Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области
(опубликовано 22 июня 2010 г.)
Комиссия Тульского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: при участии представителей: ООО "Автовокзалы и автостанции Тульской области" и ООО "Автовокзалы и автостанции г. Тулы"; Заявитель о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, на рассмотрение дела не явился, рассмотрев дело N 24-2/43-2009 по признакам нарушения ООО "Автовокзалы и автостанции Тульской области" и ООО "Автовокзалы и автостанции г. Тулы" части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135 - ФЗ "О защите конкуренции", УСТАНОВИЛА: Основанием для возбуждения настоящего дела явилось поступившее 8 сентября 2009 года в Управление обращение по вопросу незаконного взимания платы автовокзалами и автостанциями Тульской области за посадочное место в автобусах пригородного сообщения с льготной категории граждан. Аналогичные обращения по данному вопросу от заявителя поступили в адрес Департамента транспорта и дорожного хозяйства Тульской области, аппарат полномочного представителя Президента Российской Федерации в Центральном Федеральном Округе, Президенту Российской Федерации А.Д. Медведеву, другие министерства, службы и организации Российской Федерации. В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 9 Федерального закона "О защите конкуренции" группой лиц признается совокупность физических лиц и (или) юридических лиц, соответствующих следующим признакам - хозяйственные общества, в которых одно и то же физическое лицо осуществляет функции единоличного исполнительного органа. Генеральным директором в указанных организациях является. Учитывая вышеизложенное, ООО "Автовокзалы и автостанции Тульской области" и ООО "Автовокзалы и автостанции г.Тулы" составляют группу лиц, на действия которой, согласно части 2 статьи 9 указанного Федерального закона, распространяются запреты на действия (бездействие) хозяйствующего субъекта. Анализ и оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке услуг по продаже, приёму сдаваемых документов и резервированию мест в автобусах в географических границах территории Тульской области, выполненные специалистами Управления, свидетельствуют о том. что доля ООО "Автовокзалы и автостанции Тульской области" и ООО "Автовокзалы и автостанции г.Тулы" за период 9 месяцев 2009 года в совокупности составляет 79,10 %, что превышает порог доминирования, установленный пунктом 1 части 3 статьи 5 Федерального закона "О защите конкуренции". ООО "Автовокзалы и автостанции Тульской области" и ООО "Автовокзалы и автостанции г. Тулы" осуществляют на автовокзалах (автостанциях) деятельность по продаже билетов пассажирам в соответствии с заключенными с автотранспортными предприятиями агентскими договорами. Согласно закону Тульской области от 24 июля 2006 года N 728-ЗТО "Об организации обслуживания населения пассажирским автомобильным транспортом на пригородных и муниципальных маршрутах в Тульской области" тарифы на регулярные перевозки на пригородных маршрутах утверждаются администрацией Тульской области. Постановлением администрации Тульской области от 22.04.2009 N 254 "Об утверждении тарифов на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом" на проезд пассажиров в автобусах пригородных сообщений утверждён тариф в размере 1 рубль 15 копеек за 1 км пути При расчёте данного тарифа учитывалась полная вместимость автобусов (места для сидения и стояния). В тариф на перевозку граждан в автобусах пригородного сообщения также включены расходы на содержание автовокзалов и автостанций в соответствии с заключенными договорами с автотранспортными предприятиями. В соответствии с ГОСТ Р 51825 - 2001 "Услуги пассажирского автомобильного транспорта", принятом и введенном в действие Постановлением Госстандарта России от 1411.2001, ООО "Автовокзалы и автостанции Тульской области" и ООО "Автовокзалы и автостанции г. Тулы" на автовокзалах (автостанциях) оказывают услуги, не связанные с перемещением пассажиров и багажа с использованием автотранспортных средств, но имеющие непосредственное отношение к перевозке, в том числе услугу по резервированию места. Из представленных документов и информации следует, что ООО "Автовокзалы и автостанции Тульской области" и ООО "Автовокзалы и автостанции г.Тулы" при продаже билетов на автобусы пригородного сообщения взимают с граждан стоимость билета, а так же плату за предоставление услуги по резервированию места - 1 рубль. Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным транспортом, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2009 г. N 112, (далее - Правила) разработаны формы билетов, которые содержат обязательные реквизиты, в том числе "место" и "сумма". Пунктом 20 Приложения N 1 к указанным Правилам установлено. что в реквизите "место" указывается номер посадочного места в транспортном средстве или делается запись "б/м" (без места).
