Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области
от 18 мая 2010 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы РФ по Волгоградской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля органов власти;
Члены Комиссии: заместитель начальника отдела контроля органов власти;
государственный инспектор отдела контроля органов власти;
при участии:
1. представителя Комитета по здравоохранению Администрации Волгоградской области, доверенность;
2. представителя Комитета по здравоохранению Администрации Волгоградской области, доверенность;
3. представителя ВОГУП "Волгофарм", доверенность;
4. представителя ВОГУП "Волгофарм", доверенность;
5. генерального директора ООО "ЦарицынМедФарм";
рассмотрев дело N10-01-15-03/83 по признакам нарушения Комитетом по здравоохранению Администрации Волгоградской области (400131, г.Волгоград, ул.Ленина, 15) части 1 ст.15 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее по тексту - Закон о защите конкуренции), установила:
05 марта 2010 года Приказом N48 о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства Управлением Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области возбуждено дело по признакам нарушения Комитетом по здравоохранению Администрации Волгоградской области (далее по тексту - Комитет) части 1 статьи 15 ФЗ от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции".
Данные признаки содержатся в издании 09 декабря 2009 года Комитетом по здравоохранению Администрации Волгоградской области Приказа N2676 "О медикоментозном снабжении медицинских учреждений" (далее по тексту - Приказ N2676), согласно которому руководителям органов управления здравоохранением муниципальных образований, главным врачам государственных медицинских учреждений и ЦРБ надлежит организовать закупку: лекарственного препарата ИНГАВЕРИН 90 мг.N7 и масок одноразовых у ВОГУП "Волгофарм"; лекарственного препарата КАГОЦЕЛ 12 мг.N10 и масок одноразовых - у ООО "ЦарицынМедФарм", что, по мнению Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (далее по тексту - УФАС по Волгоградской области), приводит либо может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Представители Комитета по здравоохранению Администрации Волгоградской области пояснили, что Приказ N2676 издан в связи со сложившейся эпидемической ситуацией на территории Волгоградской области в декабре 2009 года, а также отсутствием необходимого количества лекарственных средств и средств индивидуальной защиты (маски одноразовые) для оказания экстренной стационарной помощи.
Представители ВОГУП "Волгофарм" поддержали позицию Комитета по здравоохранению Администрации Волгоградской области, пояснив, что данный Приказ N2676 действовал с 09.12.2009 по конец декабря 2009 года, то есть утратил свою силу и на данный момент не применяется.
Представитель ООО "ЦарицынМедФарм" согласен с доводами Комитета по здравоохранению Администрации Волгоградской области, считает, что издание Приказа N2676 является вынужденной мерой.
Исследовав имеющиеся в деле материалы, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к следующим выводам:
В соответствии с п. "ж", п. "з" статьи 72 Конституции РФ, в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся, в том числе координация вопросов здравоохранения, осуществление мер по борьбе с эпидемиями, ликвидация их последствий.
Согласно ст.6 Федерального закона от 30.03.1999 N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения относятся: принятие в соответствии с федеральными законами законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, контроль за их исполнением; право разработки, утверждения и реализации региональных программ обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, согласованных с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В силу пункта 5 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится, в том числе, и решение вопросов предупреждения чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий.
По вопросам, указанным в вышеуказанном пункте, органы государственной власти субъекта Российской Федерации имеют право принимать законы, иные нормативные и ненормативные правовые акты, в том числе региональные программы субъектов Российской Федерации, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
В то же время принимаемые органами государственной власти субъекта РФ нормативные и ненормативные акты должны соответствовать требованиям федерального законодательства и не должны противоречить ему.
Согласно ст.120 ГК РФ, учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. В соответствии с ч.1 ст.3 ФЗ от 12.01.1996 N7-ФЗ "О некоммерческих организациях", некоммерческие организации имеют в собственности или в оперативном управлении обособленное имущество, отвечают (за исключением частных учреждений) по своим обязательствам этим имуществом, могут от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, то есть самостоятельны в осуществлении своих прав.
