Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области
от 3 сентября 2010 г.
Комиссия Управления ФАС России по Волгоградской области по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказании услуг для государственных и муниципальных нужд в составе:
Косяк Т.В. - председателя Комиссии, и.о. начальника отдела контроля размещения госзаказа,
Кречковской Е.А. - члена Комиссии, государственного инспектора отдела контроля размещения госзаказа,
Бабкиной Ю.А. - члена Комиссии, старшего государственного инспектора отдела контроля размещения госзаказа,
в присутствии:
Ласточкина С.В. - представителя ОАО "Проектный институт "Астрахангражданпроект" (по доверенности),
Стороженко Е.Г. - представителя Комитета по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству администрации Волгоградской области (по доверенности),
Добычина Л.В. - представителя Комитета по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству администрации Волгоградской области (по доверенности),
Рубанской А.Е. - представителя Комитет экономики администрации Волгоградской области (по доверенности),
рассмотрев материалы дела N 10-06/04-424, возбужденного по жалобе ОАО "Проектный институт "Астрахангражданпроект" на действия Заказчика - Комитета по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству администрации Волгоградской области - и уполномоченного органа - Комитета экономики администрации Волгоградской области - при проведении открытого конкурса "На право заключить государственный контракт на выполнение комплекса работ по разработке проектной документации на строительство объектов для государственных нужд Волгоградской области" по лоту N 1 - выполнение комплекса работ по разработке проектной документации на строительство объекта: Гребная база ГУ "Центр спортивной подготовки "Волгоградская областная комплексная школа Высшего спортивного мастерства" установила:
В УФАС по Волгоградской области 27.08.2010 г. вх. N ф. 758 поступила жалоба ОАО "Проектный институт "Астрахангражданпроект" в которой обжалуются Заказчика - Комитета по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству администрации Волгоградской области - и уполномоченного органа - Комитета экономики администрации Волгоградской области - при проведении открытого конкурса "На право заключить государственный контракт на выполнение комплекса работ по разработке проектной документации на строительство объектов для государственных нужд Волгоградской области" по лоту N 1 - выполнение комплекса работ по разработке проектной документации на строительство объекта: Гребная база ГУ "Центр спортивной подготовки "Волгоградская областная комплексная школа Высшего спортивного мастерства"
Из жалобы ОАО "Проектный институт "Астрахангражданпроект" следует, что конкурсная документация содержит положения, противоречащие законодательству:
1. Пункт 5 раздела 4 "Техническое задание" устанавливает:
- проектные работы планируется провести при условии получения гарантий выделения бюджетных ассигнований на 2011 год.
2. Пункт 9 раздела 4 "Техническое Задание" устанавливает:
- получение и уточнение Исполнителем всех необходимых для проектирования технических условий и исходно - разрешительных документов (в т.ч. землеустроительных);
- подготовка Исполнителем (согласно перечню комитета по градостроительству и архитектуре Администрации Волгоградской области и действующему законодательству) пакета необходимых документов для согласования на уровне Администрации Волгоградской области места размещения проектируемых сооружений и получения градостроительного плана земельного участка.
3. Пункт 17 раздела 4 "Техническое задание" устанавливает:
- обязательное согласование субподрядных организаций с Заказчиком.
ОАО "ПИ "Астрахангражданпроект" не согласно с вышеизложенными положениями по следующим основаниям.
1. При заключении государственного контракта у государственного заказчика возникают обязательства, в том числе, по оплате выполненных работ.
Статья 758 ГК РФ устанавливает, что по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик (проектировщик, изыскатель) обязуется по заданию заказчика разработать техническую документацию и (или) выполнить изыскательские работы, а заказчик обязуется принять и оплатить их результат.
Статья 763 ГК РФ устанавливает, что по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд (далее - государственный или муниципальный контракт) подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
Размещение заказа государственным заказчиком может быть осуществлено в пределах выделенных лимитов финансирования, вследствие чего возникают обязательства государственного заказчика по оплате выполненных работ.
