Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области
N 401 (опубликовано 2 сентября 2015 г.)
Резолютивная часть решения оглашена 11.08.2015 г.
В полном объеме решение изготовлено 21.08.2015 г.
Комиссия Иркутского УФАС России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства (далее по тексту - Комиссия)
рассмотрев дело N109 от 02.04.2015 г. по признакам нарушения ООО "Энергия" (ИНН 3806004292; 665383 г.Зима Иркутской обл., ул.Лазо, 25) части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции", что выразилось в несвоевременном оснащении 33 МКД, в т.ч. МКД по адресу: г.Зима, ул.Лазо, 33, коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых энергетических ресурсов, и в необоснованном взимании платы за потребленную тепловую энергию с жителей МКД по адресу г.Зима, ул.Лазо, 33, по нормативам потребления при установленном по указанному адресу общедомовому прибору учета тепловой энергии результатом которых является ущемление интересов граждан-потребителей, проживающих в указанных МКД, установила:
В Иркутское УФАС России поступило заявление граждан, проживающих в МКД (г.Зима, ул.Лазо, 33) действия ООО "Энергия" по вопросу установки общедомового прибора учета потребления тепловой энергии и горячей воды, нарушению сроков ввода в эксплуатацию ОДПУ со стороны ООО "Энергия".
По результатам рассмотрения указанного заявления Иркутским УФАС России установлено следующее.
1. 23 ноября 2009 г. вступил в действие Федеральный закон N261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении).
Целью Закона об энергосбережении является создание правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Повышение энергетической эффективности является одним из основных приоритетов внутренней политики России.
К основным мероприятиям реализации программ энергосбережения относится установка приборов учета энергопотребления, в т.ч. потребления тепловой энергии, воды, газа, электроэнергии на объектах социальной сферы, в муниципальных учреждениях образования, здравоохранения, культуры, спорта. Осуществление мероприятий по энергосбережению приведет к расчетам за потребленные ресурсы (воду, тепловую энергию) по фактическому потреблению, что значительно повлияет на экономию энергоресурсов и снижение оплаты за отопление, горячую и холодную воду со стороны юридических и физических лиц (граждан-потребителей). Установка приборов учета энергетических ресурсов позволит оптимизировать деятельность котельных и других энергоисточников, снизить энергопотребление теплоснабжающих предприятий на собственные нужды.
Согласно пункту 3 статьи 9 данного закона государственное регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности осуществляется, в том числе путем установления обязанности по учету используемых энергетических ресурсов.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 13 Закона об энергосбережении производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами. Если иные требования к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов не установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, исполнение требований настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов применительно к объектам, подключенным к системам централизованного снабжения соответствующим энергетическим ресурсом, должно обеспечивать учет используемых энергетических ресурсов в местах подключения указанных объектов к таким системам либо применительно к объектам, используемым для передачи энергетических ресурсов, в местах подключения смежных объектов, используемых для передачи энергетических ресурсов и принадлежащих на праве собственности или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации основании разным лицам. Требования к характеристикам приборов учета используемых энергетических ресурсов определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 года, а также объекты, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее чем пять киловатт (в отношении организации учета используемой электрической энергии) или максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час (в отношении организации учета используемой тепловой энергии).
Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. Установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию. Расчеты за энергетические ресурсы могут осуществляться без учета данных, полученных при помощи установленных и введенных в эксплуатацию приборов учета используемых энергетических ресурсов, по договору поставки, договору купли-продажи энергетических ресурсов, включающим в себя условия энергосервисного договора (контракта). До установки приборов учета используемых энергетических ресурсов, а также при выходе из строя, утрате или по истечении срока эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом указанные расчетные способы должны определять количество энергетических ресурсов таким образом, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Частью 5 указанной статьи на собственников помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, возложена обязанность до 01 июля 2012 года обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
В случае неисполнения п.5 ст.13 Закона об энергосбережении 01.07.2013 года обязанность по установке общедомовых приборов учета энергии возлагается на энергоснабжающие организации. Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета.
