Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области
от 10 сентября 2015 г. N 04-07/140-2015
Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее - Комиссия) в составе:< --- > рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "ДорПрогресс" (далее - Заявитель, Общество) от 04.09.2015 года исх. N 72 (вх. N 5036 от 04.09.2015 года) на действия аукционной комиссии по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) государственного казенного учреждения Тульской области "Центр организации закупок" (далее - Аукционная комиссия) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения аукциона в электронной форме на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования в муниципальном образовании Чернский район Тульской области (закупка N0366200035615004398) (далее - Электронный аукцион), руководствуясь статьёй 106 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Административный регламент), в присутствии:
< --- > - представителя государственного казенного учреждения Тульской области "Центр организации закупок" (далее - Уполномоченное учреждение), Аукционной комиссии (доверенность от 18.08.2015 года б/н, приказ от 14.08.2015 года N 5072);
< --- >- представителя администрации муниципального образования Чернский район (далее - Заказчик), члена Аукционной комиссии (доверенность от 06.07.2015 года б/н, приказ от 14.08.2015 года N 5072);
Орлова А.П. - представителя Заявителя (доверенность от 09.09. 2015 года N74)
УСТАНОВИЛА:
04.09.2015 года в Тульское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Аукционной комиссии при проведении Электронного аукциона.
В жалобе Заявитель указывает, что Общество не согласно с решением Аукционной комиссии об отказе ООО "ДорПрогресс" в допуске к участию в Электронном аукционе по следующим основаниям.
Участник закупки ООО "ДорПрогресс" в своей заявке представил конкретные значения показателя "Глубина проникания иглы при 25 °С, 0,1 мм" (битум нефтяной дорожный вязкий БНД 90/130 подпункт 2 позиция 6, битум нефтяной дорожный вязкий БНД 60/90 подпункт 2 позиция 7), выраженные диапазонным значением "91-130" и "61-90" соответственно.
Из жалобы следует, что на момент подачи заявки на участие в Электронном аукционе невозможно указать конкретное значение данного показателя, поскольку данная величина является непостоянной и не может быть представлена до изготовления товара (битум нефтяной дорожный вязкий).
В связи с тем, что индекс пенетрации является вычисляемой величиной (с использованием точного значения глубины проникания иглы), по мнению Заявителя, указать конкретное его значение при вышеизложенных обстоятельствах не представляется возможным, в следствии чего, в заявке на участие в данном электронном аукционе Общество указало значение показателя "Индекс пенетрации" в виде диапазона в "-1,0 - +1,0" в соответствии с требованиями "ГОСТ 22245-90. Государственный стандарт Союза ССР. Битумы нефтяные дорожные вязкие. Технические условия" (утв. и введен в действие Постановлением Госстандарта СССР от 12.02.1990 N 191) (далее - ГОСТ 22245-90).
По-мнению Заявителя, заявка Общества соответствовала всем требованиям документации об Электронном аукционе.
Представитель Уполномоченного учреждения, Аукционной комиссии, присутствующий на заседании Комиссии, не согласился с доводами жалобы Заявителя по основаниям, указанным в возражении от 09.09. 2015 г. N 01-13/278.
Представитель Заказчика, член Аукционной комиссии признал доводы рассматриваемой жалобы обоснованными, представив объяснение от 09.09.2015 года N6531.
Изучив представленные в Управление Федеральной антимонопольной службы по Тульской области документы, заслушав доводы участников рассмотрения данной жалобы, а также на основании проведенной Комиссией в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона внеплановой проверки по вопросу соблюдения Аукционной комиссией, Уполномоченным учреждением, Заказчиком требований Закона при проведении вышеуказанного электронного аукциона, Комиссия пришла к следующим выводам.
Согласно разделу 3 Положения о порядке взаимодействия заказчиков, а также уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, полномочия которых определены решениями органов местного самоуправления, с государственным казенным учреждением Тульской области "Центр организации закупок " утвержденного постановлением правительства Тульской области от 23.12.2013 года N 788 (далее - Положение), заказчики осуществляют, в том числе следующие функции:
- в соответствии с планом-графиком направляют в уполномоченное учреждение заявку на осуществление закупки по форме, утвержденной органом исполнительной власти Тульской области по регулированию контрактной системы в сфере закупок, к которой прилагается проект контракта;
- выполняют иные функции в соответствии с законодательством Российской Федерации и Тульской области.