Заказчиком оплата выполненных работ условиями конкурсной документации поставлено в зависимость от получения гарантий выделения бюджетных ассигнований, что не соответствует положениям законодательства.
2. Статья 759 Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливает, что по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ заказчик обязан передать подрядчику задание на проектирование, а также иные исходные данные, необходимые для составления технической документации. Вместе с тем ГсК РФ регулирует правоотношения между заказчиком и проектировщиком статьей 48. Часть "б" данной статьи устанавливает, что в случае, если подготовка проектной документации осуществляется физическим или юридическим лицом на основании договора с застройщиком или заказчиком, застройщик или заказчик обязан предоставить такому лицу:
1) градостроительный план земельного участка:
2) результаты инженерных изысканий (в случае, если они отсутствуют, договором должно быть предусмотрено задание на выполнение инженерных изысканий);
3) технические условия (в случае, если функционирование проектируемою объекта капитального строительства невозможно обеспечить без подключения такого объекта к сетям инженерно-технического обеспечения).
Далее, часть 7 ст. 48 ГсК РФ закрепляет, что технические условия, предусматривающие максимальную нагрузку и сроки подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, срок действия технических условий, а также информация о плате за подключение предоставляется организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, без взимания платы в течение четырнадцати дней по запросам органов местного самоуправления или правообладателей земельных участков. Правообладатель земельного участка в течение года с момента получения технических условий и информации о плате за подключение должен определить необходимую ему подключаемую нагрузку к сетям инженерно-технического обеспечения в пределах предоставленных ему технических условий.
Получение технических условий не связано с видом деятельности проектировочной организации, является самостоятельным мероприятием, направленным на обеспечение проектировочного процесса, задаваемыми параметрами.
В соответствии с п. З статьи 44 Градостроительного кодекса РФ "Градостроительные планы земельных участков" в составе градостроительного плана земельного участка указываются:
1. границы земельного участка;
2. границы зон действия публичных сервитутов;
3. минимальные отступы от границ земельного участка в целях, определения, мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений;
4. информация о градостроительном регламенте (в случае, если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента). При этом в градостроительном, плане земельного участка, за исключением случаев предоставления земельного участка для государственных или муниципальных нужд, должна содержаться информация о всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка;
5. информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (в случаях, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент);
6. информация о расположенных в границах земельного участка объектах, капитального строительства, объектах культурного наследия;
7. информация о технических условиях подключения объектов капитального строительства к сетям, инженерно-технического обеспечения (далее - технические условия);
8. границы зоны планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд.
Таким образом, информация о разрешенном месте размещения объекта должна быть предоставлена Исполнителю в составе градостроительного плана земельного участка.
3. Требование согласования субподрядных организаций с заказчиком не основано па Законе.
Установление Заказчиком данных требований нарушает часть 4 статьи 11 Закона о размещении заказов и содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Также, Заявитель считает, что п. 6.4 проекта государственного контракта нарушает нормы действующего законодательства РФ о размещении заказов и нормы действующего гражданского законодательства РФ.
На заседании комиссии представители Заказчика - Комитета по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству администрации Волгоградской области - по существу жалобы пояснили следующее.
Комитет по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Администрации Волгоградской области (далее - Комитет) считает, что жалоба ОАО "Проектный институт "Астрахангражданпроект" необоснованна и не подлежит удовлетворению по указанным ниже основаниям.
Комитет 21 июля 2010 г. на официальном сайте была размещена информация о размещении заказа "На право заключить государственный контракт на выполнение комплекса работ по разработке проектной документации на строительство объектов для государственных нужд Волгоградской области" по лоту N 1 - выполнение комплекса работ по разработке проектной документации на строительство объекта: Гребная база ГУ "Центр спортивной подготовки "Волгоградская областная комплексная школа Высшего спортивного мастерства" в форме открытого аукциона.