Согласно части 9 той же статьи, организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Цена такого договора определяется соглашением сторон. Порядок заключения и существенные условия такого договора утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Договор, регулирующий условия установки коллективного или индивидуального (общего для коммунальной квартиры) прибора учета используемого энергетического ресурса (снабжение которым или передачу которого осуществляют указанные организации) и заключаемый с гражданином - собственником помещения в многоквартирном доме или лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, в целях выполнения ими обязанностей, предусмотренных частями 5 - 6.1 настоящей статьи, должен содержать условие об оплате цены, определенной таким договором, равными долями в течение пяти лет с даты его заключения, за исключением случая, если потребитель выразил намерение оплатить цену, определенную таким договором, единовременно или с меньшим периодом рассрочки.
Как следует из ч.10 ст.13 Закона об энергосбережении, до 01.07.2010 организации, указанные в ч.9 настоящей статьи, обязаны предоставить собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, лицам, представляющим интересы собственников, предложения об оснащении объектов, приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых осуществляют указанные организации.
В силу ч.12 ст. 13 Закона об энергосбережении до 01.01.2013 (в отношении объектов, предусмотренных частью 5 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемой электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемой электрической энергии, а также индивидуальными приборами учета используемой электрической энергии) организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок. После 1 июля 2013 года (в отношении предусмотренных частью 5 настоящей статьи объектов в части оснащения их приборами учета используемой электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемой электрической энергии, а также индивидуальными приборами учета используемой электрической энергии) положения настоящей части должны выполняться во всех случаях выявления указанными организациями фактов нарушений установленных настоящей статьей требований об учете используемых энергетических ресурсов с применением приборов их учета и неустранения таких нарушений совершившим их лицом до истечения двух месяцев с момента их выявления.
Согласно сведениям ООО "Энергия" (исх.N234 от 29.01.2015 г.; вх.N1067 от 03.02.2015 г.) по состоянию на 01.01.2015 г., ООО "Энергия" несвоевременно установило приборы учета тепловой энергии в 32 МКД г.Зима - за период с 21.01.2014 г. по 25.12.2014 г., а по 28 МКД у ООО "Энергия" отсутствуют сведения о наличии общедомового прибора учета и о дате его установки.
Общедомовой прибор учета в МКД по адресу: г.Зима, ул.Лазо, 33, был установлен 09.12.2013 г., что подтверждается Актом N105 от 09.12.2013 г. на выполнение работ-услуг, подписанному сторонами ООО НПФ "Энергоконтроль" (Исполнитель) и Администрацией Зиминского городского муниципального образования (Заказчик), в соответствии с которым ООО НПФ "Энергоконтроль" произведена установка прибора учета тепловой энергии, горячей и холодной воды в жилом доме по адресу: г.Зима, ул.Лазо, 33.
Следовательно, ООО "Энергия" нарушило сроки установки общедомовых приборов учета тепловой энергии и горячей воды, что является нарушением статьи 13 Закона об энергосбережении и влечет за собой является ущемление интересов граждан-потребителей, проживающих в указанных МКД.
2. ООО "Энергия" установлены тарифы:
- на тепловую энергию, отпускаемую ООО "Энергия" (приказ Службы по тарифам Иркутской области от 18.03.2013 N 47-спр (ред. от 22.12.2014));
- долгосрочные тарифы на горячую воду для ООО "Энергия" обеспечивающего горячее водоснабжение с использованием открытой системы теплоснабжения (горячего водоснабжения) на территории города Зимы (приказ Службы по тарифам Иркутской области от 11.11.2014 N 505-спр);
- долгосрочные тарифы на теплоноситель, поставляемый ООО "Энергия" на территории города Зимы (приказ Службы по тарифам Иркутской области от 11.11.2014 N 504-спр).