Пунктом 2 Положения определено, что уполномоченное учреждение в целях исполнения полномочий на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков, в том числе:
- принимает и рассматривает заявки заказчиков на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей), направленные в соответствии с пунктом 4.3 настоящего Положения;
- на основе представленных заказчиками заявок разрабатывает и утверждает необходимые для проведения процедур по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) документы;
- принимает решения о создании комиссий по осуществлению закупок, определяет их состав, порядок работы, назначает председателя с включением в них представителей заказчиков;
- осуществляет подготовку и размещение в единой информационной системе извещений об осуществлении закупок, документации о закупках и проектов контрактов;
- возвращает заказчикам заявки на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в случае их неполноты или несоответствия законодательству Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг;
- выполняет иные функции в соответствии с законодательством Российской Федерации и Тульской области.
Приказом государственного казенного учреждения Тульской области "Центр организации закупок" от 14.08.2015 года N 5072 объявлен Электронный аукцион, создана Аукционная комиссия, утвержден ее состав и порядок работы.
14.08.2015 года на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещены извещение и документация об электронном аукционе на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования в муниципальном образовании Чернский район Тульской области, утвержденная директором Уполномоченного учреждения 14.08.2015 года (закупка N0366200035615004398) (далее - документация об электронном аукционе).
Начальная (максимальная) цена контракта составила 18730995,09 рублей.
Относительно доводов, изложенных в жалобе Общества, Комиссией установлено следующее.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона документация об электронном аукционе должна содержать, в том числе требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В силу подпункта "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона первая часть заявки на участие в Электронном аукционе должна содержать, в том числе согласие, предусмотренное пунктом 2 указанной части, а также конкретные показатели используемого при выполнении работ товара, соответствующие значениям, установленным документацией об аукционе.
Пунктом 23 части I "Сведения о проводимом аукционе в электронной форме" документации об Электронном аукционе установлены требования к содержанию и составу заявки на участие в Электронном аукционе, согласно которым первая часть заявки на участие в Электронном аукционе должна содержать, в том числе согласие участника аукциона на выполнение работы на условиях, предусмотренных документацией об аукционе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным пунктом 5 части II "Техническая часть документации об аукционе в электронной форме".
В пункте 5 "Требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам, эксплуатационным характеристикам (при необходимости) используемых материалов. Пояснительные записки, чертежи и планы" части II "Техническая часть документации об аукционе в электронной форме" указаны наименования показателей и требуемые значения показателей.
Часть II "Техническая часть документации об аукционе в электронной форме" содержит инструкцию по заполнению первой части заявки на участие в электронном аукционе, согласно которой первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией об электронном аукционе. Значение конкретных показателей со словами "не более", "не менее", "от", "до", "или" и т.п. не допускается. Если значение показателя ограничено одновременно максимальным и минимальным значениями, участник закупки указывает единое, конкретное значение показателя, либо, если это предусмотрено документами на товар - диапазонное значение (в данном случае приемка будет осуществляться заказчиком согласно значениям, указанным участником закупки в заявке на участие в аукционе). В случае, если заказчиком установлено требуемое значение показателя в форме диапазона значений, участником также указывается диапазон.
По результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в Электронном аукционе (протокол рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе от 03.09.2015 года (закупка N 0366200035615004398) (далее - Протокол)) Аукционная комиссия приняла решение отказать в допуске к участию в Электронном аукционе участнику закупки с порядковым номером 1 (ООО "ДорПрогресс") на основании пункта 2 части 4 статьи 67 Закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ: несоответствие информации, предусмотренной подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, а также пунктом 23 части I "Сведения о проводимом аукционе в электронной форме" документации (представленные в заявке участника закупки конкретные показатели не соответствуют значениям, установленным пунктом 5 части II "ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ" документации, а именно: подпункт 2 позиция 6 (Битум нефтяной дорожный вязкий БНД 90/130) "Глубина проникания иглы при 25 °С, 0,1 мм", требуемое значение показателя "Не менее 91 и не более 130", предложение участника закупки - "91-130"; подпункт 10 позиция 6 (Битум нефтяной дорожный вязкий БНД 90/130) "Индекс пенетрации", требуемое значение показателя "Не менее -1,0 и не более +1,0", предложение участника закупки - "-1,0 - +1,0"; подпункт 2 позиция 7 (Битум нефтяной дорожный вязкий БНД 60/90) "Глубина проникания иглы при 25 °С, 0,1 мм", требуемое значение показателя "не менее 61 и не более 90", предложение участника закупки - "61-90"; подпункт 10 позиция 7 (Битум нефтяной дорожный вязкий БНД 60/90) "Индекс пенетрации", требуемое значение показателя "не менее -1,0 и не более +1,0", предложение участника закупки - "-1,0 - +1,0").
