Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области
(опубликовано 11 сентября 2010 г.)
Резолютивная часть решения оглашена 27.08.2010
Полный текст решения изготовлен 10.09.2010
Комиссия Смоленского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе <_>
Рассмотрев дело N61-10 по признакам нарушения Администрацией МО "г. Десногорск" (в лице МУ "Комитет по городскому хозяйству и промышленному комплексу" муниципального образования "город Десногорск" Смоленской области), расположенной по адресу: 216400, Смоленская область, г. Десногорск, 2 микрорайон, здание Администрации, пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В адрес Смоленского УФАС России поступило заявление ИП архитектора Петросяна Ю.А. (АДБ "ПЮААРТ") на действия МУ "Комитет по городскому хозяйству и промышленному комплексу" муниципального образования "город Десногорск" Смоленской области и Межведомственной комиссии по контролю за использованием жилых и нежилых помещений, выразившиеся в отказе в приеме проектов, разработанных Заявителем в связи с отсутствием свидетельства о допуске к работам, выданного саморегулируемой организацией (далее - СРО), объединяющего проектные организации.
В заявлении было указано, что Приказом Министерства регионального развития РФ от 09.12.2008 N274 (далее - Приказ N274) утвержден Перечень видов работ по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Согласно пункту 2 Приказа N274, Перечень не включает в себя виды работ по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту в отношении объектов, для которых не требуется выдача разрешения на строительство в соответствии с частью 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также в отношении объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания не более чем двух семей).
Также заявитель указал, что в соответствии с пунктом 1 статьи 26 Жилищного Кодекса РФ перепланировки жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - Орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения. Пунктом 3 данной статьи ЖК РФ установлено что орган, осуществляющий согласование, не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных частью 2 данной статьи, то есть Межведомственная комиссия по контролю за использованием жилых и нежилых помещений (далее - Межведомственная комиссия) проводит только согласование проектов перепланировки. По мнению заявителя для выполнения перепланировки разрешения на строительство не требуется, а следовательно не требуется и свидетельство о допуске к работам, выданное СРО.
ИП Петросян Ю.А. приложил к своему заявлению письмо МУ "Комитет по городскому хозяйству и промышленному комплексу" МО "город Десногорск" Смоленской области от 04.05.2010 N465 в котором было указано, что Межведомственная комиссия не будет принимать проекты, разработанные АДБ "ПЮААРТ", из-за отсутствия допуска СРО "Объединение Смоленских Проектировщиков", либо другого СРО, объединившего проектные организации.
По мнению Заявителя, Межведомственной комиссией рассматривается не конкретный проект, а принцип работы комиссии на будущее. Отказ в рассмотрении документов нарушает права, как Заявителя, так и его клиентов.
Также Заявитель указал, что Межведомственная комиссия расширенно толкует нормы Приказа N264, чем превышает свои полномочия, обязывая Предпринимателя вступить в СРО для выполнения проектов по перепланировке жилых и нежилых помещений, чем незаконно создает препятствия для осуществления предпринимательской деятельности.
На основании вышеизложенного Заявитель просит отменить решение Межведомственной комиссии и принять меры по недопущению нарушения законодательства в будущем.
В ходе проверки материалов заявления установлено, что МУ "Комитет по городскому хозяйству и промышленному комплексу" МО "город Десногорск" Смоленской области (далее - Комитет) в адрес ИП Петросяна Ю.А. было направлено письмо от 04.05.2010 N465, в котором было указано, что Межведомственная комиссия не будет принимать проекты, разработанные АДБ "ПЮААРТ" по перепланировке жилых и нежилых помещений из-за отсутствия допуска СРО "Объединение Смоленских Проектировщиков", либо другого СРО, объединившего проектные организации.
Также в ходе проведения проверки в адрес Смоленского УФАС России поступило письмо Комитета от 14.07.2010 N731 в котором было указано, что в соответствии с Перечнем, утвержденным Приказом N274, работы по подготовке архитектурных решений, разработке конструктивных и объемно-планировочных решений оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. Комитет также указал, что проекты которые выполняет АДБ "ПЮААРТ" затрагивают конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности 5, 9, 16-этажных жилых домов города Десногорска.