По состоянию на дату 01.07.2013 г., не позднее которой ООО "Энергия" должны быть установлены общедомовые (коллективные) приборы учета используемых энергетических ресурсов, обществу были установлены тарифы:
- Приказом Службы по тарифам Иркутской области от 28.12.2012 N 258-спр "Об установлении тарифов на тепловую энергию, отпускаемую ООО "Энергия" (город Зима), с 1 января 2013 года"
До указанной даты (01.07.2013 г.), ООО "Энергия" были установлены тарифы:
- Приказом Службы по тарифам Иркутской области от 04.12.2009 N 96-спр "Об установлении тарифа на услугу по передаче тепловой энергии, оказываемую ООО "Энергия" (г. Зима), с 1 января 2010 года";
- Приказом Службы по тарифам Иркутской области от 20.12.2010 N 168-спр (ред. от 23.05.2011) "Об установлении тарифа на услугу по передаче тепловой энергии, оказываемую ООО "Энергия" (г. Зима), с 1 января 2011 года"
- Приказом Службы по тарифам Иркутской области от 15.12.2011 N 161-спр "Об установлении тарифов на тепловую энергию, отпускаемую ООО "УК "Энергия" с 1 января 2012 года"
- Приказом Службы по тарифам Иркутской области от 22.12.2011 N 190-спр "Об установлении тарифов на тепловую энергию, отпускаемую ООО "Энергия" (город Зима), с 1 января 2012 года"
ООО "Энергия" является ресурсоснабжающей организацией.
Целями Закона N135-ФЗ являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2 статьи 1 Закона N 135-ФЗ).
В силу части 1 статьи 10 Закона N135-ФЗ запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Пунктом 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" (далее - Пленум ВАС РФ N30) даны разъяснения, согласно которым арбитражным судам следует обратить внимание, что исходя из системного толкования положений статьи 10 ГК РФ и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.
Также надлежит иметь в виду, что суд или антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Закона N135-ФЗ, поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим. При этом, оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона N135-ФЗ, и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.
В силу части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
Согласно п.3.35 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утв.Приказом ФАС РФ от 25.05.2012 г. N339 (далее - Регламент), при рассмотрении заявления, материалов, указывающих на наличие признаков нарушения статьи 10 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган устанавливает наличие доминирующего положения хозяйствующего субъекта, в отношении которого поданы эти заявление, материалы, за исключением случая, если антимонопольный орган принимает решение об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства по основаниям, указанным в пункте 3.42 настоящего Регламента.
Порядок установления доминирующего положения определен административным регламентом ФАС России по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденным приказом ФАС России от 25.05.2012 N345.
В п.3.36 Регламента указано, что при необходимости в ходе рассмотрения заявления, материалов антимонопольный орган проводит анализ и оценку состояния конкурентной среды на соответствующих товарных рынках, в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утв. Приказом ФАС РФ от 28.04.2010 г. N220 (зарег. в Минюсте 02.08.2010 г. N18026) (далее - Порядок).
Согласно ст.4 ФЗ "О защите конкуренции", под товарным рынком понимается сфера обращения товара (объекта гражданских прав, предназначенного для продажи, обмена или иного введения в оборот), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.
Статьей 2 Закона о теплоснабжении определено, что источник тепловой энергии - это устройство, предназначенное для производства тепловой энергии; а тепловая сеть - это совокупность устройств (включая центральные тепловые пункты, насосные станции), предназначенных для передачи тепловой энергии, теплоносителя от источников тепловой энергии до теплопотребляющих установок.
Процесс теплоснабжения включает следующие стадии: производство, передачу, сбыт тепловой энергии. Система теплоснабжения состоит из источников тепловой энергии (котельная, ТЭЦ), тепловых сетей, теплопотребляющих установок (радиаторы отопления).
Тепловая энергия - энергетический ресурс, при потреблении которого изменяются термодинамические параметры теплоносителей (температура, давление)
Тепловая сеть - совокупность устройств (включая центральные тепловые пункты, насосные станции), предназначенных для передачи тепловой энергии, теплоносителя от источников тепловой энергии до теплопотребляющих установок.
Теплоноситель - пар, вода, которые используются для передачи тепловой энергии. Теплоноситель в виде воды в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения) может использоваться для теплоснабжения и для горячего водоснабжения.
