Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю
(опубликовано 18 августа 2010 г.)
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства
рассмотрев дело N 69-ФАС22-ОВ/07-10 по признакам нарушения администрацией С. Алтайского края абзаца 1 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", установила:
В ходе проведения проверки по соблюдению органами местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Алтайского края, требований антимонопольного законодательства УФАС по Алтайскому краю установлено, что в С. Алтайского края не проведен открытый конкурс по выбору официального печатного издания для размещения информации о проведении торгов на право заключения договоров аренды, безвозмездного пользования, доверительного управления и иных договоров, предусматривающих переход прав владения и пользования в отношении муниципального имущества (ответ администрации, вх. N1182 от 09.07.2010).
В связи с установленными признаками нарушения абзаца 1 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" управлением ФАС по Алтайскому краю на основании приказа N220 от 19.07.2010 в отношении администрации С. возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства N 69-ФАС22-ОВ/07-10.
На заседании Комиссии представитель администрации С. пояснил, что администрацией ЗАТО торги и аукционы на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении муниципального имущества не проводились. Сроки проведения конкурса по определению официального печатного издания для размещения извещения о проведении конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении муниципального имущества, вносимые в них изменения, извещения об отказе от проведения конкурсов или аукционов действующим законодательством не установлены.
Изучив обстоятельства дела, доводы лиц, участвующих в деле, Комиссия приходит к выводу о наличии нарушения антимонопольного законодательства РФ ввиду следующего.
В соответствии с частями 1 и 3 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.
Согласно части 5 статьи 53 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (в ред. Федерального закона от 17.07.2009 N 173-ФЗ, вступила в силу 20.11.2009) извещения о проведении конкурсов или аукционов на право заключения договоров, указанных в частях 1 и 3 статьи 17.1 указанного Закона, вносимые в них изменения, извещения об отказе от проведения конкурсов или аукционов опубликовываются в официальном печатном издании, определяемом на конкурсной основе уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.
Комиссия считает, что из формулировки указанной нормы закона следует, что на момент ее введения в действие - 20.11.2009 г. - торги по отбору официального печатного издания для оказания услуг по опубликованию извещений о проведении конкурсов или аукционов на право заключения договоров, указанных в частях 1 и 3 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", вносимые в них изменения, извещения об отказе от проведения таких конкурсов или аукционов, уже должны быть проведены. Именно для этого законодателем была специально установлена (часть 2 статьи 2 Федерального закона от 17.07.2009 N173-ФЗ) четырехмесячная отсрочка вступления в силу части 5 статьи 53 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции".
Неисполнение органами местного самоуправления обязанности, установленной частью 5 статьи 53 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", может привести к негативным последствиям на рынке в виде:
- публикации указанных извещений в печатном издании, не прошедшем конкурсный отбор, что обеспечит для него преимущественные условия деятельности на рынке услуг СМИ и ограничит конкуренцию в пользу последнего;
- отсутствия публикаций вообще, что ограничит доступ претендентов к участию в торгах, а также приведет к недопущению конкуренции между печатными изданиями за право осуществлять публикации о проведении торгов.
В соответствии с ч. 4 ст. 23 муниципального правового акта "О внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования городского округа С. Алтайского края" (принят решением Совета депутатов городского округа С. 22 августа 2008 года N21/37) администрация от имени С. самостоятельно владеет, пользуется и распоряжается муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Таким образом, в срок до 20.11.2009 администрации С. Алтайского края необходимо было определить официальное печатное издание для публикации извещений о проведении конкурсов или аукционов, вносимых в них изменений, извещений об отказе от проведения конкурсов или аукционов.
Аналогичные разъяснения даны ФАС России в порядке пункта 5 части 2 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (NАК/43868 от 08.12.2009).
В силу абз. 1 ч.1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу о том, что бездействие администрации С. Алтайского края по выбору на конкурсной основе печатного издания для публикации извещений о проведении конкурсов или аукционов, вносимых в них изменений, извещений об отказе от проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, безвозмездного пользования, доверительного управления и иных договоров, предусматривающих переход прав владения и пользования в отношении муниципального имущества может привести к ограничению конкуренции на рынке услуг печатных изданий, в связи с чем, ответчиком нарушены требования антимонопольного законодательства, установленные абз.1 ч.1 ст.15, ч.5 ст.53 Федерального закона от 26.07.2006 N 135 - ФЗ "О защите конкуренции".
Руководствуясь частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, части 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства решила:
Признать бездействие администрации С. Алтайского края по выбору на конкурсной основе печатного издания для публикации извещений о проведении конкурсов или аукционов, вносимых в них изменений, извещений об отказе от проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, безвозмездного пользования, доверительного управления и иных договоров, предусматривающих переход прав владения и пользования в отношении муниципального имущества, противоречащим требованиям абзаца 1 части 1 статьи 15, ч.5 ст.53 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции".
Выдать администрации С. Алтайского края предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание: За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю (опубликовано 18 августа 2010 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016