В извещении о проведении открытого конкурса были указаны следующие сведения:
форма торгов;
наименование, место нахождения, почтовый адрес и адрес электронной почты, номер контактного телефона заказчика, уполномоченного органа;
предмет государственного контракта с указанием объема выполняемых работ - Разработка проектной документации на строительство объекта: Гребная база ГУ "Центр спортивной подготовки "Волгоградская областная комплексная школа Высшего спортивного мастерства"
место выполнения работ - г. Волжский;
начальная (максимальная) цена контракта (цена лота);
срок, место и порядок предоставления конкурсной документации, официальный сайт, на котором размещена конкурсная документация,
место, дата и время вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе, место и дата рассмотрения таких заявок и подведения итогов конкурса - 26 августа 2010 в 10-00 часов.
Согласно ст. 22 Федерального закона 94-ФЗ конкурсная документация разрабатывается заказчиком, уполномоченным органом, и утверждается заказчиком, уполномоченным органом. Заказчиком в конкурсной документации установлены требования, не противоречащие пунктам, ст. 22 94-ФЗ.
В конкурсной документации указано, что в обязанности Исполнителя входит подготовка пакета необходимых документов для согласования на уровне Администрации Волгоградской области места размещения проектируемых сооружений и получения градостроительного плана земельного участка, обязательное согласование субподрядных организаций с Заказчиком.
Данные о месте размещения проектируемых сооружений и параметры земельных участков будут предоставлены Комитетом (заказчиком) Исполнителю после заключения государственного контракта. Также необходимо разъяснить, что перечень и содержание документов, передаваемых Государственному заказчику для изготовления градостроительного плана, должны соответствовать требованиям уполномоченных органов Администрации Волгоградской области.
В Гражданском кодексе РФ (ст. 528) установлен порядок заключения государственного контракта, в которой указано, что сторона, получившая проект государственного контракта, подписывает его и возвращает один экземпляр государственного контракта другой стороне, а при наличии разногласий по условиям государственного контракта, составляет протокол разногласий и направляет его вместе с подписанным государственным контрактом другой стороне либо уведомляет ее об отказе от заключения государственного контракта.
Сторона, получившая государственный контракт с протоколом разногласий, должна рассмотреть разногласия, принять меры по их согласованию с другой стороной и известить другую сторону о принятии государственного контракта в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.
При отклонении протокола разногласий или истечении этого срока неурегулированные разногласия по государственному контракту, заключение которого является обязательным для одной из сторон, могут быть переданы другой стороной не позднее тридцати дней на рассмотрение суда.
В случае, когда государственный контракт заключается по результатам торгов на размещение заказа на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, государственный или муниципальный контракт должен быть заключен не позднее двадцати дней со дня проведения торгов.
Если сторона, для которой заключение государственного или муниципального контракта является обязательным, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении этой стороны заключить государственный контракт.
Следовательно, все действия Заказчика, которые обжалуются лицом, направившим свое предложение для участия в конкурсе, касаются момента заключения контракта. Однако фактически процедура заключения контракта не имела места быть, т.к. жалоба поступила до вскрытия конвертов и оформления протокола оценки заявок участников открытого конкурса.
Рассмотрение разногласий по оформлению государственного контракта на выполнение проектных работ с учетом положений гражданского законодательства должно быть произведено после выбора победителя конкурса, и, следовательно, после предоставления победителю проекта контракта.
На заседании комиссии представитель уполномоченного органа - Комитета экономики администрации Волгоградской области - по существу жалобы пояснил следующее.
Комитет экономики администраций Волгоградской области с доводами заявителя не согласен, считает их необоснованными, обращает внимание на следующие обстоятельства в подтверждение своей позиции.