В нарушение установленных Правилами требований номер места проставляется только при условии оплаты пассажиром услуги по резервированию места. В случае отказа граждан от оплаты услуги по резервированию места даже при наличии мест для сидения в автобусе ООО "Автовокзалы и автостанции Тульской области" и ООО "Автовокзалы и автостанции г.Тулы" выдают пассажирам билет с отметкой "Место 0", т.е. без места. Например, на маршрут 208 Узловая - Тула (отправлением в 16-10 10.09.2009) было продано 6 билетов, все с оплатой услуги по резервированию мест, при наличии 35 свободных мест для сидения; на маршрут Узловая - Тула (отправлением в 16-10 20.11.2009) - продано 8 билетов, все с оплатой услуги по резервированию мест, при наличии 37 свободных мест для сидения. В соответствии с пунктом 6 Положения о резервировании мест в автобусах пригородного сообщения, утвержденного 30.12.2008. генеральным директором ООО "Автовокзалы и автостанции Тульской области", услуга по резервированию мест в автобусах оформляется отдельной квитанцией. Требования данного пункта не выполняются. Так, Узловская автостанция выдает проездной билет, в котором выделена строка "бронь - 1.00". Изложенные факты свидетельствуют о том, что ООО "Автовокзалы и автостанции Тульской области" и ООО "Автовокзалы и автостанции г. Тулы" в нарушение действующих Правил проставляют в проездном билете номер места за дополнительную плату, что ведет к увеличению стоимости проезда, ущемляя тем самым интересы граждан. В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.06г. "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц. Руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона N135-ФЗ от 26.07.2006 г "О защите конкуренции", РЕШИЛА: 1. Признать ООО "Автовокзалы и автостанции Тульской области" и ООО "Автовокзалы и автостанции г. Тулы" занимающими доминирующее положение на товарном рынке услуг по продаже, приёму сдаваемых документов и резервированию мест в автобусах в географических границах территории Тульской области. 2. Признать ООО "Автовокзалы и автостанции Тульской области" и ООО "Автовокзалы и автостанции г. Тулы" нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.06г. "О защите конкуренции" в части ущемления интересов граждан путём необоснованного взимания денежных средств в размере 1 рубль за резервирование мест в автобусах пригородного сообщения сверх установленной тарифом стоимости за проезд. 3. Выдать ООО "Автовокзалы и автостанции Тульской области" и ООО "Автовокзалы и автостанции г. Тулы" предписание о прекращении нарушений части 1 статьи 10 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.06г. "О защите конкуренции" путём отмены Положений о резервировании мест в автобусах пригородного сообщения и Приказов, утверждающих тариф на услугу по резервированию мест в автобусах пригородного сообщения. 4. Материалы дела передать уполномоченному должностному лицу Тульского УФАС России для возбуждения в отношении ООО "Автовокзалы и автостанции Тульской области" и ООО "Автовокзалы и автостанции г.Тулы" административных дел по статье 14.31 КоАП РФ. Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия. Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2,6 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа. ПРЕДПИСАНИЕ 29 апреля 2010 года г. Тула Комиссия Тульского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьёй 50 Федерального закона от 26.07 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения от 29 апреля 2010 года по делу N 24-2/43-2009 о нарушении ООО "Автовокзалы и автостанции Тульской области" и ООО "Автовокзалы и автостанции г. Тулы" части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" ПРЕДПИСЫВАЕТ: 1. ООО "Автовокзалы и автостанции Тульской области" и ООО "Автовокзалы и автостанции г. Тулы" в месячный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции", а именно: прекратить навязывания гражданам платной услуги по резервированию мест в автобусах пригородного сообщения. 2. О выполнении настоящего предписания сообщить в Тульское УФАС России в трехдневный срок со дня исполнения настоящего предписания. Предписание может быть обжаловано в Арбитражный суд Тульской области в течение трех месяцев со дня его вынесения. Примечание.
За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (опубликовано 22 июня 2010 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016