Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области
от 24 августа 2010 г.
Резолютивная часть решения была оглашена на заседании комиссии Калининградского УФАС России 10 августа 2010 года.
Решение в полном объеме изготовлено 24 августа 2010 года.
Комиссия Калининградского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председателя Комиссии:
И.С. Арефьевой - руководителя Калининградского УФАС России;
Членов Комиссии:
М.В. Доценко - старшего государственного инспектора отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России;
Е.В. Фионовой - специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России,
в присутствии:
представителя ООО "Связьинформ" М. (доверенность от 23.01.2009 г.);
представителя ОАО "Северо-Западный Телеком" П. (доверенность от 29.12.2009 г.),
рассмотрев дело N АМЗ-16/2010 по признакам нарушения ООО "Связьинформ" (ИНН 3908007052; адрес: 236011, г. Калининград, ул. Ген. Толстикова, 75), ОАО "Северо-Западный Телеком" (ИНН 7808020593; адрес: г. Санкт-Петербург, ул. Гороховая, д. 14/26, адрес Калининградского филиала: 236006, г. Калининград, Ленинский пр-т, 32) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
1. В Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области поступило обращение Калининградского центра ОВД филиала "Аэронавигация Северо-Запада" ФГУП "Госкорпорация по ОРВД" (далее - Заявитель, Калининградский центр ОВД) от 22.12.09 г. с жалобой на действия оператора связи ООО "Связьинформ" в части необеспечения возможности установления телефонных соединений на/с номеров Калининградского центра ОВД в диапазоне нумерации 539900-539963 сети местной телефонной связи ОАО "Северо-Западный Телеком" с/на номера 702-034, 702-037 Калининградского центра ОВД сети местной телефонной связи ООО "Связьинформ".
По результатам рассмотрения указанного обращения приказом Калининградского УФАС России от 02.03.2010 г. N 35 в отношении оператора связи ООО "Связьинформ" было возбуждено дело N АМЗ-16/2010 по признакам нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
В процессе рассмотрения дела N АМЗ-16/2010 комиссией антимонопольного органа были усмотрены признаки нарушения ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции в действиях оператора связи ОАО "Северо-Западный Телеком", в связи с чем Определением от 27 мая 2010 года о привлечении в качестве ответчика по делу N АМЗ-16/2010, на основании ч. 3 ст. 42 Закона о защите конкуренции, ОАО "Северо-Западный Телеком" было привлечено к рассмотрению дела в качестве ответчика.
Определением от 10.03.2010 года к рассмотрению дела N АМЗ-16/2010 о нарушении антимонопольного законодательства в качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах, было привлечено Управление Роскомнадзора по Калининградской области.
2. Существо дела в изложении представителей Заявителя.
В соответствии с условиями договора от 01.02.2005 г N 4847, заключенного между Калининградским центром ОВД и оператором связи ООО "Связьинформ", последним были приняты на себя обязательства оказывать, в том числе, услуги местного телефонного соединения надлежащего качества. Согласно договору услуги связи должны предоставляться оператором по адресу: Гурьевский р-он, пос. Храброво, Аэропорт, посредством выделения Заявителю номеров в диапазоне 702032-702059. Однако, начиная с 01.12.2009 года с номеров 702-034, 702-037 Калининградского центра ОВД отсутствовала возможность установления телефонных соединений с номерами 53-99-ХХ, выделенными подразделению аэронавигации в п. Храброво оператором связи ОАО "Северо-Западный Телеком" в соответствии с заключенным договором от 01.12.2009 г.
Аналогично складывается ситуация с прохождением вызовов с номеров 539900-539963 сети местной телефонной связи ОАО "Северо-Западный Телеком" на номера оперативных служб аэропорта 702-034, 702-037 сети местной телефонной связи ООО "Связьинформ".
В связи с вышеизложенным в адрес операторов связи ОАО "Северо-Западный Телеком", ООО "Связьинформ" было направлено письмо от 08.12.2009 г. N 1.1-376 с предложением принять меры для обеспечения устойчивой телефонной связи между подразделениями Калининградского центра ОВД в аэропорту "Храброво", п. Храброво, г. Калининграде.
В ответном письме N 714 от 14 декабря 2009 г. компанией ООО "Связьинформ" было указано на систематические нарушения оператором связи ОАО "Северо-Западный Телеком" действующего договора о присоединении сетей электросвязи и их взаимодействии N 13-01-11 от 01.04.2005 г., в связи с чем ответственность за ненадлежащее качество услуг местной связи полностью лежит на ОАО "Северо-Западный Телеком".