1. Во исполнение п. 4.3 ч. 4 ст. 22 Федерального закона от 21.07.2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) в качестве одного из условий проведения обжалуемого открытого конкурса государственным заказчиком установлены источник и порядок финансирования заказа, а именно: "областной бюджет 2010-2011 годов; финансирование работ производится в пределах лимита бюджетных обязательств по мере поступления денежных средств по Федеральной целевой программе "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы" (п.п. 4,5 Информационной карты конкурса).
Законом Волгоградской области от 04.02.2010 года N 1994-ОД "Об областном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" в приложении 12 предусмотрен один из объектов строительства для областных государственных нужд на 2010 год - "Спортивная база в г. Волжском, о. Зелёный, р-н СТ "Мичуринец" которому присвоен код целевой статьи расходов бюджета Российской Федерации - 1020101 "Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации" Таким образом, размещение обжалуемого заказа производится за счёт федеральных бюджетных ассигнований.
Согласно п. 2 ст. 72, ст. 219 Бюджетного Кодекса Российской Федерации лимиты бюджетных обязательств доводятся получателю средств федерального бюджета для исполнения (оплаты) принятых обязательств по заключенным государственным контрактам.
Как следует из положений ст. 65 Бюджетного Кодекса Российской Федерации, формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) за счет средств соответствующих бюджетов.
Законом Волгоградской области от 04.02.2010 года N 1994-ОД "Об областном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" лимиты бюджетных обязательств на оплату услуг, являющихся предметом обжалуемого размещения заказа, выделены на 2010 год.
В соответствии с п. 3 раздела 4 "Техническое задание" конкурсной документации предусматривается две стадии выполнения работ: разработка проектной документации, а также разработка рабочей документации. Предельный срок для разработки рабочей документации, согласно п. 4 раздела 4 "Техническое задание" конкурсной документации, составляет 220 календарных дней с момента подписания государственного контакта. При этом, в соответствии с ч. 1 ст. 711 Гражданского Кодекса Российской Федерации, п. 7.2 проекта государственного контакта по лоту N 1 настоящего конкурса предусматривается оплата выполненных работ по результатам их фактического выполнения.
Таким образом, оплата работ, являющихся предметом рассматриваемого открытого конкурса, в случае их выполнения в 2011 году производится исходя из объёма бюджетных ассигнований в соответствии с федеральным и региональным бюджетом на очередной Финансовый год. Как следствие, указание заказчиком условия об оплате второго этапа работ (разработка рабочей документации) на основании бюджетных ассигнований в 2011 году соответствует фактическим обстоятельствам и вышеуказанным особенностям распределения бюджетных средств для оплаты государственных контрактов.
2. Уполномоченный орган не согласен с выводом заявителя о том, что конкурсной документацией предусмотрена его обязанность самостоятельно получить необходимые исходные данные, необходимые для составления технической документации.
В соответствии с п.п. 1.3, 4.1 проекта государственного контракта открытого конкурса по лоту N 1 обязанность по созданию необходимых условий для выполнения работ по настоящему контракту, в том числе по выдаче необходимых исходных данных для проектирования возлагается именно на заказчика.
На подрядчика в соответствии с п. 9 раздела 4 "Техническое задание" конкурсной документации возлагается обязанность по "получению и уточнению исполнителем всех необходимых для проектирования технических условий и исходно-разрешительных (в т.ч. землеустроительных) документов" Указанная обязанность также предусмотрена п. 5.2 проекта государственного контракта открытого конкурса по лоту N 1: согласовывать основные проектные решения и технические условия с компетентными органами.
Уполномоченный орган считает, что действия государственного заказчика по включению в содержание конкурсной документации вышеуказанных положений соответствует действующему гражданскому и градостроительному законодательству. Так, согласно ч. 5.2 ст. 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации договором о подготовке проектной документации может быть предусмотрено обеспечение получения указанным физическим или юридическим лицом технических условий. Следовательно, положения п. 9 раздела 4 "Техническое задание" конкурсной документации, п. 5.2 проекта государственного контракта открытого конкурса по лоту N 1 не накладывают на исполнителя по государственному контракту дополнительных обременений.