В связи с этим письмом от 04.05.2010 N465 Комитет поставил ИП Петросяна Ю.А. в известность об отказе в рассмотрении подготовленных им проектов из-за отсутствия свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Приказ N264 утратил силу с вступлением в силу с 01.07.2010 Приказа Минрегиона РФ от 30.12.2009 N624 "Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства" (зарегистрировано в Минюсте РФ 15.04.2010 N16902) (далее - Приказ N624).
Согласно положениям пункта 2 Приказа N624 Перечень не включает в себя виды работ по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту в отношении объектов, для которых не требуется выдача разрешения на строительство в соответствии с частью 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также в отношении объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания не более чем двух семей); жилых домов с количеством этажей не более чем три, состоящих из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки); многоквартирных домов с количеством этажей не более чем три, состоящих из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования.
Согласно положениям части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ, выдача разрешения на строительство не требуется в случае:
1) строительства гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства;
2) строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других);
3) строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования;
4) изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом;
5) иных случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.
Согласно положениям части 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса РФ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам.
Помимо этого в части 4 статьи 55.8 Градостроительного кодекса указано, что Перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. В настоящее время данный Перечень определен Приказом N624.
Соответственно для выполнения работ по проектированию, не указанных в Приказе N624, наличие свидетельства о допуске к работам, выданного СРО не требуется.
Следует отметить, что письмо, направленное Комитетом в адрес ИП Петросяна Ю.А. (АДБ "ПЮААРТ") содержало безусловный отказ в приеме всех проектов, изготовленных Предпринимателем.
Данный отказ может привести к необоснованным отказам Межведомственной комиссией по контролю за использованием жилых и нежилых помещений, в согласовании перепланировки жилых и нежилых помещений клиентам ИП Петросяна Ю.А. в случаях, когда проектируемый объект в соответствии с действующим законодательством не требует наличия у проектировщика свидетельства о допуске к работам, выданного СРО.
Подобные действия Комитета приводят или могут привести к необоснованному препятствованию осуществлению деятельности хозяйствующим субъектом ИП Петросяном Ю.А., нанести ущерб его деловой репутации и как следствие недопущению, устранению, ограничению конкуренции.
Согласно Уставу МУ "Комитет по городскому хозяйству и промышленному комплексу" муниципального образования "город Десногорск" Смоленской области, утвержденному Постановлением Главы администрации "город Десногорск" от 05.02.2007 N81 (с изменениями и дополнениями, утвержденными Постановлением Главы Администрации МО "город Десногорск" Смоленской области от 18.02.2009 N176) "Муниципальное учреждение "Комитет по городскому хозяйству и промышленному комплексу" муниципального образования "город Десногорск" Смоленской области является структурным подразделением органа местного самоуправления - правовопреемник муниципального учреждения "Комитет по городскому хозяйству и промышленному комплексу" Администрации г. Десногорска".
Вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют о наличии в действиях Администрации МО "город Десногорск" Смоленской области (в лице МУ "Комитет по городскому хозяйству и промышленному комплексу" муниципального образования "город Десногорск" Смоленской области) признаков нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции".
До момента рассмотрения дела в адрес Смоленского УФАС России поступило письмо Администрации МО "г. Десногорск" Смоленской области от 23.08.2010 N1275, в котором сообщалось, что МУ "Комитет по городскому хозяйству и промышленному комплексу" муниципального образования "город Десногорск" Смоленской области (далее - Комитет) действительно уведомил (исходящим от 04.05.2010 N465) архитектора Петросяна Ю. А., о своих дальнейших намерениях производить отказ в приёмке проектов разработанных АДБ "ПЮААРТ" в связи с тем, что у него отсутствует свидетельство о допуске к работам, выданное СРО для осуществления данного вида деятельности.
Также в письме было указано, что отказ в приемке проектов будет затрагивать только те проекты, в которых планируется проведение работ, затрагивающих конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства. Перечень данных видов работ, утверждён Приказом Министерства экономического развития РФ от 30.12.2009 N624.
Согласно положениям статей 47,48,52 Градостроительного кодекса РФ необходимо наличие свидетельства о допуске к работам, выданного СРО.