Теплоснабжающей организацией является организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии (п.11 ст.2 названного Закона), а теплосетевая организация - это организация, оказывающая лишь передача тепловой энергии (п. 16 ст. 2 Закона о теплоснабжении).
В силу п.12 ст.2 Закона о теплоснабжении, передача тепловой энергии, теплоносителя - это совокупность организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих (помимо поддержания тепловых сетей в состоянии, соответствующем установленным техническими регламентами требованиям) прием, преобразование и доставку тепловой энергии, теплоносителя.
Установка (оснащение) в жилом многоквартирном доме коллективными (общедомовыми) приборами учета потребляемых энергетических ресурсов, в силу особенностей технологических процессов, является неотъемлемой частью услуг по передаче тепловой энергии.
ООО "Энергия" занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче пара и горячей воды (тепловой энергии) в географических границах объектов теплоснабжения ООО "Энергия" в г.Зима. Доминирующее положение установлено на основании Аналитического отчета о состоянии конкуренции в целях установления признаков доминирующего положения ООО "Энергия" на рынке услуг по передаче пара и горячей воды (тепловой энергии).
Обязанность установки общедомовых приборов учета обусловлена тем, что ООО "Энергия" является ресурсоснабжающей организацией.
По результатам рассмотрения указанного заявления Иркутским УФАС России выявлены признаки нарушения признаки нарушения части 1 статьи 10 ФЗ от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившиеся в неоснащении прибором учета многоквартирного дома по адресу: г.Зима, ул.Лазо, 33, а также многоквартирных жилых домов (далее - 32 МКД) ООО "Энергия", что имеет своим результатом ущемление интересов граждан, проживающих в многоквартирных домах.
Действия (бездействие) ООО "Энергия", занимающего доминирующее положение на товарном рынке оказания услуг по передаче пара и горячей воды (тепловой энергии) в географических границах объектов теплоснабжения ООО "Энергия" в г.Зима, в 33 домах г.Зима, имеют своим результатом ущемление интересов граждан-потребителей, проживающих в 33 МКД, в т.ч. в МКД по адресу: г.Зима, ул.Лазо, 33.
В ходе рассмотрения дела N109 Иркутским УФАС России установлено следующее.
Между Администрацией Зиминского городского муниципального образования и Министерством жилищной политики и энергетики Иркутской области заключено Соглашение N290 от 18.07.2013 г. об осуществлении совместных действий по выполнению мероприятий в рамках реализации досрочной целевой программы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на территории Иркутской области на 2011-2015 годы и на период до 2020 года", по которому Администрации ЗГМО выделены денежные средства в целях установки общедомовых (коллективных) приборов учета в многоквартирных домах г.Зима. Сумма средств областного бюджета, перечисление которых обеспечивает Министерство, составляет 241 тысячу рублей. Объем софинансирования из местного бюджета составил 97304 рублей.
На основании указанного соглашения между Администрацией ЗГМО и подрядчиком ООО НПФ "Энергоконтроль" заключено соглашение о предоставлении субсидий на установку приборов учета от 29.08.2013 г., размер субсидии составил 338 304 рубля. Установка приборов учета производится по адресам: г.Зима, ул.Лазо, 33 и ул.Щорса, 1. Указанные приборы учета установлены 09.12.2013 г., о чем свидетельствуют акты выполненных работ, подписанные сторонами. Также ООО НПФ "Энергоконтроль" предоставило отчет о выполнении мероприятий по данному соглашению, согласно которым была осуществлена установка приборов учета:
- ТЭМ-104 с РСМ-отопление и ГВС ВСХ-водоснабжение, по адресу г.Зима, ул.Лазо, 33;
- ТЭМ-104 с РСМ-отопление и ГВС ВСХ-водоснабжение, по адресу г.Зима, ул.Щорса, 1.
По сведениям Министерства жилищной политики и энергетики Иркутской области, Администрация ЗГМО отчиталась об освоении денежных средств, предоставив подтверждающие документы об установке общедомовых приборов учета, в том числе акты о приемке выполненных работ (гранд-сметы по форме ОКУД 322005).