3. Несостоятельным является вывод заявителя о том, что подготовка
градостроительного плана относится к функциям подрядчика.
В соответствии с ч. 2 ст. 22 Закона о размещении заказов конкурсная документация включает в себя требования заказчика к составу и объёму работ, соответствующих нуждам заказчика, и исполнение которых соответствует потребностям заказчика.
Так, в п. 9 раздела 4 "Техническое задание" конкурсной документации предусмотрено требование по выполнению работ и составу проекта: "подготовка исполнителем пакета необходимых документов для согласования места размещения проектируемых сооружений и получения градостроительного плана земельного участка"
Уполномоченный орган отмечает, что положениями конкурсной документации не предусмотрена обязанность подрядчика самостоятельно разработать градостроительный план земельного участка. В предусмотренном ч. 6 ст. 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации порядке, конкурсной документацией указанная обязанность возлагается именно на государственного заказчика. Таким образом, в данном случае отсутствуют противоречия между положениями конкурсной документации и требованиями Градостроительного Кодекса Российской Федерации.
4. Предметом рассматриваемого открытого конкурса является разработка проектной документации на строительство объектов для государственных нужд Волгоградской области.
В соответствии с Приказом Министерства регионального развития от 30.12.2009 г. N 624 "Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства" обязательным требованием к лицам, осуществляющим выполнение работ, являющихся предметом рассматриваемого открытого конкурса, является наличие свидетельства о допуске к указанным видам работ, выданного саморегулируемой организацией в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, объектов капитального строительства.
Указанное требование в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 11 Закона о размещении заказов является обязательным для решения вопроса о соответствии участника размещения заказа требованиям к выполнению состава работ, являющихся предметом рассматриваемого открытого конкурса.
Согласно ч. 1 ст. 706 Гражданского Кодекса Российской Федерации, если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). Проектом государственного контракта открытого конкурса по лоту N 1 также предусматривается возможность подрядчика заключить договор субподряда (п. 10.2 проекта государственного контракта).
Выбор победителя (исполнителя) открытого конкурса предусматривает не только признание заявки участника размещения заказа содержащей лучшие условия исполнения государственного контракта, но и обязательное соответствие такого участника требованиям, которые предъявлены для выполнения вида работ, являющегося предметом государственного контракта.
Принимая во внимание предмет рассматриваемого открытого конкурса, исполнение работ, являющихся предметом открытого конкурса, должно осуществляться организациями, отвечающими по своим требованиям к выполнению указанных видов работ. Таким образом, предусмотренная п. 9 раздела 4 "Техническое задание" обязанность подрядчика согласовать кандидатуру субподрядной организации является необходимым с точки зрения самой возможности указанной организации выполнять работы, предусмотренные государственным контрактом.
Выслушав доводы сторон, ознакомившись с представленными документами, проведя внеплановую проверку размещения данного заказа, Комиссия УФАС по Волгоградской области пришла к выводу, что жалоба ОАО "Проектный институт "Астрахангражданпроект" является частично обоснованной по следующим основаниям.
Председателем Комитета по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству администрации Волгоградской области - Н.Н. Дубенко - была утверждена конкурсная документация по проведению открытого конкурса "На право заключить государственный контракт на выполнение комплекса работ по разработке проектной документации на строительство объектов для государственных нужд Волгоградской области" размещенная на официальном сайте Волгоградской области 21 июля 2010 года.
Согласно п. 5 "Форма, сроки и порядок оплаты работ" Раздела 2. "Информационная карта" конкурсной документации установлен следующий порядок оплаты работ: безналичный расчет; оплата работ Государственным заказчиком производится в соответствии с финансированием работ в пределах лимита бюджетных обязательств по мере поступления денежных средств по Федеральной целевой программе "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 гг.; возможна предоплата до 30%.
