Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия
от 2 сентября 2015 г. N 04-18/149-2015
Резолютивная часть решения объявлена "31" августа 2015 года
Решение в полном объеме изготовлено "02" сентября 2015 года
Комиссия Карельского УФАС России по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд в составе:
<>
в присутствии представителей Заказчика - ГБУЗ Республики Карелия "Республиканская больница им. В.А. Баранова", <><><> (копии доверенностей представителей имеются в материалах дела);
в присутствие представителя Заявителя - ООО "МЕГАПОЛИС", <> (копия доверенности представителя имеется в материалах дела),
рассмотрев жалобу ООО "МЕГАПОЛИС" (далее - Заявитель, Общество) на положения документации утвержденной ГБУЗ Республики Карелия "Республиканская больница им. В.А. Баранова" (далее - Заказчик) при осуществлении закупки в форме электронного аукциона на выполнение работ по ремонту компьютерного томографа LightSpeed VCT с заменой рентгеновской трубки (извещение N 0306200013815000497) (далее - аукцион) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), установила:
В своей жалобе Заявитель указывает, что документация об аукционе утверждена Заказчиком с нарушением требований Закона о контрактной системе, а именно: в части 3 "Техническое задание" документации об аукционе в пункте 1.4. указано, что необходимо поставить только оригинальную рентгеновскую трубку к компьютерному томографу LightSpeed VCT.
Кроме того, Заявитель указывает, что раздел 4 "Проект контракта" пункт 4.2.2. гласит, что работы должны быть выполнены специалистами, прошедшими профессиональную подготовку и обучение у производителя медицинской техники. Исполнитель помимо этого должен предоставить сертификаты, удостоверения и доверенности от производителя на проведение технического обслуживания и ремонта медицинской техники.
Подпункт 17 пункта 1 статьи 12 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ (с изм. и доп.) установлено, что техническое обслуживание медицинской техники является лицензированным видом деятельности. Заявитель указывает, что не только производитель данной медицинской техники, но и другие обучающие организации, имеющие право заниматься данным видом деятельности и имеют лицензию на право ведения данного бизнеса, могут обеспечивать специалистов всеми необходимыми разрешительными документами, требующимися для выполнения данного вида услуги.
Заявитель полагает, что вышеуказанные требования документации об аукционе в электронной форме направлены на ограничение или устранение конкуренции и, соответственно, создают участнику или нескольким участникам торгов преимущественные условия участия в торгах, что противоречит действующему законодательству Российской Федерации.
На основании вышеизложенного, ООО "МЕГАПОЛИС" просит признать жалобу обоснованной и выдать заказчику предписание об устранении нарушений действующего законодательства.
В Карельское УФАС России Заказчиком письмом от 27.08.2015 г. N 61/3829 представлены пояснения по доводам, изложенным в жалобе Заявителя в которых просит признать жалобу необоснованной.
В результате рассмотрения жалобы и проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссией Карельского УФАС России установлено следующее:
Аукционная документация утверждена заместителем главного врача по экономическим вопросам ГБУЗ РК "Республиканская больница им. В.А. Баранова" <>19.08.2015 года и размещена на официальном сайте в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru. Номер извещения: 0306200013815000497.
Краткое наименование аукциона: выполнение работ по ремонту компьютерного томографа LightSpeed VCT с заменой рентгеновской трубки.
Способ осуществления закупки: электронный аукцион.
Заказчик: ГБУЗ РК "Республиканская больница им. В.А. Баранова".
Начальная (максимальная) цена контракта: 7 000 000,00 рублей.
Заслушав доводы представителей Заказчика, Заявителя, изучив представленные материалы, Комиссия Карельского УФАС России пришла к следующим выводам:
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, а именно: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
В соответствие с частью 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствие с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент" за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствие с частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
В соответствие с подпунктом 17 пункта 1 статьи 12 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ лицензированию подлежат следующие виды деятельности: производство и техническое обслуживание (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники.
Рассмотрение жалобы было назначено на 31.08.2015 в 15 часов 00 минут. В ходе заседания Комиссией Карельского УФАС России объявлен перерыв до 16 часов 45 минут для предоставления дополнительных сведений со стороны Заказчика. Возражений со стороны представителей Заказчика и Заявителя в Карельское УФАС России не поступало.
Заказчик в представленных пояснениях и на заседании Комиссии Карельского УФАС России указал, что в ГБУЗ РК "Республиканская больница им. В.А. Баранова" используется медицинское оборудование - компьютерный томограф LightSpeed VCT производства компаний группы "GE Healthcare" (GE).
Техническая документация на компьютерный томограф LightSpeed VCT содержит информацию о том, что в системе томографа используются алгоритмы охлаждения и реконструкции, рассчитанные специально на рентгеновские трубки компании GE.
При использовании трубки другого производителя могут возникнуть следующие проблемы:
- перегрев трубки с возможностью ее взрыва, если используемые задержки для охлаждения не соответствуют установленной модели;
- в изображениях могут появиться артефакты, если параметры данной трубки не соответствуют эксплуатационным характеристикам трубки компании GE;
- при установке трубки другого производителя утечка излучения может превосходить показатели, указанные компанией GE.