Государственные учреждения здравоохранения и центральные районные больницы являются некоммерческими организациями. Следовательно, учреждения здравоохранения самостоятельны в осуществлении своих прав, а значит, Комитет по здравоохранению Администрации Волгоградской области никоим образом неправомочен давать государственным учреждениям здравоохранения и центральным районным больницам указания на закупку товаров у конкретных поставщиков (хозяйствующих субъектов).
Согласно п.1.1. Положения о Комитете по здравоохранению Администрации Волгоградской области, утвержденного Постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 09.12.1999 N863, Комитет по здравоохранению Администрации Волгоградской области является органом исполнительной власти Волгоградской области, осуществляющим государственное управление здравоохранением Волгоградской области и реализацию государственной политики в сфере охраны здоровья населения Волгоградской области и развития медицинской науки.
Своим Приказом N2676 от 09.12.2009 Комитет по здравоохранению Администрации Волгоградской области предписывает главным врачам государственных медучреждений и главным врачам центральных районных больниц в срок до 18.12.2009 организовать закупки лекарственного препарата "Ингаверин 90 мг.N7" и масок одноразовых у ВОГУП "Волгофарм"; лекарственного препарата "Кагоцел 12 мг. N10" и масок одноразовых - у ООО "ЦарицынМедФарм".
ВОГУП "Волгофарм" и ООО "ЦарицынМедФарм" осуществляют деятельность, в том числе на рынке оптовой торговли лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения. На территории Волгоградской области, помимо указанных хозяйствующих субъектов аналогичным видом деятельности занимаются: ЗАО НПК "Катрен", филиал ЗАО фирмы "ЦВ "Протек" "Протек-2", ЗАО "РОСТА" Волгоградский филиал, ЗАО "СИА Интернейшнл-Волгоград" и т.д.
Следовательно, выполняя Приказ контролирующего органа, государственные учреждения здравоохранения и ЦРБ вынуждены заключать договора на закупку вышеуказанных лекарственных средств и изделий медицинского назначения у конкретных поставщиков - ВОГУП "Волгофарм" и ООО "ЦарицынМедФарм".
Таким образом, издав Приказ N2676 от 09.12.2009, Комитет установил для приобретателей товаров (государственных учреждений здравоохранения и ЦРБ) ограничения выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют лекарственные препараты "Ингаверин 90 мг.N7", "Кагоцел 12 мг. N10" и средства индивидуальной защиты - маски медицинские одноразовые, что привело к ограничению на рынке оптовой торговли лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, что запрещено п.5 ч.1 ст.15 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции".
Приказ N2676 09.12.2009 действовал в период эпидемии гриппа и острых респираторных заболеваний на территории Волгоградской области и его действие закончено 18.12.2009, в связи с чем, указанный Приказ на момент вынесения решения не применяется.
Таким образом, издание Комитетом по здравоохранению Администрации Волгоградской области Приказа N2676 от 09.12.2009 лишает государственные медицинские учреждения и Центральные районные больницы права выбора хозяйствующих субъектов, занимающихся оптовой торговлей лекарственных средств и изделий медицинского назначения, то есть указанные действия Комитета по здравоохранению Администрации Волгоградской области противоречат пункту 5 части 1 статьи 15 ФЗ от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции".
Руководствуясь ст.23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 ст.49 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
1. Признать факт нарушения Комитетом по здравоохранению Администрации Волгоградской области пункта 5 части 1 статьи 15 ФЗ от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившийся в установлении для государственных медицинских учреждений и центральных районных больниц Волгоградской области ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют лекарственные препараты "Ингаверин 90 мг.N7", "Кагоцел 12 мг. N10" и средства индивидуальной защиты - маски медицинские одноразовые, посредством издания Приказа от 09.12.2009 N2676 "О медикаментозном снабжении медицинских учреждений", ограничивающего конкуренцию на рынке оптовой торговли лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения.
2. Предписание по делу N10-01-15-03/83 не выдавать.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области от 18 мая 2010 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016