Изучив первую часть заявки на участие в Электронном аукционе ООО "ДорПрогресс", Комиссия установила, что значения показателей, указанных в Протоколе, представлены Обществом в виде диапазона.
Установлено, что Заявитель в заявке не представил сведения о конкретных показателях, предлагаемых для использования при выполнении работ товаров, которые требовалось указать в соответствии с требованиями документации об электронном аукционе.
При таких обстоятельствах, в соответствии с частями 1 и 4 статьи 67 Закона, у Аукционной комиссии имелись законные основания для отказа в допуске ООО "ДорПрогресс" к участию в Электронном аукционе.
Таким образом, Комиссия считает жалобу Заявителя на действия Аукционной комиссии необоснованной.
Вместе с тем, в ходе внеплановой проверки по вопросу соблюдения Уполномоченным учреждением, Заказчиком требований Закона при проведении вышеуказанного электронного аукциона Комиссией установлено следующее.
Документацией об электронном аукционе для товара "Битум нефтяной дорожный вязкий" установлены требования к показателям глубины проникания иглы, температуре размягчения по кольцу и шару, а также индексу пенетрации битума нефтяного. Кроме того, документацией также предусмотрено, что указанные показатели должны соответствовать ГОСТ 22245-90.
Исходя из требований ГОСТ 22245-90 вязкие дорожные нефтяные битумы предназначены в качестве вяжущего материала при строительстве и ремонте дорожных и аэродромных покрытий.
Вязкие нефтяные дорожные битумы изготовляют окислением продуктов прямой перегонки нефти и селективного разделения нефтепродуктов (асфальтов деасфальтизации, экстрактов селективной очистки), а также компаундированием указанных окисленных и неокисленных продуктов или в виде остатка прямой перегонки нефти в соответствии с требованиями настоящего стандарта по технологическому регламенту, утвержденному в установленном порядке.
Вязкие дорожные нефтяные битумы принимают партиями. Партией считают любое количество битума, однородное по показателям качества и сопровождаемое одним документом о качестве.
Пробы вязких дорожных битумов производятся в соответствии с "ГОСТ 2517-2012. Межгосударственный стандарт. Нефть и нефтепродукты. Методы отбора проб" Изготовитель гарантирует соответствие качества битумов требованиям настоящего стандарта при соблюдении условий транспортирования и хранения.
Таким образом, фактические значения характеристик становятся известны только после завершения производственного цикла, и производитель может гарантировать только их соответствие ГОСТ, но не соответствие их каким-либо определенным показателям. Производители предлагают к закупке товар, соответствующий ГОСТу, но не товар с конкретными характеристиками. Конкретные показатели битумов разных партий одного и того же производителя всегда различаются в пределах соответствия ГОСТу.
Ввиду изложенного, участник не может обладать сведениями о конкретных показателях битума, который будет подлежать применению, в связи с чем, Уполномоченный орган, устанавливая требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона и разрабатывая инструкцию по ее заполнению, должен учитывать специфику предмета закупки и обеспечить возможность представления участниками закупки в заявках на участие в аукционе сведений о диапазонных характеристиках битума, отвечающих требованиям ГОСТ 22245-90, что должно являться в таких случаях достаточным для признания заявки соответствующей требованиям документации об электронном аукционе.
Иное означало бы необоснованное возложение на всех участников закупки обязанности перед подачей заявки приобретать битум в количестве, необходи- мом для полного выполнения обязательств по контракту, чтобы иметь возможность указать его конкретные характеристики. При этом реализация данного битума была бы достигнута лишь победителем, а остальные участники понесли бы убытки, что не соответствует целям Закона (расширение возможностей для участия в закупках).