Пунктом 5 "Финансирование проектных работ" Раздела 4. Техническое задание по лоту N 1 предусмотрено, что проектные работы по рабочей документации планируется провести при условии получения гарантий выделения бюджетных ассигнований на 2011 год.
Заявитель - ОАО "Проектный институт "Астрахангражданпроект" - считает вышеуказанные условия незаконными.
Однако, Комиссия УФАС по Волгоградской области в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд в установлении такого требования нарушений не выявила по следующим основаниям.
Во исполнение п. 4.3 ч. 4 ст. 22 Федерального закона от 21.07.2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) в качестве одного из условий проведения открытого конкурса государственным заказчиком установлены источник и порядок финансирования заказа, а именно: "областной бюджет 2010-2011 годов; финансирование работ производится в пределах лимита бюджетных обязательств по мере поступления денежных средств по Федеральной целевой программе "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы" (п.п. 4,5 Информационной карты конкурса).
Законом Волгоградской области от 04.02.2010 года N 1994-ОД "Об областном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" в приложении 12 предусмотрен один из объектов строительства для областных государственных нужд на 2010 год - "Спортивная база в г. Волжском, о. Зелёный, р-н СТ "Мичуринец" которому присвоен код целевой статьи расходов бюджета Российской Федерации - 1020101 "Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации" Таким образом, размещение обжалуемого заказа производится за счёт федеральных бюджетных ассигнований.
Согласно п. 2 ст. 72, ст. 219 Бюджетного Кодекса Российской Федерации лимиты бюджетных обязательств доводятся получателю средств федерального бюджета для исполнения (оплаты) принятых обязательств по заключенным государственным контрактам.
Как следует из положений ст. 65 Бюджетного Кодекса Российской Федерации, формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) за счет средств соответствующих бюджетов.
Законом Волгоградской области от 04.02.2010 года N 1994-ОД "Об областном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" лимиты бюджетных обязательств на оплату услуг, являющихся предметом обжалуемого размещения заказа, выделены на 2010 год.
В соответствии с п. 3 раздела 4 "Техническое задание" конкурсной документации предусматривается две стадии выполнения работ: разработка проектной документации, а также разработка рабочей документации. Предельный срок для разработки рабочей документации, согласно п. 4 раздела 4 "Техническое задание" конкурсной документации, составляет 220 календарных дней с момента подписания государственного контакта. При этом, в соответствии с ч. 1 ст. 711 Гражданского Кодекса Российской Федерации, п. 7.2 проекта государственного контакта по лоту N 1 настоящего конкурса предусматривается оплата выполненных работ по результатам их фактического выполнения.
Таким образом, оплата работ, являющихся предметом рассматриваемого открытого конкурса, в случае их выполнения в 2011 году производится исходя из объёма бюджетных ассигнований в соответствии с федеральным и региональным бюджетом на очередной Финансовый год. Как следствие, указание заказчиком условия об оплате второго этапа работ (разработка рабочей документации) на основании бюджетных ассигнований в 2011 году соответствует обстоятельствам и особенностям распределения бюджетных средств для оплаты государственных контрактов.
Таким образом, данный довод жалобы Заявителя является необоснованным и не подлежащим удовлетворению.
Согласно п. 9 "Основные требования к выполнению работ и составу проекта" Раздела 4 "Техническое задание" конкурсной документации установлено, что комплекс проектных работ, выполняемый Исполнителем, включает, в том числе:
- получение и уточнение Исполнителем всех необходимых для проектирования технических условий и исходно-разршительных (в т.ч. землеустроительных) документов. Их получение, необходимые расчеты для их получения, а также оплату за разработку необходимых документов производит Исполнитель;
- подготовку исполнителем (согласно перечню по градостроительству и архитектуре администрации Волгоградской области и действующему законодательству) пакета необходимых документов для согласования на уровне администрации Волгоградской области места проектируемых сооружений и получения градостроительного плана земельного участка (оплату разработки необходимых документов производит исполнитель);
Проведение Исполнителем всех необходимых согласований проектной документации и рабочей документации с отраслевыми службами, экспертиз проекта (в том числе независимая экспертиза технических устройств объектов энергетики и потребителей электрической энергии), с получением положительного заключения государственной экспертизы проекта и результатов инженерных изысканий.