Необходимо отметить, что новый узел связи (АТС-320) емкостью 64 номера с нумерацией 539900-539963 был введен в эксплуатацию ОАО "Северо-Западный Телеком" 25.06.2009 года; на этапе испытаний на предмет прохождения вызовов с номеров указанной нумерации на сеть ООО "Связьинформ" каких-либо затруднений установлено не было. Описываемые сложности в установлении телефонных соединений возникли после официального уведомления ООО "Связьинформ" о переходе Калининградского центра ОВД на обслуживание к оператору связи ОАО "Северо-Западный Телеком".
По мнению Заявителя, оператор связи ООО "Связьинформ" ухудшает его положение как абонента, к тому же абонента, наделенного особыми функциями, программным способом ограничивая возможность установления соединений между взаимодействующими сетями связи. Главной задачей деятельности Калининградского центра ОВД по организации порядка использования воздушного пространства и непосредственному управлению воздушными судами является обеспечение безопасности воздушного движения в районе его ответственности, которое подразумевает обеспечение безопасности жизни людей, находящихся как на воздушном транспорте, так и на земле. Действия ООО "Связьинформ" в части ограничения прохождения трафика препятствуют осуществлению подразделениями Калининградского центра ОВД функций по оперативному решению задач обеспечения безопасности, что может повлечь за собой необратимые последствия.
Ситуация осложнена тем, что в соответствии с существующими обязательными регламентами деятельности служб аэронавигации, последние должны иметь договорные отношения как минимум с двумя операторами связи в целях обеспечения резервной связи в случае аварии на одной из сетей. Возможности воспользоваться услугами местной телефонной связи на территории аэропорта "Храброво", предоставляемыми третьими операторами связи, с целью обеспечения требований регламентов ограничены по причине отсутствия в данном районе таких сетей связи.
3. Существо дела в изложении представителей ООО "Связьинформ".
Услуги телефонной связи, оказываемые Калининградскому центру ОВД по адресу: Гурьевский р-он, пос. Храброво, Аэропорт предоставляются оператором связи ООО "Связьинформ" на основании договора N 4847 от 01.02.2005 года.
Оператор связи ООО "Связьинформ" в полном объеме исполняет свои обязательства перед абонентом в соответствии с условиями заключенного договора и нормами действующего законодательства. Калининградскому центру ОВД в соответствии с договором предоставлена возможность установления исходящих телефонных соединений с любой нумерацией сети связи общего пользования, что подтверждается данными расшифровки биллинга телефонных соединений за период с 10.12.2009 г. по 15.02.2010 г. Результаты проверки, проведенной Управлением Роскомнадзора по Калининградской области в период с 20.01.2010 г. по 21.01.2010 г. в связи с поступлением обращения Калининградского центра ОВД от 21.12.2009 г. N 1.1-393, также свидетельствуют о том, что коэффициент потери вызовов при попытках осуществления телефонных соединений с номеров 702-034, 702-037 на нумерацию 539900-539963 ОАО "Северо-Западный Телеком" соответствует установленному нормативу (равен нулю).
Что касается возможности установления исходящих соединений с номеров диапазона нумерации 539900-539963 сети местной телефонной связи ОАО "Северо-Западный Телеком" на номера сети местной телефонной связи ООО "Связьинформ", то ответственность за обеспечение таковой полностью лежит на операторе связи, заключившем соответствующие договорные отношения с Заявителем, т. е. на ОАО "Северо-Западный Телеком". Обязанность обеспечения установления исходящих телефонных соединений возложена на оператора связи, предоставляющего услугу местного телефонного соединения согласно части 1 статьи 46 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон о связи), а также "Правилам оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи, утвержденным постановлением Правительства РФ от 18.05.2005 г. N 310 (далее - Правила).
По мнению представителей ООО "Связьинформ", оператор связи ОАО "Северо-Западный Телеком" систематически нарушает условия договора о присоединении сетей электросвязи и их взаимодействии от 01.04.2005 г. N 13-01-11, не исполняет взятые на себя обязательства, предусматривающие уточнение технических условий присоединения в процессе взаимодействия сторон. ОАО "Северо-Западный Телеком" неоднократно делались предложения запросить, в соответствии с п. 6.4.3 указанного договора, технические условия на организацию дополнительных соединительных линий для обеспечения пропуска трафика от дополнительно вводимых сооружений связи перед вводом их в эксплуатацию, поскольку существующее количество линий ООО "Связьинформ" не может обеспечить функционирование сети связи в соответствии с установленными техническими нормами.