В технической документации так же указано, что производитель не может гарантировать работоспособность или надежность в том случае, если в системе будет установлена трубка другого производителя (раздел "Рентгеновские трубки" технической документации) Использование неоригинальных запасных частей не может в полной мере отвечать стандартам качества производителя, и может привести к возникновению целого ряда рисков для пациентов и медицинского персонала.
Комиссия Карельского УФАС России отмечает, что в аукционной документации Заказчиком не установлены дополнительные требования к участникам закупки.
Довод Заявителя о том, что работы должны быть выполнены специалистами, прошедшими профессиональную подготовку и обучение у производителя медицинской техники, а также то, что исполнитель должен предоставить сертификаты, удостоверения и доверенности от производителя на проведение технического обслуживания и ремонта медицинской техники Комиссия Карельского УФАС России считает необоснованными по следующим обстоятельствам.
Согласно разделу 2 "Информационная карта аукциона", Заказчиком установлены единые требования к участникам закупки, установленные в соответствие с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, а именно, участникам необходимо иметь действующую лицензию на осуществление деятельности по ремонту и техническому обслуживанию и ремонту медицинской техники.
В соответствие с письмом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 27.10.2003 N 293-22/233 "О введении в действие Методических рекомендаций "Техническое обслуживание медицинской техники" для обеспечения качественной работы такого оборудования (в том числе обеспечения точности результатов проводимых исследований и точности визуализации), а также обеспечения безопасности пациентов и персонала требуется проведение качественного технического обслуживания и ремонта согласно технической документации производителя.
Комиссия Карельского УФАС России отмечает, что в соответствие с частью 3 статьи 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" предполагается использование инструментов, расходных материалов, программного обеспечения, указанных в технической и (или) эксплуатационной документацией производителя (т.е. разрешенных производителем).
Комиссия Карельского УФАС России также отмечает, что указанные Заказчиком требования о том, что что исполнитель должен предоставить сертификаты, удостоверения и доверенности от производителя на проведение технического обслуживания и ремонта медицинской техники, являются требованиями к исполнению контракта, а не к участникам закупки.
Таким образом, требования, установленные в описании объекта закупки, не направлены на ограничение или устранение конкуренции, а являются гарантией качественного оказания услуг и необходимы для обеспечения безопасности работы на медицинском оборудовании, для сотрудников Заказчика и пациентов.
На товарном рынке в настоящий момент есть хозяйствующие субъекты, которые, не являясь официальными представителями производителя (дилерами), могут выполнить оспариваемые подателем жалобы требования документации об электронном аукционе. Указанное обстоятельство подтверждается коммерческими предложениями, полученными Заказчиком от таких субъектов, в ходе проведения анализа рынка на этапе обоснования начальной (максимальной) цены контракта.
Доказательств обратного Заявителем на Комиссию Карельского УФАС России не представлено.
Из материалов, представленных Заказчиком к моменту проведения заседания Комиссии Карельского УФАС России по рассмотрению жалобы по существу, установлено, что на запросы об определении начальной (максимальной) цены контракта в адрес Заказчика поступили коммерческие предложения от хозяйствующих субъектов содержащие ценовые предложения по выполнению услуг, являющихся объектом закупки, в объеме, предусмотренном Заказчиком.
Заказчиком в адрес Комиссии Карельского УФАС России посредством электронной почты направлено письмо, подтверждающее то, что бюджетные ассигнования в сумме 7 000 000,00 рублей на выполнение работ по ремонту компьютерного томографа LightSpeed VCT с заменой рентгеновской трубки утверждены 31.12.2014 года Планом финансово-хозяйственной деятельности на 2015 год.
Комиссия Карельского УФАС России не может не согласиться с тем, что Заказчик несет ответственность за безопасность эксплуатируемых медицинских изделий, как для сотрудников заказчика, так и для пациентов, которым необходимо качественно оказывать высокотехнологичную медицинскую помощь.
Вышеизложенные обстоятельства дают основание Комиссии Карельского УФАС России полагать, что довод Заявителя о наличии в описании объекта закупки требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки, не нашел своего подтверждения в ходе проведения заседания Комиссии Карельского УФАС России по рассмотрению жалобы по существу.
Таким образом, Комиссия Карельского УФАС России пришла к выводу о том, что аукционная документация соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Комиссия Карельского УФАС России в данном случае учитывает правовую позицию, изложенную в Постановлении Президиума ВАС Российской Федерации от 28.12.2010 N 11017/10 по делу N А06-6611/2009 в том, что основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Карельского УФАС России по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд решила:
Признать жалобу ООО "МЕГАПОЛИС" на действия Заказчика - ГБУЗ Республики Карелия "Республиканская больница им. В.А. Баранова" при осуществлении закупки в форме электронного аукциона на выполнение работ по ремонту компьютерного томографа LightSpeed VCT с заменой рентгеновской трубки (извещение N 0306200013815000497) не обоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в соответствие с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия от 2 сентября 2015 г. N 04-18/149-2015
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016