Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл
от 8 апреля 2010 г.
В соответствии с частью 2 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006
N 135-ФЗ "О защите конкуренции" резолютивная часть решения объявлена на заседании Комиссии Марийского УФАС России 31.03.2010, решение в полном объеме изготовлено 08.04.2010.
Комиссия Марийского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председателя Комиссии Зубарева В.В. - заместителя руководителя управления, членов Комиссии: Кукановой О.А. - начальника отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов, Садовиной О.А. - специалиста-эксперта отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов, Пегашевой В.С. - специалиста-эксперта отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов, рассмотрев дело N 03-47/17 о нарушении ОАО "К_" пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в части нарушения установленного нормативными актами порядка ценообразования,
у с т а н о в и л а:
Заявитель: дело возбуждено по собственной инициативе Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл на основании акта проверки от 21.01.2010 в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 39 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
ОАО "К_" по своей организационно-правовой форме является открытым акционерным обществом, юридическим лицом, коммерческой организацией. ОАО "К_" создано в соответствии с Указом Президента Российской Федерации "Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества" от 01.07.1992 г. N 721 путем преобразования Марийского завода "К_" имени 50-летия СССР и является его правопреемником. Новая редакция устава утверждена общим собранием акционеров ОАО "К_" (протокол N 1 от 22.06.2007). В Единый государственный реестр юридических лиц внесено 14.06.1996 ИМНС России по г. Йошкар-Ола Республики Марий Эл, ОГРН __ ИНН __
Согласно Уставу целью деятельности ОАО "К_" является производство товаров и услуг для удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли (п. 3.1. Устава). К видам деятельности ОАО "К_" относятся:
- производство промышленного холодильного и вентиляционного оборудования;
- производство электро- и радиоэлементов, электровакуумных приборов;
-производство пластмассовых изделий;
- производство, передача и распределение электроэнергии;
- строительство зданий и сооружений; монтаж инженерного оборудования зданий и сооружений; производство отделочных работ;
- предоставление услуг по ковке, прессованию, объемной и листовой штамповке и профилированию листового металла;
- обработка металлов и нанесение покрытий на металлы;
- производство инструментов, изделий из проволоки, прочих готовых металлических изделий;
- иные виды деятельности, не запрещенные действующим законодательством РФ.
Марийским УФАС России с 21.12.2009 по 21.01.2010 проведена проверка деятельности ОАО "К_" по выполнению требований законодательства об электроэнергетике в части разделения деятельности по купле-продаже и передаче электрической энергии и антимонопольного законодательства на розничном рынке электрической энергии (Акт по результатам проверки ОАО "К_" от 21.01.2010).
Проверкой установлено, что на балансе ОАО "К_" имеются кабельные линии 10 кВ ПС "Чигашево" - ЦРП-10 кВ, Центральный распределительный пункт (ЦРП-10 кВ), трансформаторные подстанции 10/0,4 кВ: ТП-1, 1000 кВА; ТП-2, 1000 кВА; ТП-3, 1000 кВА; ТП-4, 1000 кВА; ТП-5, тр.1-1000 кВА, тр.2-1000 кВА; ТП-6, тр.1-1600 кВА, тр.2-1600 кВА; ТП-7, тр.1-630 кВА; тр.2-630 кВА; ТП-8, тр.1-400 кВА, тр.2-400 кВА.
Указанные объекты электросетевого хозяйства используются обществом для осуществления деятельности по передаче электрической энергии хозяйствующему субъекту ООО Фирма "П_", так как к наконечникам КЛ-0,4 кВ. ТП-4 ОАО "Контакт" присоединены ВВГ-3*70+1*35 ООО Фирма "П_" (далее - ООО "П_").
На момент проверки ОАО "К_" имеет договор энергоснабжения с гарантирующим поставщиком ОАО "М_" N 23 от 01.01.2009 г., договор на отпуск электрической энергии N 27 от 22.05.2002, заключенный с ООО "П_", дополнительное соглашение о внесении изменений и дополнений в договор N 27 от 22.05.2002 на отпуск электрической энергии.
Заключенный с ООО "П_" договор на отпуск электрической энергии N 27 от 22.05.2002, фактически является договором энергоснабжения, то есть содержит в себе два договора: договор поставки (купли-продажи) электроэнергии и договор на услуги по передаче электрической энергии.
В соответствии со статьей 431 ГК РФ при толковании условий договора принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условий договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.
