Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области
от 15 июня 2010 г.
Комиссия Управления ФАС России по Волгоградской области по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказании услуг для государственных и муниципальных нужд в составе:
- председателя Комиссии, и.о.начальника отдела контроля размещения госзаказа,
- члена Комиссии, специалиста 1 разряда отдела контроля размещения госзаказа,
- члена Комиссии, специалиста 1 разряда отдела контроля размещения госзаказа,
в присутствии:
- представителя Администрации Алексиковского сельского поселения и Администрация Новониколаевского муниципального района Волгоградской области (по доверенности),
- представителя Администрации Алексиковского сельского поселения и Администрация Новониколаевского муниципального района Волгоградской области (по доверенности),
рассмотрев материалы дела N 10-06/04-258, возбужденного по жалобе ООО Строительная компания "Лидер" на действия Заказчика - Администрация Алексиковского сельского поселения - и уполномоченного органа - Администрация Новониколаевского муниципального района Волгоградской области - при проведении открытого аукциона "На выполнение работ по объекту "Реконструкция клуба в х. Алексиковском Новониколаевского района Волгоградской области" установила:
В УФАС по Волгоградской области 07.06.2010 г. вх. N 3352 поступила жалоба ООО Строительная компания "Лидер" в которой обжалуются действия Заказчика - Администрация Алексиковского сельского поселения - и уполномоченного органа - Администрация Новониколаевского муниципального района Волгоградской области - при проведении открытого аукциона "На выполнение работ по объекту "Реконструкция клуба в х. Алексиковском Новониколаевского района Волгоградской области"
Из жалобы ООО Строительная компания "Лидер" следует, что:
1. В соответствии с частью 3 статьи 33, пунктами 1,2,4,5 и 12 ст. 21 Федерального Закона от 21.07.2005 г. N 94 - ФЗ "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) в извещении о проведении открытого аукциона в обязательном порядке должны быть указаны следующие сведения: наименование, место нахождения, почтовый адрес и адрес электронной почты, номер контактного телефона заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации.
Данные сведения указываются как для муниципального заказчика, так и для уполномоченного органа (если он имеется).
Извещение о проведении открытого аукциона на выполнение работ по объекту "Реконструкция клуба в х. Алексиковском Новониколаевского района Волгоградской области" не содержит сведения о месте нахождения, почтовом адресе и адресе электронной почты, номере контактного телефона уполномоченного органа - Администрации Новониколаевского муниципального района.
Таким образом, муниципальным заказчиком и уполномоченным органом нарушены положения части 3 статьи 33, пунктов 1,2,4,5 и 12 статьи 21 Закона о размещении заказов.
2. В силу части 2 статьи 4 Закона о размещении заказов в случае, если создан орган местного самоуправления, уполномоченный на осуществление функций по размещению заказов для муниципальных заказчиков, указанный уполномоченный орган осуществляет функции по размещению заказов для муниципальных заказчиков, определенных решением о создании соответствующего уполномоченного органа, за исключением подписания государственных или муниципальных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд. Порядок взаимодействия уполномоченного органа и государственных или муниципальных заказчиков должен устанавливаться решением о создании такого уполномоченного органа.
В соответствии с пунктом 3 статьи 48 Устава Новониколаевского муниципального района Волгоградской области порядок формирования, размещения, исполнения и контроля за исполнением муниципального заказа устанавливается нормативным правовым актом Новониколаевской районной Думы в соответствии с действующим законодательством.
На настоящий момент, по мнению заявителя, соответствующий нормативно-правовой акт о создании и порядке осуществления полномочий уполномоченного органа по размещению муниципального заказа в Новониколаевском муниципальном районе отсутствует.
При отсутствии такого нормативно-правового акта муниципальные заказчики обязаны проводить процедуры размещения муниципального заказа самостоятельно, а привлечение администрации Новониколаевского муниципального района в качестве уполномоченного органа нарушает законодательство о размещении заказов.
3. В соответствии с частью 1 статьи 37 Закона о размещении заказов о размещении заказов заказчик, уполномоченный орган обязаны обеспечить участникам аукциона возможность принять непосредственное или через своих представителей участие в аукционе.
В нарушение вышеуказанных норм Закона процедура рассмотрения заявок участников открытого аукциона, включая проверку, оформление и подписание протокола, направление уведомлений участникам и процедура открытого аукциона проходят друг за другом фактически в один день.
