делу N 39/04-АМЗ-2015 в отношении ИП Галошева В.Н., согласно которому действия ИП Галошева В.Н. признаны актом недобросовестной конкуренции и нарушением части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции".
Нарушение выразилось в следующем.
1) ООО "Первая Транспортная Медиакомпания" создано и действует в организационно-правовой форме "общество с ограниченной ответственностью", является в соответствии со статьей 50 Гражданского кодекса Российской Федерации коммерческой организацией, преследующей извлечение прибыли в качестве основной цели в своей деятельности, зарегистрировано в качестве юридического лица, согласно выписке с ЕГРЮЛ имеет ОГРН 1082130009411 (60.2- деятельность прочего сухопутного транспорта; 63.2- прочая вспомогательная транспортная деятельность; 63.4- организация перевозок грузов), следовательно, является хозяйствующим субъектом. Имеет лицензию АСС-21-011591 от 26.12.2012- перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя); деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).
10 апреля 2014 года между администрацией г. Чебоксары и ООО "Первая Транспортная Медиакомпания" заключен договор N 52 на право осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом по маршрутам регулярных перевозок в городе Чебоксары. Приложением к названному договору утверждена схема следования маршрута N 45 "улица Хузангая (ост. "магазин "Звезда")- улица Социалистическая (ост. "ОАО "ЧПО им. Чапаева")" по схеме:
в прямом направлении: "улица Хузангая (ост. "магазин "Звезда")- проспект 9-й Пятилетки- Эгерский бульвар- проспект Мира- ул. Калинина- ул. Гагарина- ул. Ю. Фучика- проспект Н. Никольского- ул. Энтузиастов- ул. Чернышевского- ул. Гражданская- ул. Социалистическая (ост. "ОАО "ЧПО им. Чапаева");
в обратном направлении: ул. Социалистическая (ост. "ОАО "ЧПО им. Чапаева")- ул. Гражданская- ул. Чернышевского- ул. Энтузиастов- проспект Н. Никольского- ул. Ю. Фучика- ул. Гагарина- ул. Калинина- проспект Мира- Эгерский бульвар- ул. Кукшумская- ул. Хузангая (ост. "магазин "Звезда").
Количество автобусов, эксплуатируемых на маршруте: 15 единиц.
ИП Галошев Валерий Николаевич зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя за ОГРНИП 305212819500160 (60.21.11- внутригородские автомобильные (автобусные) пассажирские перевозки, подчиняющиеся расписанию; 60.21.12- пригородные автомобильные (автобусные) пассажирские перевозки, подчиняющиеся расписанию; 60.21.14- международные автомобильные (автобусные) пассажирские перевозки, подчиняющиеся расписанию; 60.21.13- междугородние автомобильные (автобусные) пассажирские перевозки, подчиняющиеся расписанию), следовательно, является хозяйствующим субъектом. Имеет лицензию АСС-21-010277 от 24.03.2010- перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя); деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя). Дата окончания действия лицензии- 25.12.2015.
Материалами дела подтверждается, что ИП Галошев В.Н. осуществлял 07.05.2015 эксплуатацию маршрута N 45 без наличия заключенного с администрацией города Чебоксары Чувашской Республики договора на осуществлении пассажирских перевозок автомобильным транспортом, о чем свидетельствует следующее.
Согласно акта от 07.05.2015 N 56/2 (время 12 часов 25 минут) на остановке общественного транспорта "ул. Хузангая" в г. Чебоксары осуществлялись регулярные пассажирские перевозки по маршруту N 45 без заключения договора на осуществление перевозок. Перевозчиком определен ИП Галошев В.Н. Водителем определен "_", который предоставил путевой лист от 07.05.2015 N 76 автобуса индивидуального предпринимателя Галошева В.Н. (автобус 2227SK гос. N Е624ЕР21RUS).
Таким образом, оба хозяйствующих субъекта (ИП Галошев В.Н. и ООО "Первая Транспортная Медиакомпания") обслуживают один и тот же маршрут (маршрут N 45), т.е. осуществляют деятельность на одном и том же товарном рынке - рынке регулярных пассажирских перевозок, следовательно, являются конкурентами.
2) В соответствии с Положением об организации пассажирских перевозок автомобильным и наземным электрическим транспортом в г. Чебоксары, утвержденным решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 03.06.2005 N 1644 (с изменениями), организатором (заказчиком) пассажирских перевозок по городским маршрутам выступает администрация города Чебоксары.