В мае 2009 года, то есть до момента оформления договорных отношений с Калининградским центром ОВД, ОАО "Северо-Западный Телеком" было официально уведомлено об отсутствии возможности открытия доступа от абонентов сети связи ОАО "Северо-Западный Телеком", подключенных к введенным средствам связи, на сеть ООО "Связьинформ" без умощнения ресурса межстанционной сети связи (далее - МСС).
4. Существо дела в изложении представителей ОАО "Северо-Западный Телеком".
ОАО "Северо-Западный Телеком" выразило несогласие с утверждениями ООО "Связьинформ" о необходимости запроса технических условий при открытии нумерации 539900-539963. В соответствии с п. 19 "Правил присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия", утвержденных постановлением Правительства РФ от 28 марта 2005 г. N 161 (далее - Правила присоединения) при вводе в действие новых средств связи, внедрении новых технологических решений на своей сети электросвязи, выводе из 'эксплуатации или модернизации устаревших средств связи, на оператора связи возлагается обязанность заблаговременно известить об этом операторов взаимодействующих сетей. Такое оповещение ООО "Связьинформ" со стороны ОАО "Северо-Западный Телеком" было произведено 18.11.2009 г., в то время как фактически эксплуатация открытой нумерации началась 01.12.2009 г. согласно договору с Калининградским центром ОВД филиала "Аэронавигация Северо-Запада".
Договором N 13-01-11 от 01.04 2005 г. о присоединении сетей электросвязи и их взаимодействии не предусмотрена процедура запроса технических условий при введении в действие нумерации, уже указанной в нем, а также возможность ограничения со стороны любого из операторов пропуска трафика в случае несовершения такого действия.
Открытие нумерации 539900-539963 не влечет увеличение точек подключения и изменение условий договора в одностороннем порядке. В соответствии с актом выполненных работ от 25.04.2006 г., являющегося Приложением к договору N 13-01-11 от 01.04.2005 г., сторонами организованы в г. Калининграде следующие точки подключения па местом уровне:
- ОПТС-7 - ОПТС-5 (путем организации 16 первичных цифровых трактов);
- ОПТС-7 - ОПТС-6 (путем организации 12 первичных цифровых трактов);
- ОПТС-7 - ОПТС-9 (путем организации 16 первичных цифровых трактов).
Открытая нумерация 53900-539963 включена в точку присоединения ОПТС-5 (о чем свидетельствует разрешение на эксплуатацию N РЭ-39/1435 от 25.06.2009 г.). Таким образом, при открытии нумерации 539900-539963 никакого увеличения точек присоединения не произошло, поскольку данная нумерация открыта и существует в рамках организованных между сторонами согласно акту выполненных работ от 25.04.2006 г. точек присоединения.
Само по себе открытие нумерации не требует запроса технических условий. поскольку нумерация 539900-539963 уже включена в Приложение N 1 к Договору.
В соответствии с действующим договором N 13-01-11 от 01.04.2005 ООО "Связишформ" обязалось обеспечить круглосуточный и бесперебойный пропуск трафика от/на есть ОАО "Северо-Западный Телеком" согласно техническим параметрам присоединения и плана нумерации, представленным в Приложении N 1 к договору (п. 3.3). Согласно п. 3.1 договора технические параметры присоединения с указанием плана нумерации представлены в Приложении N 1 к договору. Согласно разделу 1.1 Приложения N 1 в план нумерации местной исходящей связи, то есть нумерации, на которую оператор (ООО "Связьинформ") обязан осуществлять пропуск трафика, включена вся нумерация, начинающаяся с номеров 5ххххх, бххххх. 9ххххх, то есть и номера Калининградского центра ОВД филиала "Аэронавигация Северо-Запада". Следовательно, открытие выхода спорной нумерации со стороны ОАО "Северо-Западный Телеком" не является изменением условий договора, а, наоборот, отказ ООО "Связьинформ" открыть выход абонентов ОАО "Северо-Западный Телеком" - односторонним отказом от принятых на себя обязательств. Исходя из изложенного, п. 6.4.3 обязывает ОАО "Северо-Западный Телеком" обратиться к Связьинформ за запросом технических условий только в случае такой модернизации технических средств связи, которая изменяет существующие на момент заключении условия договора (например, изменение количества точек подключения) или в случае расширения диапазона номерной емкости сети ОАО "СЗТ" по сравнению с указанной в договоре (Приложении N 1).
