Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва
N А11-14.9/15 (опубликовано 10 сентября 2015 г.)
Резолютивная часть постановления оглашена 23.07.2015 года
Постановление в полном объеме изготовлено 27.07.2015 года
И.о. руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее - Тывинское УФАС России) Хаджиев Ф.А., руководствуясь статьей 23.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), рассмотрев протокол об административном правонарушении от 22.04.2015 года и иные материалы дела об административном правонарушении N А11-14.9/15 в отношении должностного лица - "______", по факту совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ, установил:
Дело об административном правонарушении N А11-14.9/15 рассмотрено в отсутствии надлежащим образом извещенного "______" в присутствии представителя по доверенности от 03.03.2015 года N 08-06-15/393 "____"
Существо административного правонарушения: действия должностного лица органа местного самоуправления, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
В соответствии с частью 1.2 статьи 28.1 КоАП РФ, поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.9 КоАП РФ является вступление в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.
Данное нарушение антимонопольного законодательства установлено решением Комиссии Тывинского УФАС России от "13" ноября 2014 г. по делу N 05-13-01/13-15-14. Указанное решение Комиссии Тывинского УФАС России Мэрией г. Кызыла в судебном порядке не обжаловано и вступило в законную силу.
В ходе рассмотрения дела N А11-14.9/15 представитель "______" по доверенности "____" приобщила к материалам дела письменное возражение по делу, и не согласились с протоколом об административном правонарушении.
Рассмотрев материалы дела N А11-14.9/15 и выслушав пояснения лица, участвующего в рассмотрении дела прихожу к следующему.
В адрес Тывинского УФАС России поступило заявление (вх. N 2257 от 12.05.2014 г.) "______" о проверке на соответствие требованиям антимонопольного законодательства действий Мэрии г. Кызыла по определению официальными печатными изданиями по размещению информации о приватизации муниципального имущества Бюллетень органов городского управления г. Кызыл, газеты "Тувинская правда", "Шын", "Кызыл неделя".
В ходе рассмотрения заявления установлено, что постановлением Мэрии г. Кызыла от 21.09.2009 г. N 1615 в соответствии со статьями 17.1 и 53 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) официальным сайтом для размещения информации о проведении конкурсов или аукционов на право заключения договоров в отношении муниципального имущества определен сайт Мэрии города Кызыла в сети Интернет http://mkyzyl.ru (пункт 1).
Так же, указанным постановлением отделу по связям со средствами массовой информации и общественностью Мэрии города Кызыла поручено провести конкурс по определению официального печатного издания для опубликования извещений о проведении торгов, вносимых в них изменений, извещений об отказе от проведения конкурса (пункт 2).
Постановлением Мэрии города Кызыла от 16.02.2011 г. N 219 в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 21.12.2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", в целях создания возможности свободного доступа неограниченного круга лиц к информации о приватизации муниципального имущества в постановление Мэра города Кызыла от 21.09.2009 г. N 1615 внесены изменения, согласно которым:
- пункт 1 изложен в новой редакции "определить официальным сайтом Мэрии города Кызыла для размещения актов планирования приватизации муниципального имущества города Кызыла, решений об условиях приватизации муниципального имущества, информационных сообщений о продаже указанного имущества и об итогах его продажи сайт Мэрии города Кызыла в сети Интернет http://mkyzyl.ru";
- пункт 2 изложен в новой редакции "определить официальными печатными изданиями Мэрии города Кызыла для размещения информации, указанной в пункте 1 настоящего постановления, Бюллетень органов городского самоуправления г. Кызыла и (или) газеты "Тувинская правда", "Шын", "Кызыл неделя".
Указанные действия Мэрии г. Кызыла по определению официальными печатными изданиями по размещению информации о приватизации муниципального имущества без проведения конкурентных процедур содержали признаки нарушения антимонопольного законодательства, в связи с чем, приказом Тывинского УФАС России от 14.07.2014 года N 224 возбуждено дело N 05-13-01/13-15-14 о нарушении антимонопольного законодательства.
Частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Закрепленный приведенной нормой запрет распространяется, прежде всего, на акты и действия органов власти в сфере публично-правовых отношений в целях предупреждения их негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных (волевых) инструментов.
Следовательно, принимаемые органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными органами или организациями, осуществляющими функции указанных органов, решения, а также совершаемые действия (бездействие), прежде всего, должны быть направлены на реализацию этих положений Закона о защите конкуренции.