Пунктом 13 "Технические условия, согласования и экспертизы" Раздела 4 "Техническое задание" конкурсной документации установлено, что передача документации в целях проведения государственной экспертизы и получения заключения по данному проекту, получении технических условий, согласования с государственными органами надзора производятся Исполнителем.
Довод Заявителя относительно незаконного включения вышеперечисленных условий является обоснованным по следующим обстоятельствам.
Статья 759 Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливает, что по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ заказчик обязан передать подрядчику задание на проектирование, а также иные исходные данные, необходимые для составления технической документации.
Согласно ч. 1 ст. 760 ГК РФ по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик обязан, в том числе, согласовывать готовую техническую документацию с заказчиком, а при необходимости вместе с заказчиком - с компетентными государственными органами и органами местного самоуправления.
Вместе с тем, Градостроительный кодекс РФ регулирует правоотношения между заказчиком и проектировщиком статьей 48. Часть 6 данной статьи устанавливает, что в случае, если подготовка проектной документации осуществляется физическим или юридическим лицом на основании договора с застройщиком или заказчиком, застройщик или заказчик обязан предоставить такому лицу:
1) градостроительный план земельного участка;
2) результаты инженерных изысканий (в случае, если они отсутствуют, договором должно быть предусмотрено задание на выполнение инженерных изысканий);
3) технические условия (в случае, если функционирование проектируемою объекта капитального строительства невозможно обеспечить без подключения такого объекта к сетям инженерно-технического обеспечения).
Далее, часть 7 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ закрепляет, что технические условия, предусматривающие максимальную нагрузку и сроки подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, срок действия технических условий, а также информация о плате за подключение предоставляется организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, без взимания платы в течение четырнадцати дней по запросам органов местного самоуправления или правообладателей земельных участков. Правообладатель земельного участка в течение года с момента получения технических условий и информации о плате за подключение должен определить необходимую ему подключаемую нагрузку к сетям инженерно-технического обеспечения в пределах предоставленных ему технических условий.
Согласно ч. 5.2 ст. 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации договором о подготовке проектной документации может быть предусмотрено обеспечение получения указанным физическим или юридическим лицом технических условий.
В соответствии с п. З статьи 44 Градостроительного кодекса РФ "Градостроительные планы земельных участков" в составе градостроительного плана земельного участка указываются:
1) границы земельного участка;
2) границы зон действия публичных сервитутов;
3) минимальные отступы от границ земельного участка в целях, определения, мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений;
4) информация о градостроительном регламенте (в случае, если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента). При этом в градостроительном, плане земельного участка, за исключением случаев предоставления земельного участка для государственных или муниципальных нужд, должна содержаться информация о всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка;
5) информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (в случаях, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент);
6) информация о расположенных в границах земельного участка объектах, капитального строительства, объектах культурного наследия;
7) информация о технических условиях подключения объектов капитального строительства к сетям, инженерно-технического обеспечения (далее - технические условия);
8) границы зоны планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд.
Таким образом, информация о разрешенном месте размещения объекта должна быть предоставлена Исполнителю в составе градостроительного плана земельного участка.
Следовательно, в нарушение ч. 1 ст. 760 Гражданского кодекса РФ, а также, п. 3 ст. 44; ч. 6 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ, Заказчиком были установлены требования о проведении Исполнителем всех необходимых согласований проектной документации и рабочей документации с отраслевыми службами, экспертиз проекта (в том числе независимая экспертиза технических устройств объектов энергетики и потребителей электрической энергии), с получением положительного заключения государственной экспертизы проекта и результатов инженерных изысканий и о получении; уточнении Исполнителем всех необходимых для проектирования землеустроительных документов; подготовке исполнителем (согласно перечню по градостроительству и архитектуре администрации Волгоградской области и действующему законодательству) пакета необходимых документов для согласования на уровне администрации Волгоградской области места проектируемых сооружений и получения градостроительного плана земельного участка (оплату разработки необходимых документов производит исполнитель); передаче документации в целях проведения государственной экспертизы и получения заключения по данному проекту, получении технических условий, согласования с государственными органами надзора производятся Исполнителем.