Так, согласно заключенному договору предметом настоящего договора является подача ОАО "К_" ("Энергоснабжающей организацией") ООО "П_" ("Субабонент") электрической энергии по сетям, принадлежащим ОАО "Контакт" и ее оплата "Субабонентом. При этом "Энергоснабжающая организация" - ОАО "Контакт", отпускает электрическую энергию "Субабоненту" в соответствии с утвержденным договором величинами электропотребления (п.2.1), подает заявку в Энергосбыт ОАО "М_" на следующий год на планируемые "Субабонентом" объемы электропотребления (п. 2.3), а при неоплате за потребленную электроэнергию имеет право прекращать поставку (отпуск) электрической энергии (п. 2.5.).
Раздел 4 "Порядок расчетов" содержит следующие требования:
п. 4.2. оплата производится по тарифам на электрическую энергию, отпускаемую от сетей ОАО "Мариэнерго", плата за передачу электрической энергии по сетям ОАО "К_" составляет 5 % от действующего тарифа.
Сказанное подтверждается счет-фактурами от 31.01.2008 N 922, от 29.05.2009 N 5408, актом от 30.09.2009 N 11145.
Указанный договор заключен до 01.01.2003 г. и вступает в силу со дня его подписания, считаясь ежедневно продленным, если за месяц до окончания срока не последует заявления одной из сторон о его прекращении либо о заключении нового договора. На момент проведения проверки договор между ОАО "К_" и ООО "П_" действовал.
Статья 3 Федерального закона от 30.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" определяет услуги по передаче электрической энергии как комплекс организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электроэнергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с техническими регламентами.
В соответствии с пунктом 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила недискриминационного доступа) ОАО "К_" является сетевой организацией.
Согласно Акту по результатам проверки ОАО "К_" от 21.01.2010, имея имущество, непосредственно используемое при осуществлении деятельности по передаче электрической энергии, Общество фактически осуществляло продажу электроэнергии ООО "П_", имея при этом на праве собственности имущество, непосредственно используемое при осуществлении деятельности по передаче электрической энергии, то есть оказывало им услуги по ее передаче.
Согласно статье 1 Федерального закона от 14.04.95 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", хозяйствующий субъект, осуществляющий продажу потребителям произведенной или купленной электрической энергии, является энергоснабжающей организацией.
Согласно действующему законодательству тарифы на электрическую энергию являются регулируемыми. Принципы и порядок государственного регулирования тарифов на электрическую энергию определены Федеральным законом от 14.04.95 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" и Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", а также постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации", согласно которым органы исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов (Региональные службы по тарифам субъектов РФ) устанавливают тарифы на электрическую энергию и на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям для организаций, оказывающих данные услуги на территории соответствующего субъекта РФ.
Следовательно, при оказании услуг по передаче электрической энергии ООО "П_" ОАО "К_" обязано использовать тарифы, утвержденные Республиканской службой по тарифам Республики Марий Эл (далее по тексту - РСТ РМЭ).
Тарифы на услуги по ее передаче по сетям Общества РСТ РМЭ на 2008, 2009 годы не утверждались. Применение договорных тарифов является нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования и пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (Акт по результатам проверки ОАО "К_" от 21.02.2010).
ОАО "К_" в письменном объяснении от 25.02.2010 N 553 и на заседании Комиссии пояснил, что для утверждения тарифа на услуги по передаче электрической энергии Общество обращалось в РСТ РМЭ, исх. N 33-14/1869 от 26.11.2008 с приложением расчетов.
РСТ РМЭ исх. N РСТ-2144 от 10.12.2008 отказало ОАО "К_" в установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии. До заключения договора электроснабжения между ООО "П_" и ОАО "Мариэнергосбыт" существующий договор на отпуск электрической энергии имел законную силу, на основании чего взималась плата за транспортировку электрической энергии по сетям ОАО "К_".
Заслушав объяснения ответчика по делу, исследовав представленные в материалы дела доказательства, оценив их в совокупности и взаимосвязи, Комиссия Марийского УФАС России квалифицировала деятельность ОАО "К_" по применению нерегулируемых тарифов при оказании услуг по передаче электрической энергии ООО "П_", присоединенного к питающим кабелям Общества, как нарушение пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в части нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования на услуги по передаче электрической энергии.