Также несостоятельны доводы представителя ООО "Связьинформ" об отказе открыть выход на свою нумерацию для абонентов вновь введенной абонентской емкости 539900-539963 ОАО "Северо-Западный Телеком" в связи с отсутствием достаточного количества межстанционных линий связи. Как было установлено и подтверждено документально в ходе рассмотрения настоящего дела, в том числе и решением Арбитражного суда г. Москвы по делу N А40-83730/2009, именно оператор связи ООО "Связьинформ" ранее в 2008 году совершил антиконкурентные действия, в одностороннем порядке исключив из взаимодействия сторон половину организованных линий связи и программно ограничил возможности оставшейся МСС.
В силу пункта 22 Правил присоединения оператор сети местной телефонной связи при оказании услуг присоединения обязан обеспечить возможность пропуска трафика между сетями местной телефонной связи. Действующим законодательством о связи не допускается односторонний отказ оператора связи от исполнения обязательств по договору о присоединении соей связи и не предусматривает право на приостановление либо ограничение услуг по пропуску трафика операторам, действующим на основании выданных лицензий, что фактически в настоящее время имеет место быть со стороны оператора связи ООО "Связьинформ".
5. Представителями Управления Роскомнадзора по Калининградской области, привлеченными к рассмотрению дела в качестве лиц, располагающих сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах, были даны следующие пояснения.
5.1 Управлением Роскомнадзора по Калининградской области были проведены внеплановые проверки в отношении операторов связи ООО "Связьинформ" и ОАО "Северо-Западный Телеком". Целью указанных мероприятий была проверка информации, изложенной в поступивших в Управление обращениях Министерства развития инфраструктуры Правительства Калининградской области от 18.12.2009 г. N 11655/1-24, Калининградского центра ОВД филиала "Аэронавигация Северо-Запада" от 21.12.2009 г. N 1.1-393 о возникновении угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан, находящихся на воздушном транспорте и на земле, в связи с отсутствием возможности установления телефонных соединений между организациями, обеспечивающими работу аэродромного комплекса, и оперативными подразделениями Калининградского центра ОВД, являющегося как абонентом ООО "Связьинформ", так и абонентом ОАО "Северо-Западный Телеком".
Комиссия по проверке пришла к выводу, что стопроцентные отказы в телефонных соединениях в сети местной телефонной связи ООО "Связьинформ" при попытках установления соединений с номеров Калининградского центра ОВД сети местной телефонной связи ОАО "Северо-Западный Телеком" на номера Калининградского центра ОВД и организаций, обеспечивающих работу аэродромного комплекса, сети местной телефонной связи оператора ООО "Связьинформ" обусловлены не открытием последним доступа к нумерации 539900-539963 ОАО "Северо-Западный Телеком". Таким образом, ООО "Связьинформ" не обеспечено возможности таких соединений.
В результате проведения внеплановой проверки было установлено, что ООО "Связьинформ" нарушены обязательные требования части 1 статьи 46 Закона о связи, а также пп. 1 п. 2, пп. 1 п. 3, п. 4 Требований к организационно-техническому обеспечению устойчивого функционирования сети связи общего пользования, утвержденных приказом Мининформсвязи РФ от 27.09.2007 N 113.
5.2 Сложившаяся ситуация возникла в силу неурегулированности взаимоотношений вышеуказанных операторов связи в части исполнения условий договора о присоединении сетей электросвязи и их взаимодействии от 01.04.2005 г. N 13-01-11, заключенного ими на добровольной основе.
Согласно действующему законодательству о связи взаимодействие операторов связи должно осуществляться с соблюдением условий договора о присоединении.
5.3 Тем не менее, проблемы отношений между операторами связи не должны касаться услуг связи, предоставляемых абонентам. Оператор обязан предоставлять надлежащие услуги связи в сроки и в порядке, предусмотренном законодательством и договором возмездного оказания услуг связи.
6. Комиссия рассмотрела представленные материалы, заслушала доводы, возражения и пояснения лиц, участвующих в деле и установила следующее.
6.1 Услуги телефонной связи, оказываемые Калининградскому центру ОВД по адресу: Гурьевский р-он, пос. Храброво, Аэропорт оператором связи ОАО "Северо-Западный Телеком", предоставляются на основании договора с 01.12.2009 года.
ОАО "Северо-Западный Телеком" осуществляет свою деятельность на основании лицензии N 23227, выданной Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций, в соответствии с которой лицензиат обязан обеспечить предоставление абоненту доступа к сети связи лицензиата, абонентской линии в постоянное пользование, а также местных телефонных соединений для передачи голосовой информации, передачи факсимильных сообщений, передачи данных.