Также, Заявитель считает, что п. 6.4 проекта государственного контракта по лоту N 1 нарушает его права и законные интересы.
Согласно п. 6.4 проекта государственного контракта по лоту N 1 Заказчик имеет право передать свои функции по настоящему Контракту уполномоченному представителю - Заказчику-застройщику. Передача функций осуществляется на основании соответствующего договора (соглашения), в котором определяется перечень функций и срок их передачи. По функциям, переданным Заказчиком, ответственность перед Подрядчиком за их выполнение несет Заказчик-застройщик.
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 420 Гражданского кодекса РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. К договорам применяются правила о двух- и многосторонних сделках, предусмотренные главой 9 вышеуказанного Кодекса.
В соответствии с ч. 3 ст. 154 Гражданского кодекса РФ для заключения договора необходимо выражение согласованной воли двух сторон (двусторонняя сделка) либо трех или более сторон (многосторонняя сделка).
В рассматриваемом случае, государственный контракт заключается между двумя сторонами, т.е. Заказчиком и Исполнителем.
Комиссия УФАС по Волгоградской области в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд установила, что данный пункт проекта государственного контракта нарушает действующее гражданское законодательство РФ.
Действующим гражданским законодательством РФ не предусмотрено право одной из сторон (Заказчиком) передавать свои функции и ответственность третьей стороне (Заказчику-застройщику) без согласования с другой стороной по контракту (Исполнителем).
На основании изложенного, руководствуясь действующим законодательством, Комиссия на основании ч.ч. 9, 10 ст. 17, ч. 6 ст. 60 Федерального Закона от 21.07.2005 г. N 94 - ФЗ "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" решила:
1. Признать жалобу ОАО "Проектный институт "Астрахангражданпроект" обоснованной в части незаконного включения в конкурсную документацию следующих требований:
- получение и уточнение Исполнителем всех необходимых для проектирования землеустроительных документов;
- подготовка исполнителем (согласно перечню по градостроительству и архитектуре администрации Волгоградской области и действующему законодательству) пакета необходимых документов для согласования на уровне администрации Волгоградской области места проектируемых сооружений и получения градостроительного плана земельного участка (оплату разработки необходимых документов производит исполнитель);
- проведение Исполнителем всех необходимых согласований проектной документации и рабочей документации с отраслевыми службами, экспертиз проекта (в том числе независимая экспертиза технических устройств объектов энергетики и потребителей электрической энергии), с получением положительного заключения государственной экспертизы проекта и результатов инженерных изысканий.
- передача документации в целях проведения государственной экспертизы и получения заключения по данному проекту, согласования с государственными органами надзора производятся Исполнителем;
- а также, в части несоответствия п. 6.4 проекта государственного контракта по лоту N 1 положениям Гражданского кодекса РФ.
2. Признать Заказчика - Комитет по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству администрации Волгоградской области - нарушившим ч. 1 ст. 760; ч. 3 ст. 154 Гражданского кодекса РФ, а также, п. 3 ст. 44; ч. 6 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ в части установления требований в конкурсной документации, нарушающих действующее законодательство.
3. Выдать Заказчику и конкурсной комиссии по размещению заказа для государственных нужд Волгоградской области для государственного заказчика, утвержденной Приказом Комитета экономики администрации Волгоградской области от 09.08.2010 г. N 129 предписание о проведении процедур рассмотрения, оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе с учетом предписания.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области от 3 сентября 2010 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016