Согласно разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенным в пункте 8 постановления от 30.06.2008 г. N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" при рассмотрении дел о признании недействующими или недействительными актов названных органов, о признании незаконными их действий (бездействия) по заявлениям антимонопольного органа, поданным в связи с нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, арбитражные суды должны учитывать следующее: если антимонопольным органом доказано, что акты, действия (бездействие) приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, а соответствующим органом не указана конкретная норма федерального закона, разрешившая данному органу принять оспариваемый акт, осуществить действия (бездействие), заявленные требования подлежат удовлетворению.
В соответствии со статьей 49 Устава городского округа "Город Кызыл Республики Тыва", принятого решением Хурала представителей г. Кызыла от 05.05.2005 года N 50 Мэрия г. Кызыла является исполнительно-распорядительным органом городского округа "Город Кызыл Республики Тыва", наделена полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Республики Тыва.
В соответствии с частью 3 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" порядок и условия приватизации муниципального имущества определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон о приватизации (в ред. Федерального закона от 31.05.2010 N 106-ФЗ) приватизация государственного и муниципального имущества основывается на признании равенства покупателей государственного и муниципального имущества и открытости деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Частью 1 статьи 13 Закона о приватизации определены способы приватизации государственного и муниципального имущества, в том числе продажа государственного или муниципального имущества на торгах (аукционе, конкурсе).
Таким образом, в целях расширения доступа хозяйствующих субъектов к государственному и муниципальному имуществу Законом о приватизации установлены конкурентные процедуры приватизации государственного и муниципального имущества путем продажи государственного или муниципального имущества на торгах.
Согласно части 1 статьи 15 Закона о приватизации под информационным обеспечением приватизации государственного или муниципального имущества понимаются мероприятия, направленные на создание возможности свободного доступа неограниченного круга лиц к информации о приватизации и включающие в себя опубликование в средствах массовой информации, размещение в информационных системах общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационных сетях, прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества, ежегодных отчетов о результатах приватизации федерального имущества, актов планирования приватизации имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации, муниципального имущества, решений об условиях приватизации соответственно государственного и муниципального имущества, информационных сообщений о продаже указанного имущества и об итогах его продажи.
Информация о приватизации государственного или муниципального имущества, указанная в настоящем пункте, подлежит опубликованию в официальных печатных изданиях и размещению на официальных сайтах в сети "Интернет" определенных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией (далее - соответственно официальное печатное издание и официальный сайт в сети "Интернет").
Исходя из вышеизложенного, следует, что сообщение о приватизации государственного или муниципального имущества преследует цель не только информирования населения, но и привлечение потенциальных претендентов за получения права на государственное или муниципальное имущество.
Таким образом, орган местного самоуправления при выборе средства массовой информации для опубликования информации о приватизации муниципального имущества в соответствии с Законом о приватизации должен учитывать целевую аудиторию, географию распространения средства массовой информации, тираж, доступность информации потенциальным претендентам на муниципальное имущество.
В ходе рассмотрения дела N 05-13-01/13-15-14 Комиссией Тывинского УФАС России исследовались также среднемесячный тираж, целевая аудитория, места реализации, периодичность издания, количество экземпляров указанных в постановлении Мэрии города Кызыла печатных изданий.
Газета "Тувинская правда" - это еженедельная общественно-политическая газета, выходящая три раза в неделю; среднемесячный тираж 3 тысячи экземпляров; распространители - ООО "Тувапечать" и ФГУП УФПС "Почта России"; учредитель газеты - Министерство информатизации и связи Республики Тыва, зарегистрирована от 30.11.2012 г. N ТУ 17 - 00065.
Из письма газеты "Тувинская правда" от 12.08.2014 б/н следует, что целевой аудиторией газеты "Тувинская правда" является население Республики Тыва.
Газета "Шын" - это еженедельная республиканская газета, выходящая три раза в неделю с 2009 по 2012 гг., в 2013 и 2014 гг. - четыре раза в неделю; тираж 8 тысяч экземпляров; распространители - ООО "Тувапечать"; учредитель газеты - Министерство информатизации и связи Республики Тыва, зарегистрирована от 03.12.2012 г. N ТУ 17 - 00068.
Из письма Государственного автономного учреждения Республики Тыва "Редакция газеты "Шын" от 02.07.2014 N 66 следует, что целевой аудиторией газеты "Шын" является население Республики Тыва, владеющее родным языком (газета выходит на тувинском языке).
Газета "Кызыл неделя" - еженедельная газета, выходящая один раз в неделю; среднемесячный тираж составляет 6 500 экземпляров в 2011, 2012 и 2014 гг., в 2013 г. - 6 366 экземпляров; распространители - ООО "Тувапечать", ФГУП "Почта России" и торговый дом "Саяны", учредитель газеты - Мэрия г. Кызыла, зарегистрирована от 14.12.2010 г. N ТУ 17 - 00031.