Администрация г. Чебоксары в пределах своих полномочий осуществляет, в том числе: формирование рациональной маршрутной сети города Чебоксары; принятие решений об открытии новых маршрутов, изменении или закрытии соответствующих городских маршрутов; проведение конкурса на право эксплуатации городских маршрутов перевозчиками; заключение и расторжение договоров (контрактов) с перевозчиками на осуществление перевозок пассажиров; изучение потребностей населения в перевозках, определение основных мест концентрации пассажиров, организация остановочных пунктов.
10 апреля 2014 года между администрацией г. Чебоксары и ООО "Первая Транспортная Медиакомпания" заключен договор N 52 на право осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом по маршрутам регулярных перевозок в городе Чебоксары. Приложением к названному договору утверждена схема следования маршрута N 45 "улица Хузангая (ост. "магазин "Звезда")- улица Социалистическая (ост. "ОАО "ЧПО им. Чапаева")" по схеме:
в прямом направлении: "улица Хузангая (ост. "магазин "Звезда")- проспект 9-й Пятилетки- Эгерский бульвар- проспект Мира- ул. Калинина- ул. Гагарина- ул. Ю. Фучика- проспект Н. Никольского- ул. Энтузиастов- ул. Чернышевского- ул. Гражданская- ул. Социалистическая (ост. "ОАО "ЧПО им. Чапаева");
в обратном направлении: ул. Социалистическая (ост. "ОАО "ЧПО им. Чапаева")- ул. Гражданская- ул. Чернышевского- ул. Энтузиастов- проспект Н. Никольского- ул. Ю. Фучика- ул. Гагарина- ул. Калинина- проспект Мира- Эгерский бульвар- ул. Кукшумская- ул. Хузангая (ост. "магазин "Звезда").
Количество автобусов, эксплуатируемых на маршруте: 15 единиц.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что ООО "Первая Транспортная Медиакомпания" начало обслуживать маршрут N 45 с 15.04.2014 (договор вступает в силу с 15.04.2014 и действует до 14.04.2019).
По маршруту N 45 осуществлял свою незаконную перевозочную деятельность ИП Галошев В.Н., поскольку между ИП Галошевым В.Н. и администрацией города Чебоксары отсутствуют договор на право осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом по маршрутам регулярных перевозок в городе Чебоксары по маршруту N 45 (07.05.2015).
Так, согласно акта от 07.05.2015 N 56/2 (время 12 часов 25 минут) на остановке общественного транспорта "ул. Хузангая" в г. Чебоксары осуществлялись регулярные пассажирские перевозки по маршруту N 45 без заключения договора на осуществление перевозок. Перевозчиком определен ИП Галошев В.Н. Водителем определен "_", который предоставил путевой лист от 07.05.2015 N 76 автобуса индивидуального предпринимателя Галошева В.Н. (автобус 2227SK гос. N Е624ЕР21RUS).
Согласно представленной администрацией города Чебоксары Чувашской Республики фотографии, схема следования автобуса ИП Галошева В.Н. следующая: ПО им. В.И. Чапаева- д/к Салют- ул. Эльменя- центр. рынок- гост. Россия- энергозапчасть- агрегатный з/д- пр. Мира- Эгерский б-р- ул. Кукшумская (аналогична схеме следования автобусов ООО "Первая Транспортная Медиакомпания").
Также администрацией города Чебоксары Чувашской Республики в материалы дела представлена фотография с кабины автобуса, в которой имеется следующая надпись: "Вас обслуживает ИП Галошев В.Н. ИНН 212806059703. Лицензия N АСС-21-010277 от 24.03.2010. г. Чебоксары, ул. Эльменя д. 7 кв. 129. Тел. 89278513242. Вас обслуживают водители: "_". Имеются сведения о договоре обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров N ТАТХ21582392854000/Е624ЕР21RUS от 23.03.2015, перевозчиком определен- Галошев Валерий Николаевич, ИНН 212806059703. Адрес: "_"
В материалах дела также имеется копия автобусного билета с указанием на перевозчика - ИП Галошев В.Н. с указанием ИНН ИП Галошева В.Н. - 212806059703.
Таким образом, ИП Галошев В.Н., в нарушение Правил предпринял самостоятельные действия по использованию и перевозке пассажиров по маршруту N 45, вопреки имеющемуся договору между администрацией города Чебоксары и ООО "Первая Транспортная Медиакомания" на перевозку пассажиров автомобильным транспортом по маршруту N 45.