По остальным 31 МКД, не оснащенными в установленный законодательством срок общедомовыми приборами, ООО "Энергия" представлены, документы, подтверждающие их установку (вх.N5787 от 25.05.2015 г.), что подтверждается актами выполненных работ и актами ввода в эксплуатацию приборов учета за период с 22.01.2014 г. по 01.01.2015 г.
Сторонами по делу Ж. и ООО "Энергия" в материалы дела N109 о нарушении антимонопольного законодательства представлена копия Акта б/н ввода в эксплуатацию приборов учета тепловой энергии от 09.12.2013 г. по дому по ул.Лазо, 33. Данный акт подписан подрядчиком, установившим общедомовой прибор учета - ООО НПФ "Энергоконтроль", а также директором ООО "Энергия". Указанный документ отвечает всем предъявляемым требованиям в соответствии с гражданским законодательством - содержит подписи сторон, печати организаций, имеет дату, поэтому считается документом, в соответствии с которым общедомовой прибор учета допущен в эксплуатацию. Также 09.12.2013 г. в качестве даты ввода в эксплуатацию прибора учета по ул.Лазо, 33 отражена в Служебной записке о проведенной внеплановой проверке в отношении ООО "Энергия" Службы государственного жилищного надзора Иркутской области за подписью Д., от 06.08.2015 г.
В связи с этим необоснованы доводы директора ООО "Энергия" о том, что данный акт не может считаться достоверным и надлежащим, потому что подписан данным лицом ошибочно, и что прибор допущен с 1 марта 2014 г., что также отражено в пояснениях ООО "Энергия" от 19.02.2015 г. (исх.N330). Указанный довод не подтверждается документально. Относительно актов повторного допуска, составляемых ООО "Энергия" по результатам периодической проверки узла учета, следует отметить, что они содержат только период, в который прибор повторно допускается в эксплуатацию. Составленные ООО "Энергия" акты повторного допуска не отвечают предъявляемым требованиям официального документа, предъявляемым гражданским законодательством, а именно: не содержат даты их составления. Из указанных актов не следует, в какую дату была проведена проверка узла учета тепловой энергии, и в какую дату был составлен по ее результатам соответствующий акт.
В материалы дела представлена Справка (без указания даты ее составления), составленная в Администрации ЗГМО и подписанная ее представителем, а также лицом из числа собственников МКД по ул.Лазо, 33 Ж., и директором ООО УК "Восточная", о том, что при оформлении приемо-сдаточной документации по установке общедомовых приборов учета тепловой энергии в многоквартирных домах в декабре 2013 г. по ул.Лазо, 33 в Акт допуска ошибочно внесены лишние данные, и требуется исключить прибор РСМ-05.07 G1, G2, Ду25, с заводским номером N270967. Также внесены изменения в Акт допуска прибора учета от 09.12.2013 г. по адресу г.Зима, ул.Щорса, 1 по приборам учета с номерами N253119, N253120, - приборы с указанными номерами внесены в список приборов учета по ул.Лазо, 33.
Согласно Акту обследования индивидуального теплового пункта МКД на предмет наличия коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии и теплоносителя от 15.05.2015 г., по ул.Лазо, 33 смонтировано оборудование:
- измерительный блок ТЭМ-104 N155189;
- 2 первичных преобразовательных расхода;
- расходомер РСМ-0,5.05 в количестве 2 (N253119,253120);
- комплект термометров сопротивления.
Также установлено, что приборы учета тепловой энергии и теплоносителя находятся в исправном состоянии.
Также несостоятелен довод ответчика по делу ООО "Энергия", что в данном акте указаны не те приборы учета, которые фактически были установлены в подвале дома по ул.Лазо, 33.
Заявителем - Ж. были представлены подлинники технических паспортов на указанные в Акте приборы.