Таким образом, по мнению участника размещения заказа, заказчик заранее установил преимущества для определенных участников открытого аукциона (расположенных в непосредственной близости от места нахождения заказчика), ограничив доступ другим участникам к информации о допуске/отклонении поданной заявки на участие, сократив время на направление представителя участника открытого аукциона для участия в процедуре открытого аукциона, что существенно усложнило участие в процедуре открытого аукциона иногородних участников.
Также, уведомление ООО Строительная компания "Лидер" о результатах рассмотрения было произведено не предусмотренным способом - путем звонка на мобильный телефон.
В то же время, никаких письменных уведомлений о результатах рассмотрения заявок на участие администрацией Алексиковского сельского поселения и администрацией Новониколаевского муниципального района в адрес ООО Строительная компания "Лидер" ни факсом, ни посредством почтовой связи, ни нарочным не было направлено.
Данными действиями заказчик и уполномоченный орган грубо нарушили положения статей 36, 37 Закона о размещении заказов и статьи 17 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" согласно которому запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе координация организаторами торгов или заказчиками деятельности его участников и создание участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах, в том числе путем доступа к информации.
4. Также заявитель указывает на нарушение заказчиком требований части 6 статьи 35 Закона о размещении заказов - прием заявок на участие в аукционе прекращается в день рассмотрения заявок на участие в аукционе непосредственно до начала рассмотрения заявок на участие в аукционе, указанного в извещении о проведении открытого аукциона.
Заказчиком, в аукционной документации установлены следующие сроки:
Дата окончания срока подачи заявок на участие: 03 июня 2010 г. в 10:00 часов
Дата начала рассмотрения заявок на участие в аукционе: 03 июня 2010 г. с 11-00.
5. В соответствии с пунктом 4.5 документации об аукционе и пунктом 18 Информационной карты, заказчиком установлено требование к сроку действия заявок на участие в открытом аукционе.
Заявка должна сохранять свое действие в течение срока, указанного в Информационной карте аукциона.
В "форме заявки на участие в аукционе" заказчиком включен пункт 7 - Настоящая заявка действительна ___ дней с даты начала рассмотрения заявок на участие в аукционе.
Частью 2 статьи 35 Закона о размещении заказов установлен исчерпывающий перечень сведений и документов, обязательных для предоставления участниками размещения заказа на участие в открытом аукционе.
В соответствии с частью 3 статьи 35 Закона о размещении заказов запрещено требовать от участника сведения и документы, не указанные в части 2 статьи 35 вышеуказанного закона.
6. В соответствии с частью 3 ст. 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе может содержать указание на товарные знаки. При указании в документации об аукционе на товарные знаки они должны сопровождаться словами "или эквивалент" за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком.
В нарушение вышеуказанных норм техническое задание документации об аукционе на выполнение работ по объекту "Реконструкция клуба в х. Алексиковском Новониколаевского района Волгоградской области" содержит указание на конкретные торговые наименования материалов без указания слов "или эквивалент"
При этом, документация об аукционе не содержит никаких требований к качеству, техническим характеристикам материалов при проведении работ.
7. Заявитель считает, что заказчиком и уполномоченным органом были включены в один лот товары, работы, прямо не связанные с предметом муниципального контракта - реконструкция, и, ограничив доступ к проектно-сметной документации, администрация Алексиковского сельского поселения и администрация Новониколаевского муниципального района грубо нарушили требования ч. З ст. 17 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и создали преимущественные условия другим участникам.
На заседании комиссии представители Заказчика и уполномоченного органа по существу жалобы пояснили следующее.
Представители Заказчика и уполномоченного органа с доводами, изложенными в жалобе, в части нарушения ч. 3 ст. 33; пунктов 1,2,4,5 и 12 ч. 4 статьи 21 согласны. С иными доводами, изложенными в жалобе - не согласны.
Выслушав доводы сторон, и ознакомившись с представленными документами, Комиссия УФАС по Волгоградской области пришла к выводу, что жалоба ООО Строительная компания "Лидер" является частично обоснованной по следующим основаниям.
1. В нарушение части 3 статьи 33, пунктов 1,2,4,5 и 12 ч. 4 ст. 21 Закона о размещении заказов в извещении о проведении открытого аукциона "На выполнение работ по объекту "Реконструкция клуба в х. Алексиковском Новониколаевского района Волгоградской области" отсутствуют место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона уполномоченного органа.