Из содержания письма газеты "Кызыл неделя" от 07.10.2014 г. N 47 следует, что целевой аудиторией газеты "Кызыл неделя" является население Республики Тыва. При этом, сортировку по городам и районам Республики Тыва осуществляют распространители самостоятельно и такие данные в редакцию газеты не предоставляются.
Бюллетень органов местного самоуправления городского округа г. Кызыл - общественно-политическое издание на русском языке, освещающее деятельность органов местного самоуправления г. Кызыл; тираж около 250 экземпляров; учредители - Хурал представителей г. Кызыла и Мэрия г. Кызыла.
Согласно пункта 1.1 Положения о печатном средстве массовой информации "Бюллетень органов местного самоуправления городского округа "Город Кызыл Республики Тыва", утвержденного решением Хурала представителей г. Кызыла от 03.03.2009 г. N 89 Бюллетень органов местного самоуправления городского округа г. Кызыл - официальное периодическое печатное средство массовой информации, предназначенное для опубликования муниципальных правовых актов, обсуждение проектов муниципальных правовых актов, доведение до сведения жителей г. Кызыла официальной информации о социально-экономическом и культурном развитии города, о развитии его общественной инфраструктуры и иной официальной информации.
Целевой аудиторией Бюллетень органов местного самоуправления городского округа г. Кызыл является органы государственной власти и органы местного самоуправления, в том числе, муниципальные бюджетные учреждения (пункт 5.6 вышеуказанного Положения).
Применительно к соблюдению антимонопольного законодательства определяющим является вопрос о предоставлении возможности иным средствам массой информации так же получать и опубликовывать информацию о проведении конкурентных процедур в соответствии с Законом о приватизации, так как публикация указанной информации в средстве массовой информации может привлечь дополнительную аудиторию и интерес к реализуемой хозяйствующими субъектами печатной продукции.
Таким образом, Мэрия города Кызыла, определив официальные печатные издания для размещения информации о приватизации муниципального имущества своим властным решением, отраженным в постановлении от 16.02.2011 г. N 219 без проведения публичных процедур отбора таких печатных изданий, ограничила конкуренцию на рынке по предоставлению услуг по размещению в СМИ информации о торгах по реализации муниципального имущества и лишило возможности других издателей СМИ вести конкурентную борьбу за размещение такой информации.
В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции, конкуренция - это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Из пункта 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции следует, что самостоятельные действия хозяйствующего субъекта, не подразумевают предоставления ему органом власти конкурентного преимущества перед иными хозяйствующими субъектами, посредством предоставления исключительного права на публикацию официальной информации о проведении конкурентных процедур в соответствии с законодательством о приватизации без проведения публичных процедур, основываясь на своем субъективном мнении в предпочтении определенной организации, тем самым, ущемляя интересы иных хозяйствующих субъектов осуществляющих свою деятельность на том же рынке услуг. Тем более, что согласно имеющейся у Тывинского УФАС России информации на территории Республики Тыва зарегистрировано 44 печатных издания (письмо Территориального отдела Енисейского управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий массовых коммуникаций в г. Кызыле).
Необоснованное предоставление преимуществ отдельным хозяйствующим субъектам является отступлением от общепринятых правил, действующих законов, иных правовых актов и обычаев делового оборота в пользу тех или иных субъектов, способным привести к ограничению конкуренции и ущемлению интересов других хозяйствующих субъектов.
Таким образом, Мэрия г. Кызыла определив постановлением от 16.02.2011 г. N 219 без проведения торгов в качестве официальных печатных изданий Бюллетень органов городского самоуправления г. Кызыла и (или) газеты "Тувинская правда", "Шын", "Кызыл неделя" для размещения информации о приватизации муниципального имущества, при наличии иных хозяйствующих субъектов, осуществляющих (могущих осуществлять) аналогичные виды деятельности ограничила конкурентную борьбу за размещение такой информации, что является нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Кроме того, орган местного самоуправления, определив средство массовой информации, в котором должна публиковаться информация о приватизации, и публикуя подобные информационные сообщения в различных средствах массовой информации, не позволяющем достичь цели публичного информирования, уменьшает доступность данной информации для потенциальных претендентов на муниципальное имущество, реализуемое в рамках Закона о приватизации, что влечет за собой создание таких условий, которые могут привести к ограничению конкуренции. Тем более, что Комиссией Тывинского УФАС России в рамках рассмотрения дела N 05-13-01/29-15-13 (решение оставлено в силе Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда по делу N А69-935/2014) было установлено, что тираж газеты "Кызыл неделя" N 34 от 19.08.2011 составил всего 1100 штук, при том, что извещение о проведении конкурентных процедур в соответствии с Законом о приватизации, как было указано выше направлено на привлечение наибольшего количества заинтересованных лиц с целью выявления наилучшего предложения об условиях продажи (наивысшей цены), в то время как информация о приватизации муниципального имущества сделано в газете, с минимальным тиражом, при населении города Кызыла более 100 тысяч человек (по данным Федеральной службы государственной статистики http://tuvastat.gks.ru).