В соответствии с пунктом 2 "Правил оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18.05.2005 г. N 310 (далее - Правила), телефонное соединение определено как установленное в результате вызова взаимодействие между средствами связи, позволяющее абоненту передавать и (или) принимать голосовую и (или) неголосовую информацию.
В пункте 2 Правил также указано, что под вызовом подразумеваются действия, совершаемые абонентом в целях установления соединения своего пользовательского (оконечного) оборудования с пользовательским (оконечным) оборудованием другого абонента, и совокупность операций, порождаемых этими действиями в сети электросвязи.
При этом абонентом является пользователь услугами телефонной связи, с которым заключен договор об оказании услуг телефонной связи при выделении для этих целей абонентского номера.
Системное толкование вышеизложенного позволяет сделать вывод, что в соответствии с действующим законодательством о связи и заключенным договором об оказании услуг связи оператор связи обязуется обеспечивать возможность установления исходящих соединений своему абоненту с любой нумерацией сети связи общего пользования.
6.2 АТС емкостью 64 номера с нумерацией 539900-539963, к которой подключено пользовательское оборудование Заявителя, была введена в эксплуатацию 25.06.2009 года в соответствии с разрешением Управления Роскомнадзора по Калининградской области N РЭ-39/1435. Рассматриваемая АТС имеет присоединение к узлу связи ОПТС-5 ОАО "Северо-Западный Телеком".
В соответствии с пунктом 19 "Правил присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия", утвержденных постановлением Правительства РФ от 28 марта 2005 г. N 161 (далее - Правила присоединения), при вводе в действие новых средств связи, внедрении новых технологических решений в своей сети электросвязи, выводе из эксплуатации или модернизации устаревших средств связи, что существенно влияет на условия присоединения других сетей электросвязи и пропуска трафика, соответствующий оператор связи обязан заблаговременно оповестить об этом операторов взаимодействующих сетей.
В нарушение указанной нормы ОАО "Северо-Западный Телеком" было направлено в адрес присоединенного оператора связи ООО "Связьинформ" соответствующее письмо N 11-07/4455 уведомительного характера лишь 18.11.2009 г. Тем самым были существенно ограничены возможности последнего оценить влияние введенной емкости на существующие условия присоединения рассматриваемых сетей электросвязи, учитывая, что в течение 2009 года ОАО "Северо-Западный Телеком" были введены в эксплуатацию новые средства связи общей монтированной емкостью 6981 номер.
Кроме того, имеющиеся в материалах дела документы, а также пояснения представителей операторов связи свидетельствуют о наличии между операторами гражданско-правового спора, касающегося порядка пропуска трафика при вводе новых сооружений связи, а именно: письма ООО "Связьинформ" N 303 от 15.05.2009 г., N 340 от 26.05.2009 г., N 353 от 28.05.2009 г., N 356 от 29.05.2009 г., где прямо указывается на отсутствие у ООО "Связьинформ" возможности открытия дополнительной нумерации без запроса со стороны ОАО "Северо-Западный Телеком" технических условий и увеличения количества соединительных линий между сетями, позволяющего обеспечить пропуск местного трафика без перегрузок, что предусмотрено п. 5.4, п. 6.4.3, п. 6.5.5 Договора N 13-01-11 от 01.04.2005 г.
Таким образом, в момент заключения договора с Калининградским центром ОВД ОАО "Северо-Западный Телеком" было известно о неурегулированности отношений с присоединенным оператором связи ООО "Связьинформ" в части пропуска трафика с номеров в диапазоне нумерации 539900-539963 на номера сети связи последнего. Следовательно, оформляя договорные отношения с Калининградским центром ОВД, оператор связи ОАО "Северо-Западный Телеком" заведомо предлагал Заявителю несоответствующую установленным законодательством в сфере оказания услуг общедоступной телефонной связи требованиям услугу.
6.3 По результатам проверки, проведенной Управлением Роскомнадзора по Калининградской области в период с 20.01.2010 г. по 21.01.2010 г. в связи с поступлением обращения Калининградского центра ОВД от 21.12.2009 г. N 1.1-393, были выявлены стопроцентные отказы при попытках установления телефонных соединений с номеров Калининградского центра ОВД сети местной телефонной связи ОАО "Северо-Западный Телеком" на номера Калининградского центра ОВД и организаций, обеспечивающих работу аэродромного комплекса, сети местной телефонной связи ООО "Связьинформ", что зафиксировано соответствующими протоколами измерения коэффициента потери вызовов.