Подрядчиком ООО НПФ "Энергоконтроль" установлен общедомовой прибор учета тепловой энергии и горячей воды, о чем составлен акт выполненных работ от 09.12.2013 г. Только после установки он допускается в эксплуатацию, что и было осуществлено, в ту же дату был составлен Акт от 09.12.2013 г. Таким образом ООО НПФ "Энергоконтроль" подтвердил готовность прибора учета для его использования и эксплуатации. Следовательно, прибор учета готов к его эксплуатации с момента ввода в эксплуатацию, т.е. с 09.12.2013 г.
Как заявил в рассмотрении дела N109 директор ООО "Энергия", прибор учета по ул.Лазо, 33 не был включен в электрическую сеть, однако данный довод не подтвержден документально.
Также не подтвержден документально довод ООО "Энергия" о том, что ежемесячно работники ООО "Энергия" осуществляют снятие показаний общедомового прибора учета по адресу ул.Лазо, 33. Вместе с тем, на заседании заявитель подтвердил, что жильцами МКД по адресам: Ул.Лазо, 33 и Щорса, 1, оплата за потребленную тепловую энергию осуществляется по нормативам потребления.
Как следует из материалов дела N109 о нарушении антимонопольного законодательства, ООО "Энергия" выданы предписания Службой государственного жилищного и строительного надзора (N5105/14 от 28.10.2014 г., N6210/14 от 16.12.2014 г., N477/15 от 26.02.2015 г.) на основании пунктов 21 и 23 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам (утв.Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N307) (далее по тексту - Правила N307) о применении в расчетах за тепловую энергию и горячую воду нормативов потребления, и устранить нарушение, выразившееся по мнению Службы, в применении ООО "Энергия" с 01.03.2014 г. в расчетах за потребленную тепловую энергию показаний прибора учета тепловой энергии, и осуществить перерасчет. Таким образом, ООО "Энергия" продолжило расчеты с гражданами, проживающими в многоквартирных домах, оснащенных приборами учета, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Однако исходя из положений действующего законодательства, при наличии приборов учета потребляемых энергетических ресурсов, расчет за потребленные ресурсы, исходя из нормативов потребления, невозможен, исходя из следующего.
В соответствии с п.21 Правил N307, при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении определяется:
б) для отопления - в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 приложения N 2 к настоящим Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Пункт 23 Правил N307 предусматривает, что при оборудовании многоквартирного дома коллективным (общедомовым) прибором учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета помещений в таком доме размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом и в нежилом помещении, оборудованном или не оборудованном индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета, определяется:
(в ред. Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354)
б) для отопления - в соответствии с подпунктом 2 пункта 3 приложения N 2 к настоящим Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 3 пункта 3 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Указанные нормы Правил N307 не могут быть применимы к взаиморасчетам по дома по адресу: ул.Лазо, 33, поскольку предусматривают наличие обязательного условия - отсутствия индивидуальных приборов учета у граждан. Однако, у граждан имеются индивидуальные приборы учета.
Таким образом, расчет за потребленные гражданами ресурсы - отопление и горячее водоснабжение, должен осуществлять на основании установленных приборов учета потребляемых энергетических ресурсов.
Из части 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ следует, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно частей 3 и 5 статьи 9 Федерального закона "О теплоснабжении", при установлении тарифов в сфере теплоснабжения должны быть учтены нормативы технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителе - тепловым сетям и нормативы удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии, тарифы на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения" устанавливаются в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию.
Как следует из пункта 31 "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N307 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг), исполнитель (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги) обязан при наличии коллективного (общедомового) прибора учета ежемесячно снимать показания такого прибора учета и заносить полученные показания в журнал учета показаний коллективных (общедомовых) приборов учета; принимать от потребителей показания индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и использовать их при расчете размера платы за коммунальные услуги за тот расчетный период, за который были сняты показания.
Согласно Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307, "норматив потребления коммунальных услуг" - месячный объем (количество) потребления коммунальных ресурсов потребителем, используемый при определении размера платы за коммунальные услуги при отсутствии индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета. К коммунальным ресурсам относится холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, бытовой газ в баллонах, тепловая энергия, твердое топливо, используемые для предоставления коммунальных услуг.