Таким образом, данный довод Заявителя является обоснованным.
2. При рассмотрении жалобы ООО СК "Лидер" представителями Заказчика и уполномоченного органа было представлено соглашение о сотрудничестве между администрацией Новониколаевского муниципального района и администрацией Алексиковского сельского поселения, согласно которому администрация Алексиковского сельского поселения уполномочивает администрацию Новониколаевского муниципального района на проведение открытого аукциона.
Следовательно, данный довод жалобы является необоснованным.
3. В соответствии с частью 1 статьи 37 Закона о размещении заказов заказчик, уполномоченный орган обязаны обеспечить участникам аукциона возможность принять непосредственное или через своих представителей участие в аукционе.
В рассматриваемом аукционе процедура рассмотрения заявок участников открытого аукциона, включая проверку, оформление и подписание протокола, направление уведомлений участникам и процедуры открытого аукциона проходили друг за другом в один день.
Заявитель считает, что данными действиями были нарушены его права и законные интересы.
Однако законодательство о размещении заказов не устанавливает сроков между процедурами рассмотрения заявок на участие в аукционе, направлением уведомлений о допуске / отказу в допуске к участию в аукционе и процедурой открытого аукциона.
Таким образом, заказчиком и уполномоченным органом самостоятельно принимается решение об установлении вышеуказанных сроков.
В данной части жалоба является необоснованной.
В нарушение ч. 3 ст. 36 Закона о размещении заказов уполномоченным органом не были направлены уведомления о принятых аукционной комиссией решениях участникам размещения заказа, подавшим заявки на участие в аукционе и признанными участниками аукциона, и участникам размещения заказа, подавшим заявки на участие в аукционе и не допущенными к участию в аукционе.
Несмотря на вышеуказанное нарушение, данные сведения были сообщены всем участникам размещения заказа посредством телефонной связи, т.е. уполномоченным органом были предприняты меры по уведомлению всех участников размещения заказа.
4. Согласно ч. 6 ст. 35 Закона о размещении заказов прием заявок на участие в аукционе прекращается в день рассмотрения заявок на участие в аукционе непосредственно до начала рассмотрения заявок на участие в аукционе, указанного в извещении о проведении открытого аукциона.
Заказчиком, в аукционной документации установлены следующие сроки:
дата окончания срока подачи заявок на участие: 03 июня 2010 г. в 10:00 часов
дата начала рассмотрения заявок на участие в аукционе: 03 июня 2010 г. с 11-00.
Таким образом, установив вышеуказанные сроки, Заказчиком и уполномоченным органом нарушена ч. 6 ст. 35 Закона о размещении заказов.
Следовательно, данный довод жалобы является обоснованным.
5. В "форме заявки на участие в аукционе" заказчиком включен пункт 7 "Настоящая заявка действительна ___ дней с даты начала рассмотрения заявок на участие в аукционе"
В соответствии с частью 3 статьи 35 Закона о размещении заказов запрещено требовать от участника сведения и документы, не указанные в части 2 статьи 35 вышеуказанного закона.
Частью 2 статьи 35 Закона о размещении заказов установлен исчерпывающий перечень сведений и документов, обязательных для предоставления участниками размещения заказа на участие в открытом аукционе. Требование относительно срока действия заявки участника размещения заказа является неправомерным.
6. В соответствии с частью 3 ст. 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе может содержать указание на товарные знаки. При указании в документации об аукционе на товарные знаки они должны сопровождаться словами "или эквивалент" за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком.
Заявителем не было представлено доказательств в обоснование своей позиции, ввиду чего, довод жалобы является необоснованным.
7. Доводы Заявителя относительно включения в один лот товары, работы, прямо не связанные с предметом муниципального контракта не нашли своего подтверждения при рассмотрении жалобы по существу.
Таким образом, данная часть жалобы является необоснованной.