Таким образом, у Заявителя действительно отсутствовала возможность установления исходящих соединений с выделенных ему номеров местной сети телефонной связи ОАО "Северо-Западный Телеком" на номера местной сети телефонной связи ООО "Связьинформ"; факт отсутствия такой возможности подтвержден документально.
Кроме того, ОАО "Северо-Западный Телеком" не представлено каких-либо документов, свидетельствующих о попытках оператора принять необходимые меры, в том числе организовать обходной трафик через третьих операторов связи, для обеспечения Заявителю устойчивого функционирования исходящей телефонной связи.
Согласно части 1 статьи 46 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон о связи) оператор связи обязан оказывать пользователям услугами связи услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, национальными стандартами, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи.
В соответствии с частью 1 статьи 68 Закона о связи в случаях и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации, лица, нарушившие законодательство Российской Федерации в области связи, несут уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность.
Пунктом 148 Правил установлено, что оператор связи освобождается от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору, если докажет, что их неисполнение или ненадлежащее исполнение произошло вследствие действия обстоятельств непреодолимой силы или по вине другой стороны. При этом под обстоятельствами непреодолимой силы подразумеваются не зависящие от воли и действий участников договора обстоятельства, а под виной другой стороны - вина абонента.
Учитывая вышеизложенное, наличие гражданско-правового спора между взаимодействующими операторами касательно порядка пропуска трафика при вводе новых средств связи не может рассматриваться в качестве обстоятельства непреодолимой силы, освобождающего оператора связи ОАО "Северо-Западный Телеком" от обязанности надлежащего исполнения принятых на себя обязательств перед Заявителем.
6.4 Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых является или может являться ущемление интересов других лиц.
В соответствии с пунктом 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Согласно статье 3 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон о естественных монополиях) субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.
В силу статьи 4 Закона о естественных монополиях" услуги общедоступной электросвязи являются сферой деятельности субъектов естественных монополий.
В соответствии с приказом Роскомнадзора РФ от 21.10.2005 N 39 ОАО "Северо-Западный Телеком" внесено в реестр операторов, занимающих существенное положение в сети связи общего пользования, в том числе в географической зоне нумерации 401, которая охватывает Калининградскую область.
Пунктом 30 приказа ФАС РФ от 25.04.2006 N 108 "Об утверждении порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке" установлено, что в сфере услуг субъектов естественных монополий географические границы товарных рынков определяются с учетом особенностей предоставления этих услуг, в частности: с учетом наличия и расположения технологической инфраструктуры (сетей), возможностей покупателей по доступу к инфраструктуре и ее использованию (подключению к сетям).
Оператор связи может предоставить услугу телефонного соединения, а потребитель - приобрести данную услугу только в районе пролегания сетей оператора. Предоставление данной услуги за пределами пролегания сети оператора технологически невозможно. Таким образом, ОАО "Северо-Западный Телеком" занимает доминирующее положение на рынке услуг местной телефонной связи в границах своих сетей.
Пункт 4 статьи 4 Закона о защите конкуренции устанавливает, что товарный рынок - это сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.
В рамках рассматриваемого дела, Заявитель указал, что не имеет возможности устанавливать исходящие соединения в результате вызовов с номеров в диапазоне нумерации 539900-539963 на номера 702-034, 702-037 сети связи ООО "Связьинформ". В ходе рассмотрения дела от сторон, участвующих в деле, сведений, свидетельствующих об обратном, не поступало. Вышеуказанные номера относятся к географической зоне нумерации 4012ХХХХХХ. Сведений о невозможности осуществлять звонки на номера, расположенные в иных географических зонах, сторонами, участвующими в деле, не представлялось. ОАО "Северо-Западный Телеком" осуществляет оказание услуги местной телефонной связи внутри указанной географической зоны нумерации.
Таким образом, в рамках настоящего решения рассматриваются действия ОАО "Северо-Западный Телеком" на товарном рынке, географическими границами которого является географическая зона нумерации 4012ХХХХХХ, а продуктовыми границами - предоставление услуг местного телефонного соединения.
6.5 Учитывая вышеизложенное, действия оператора связи ОАО "Северо-Западный Телеком", выразившиеся в необеспечении Заявителю возможности установления исходящих телефонных соединений с номеров Заявителя в диапазоне нумерации 539900-539963 сети связи ОАО "Северо-Западный Телеком" на номера, выделенные Заявителю оператором связи ООО "Связьинформ", являются нарушением норм действующего законодательства о связи, а также части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, поскольку ущемляют интересы Заявителя.