Таким образом, плата за коммунальные услуги - это плата за количество потребленных коммунальных ресурсов: холодной и горячей воды, сетевого газа, электрической и тепловой энергии, которые не входят в состав общего имущества.
В соответствии с пунктом 15 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации по общему правилу ресурсоснабжающая организация отвечает за поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома.
Пунктом 8 Правил N307 установлено, что условия договора о приобретении коммунальных ресурсов, заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить названным Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 2 пункта 7 Правил собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Общий объем (количество) потребленных холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также отведенных сточных вод, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном пунктом 21 настоящих Правил, а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета - пропорционально их показаниям. В случае отсутствия указанных приборов учета расчет размера платы производится в порядке, установленном пунктом 19 настоящих Правил.
В соответствии с п.19 Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется:
а) для отопления - в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354)
б) для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения и электроснабжения - в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам. Если иное не установлено договором, потребитель считается временно проживающим в жилом помещении в течение периода, продолжительность и день начала которого указаны потребителем в уведомлении, направляемом исполнителю, а приходящаяся на временно проживающего потребителя плата за коммунальные услуги рассчитывается пропорционально количеству прожитых дней;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354)
в) для газоснабжения - в соответствии с подпунктом 5 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам.
На основании изложенного, у ООО "Энергия" отсутствуют правовые основания для применения в расчетах с потребителями тепловой энергии и горячей воды нормативов потребления установленных общедомовых и индивидуальных приборов учета тепловой энергии и горячей воды, введенных в эксплуатацию.
Таким образом, ресурсоснабжающая организация ООО "Энергия" неправомерно возложила на потребителей дополнительную обязанность по оплате коммунальных услуг, не предусмотренную действующим законодательством, и выставляло гражданам к оплате суммы, которые превышают суммы к оплате, исходя из показаний приборов учета.
В силу пункта 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации неосновательное обогащение обусловлено приобретением или сбережением лицом имущества за счет другого лица без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований.
Таким образом, Определением Иркутского УФАС России N842 от 26.05.2015 г. квалификация действий ООО "Энергия" в качестве нарушения была дополнена. Иркутским УФАС России в действиях ООО "Энергия" также были дополнительно установлены признаки нарушения части 1 статьи 10 ФЗ "О защите конкуренции", что выразилось в необоснованном взимании платы за потребленную тепловую энергию с жителей МКД по адресу г.Зима, ул.Лазо, 33, по нормативам потребления при установленном по указанному адресу общедомовому прибору учета тепловой энергии, результатом которых является ущемление интересов граждан-потребителей, проживающих в указанных МКД.
В соответствии с частью 2 статьи 161 Жилищного кодекса РФ, собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения.
В силу статьи 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Собственник квартиры несет бремя содержания данного помещения и общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме (статья 30 Жилищного кодекса РФ).
При непосредственном управлении с каждым собственником помещения ресурсоснабжающими организациями заключаются договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (часть 2 статьи 164 Жилищного кодекса РФ).
Согласно статье 544 Гражданского кодекса РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Положения абзаца 2 пункта 7 Правил содержат специальные требования к установлению размера платы собственниками помещений в многоквартирном доме. Собственники вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Так, пункт 21 Правил определяет порядок размера платы при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных приборов учета, а пункт 19 Правил - при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета, когда размер платы за потребленные ресурсы в жилых помещениях определяется по нормативу потребления.
При непосредственном управлении с каждым собственником помещения ресурсоснабжающими организациями заключаются договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения (часть 2 статьи 164 Жилищного кодекса РФ). Согласно статье 539 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник помещения в данном случае является абонентом (потребителем), а соответствующая ресурсоснабжающая организация - энергоснабжающей организацией.
Следует отметить, что вопросы перерасчета и возврата жителям МКД по адресам г.Зима, ул.Лазо, 33 и ул.Щорса, 1, излишне уплаченных сумм в счет оплаты за потребленную тепловую энергию и горячую воду за период с 01.01.2014 г. по настоящее время, вытекающие из действий
ООО "Энергия"в качестве нарушения антимонопольного законодательства, являются гражданско-правовыми.