3) Согласно статье 2 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее - Устав автомобильного транспорта):
- маршрут - путь следования транспортного средства между пунктами отправления и назначения (п.8 ст. 2);
- маршрут регулярных перевозок - предназначенный для осуществления перевозок пассажиров и багажа по расписаниям путь следования транспортных средств от начального остановочного пункта через промежуточные остановочные пункты до конечного остановочного пункта, которые определены в установленном порядке (пункт 9 ст. 2);
- остановочный пункт - место остановки транспортных средств по маршруту регулярных перевозок, оборудованное для посадки, высадки пассажиров и ожидания транспортных средств (пункт 11 ст.2);
- перевозчик - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки пассажира, договору перевозки груза обязанность перевезти пассажира и доставить багаж, а также перевезти вверенный грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать багаж, груз управомоченному на их получение лицу (п. 13 ст. 2);
- расписание - график, устанавливающий время или интервалы прибытия транспортных средств в остановочный пункт либо отправления транспортных средств от остановочного пункта (пункт 15 ст. 2).
Запрещается осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство (ч.2 ст. 6).
В соответствии с Положением об организации пассажирских перевозок автомобильным и наземным электрическим транспортом в г. Чебоксары, утвержденным решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 03.06.2005 N 1644 (с изменениями), организатором (заказчиком) пассажирских перевозок по городским маршрутам выступает администрация города Чебоксары.
Администрация г. Чебоксары в пределах своих полномочий осуществляет, в том числе: формирование рациональной маршрутной сети города Чебоксары; принятие решений об открытии новых маршрутов, изменении или закрытии соответствующих городских маршрутов; проведение конкурса на право эксплуатации городских маршрутов перевозчиками; заключение и расторжение договоров (контрактов) с перевозчиками на осуществление перевозок пассажиров; изучение потребностей населения в перевозках, определение основных мест концентрации пассажиров, организация остановочных пунктов.
Согласно ст. 14 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, отдельные действия по регистрации транспортных средств и выдача соответствующих документов осуществляются в том числе в электронной форме.
Президиум Высшего Арбитражного суда Российской Федерации в постановлении от 31.05.2011 N 13371/10 сформировал следующую правовую позицию, касающуюся проведения конкурсных отборов на право заключения договоров использования муниципальных маршрутов пассажирского автотранспорта: "администрация, осуществляя бюджетные расходы по содержанию находящихся в ее ведении дорог, вправе самостоятельно регулировать вопросы транспортного обслуживания населения, в том числе передавать перевозчикам на обслуживание муниципальную маршрутную сеть (городские маршруты пассажирского транспорта) на конкурсной основе, устанавливать порядок распределения маршрутов городского пассажирского транспорта, определять условия проводимого конкурса в целях обеспечения бесперебойного и безопасного процесса транспортного обслуживания населения. Решение упомянутых вопросов одновременно отнесено и к полномочиям, и к обязанностям администрации согласно положениям Конституции Российской Федерации, частей 1 и 3 статьи 7, подпункту 1 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункту 4 статьи 6 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения".
Таким образом, материалами дела подтверждается, что действия ИП Галошева В.Н. по осуществлению перевозок по маршруту N 45 нарушают требования Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", Положения об организации пассажирских перевозок автомобильным и наземным электрическим транспортом в г. Чебоксары, утвержденным решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 03.06.2005 N 1644.
Кроме того, выезд автобусов ИП Галошева В.Н. по маршруту N 45 осуществляется без договора на право осуществления пассажирских перевозок.
Таким образом, ИП Галошев В.Н., осуществляя перевозку пассажиров по маршруту N 45 получает (может получить) преимущество при осуществлении предпринимательской деятельности по отношению к другим участникам рынка пассажирских перевозок автомобильным транспортом в городе Чебоксары.
Преимущество ИП Галошева В.Н. заключается в том, что общество получает возможность извлекать прибыль от пассажирских перевозок, не участвуя в конкурсе на право осуществления этих перевозок, не учитывая требований к участникам конкурса, например, о необходимости использования на маршруте количество автобусов - 15 единиц.
Следовательно, такая деятельность полностью подпадает под определение недобросовестной конкуренции.
Вышеназванные обстоятельства, подтверждаемые материалами дела, свидетельствуют о том, что действия ИП Галошева В.Н. непосредственно были направлены на получение преимущества при осуществлении предпринимательской деятельности перед другим хозяйствующим субъектом ООО "Первая Транспортная Медиакомпания".
Исходя из изложенного следует, что автобус(ы) ИП Галошева В.Н., используя маршрут N 45 нарушают Правила перевозок пассажиров и багажа, Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения". Кроме того, выезд автобусов по маршруту N 45 осуществляется без договора на право осуществления пассажирских перевозок.
Комиссия посчитала, что перечисленные действия предпринимателя нарушили нормы российского законодательства, сложившиеся обычаи делового оборота, требования добропорядочности, разумности и справедливости, а также направлены ИП Галошевым В.Н. на получение преимущественного положения (получает возможность извлекать прибыль от пассажирских перевозок, не участвуя в конкурсе на право осуществления этих перевозок, не учитывая требований к участникам конкурса) и причинили (могут причинить) ООО "Первая Транспортная Медиакомпания" убытки.