Комиссией установлено, что часть II "Техническая часть документации об аукционе в электронной форме" содержит инструкцию по заполнению первой части заявки на участие в электронном аукционе, не соответствующую предмету данного Электронного аукциона.
Изучив данную инструкцию, Комиссия пришла к выводу о том, что установленная Уполномоченным учреждением в документации об электронном аукционе инструкция по заполнению первых частей заявок на участие в Электронном аукционе не регулирует порядок заполнения заявки относительно предмета данного Электронного аукциона, не содержит положений, позволяющих определить каким именно образом участником закупки требуется заполнить заявку на участие в Электронном аукционе в соответствии с требованиями, установленными документацией об Электронном аукционе, что не позволяет участникам закупок сформировать заявку на участие в Электронном аукционе в соответствии с требованиями документации об Аукционе, Закона.
Таким образом, Уполномоченное учреждение, не установив в документации об электронном аукционе надлежащую инструкцию, в соответствии с которой участникам закупки необходимо представить в заявке на участие в аукционе сведения о показателях товара, используемого при выполнении работ, нарушило пункт 2 части 1 статьи 64 Закона, что привело к нарушению прав и законных интересов Заявителя.
На основании вышеизложенного, руководствуясь положениями статьи 99, 106 Закона, Административным регламентом, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "ДорПрогресс" от 04.09.2015 года исх. N 72 (вх. N 5036 от 04.09.2015 года) на действия аукционной комиссии по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) государственного казенного учреждения Тульской области "Центр организации закупок" при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения аукциона в электронной форме на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования в муниципальном образовании Чернский район Тульской области (закупка N0366200035615004398) необоснованной.
В результате проведенной на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона внеплановой проверки определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения аукциона в электронной форме на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования в муниципальном образовании Чернский район Тульской области (закупка N0366200035615004398) признать государственное казенное учреждение Тульской области "Центр организации закупок" нарушившим пункт 2 части 1 статьи 64 Закона.
На основании пункта 2 части 22 статьи 99 Закона выдать аукционной комиссии по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) государственного казенного учреждения Тульской области "Центр организации закупок" обязательное для исполнения предписание об отмене протокола рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе от 03.09.2015 года, протокола подведения итогов электронного аукциона от 09.09.2015 года (закупка N 0366200035615004398).
На основании пункта 2 части 22 статьи 99 Закона выдать государственному казенному учреждению Тульской области "Центр организации закупок" обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения пункта 2 части 1 статьи 64 Закона путем отмены определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения аукциона в электронной форме на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования в муниципальном образовании Чернский район Тульской области (закупка N0366200035615004398).
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с частью 9 статьи 106 Закона.
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N 04-07/140-2015
10.09.2015 года г. Тула
Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее - Комиссия) в составе:< --- >
на основании решения от 10.09.2015 года по жалобе общества с ограниченной ответственностью "ДорПрогресс" от 04.09.2015 года исх. N 72 (вх. N 5036 от 04.09.2015 года) на действия аукционной комиссии по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) государственного казенного учреждения Тульской области "Центр организации закупок" при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения аукциона в электронной форме на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования в муниципальном образовании Чернский район Тульской области (закупка N0366200035615004398) (далее - Электронный аукцион), и в соответствии с требованиями пункта 2 части 22 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон) предписывает:
Аукционной комиссии по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) государственного казенного учреждения Тульской области "Центр организации закупок" отменить протокол рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе от 03.09.2015 года, протокол подведения итогов электронного аукциона от 09.09.2015 года (закупка N 0366200035615004398).
Государственному казенному учреждению Тульской области "Центр организации закупок" устранить нарушения пункта 2 части 1 статьи 64 Закона путем аннулирования определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения аукциона в электронной форме на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования в муниципальном образовании Чернский район Тульской области (закупка N0366200035615004398).
3. Срок исполнения предписания - не позднее 28.09.2015 года.
4. Государственному казенному учреждению Тульской области "Центр организации закупок", аукционной комиссии по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) государственного казенного учреждения Тульской области "Центр организации закупок" уведомить Тульское УФАС России об исполнении пунктов 1 и 2 предписания не позднее 28.09.2015 года (с приложением копий документов, подтверждающих исполнение пунктов 1 и 2 предписания).
В соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - пятисот тысяч рублей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области от 10 сентября 2015 г. N 04-07/140-2015
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016