7. Оценив действия оператора связи ООО "Связьинформ" на предмет соблюдения антимонопольного законодательства комиссия антимонопольного органа пришла к следующим выводам.
7.1 Оператор связи ООО "Связьинформ" занимает доминирующее положение на товарном рынке услуг местной телефонной связи в границах своих сетей по основаниям, аналогичным изложенным в пункте 6.4 настоящего решения.
7.2 Согласно пункту 7 Правил распределения и использования ресурсов нумерации единой сети электросвязи РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.07.2004 г. N 350, выделение ресурса нумерации для сетей электросвязи осуществляется Федеральным агентством связи по заявлению операторов связи, обладающих лицензией на осуществление деятельности в области оказания услуг связи.
В соответствии с пунктом 14 указанных Правил Федеральное агентство связи не вправе принимать решение о выделении ресурса нумерации при наличии несоответствия представленной оператором связи копии схемы построения сети связи установленным требованиям и запрашиваемому ресурсу нумерации.
Пунктом 16 Правил установлено, что выделенный ресурс нумерации должен быть использован полностью или частично в течение 2 лет с даты выделения ресурса нумерации. При этом выделенный ресурс нумерации считается использованным: полностью, если он использован оператором связи в целях оказания услуг связи не менее чем на 85 процентов; частично, если он использован оператором связи в целях оказания услуг связи не менее чем на 75 процентов.
Согласно пункту 19 Правил оператор связи, получивший ресурс нумерации, обязан иметь план нумерации, определяющий распределение полученного ресурса нумерации по обслуживаемой территории.
Таким образом, из сущности положений указанных выше норм проистекает, что монтированная емкость узлов связи оператора связи, обслуживающего определенную территорию, так или иначе должна соответствовать выделенному ему ресурсу нумерации. Следовательно, при присоединении сетей электросвязи операторы связи имеют возможность определять условия такого присоединения в части требуемого для безотказного пропуска трафика ресурса МСС с учетом существующей и прогнозируемой в рамках ресурса нумерации емкости узлов сети связи, и, соответственно прогнозируемой нагрузки на межстанционные соединительные линии.
Ввиду того, что антимонопольному органу неизвестно о фактах изменения объемов нумерации, выделенной операторам связи ОАО "Северо-Западный Телеком", ООО "Связьинформ" на территории Калининградской области (сведений, свидетельствующих об обратном операторами не представлено), закономерен вывод о том, что количество межстанционных соединительных линий, определенное согласованным указанными операторами связи проектом "Расширение сетевой инфраструктуры оператора "Электросвязь Калининградской области" на базе мультисервисной платформы Alcatel 1540" 2005 г. и зафиксированное актами сдачи-приемки выполненных работ по организации первичных цифровых трактов от 25.04.2006 г., предусматривало обеспечение пропуска трафика с требуемыми показателями качества при существовавших на тот момент и прогнозируемых в рамках ресурса нумерации емкостях сетей рассматриваемых операторов.
Нумерация 539000-539963 включена в план нумерации ОАО "Северо-Западный Телеком"; АТС емкостью 64 номера с данной нумерацией, в соответствии с разрешением Управления Роскомнадзора по Калининградской области о вводе в эксплуатацию N РЭ-39/1435, имеет присоединение к узлу связи ОПТС-5 ОАО "Северо-Западный Телеком", что подразумевает обеспечение данной номерной емкости ресурсом МСС и отсутствие необходимости изменения условий присоединения, установленных договором от 01.04.2005 г. N 13-01-11.
7.3 В соответствии с пунктом 19 "Правил присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия", утвержденных постановлением Правительства РФ от 28 марта 2005 г. N 161 (далее - Правила присоединения), при вводе в действие новых средств связи, внедрении новых технологических решений в своей сети электросвязи, выводе из эксплуатации или модернизации устаревших средств связи, что существенно влияет на условия присоединения других сетей электросвязи и пропуска трафика, соответствующий оператор связи обязан заблаговременно оповестить об этом операторов взаимодействующих сетей.
Согласно пункту 8 Правил присоединения присоединение сетей электросвязи и их взаимодействие осуществляются на основании заключенных операторами сетей связи договоров о присоединении сетей электросвязи.
Согласно п. 6.4.3. договора о присоединении сетей электросвязи и их взаимодействии от 01.04.2005 г. N 13-01-11 оператор связи ОАО "Северо-западный Телеком" обязан обращаться к оператору связи ООО "Связьинформ" за уточнением технических условий в процессе взаимодействия сторон в случае модернизации технических средств, расширения емкости сети ОАО "Северо-Западный Телеком", осуществления ОАО "Северо-Западный Телеком" присоединения сетей связи третьих лиц.