С учётом установленных обстоятельств, Комиссия пришла к следующим выводам. Оба хозяйствующих субъекта ИП Галошев В.Н. и ООО "Первая Транспортная Медиакомпания" обслуживают один и тот же маршрут, т.е. осуществляют деятельность на одном и том же товарном рынке - рынке регулярных пассажирских перевозок, являются конкурентами.
Совершенные действия ИП Галошева В.Н. являются актом недобросовестной конкуренции, поскольку данные действия противоречат:
- законодательству Российской Федерации, а именно:
- Правилам перевозок пассажиров и багажа, Федеральному закону от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации",
- Федеральному закону от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения",
- обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости;
- направлены на получение последним преимущества и причинили убытки (могли причинить) ООО "Первая Транспортная Медиакомпания",
- кроме того, выезд автобусов ИП Галошева В.Н. по маршруту N 45 осуществляется без договора на право осуществления пассажирских перевозок.
В соответствии с частью 1 статьи 14.33 КоАП РФ, недобросовестная конкуренция, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.3 Кодекса и частью 2 названной статьи, образует состав административного правонарушения.
В соответствии с пунктом 1.2 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.9, 14.31, 14.31.1 - 14.33 КоАП РФ, является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.
Согласно части 6 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьями 14.9, 14.31, 14.31.1 - 14.33 настоящего Кодекса, начинает исчисляться со дня вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.
Решение о признании факта нарушения антимонопольного законодательства было принято 22 апреля 2015 года.
Часть 1 статьи 2.1 КоАП РФ признает административным правонарушением противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность.
Согласно примечания к статье 2.4 КоАП РФ индивидуальные предприниматели несут административную ответственность как должностные лица, если КоАП РФ не установлено иное.
Обстоятельства дела свидетельствуют о том, что индивидуальным предпринимателем не были предприняты необходимые и достаточные меры по соблюдению требований законодательства, при этом какие-либо неустранимые препятствия для их надлежащего исполнения отсутствовали. При должной степени заботливости и осмотрительности у лица имелась возможность соблюдения установленных требований законодательства, следовательно, вышеуказанное административное правонарушение произошло по вине индивидуального предпринимателя.
Таким образом, ИП Галошев В.Н. виновен в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.33 КоАП РФ.
При исследовании материалов дела рассмотрено наличие отягчающих и смягчающих обстоятельств.
Обстоятельств, в соответствии со статьей 4.2 КоАП РФ смягчающих административную ответственность не установлено.
Обстоятельств, в соответствии со статьей 4.3 КоАП РФ отягчающих административную ответственность не установлено.
Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченное решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 18 постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения.
Оценив обстоятельства дела, оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным не усматриваю, поскольку имеется существенная угроза охраняемым общественным отношениям, которая заключается в несоблюдении антимонопольного законодательства.
Согласно статье 23.48 КоАП РФ Федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 9.15, частями 6 и 12 статьи 9.16, статьями 9.21, 14.3, 14.9, 14.31 - 14.33, 14.38, 14.40 - 14.42, частями 2.1 - 2.7 статьи 19.5, статьей 19.8 (в пределах своих полномочий), статьей 19.31 настоящего Кодекса.
Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени Федерального антимонопольного органа, его территориальных органов, вправе:
1) руководитель федерального антимонопольного органа, его заместители;
2) руководители структурных подразделений федерального антимонопольного органа, их заместители, за исключением дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.3, 14.9, 14.31 - 14.33 настоящего Кодекса;
3) руководители территориальных органов федерального антимонопольного органа, их заместители.
Таким образом, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии уполномочен рассматривать дела об административных правонарушениях от имени территориального органа Федерального антимонопольного органа, предусмотренного статьей 14.33 КоАП РФ.
При назначении наказания должностным лицом учтены обстоятельства и характер совершения правонарушения, имущественное и финансовое положение лица.
При изложенных обстоятельствах полагаю возможным назначить наказание в виде минимального административного штрафа, который предусмотрен санкцией части 1 статьи 14.33 КоАП РФ и который будет отвечать целям наказания, предупреждения совершения новых правонарушений.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 4.1, 23.48, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заместитель руководителя Чувашского УФАС России "_" постановил:
1. Признать индивидуального предпринимателя Галошева Валерия Николаевича ("_") виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.33 КоАП РФ.
2. Назначить индивидуальному предпринимателю Галошеву Валерию Николаевичу административное наказание в виде административного штрафа в размере 12 000 (двенадцати тысяч) рублей.
"_"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Чувашия от 2 октября 2015 г. N 04-07/8876
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016