Решением Комиссии Тывинского УФАС России от 13.11.2014 г. по делу N 05-13-01/13-15-14 Мэрия города Кызыла признана нарушившей часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в части определения официальных печатных изданий Мэрии г. Кызыла - "Бюллетень органов городского самоуправления г. Кызыла" и (или) газеты "Тувинская правда", "Шын", "Кызыл неделя" для размещении информации по приватизации муниципального имущества г. Кызыла без проведения конкурентных процедур, а также создание условий ограничивающих (имеющих возможность ограничить) доступ к информации о приватизации муниципального имущества.
В соответствии с частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ, действия (бездействие) должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных лиц органов или организаций, государственных внебюджетных фондов, а также организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 14.32 настоящего Кодекса, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Объективная сторона состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ состоит в действии (бездействии) должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных лиц органов или организаций, государственных внебюджетных фондов, а также организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности.
Субъектами данного правонарушения являются должностные лица федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных лиц органов или организаций, государственных внебюджетных фондов.
Постановлением Кызылского городского Хурала представителей от 17.07.2008 г. N 9 "____" "______" назначен на должность "____"
Таким образом, должностным лицом - "____" совершено административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ, выразившееся в определении официальных печатных изданий Мэрии г. Кызыла - "Бюллетень органов городского самоуправления г. Кызыла" и (или) газеты "Тувинская правда", "Шын", "Кызыл неделя" для размещении информации по приватизации муниципального имущества г. Кызыла без проведения конкурентных процедур, а также создание условий ограничивающих (имеющих возможность ограничить) доступ к информации о приватизации муниципального имущества.
Определяя степень виновности "____" следует отметить, что "__" являясь должностным лицом органа местного самоуправления, не выполнил установленные действующими нормативными правовыми актами обязанности по соблюдению требований антимонопольного законодательства.
В качестве обстоятельства, смягчающее административное ответственность в ходе рассмотрения дела не выявлены.
Обстоятельства, отягчающие административное ответственность в ходе рассмотрения дела не выявлены.
Обстоятельства, свидетельствующие о малозначительности совершенного административного правонарушения, не выявлены.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 2.9, 4.2, 4.5, 14.9, 23.48, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
1. Признать должностное лицо - "______" виновным в совершении административного правонарушения, ответственностью за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ.
2. Наложить на должностное лицо - "_____" штраф в размере 15 000 (пятнадцать тысяч) рублей.
Постановление по делу об административном правонарушении в соответствии со статьями 30.1, 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу либо в суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ - постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ - штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.
Штраф должен быть перечислен по следующим реквизитам:
Получатель: Управление Федерального Казначейства по Республике Тыва (Тывинское УФАС России);
ИНН 1701044223; КПП 170101001
Код бюджетной классификации: 161 116 02010 01 6000 140
Банк получателя: УФК по Республике Тыва (Тывинское УФАС России).
р/с 40101810900000010001 в ГРКЦ НБ Республики Тыва Банка России г. Кызыл БИК: 049304001;
ОКТМО: 93701000;
Назначение платежа: денежные взыскания (штрафы) за нарушение антимонопольного законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, законодательства о естественных монополиях и законодательства о государственном регулировании цен (тарифов), налагаемые федеральными органами государственной власти.
Идентификатор плательщика: 0100000000009313499896643.
В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП РФ - сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.
Копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет должностному лицу, вынесшему постановление.
Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ - неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы не уплаченного штрафа.
Согласно части 5 статьи 32.2 КоАП РФ - при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении тридцати дней со срока, установленного на уплату штрафа, должностным лицом, вынесшим постановление, соответствующие материалы будут направлены судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
В соответствии с частью 7 статьи 21 Федерального закона от 02.10.2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" - судебные акты, акты других органов и должностных лиц по дела об административных правонарушениях могут быть предъявлены к исполнению в течение двух лет со дня их вступления в законную силу.
И.о. руководителя управления |
Ф.А. Хаджиев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва N А11-14.9/15 (опубликовано 10 сентября 2015 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016