Несмотря на наличие нарушений действующего законодательства РФ о размещении заказов, допущенных заказчиком и уполномоченным органом в части отсутствия всей полноты сведений об уполномоченном органе; отсутствия письменного уведомления участников размещения заказа о результатах допуска/отказа в допуске к участию в открытом аукционе; нарушения сроков в части окончания приема заявок и начала рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе; установления требования о сроке действия заявки на участие в открытом аукционе, данные нарушения не повлияли результаты торгов. Кроме того, ООО "СК "Лидер" было допущено к участию в открытом аукционе и участвовало в нем; до подведения результатов торгов, заявитель не обжаловал документацию об аукционе, не обращался к аукционной комиссии с запросом о разъяснении ее положений и, подав заявку на участие в аукционе, тем самым согласился с положениями документации об аукционе.
В связи с изложенным, Комиссия УФАС по Волгоградской области не находит оснований для выдачи предписания об устранении выявленных нарушений законодательства.
Внеплановая проверка процедуры проведения открытого аукциона "На выполнение работ по объекту "Реконструкция клуба в х. Алексиковском Новониколаевского района Волгоградской области" на предмет соблюдения законодательства РФ и иных нормативных актов РФ о размещении заказов нарушений выявила следующие нарушения.
Согласно п.п. 1, 3 ч. 1 ст. 12 Закона о размещении заказов при рассмотрении заявок на участие в аукционе участник размещения заказа не допускается аукционной комиссией к участию в аукционе в случае непредоставления документов, определенных частью 2 статьи 35 настоящего Федерального закона; непредоставления документа или копии документа, подтверждающего внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе или заявки на участие в аукционе, если требование обеспечения таких заявок указано в документации об аукционе.
Согласно Протокола рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе N 1 от 03.06.2010 г. участник размещения заказа - ЗАО "Новониколаевское РСУ" - был допущен к участию в открытом аукционе.
Допустив данного участника размещения заказа к участию в открытом аукционе, аукционная комиссия нарушила п.п. 1, 3 ч. 1 ст. 12 Закона о размещении заказов по следующим основаниям.
В составе заявки ЗАО "Новониколаевское РСУ" отсутствует документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени участника размещения заказа - юридического лица (копия решения о назначении или об избрании либо приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которым такое физическое лицо обладает правом действовать от имени участника размещения заказа без доверенности (далее для целей настоящей главы - руководитель).
Согласно п. "в" ч. 2 ст. 35 Закона о размещении заказов в составе заявки вышеуказанный документ должен присутствовать.
Также, проанализировав представленные Заказчиком и уполномоченным органом заявки на участие в открытом аукционе, Комиссия УФАС по Волгоградской области в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд установила, что в составе заявки ЗАО "Новониколаевское РСУ" отсутствует документ или копия документа, подтверждающего внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе, хотя, требование об обеспечении заявки на участие в аукционе установлено п. 4.6 документации об аукционе.
Таким образом, аукционная комиссия нарушила п.п. 1, 3 ч. 1 ст. 12 Закона о размещении заказов.
На основании изложенного, руководствуясь действующим законодательством, Комиссия на основании ч.ч. 9, 10 ст. 17, ч. 6 ст. 60 Федерального Закона от 21.07.2005 г. N 94 - ФЗ "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" решила:
1. Признать жалобу ООО Строительная компания "Лидер" обоснованной в части отсутствия всей полноты сведений об уполномоченном органе; отсутствия надлежащего уведомления участников размещения заказа о результатах допуска / отказа в допуске к участию в открытом аукционе; нарушения сроков, определенных ч. 6 ст. 35 Закона о размещении заказов; установления неправомерных требований к заявке на участие в открытом аукционе.
2. Признать конкурсную (аукционную), котировочную комиссию по размещению заказов на поставку товаров, выполнения работ и оказания услуг для муниципальных нужд Новониколаевского муниципального района нарушившей п.п. 1, 3 ч. 1; ч. 4 ст. 12 Федерального Закона от 21.07.2005 г. N 94 - ФЗ "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"
3. Признать Заказчика - Администрация Алексиковского сельского поселения - и уполномоченный орган - Администрация Новониколаевского муниципального района - нарушившими ч.ч. 3, 6 ст. 35; ч. 3 ст. 36; ч. 3 статьи 33 Федерального Закона от 21.07.2005 г. N 94 - ФЗ "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"
4. Выдать конкурсной (аукционной), котировочной комиссии по размещению заказов на поставку товаров, выполнения работ и оказания услуг для муниципальных нужд Новониколаевского муниципального района предписание о пересмотре заявок всех участников и проведении аукциона повторно.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области от 15 июня 2010 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016