Учитывая вышеизложенное, оператор связи ОАО "Северо-Западный Телеком" был обязан обратиться за уточнением технических условий к оператору связи ООО "Связьинформ", поскольку введение номерной емкости оказывает влияние на существующую нагрузку между смежными узлами связи ОПТС-5 сети связи ОАО "Северо-Западный Телеком" и ОПТС-7 сети связи ООО "Связьинформ". Такие действия ОАО "Северо-Западный Телеком" не предпринимались.
Тем не менее, принимая во внимание изложенное в пункте 7.2 настоящего решения, а также положение пункта 22 Правил присоединения об обязанности оператора сети местной телефонной связи при оказании услуг присоединения обеспечить возможность пропуска трафика между сетями местной телефонной связи, данный факт не является основанием для ограничения пропуска трафика оператором связи ООО "Связьинформ" на свою сеть.
Однако, как следует из материалов дела (Приложение N 1 к акту проверки от 12.02.2010 г. N 26861-39-01/0013, письма ООО "Связьинформ" N 303 от 15.05.2009 г., N 340 от 26.05.2009 г., N 353 от 28.05.2009 г., N 356 от 29.05.2009 г.) нарушение Требований к организационно-техническому обеспечению устойчивого функционирования сети связи общего пользования, утвержденных приказом Мининформсвязи РФ от 27.09.2007 N 113 (далее - Требования), в части необеспечения устойчивого функционирования сети связи общего пользования является следствием нарушения ООО "Связьинформ" установленного алгоритма обслуживания вызовов в связи с преднамеренным ограничением оператором связи ООО "Связьинформ" пропуска трафика с номеров диапазона 539000-539963 сети связи ОАО "Северо-Западный Телеком" на свою сеть связи. Сложившаяся ситуация не имеет отношения к техническим неисправностям или перегрузкам сети связи.
Согласно пункту 33 Закона о связи под услугой присоединения понимается деятельность, направленная на удовлетворение потребности операторов связи в организации взаимодействия сетей электросвязи, при котором становятся возможными установление соединения и передача информации между пользователями взаимодействующих сетей электросвязи.
Таким образом, присоединение сетей электросвязи двух операторов организуется в целях обеспечения возможности абонентам одного оператора осуществить соединение с абонентами другого оператора.
Следовательно, действия оператора связи, выражающиеся в ограничении пропуска трафика на свою сеть связи, квалифицируются как ограничение возможности абонентам взаимодействующего оператора осуществлять исходящие телефонные соединения, что приводит к ущемлению их интересов.
7.4 Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых является или может являться ущемление интересов других лиц.
Учитывая вышеизложенное, действия оператора связи ООО "Связьинформ", выразившиеся в ограничении пропуска трафика с номеров диапазона 539000-539963 сети связи ОАО "Северо-Западный Телеком" на свою сеть связи являются нарушением норм действующего законодательства о связи, а также части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, поскольку ущемляют интересы Заявителя в части ограничения возможности осуществлять исходящие телефонные соединения.
Руководствуясь статьей 23, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" решила:
1.1 Признать оператора связи ОАО "Северо-Западный Телеком" нарушившим ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в части необеспечения Заявителю (Калининградскому центру ОВД) возможности установления исходящих телефонных соединений с номеров Калининградского центра ОВД в диапазоне нумерации 539900-539963 сети связи ОАО "Северо-Западный Телеком" на номера, выделенные Калининградскому центру ОВД оператором связи ООО "Связьинформ".
1.2 Выдать ОАО "Северо-Западный Телеком" предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
1.3 Передать материалы дела должностному лицу отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении лиц, виновных в совершении правонарушения, к административной ответственности.
2.1 Признать оператора связи ООО "Связьинформ" нарушившим ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в части ограничения пропуска трафика с номеров диапазона 539000-539963 сети связи ОАО "Северо-Западный Телеком" на свою сеть связи, что привело к ограничению возможности Заявителя (Калининградского центра ОВД) осуществлять телефонные соединения с выделенных ему номеров в диапазоне 539000-539963 и ущемлению его интересов.
2.2 Выдать ООО "Связьинформ" предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
2.3 Передать материалы дела должностному лицу отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении лиц, виновных в совершении правонарушения, к административной ответственности.
Председатель Комиссии И. С. Арефьева
Члены Комиссии М. В. Доценко
Е. В. Фионова
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области от 24 августа 2010 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016