Исходя из системного толкования норм Закона о защите конкуренции и части 2 пункта 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N30 (ред. от 14.10.2010 г.) "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" антимонопольный орган не вправе в рамках своей компетенции разрешать гражданско-правовые споры хозяйствующих субъектов относительно расчетов за оказываемые услуги. В частности, он не полномочен защищать субъективные гражданские права потерпевшего от такого нарушения путем вынесения предписания нарушителю об уплате контрагенту задолженности или о возмещении понесенных убытков.
В многоквартирном доме по адресу: г.Зима, ул.Лазо, 33, отсутствует управляющая организация. Согласно пояснениям представителя жителей МКД по адресу: г.Зима, ул.Лазо, 33, Ж. - в доме по данному адресу осуществляется непосредственное управление, что противоречит требованиям Жилищного кодекса РФ. Этот факт подтверждается письменными пояснениями Администрации Зиминского городского муниципального образования (вх.N8953 от 11.08.2015 г.).
Следует отметить, что из-за бездействия Администрации ЗГМО в многоквартирных домах с количеством квартир 90 по адресам ул.Лазо, 33 и ул.Щорса, 1, не были своевременно выбраны управляющие организации, с которыми ООО "Энергия" следовало заключить договоры теплоснабжения тепловой энергии и горячей воды.
Как пояснил законный представитель ООО "Энергия", договор теплоснабжения в письменной форме по указанному дому, также, как и по дому по адресу: г.Зима, ул.Щорса, 1, отсутствует. Однако, граждане-потребители оплачивают ООО "Энергия" потребленную тепловую энергию, о чем свидетельствуют квитанции об оплате. Таким образом, договоры энергоснабжения заключены путем совершения конклюдентных действий, в соответствии со статьями 539, 540 ГК РФ.
На основании изложенного, Комиссия Иркутского УФАС России пришла к выводу о том, что ООО "Энергия" злоупотребило своим доминирующим положением на товарном рынке оказания услуг по передаче пара и горячей воды (тепловой энергии) в географических границах объектов теплоснабжения ООО "Энергия" в г.Зима, и допустило нарушение части 1 статьи 10 ФЗ "О защите конкуренции", что выразилось в несвоевременном оснащении 33 МКД, в т.ч. МКД по адресу: г.Зима, ул.Лазо, 33, коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых энергетических ресурсов, и в необоснованном взимании платы за потребленную тепловую энергию с жителей МКД по адресу г.Зима, ул.Лазо, 33, по нормативам потребления при установленном по указанному адресу общедомовому прибору учета тепловой энергии результатом которых является ущемление интересов граждан-потребителей, проживающих в указанных МКД.
Руководствуясь статьями 23, 41, 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
1. Признать ООО "Энергия" (ИНН 3806004292; 665383 г.Зима Иркутской обл., ул.Лазо, 25), занимающего доминирующее положение на товарном рынке оказания услуг по передаче пара и горячей воды (тепловой энергии) в географических границах объектов теплоснабжения ООО "Энергия" в г.Зима, нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", что выразилось в несвоевременном оснащении 33 МКД, в т.ч. МКД по адресу: г.Зима, ул.Лазо, 33, коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых энергетических ресурсов, и в необоснованном взимании платы за потребленную тепловую энергию с жителей МКД по адресу г.Зима, ул.Лазо, 33, по нормативам потребления при установленном по указанному адресу общедомовому прибору учета тепловой энергии результатом которых является ущемление интересов граждан-потребителей, проживающих в указанных МКД.
2. Предписание ООО "Энергия" не выдавать.
3. Копию решения направить сторонам по делу.
4. Материалы дела N109 передать должностному лицу Иркутского УФАС России для возбуждения административного производства в отношении ООО "Энергия" и должностного лица ООО "Энергия" по ч.2 ст.14.31 КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия (ст.52 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции") в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области N 401 (опубликовано 2 сентября 2015 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016