Для осуществления деятельности по энергоснабжению, оказанию услуг по передаче электрической энергии ООО "П_" ОАО "К_" использует принадлежащие ему на законном основании кабельные линии 10 кВ ПС "Чигашево" - ЦРП-10 кВ, Центральный распределительный пункт (ЦРП-10 кВ), трансформаторные подстанции 10/0,4 кВ: ТП-1, 1000 кВА; ТП-2, 1000 кВА; ТП-3, 1000 кВА; ТП-4, 1000 кВА; ТП-5, тр.1-1000 кВА, тр.2-1000 кВА; ТП-6, тр.1-1600 кВА, тр.2-1600 кВА; ТП-7, тр.1-630 кВА; тр.2-630 кВА; ТП-8, тр.1-400 кВА, тр.2-400 кВА.
Статья 3 Федерального закона от 30.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" определяет услуги по передаче электрической энергии как комплекс организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электроэнергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с техническими регламентами. Деятельность по передаче электрической энергии в силу статьи 4 Федерального закона от 17.08.95 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" относится к деятельности, осуществляемой в условиях естественной монополии.
Согласно части 5 статьи 5 Федерального закона от 26.06.2006
N 135-ФЗ "О защите конкуренции" положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, признается доминирующим положением. Таким образом, ОАО "Контакт" в силу закона является хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке услуг по передаче электрической энергии.
Согласно Правилам недискриминационного доступа, услуги по передаче электрической энергии предоставляются сетевой организацией на основании договора о возмездном оказании услуг по передаче электрической энергии (п. 4).
Порядок и принципы государственного регулирования тарифов на электрическую энергию определены Федеральными законами от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" и от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", а также постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации.
В соответствии со статьями 2 и 6 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" тарифы на электрическую энергию являются регулируемыми. Согласно абз. 8 п. 2 ст. 23 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" государственному регулированию в электроэнергетике подлежат цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям и предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям.
Полномочия по регулированию тарифов на услуги по передаче электрической энергии возложены на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации". В соответствии с постановлением Правительства Республики Марий Эл от 19.08.2005 N 200 "Об утверждении Положения о Республиканской службе по тарифам Республики Марий Эл таким уполномоченным органом является Республиканская служба по тарифам Республики Марий Эл (далее по тексту - РСТ РМЭ).
На 2008, 2009 годы тарифы на услуги по ее передаче потребителям ОАО "К_", РСТ РМЭ не утверждались.
Доход ОАО "К_" от оказания услуг по передаче электрической энергии, определенный в соответствии со статьями 248 и 249 Налогового кодекса РФ, за 2008 год составил 63264,12 руб. (без НДС), за 2009 - 59858,62 руб. (без НДС).
Таким образом, действия ОАО "К_" по передаче электрической энергии по тарифам, не утвержденным регулирующим органом, совершены с нарушением пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в части нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования. В отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона, наличие или угроза наступления ущемления интересов потребителей не требует доказывания антимонопольным органом.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49, частью 1 статьи 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, решила:
1. Признать факт нарушения со стороны ОАО "К_" пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в части нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования на услуги по передаче электрической энергии.
2. Выдать ОАО "К_" предписание о прекращении нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
3. Уведомить ОАО "К_" о возбуждении дела об административном правонарушении и составлении протокола в отношении должностного лица.
Председатель Комиссии В.В.Зубарев
Члены Комиссии О.А.Куканова
В.С.Пегашева
О.А. Садовина
Предписание N 03-47/17
о прекращении нарушения антимонопольного законодательства
8 апреля 2010 года г. Йошкар-Ола
Комиссия Марийского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председателя Комиссии Зубарева В.В. - и.о. руководителя управления, членов Комиссии: Кукановой О.А. - начальника отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов, Садовиной О.А. - специалиста-эксперта отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов, Пегашевой В.С. - специалиста-эксперта отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" на основании своего решения от 08.04.2010 по делу N 03-47/17 о нарушении ОАО "К_" пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
предписывает:
Открытому акционерному обществу "К_" прекратить нарушение пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования, что могло иметь свои результатом ущемление интересов ООО "П_", для чего:
1. Не допускать взимание платы за передачу электрической энергии, в отсутствии тарифов, утвержденных в установленном порядке соответствующим уполномоченным органом.
2. О выполнении пункта 1 настоящего предписания сообщить Марийскому УФАС России, с приложением доказательств, в срок до 7 мая 2010 г.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд Республики Марий Эл в течение трех месяцев со дня выдачи предписания.
Председатель Комиссии В.В. Зубарев
Члены Комиссии О.А. Куканова
О.А. Садовина
В.С. Пегашева
Примечание: В соответствии с ч. 2.6 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от восьми тысяч до двенадцати тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл от 8 апреля 2010 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016