Если же в проекте предусмотрены работы, не влияющие на безопасность объекта (дизайн, интерьер) или проект подготовлен в отношении объекта в соответствии с частью 17 статьи 51 Градостроительного Кодекса РФ (не требующего разрешения на строительства), а также объекта индивидуального жилищного строительства, дома не более 3 этажей, то данные проекты будут приниматься к рассмотрению на общих основаниях.
В то же время в письме указано, что проекты архитектора Петросяна Ю. А. предназначены для перепланировки объектов, находящихся в 5,9,16-этажных многоквартирных домах и влияют на надежность и безопасность объектов капитального строительства, в связи с чем Комитетом предъявляются требования о наличии свидетельства о допуске к работам, выданного СРО.
Исходя из анализа вышеуказанных правовых норм, Администрация МО "г. Десногорск" Смоленской области сделала вывод о том, что наличие свидетельства о допуске к работам, выданного СРО требуется только при осуществлении видов работ, содержащихся в перечне работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, и в случае их осуществления на строящихся объектах или при их капитальном ремонте, при проведении которого затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов.
Администрация сообщила, что Комитет в своей деятельности руководствуется данным выводом. Ранее поданные проекты ИП Петросяна Ю. А. принимались к рассмотрению, и комиссия принимала положительные решения на осуществление перепланировки, так как работы, предусмотренные в этих проектах, не влияли на безопасность (в частности в них не были предусмотрены работы с несущими бетонными конструкциями). В качестве примера принятия к рассмотрения проектов Заявителя, к письму Администрации прилагалась Выписка из Протокола заседания городской межведомственной комиссии по контролю за использованием жилых и нежилых помещений от 27.04.2010 N5.
Помимо этого, в письме сообщалось, что Городская межведомственная комиссия по контролю за использованием жилых и нежилых помещений на своем заседании 01.07.2010 отказала гражданину <_> в разрешении на перепланировку по причине несоответствия проекта разработанного АДБ "ПЮААРТ" требования законодательства (пункту 1.3 статьи 27 Жилищного кодекса РФ). Данный проект был отклонен не по причине отсутствия свидетельства о допуске к работам, выданного СРО, а по причине несоответствия требованиям действующих нормативных документов, таких как:
-"Положению о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию", утвержденному Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 N87.
-ГОСТу Р 21.1101-2009 (в части оформления проектной и рабочей документации).
В ходе заседания Комиссии, представитель Ответчика подтвердил информацию, содержавшуюся в письме Администрации от 23.08.2010 N1275. Он также сообщил, что в письме от 04.05.2010 N465 МУ "Комитет по городскому хозяйству и промышленному комплексу" МО "город Десногорск" Смоленской области подразумевался не полный отказ в рассмотрении всех проектов, подготовленных ИП Петросяном Ю.А., а лишь тех, для выполнения которых в соответствии с требованиями действующего законодательства требуется наличие свидетельства о допуске к работам, выданного СРО.
В связи с этим представитель Ответчика считает, что рассматриваемые действия Администрации МО "г. Десногорск" Смоленской области (в лице МУ "Комитет по городскому хозяйству и промышленному комплексу" муниципального образования "город Десногорск" Смоленской области) не нарушают положения пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Также представитель Ответчика передал Комиссии копию Постановления Главы Администрации МО "г. Десногорск" Смоленской области от 10.05.2006 N277 "О межведомственной комиссии по контролю за использованием жилых и нежилых помещений".
Заявитель в ходе заседания Комиссии поддержал доводы, изложенные в заявлении, а также представил копию заявления <_> от 15.07.2010, в котором последний просит принять обратно изготовленный проект, так как при сдаче комплекта документов в Межведомственную комиссию <_> отказалась принять проект по перепланировке квартиры в доме N24 2-го микрорайона, аргументировав отказ тем, что проектант Петросян Ю.А. не имеет лицензии на данный вид деятельности. В связи с этим <_> просит вернуть деньги за проект.
В результате анализа Положения о межведомственной комиссии по контролю за использованием жилых и нежилых помещений, утвержденного Постановлением Главы Администрации МО "г. Десногорск" Смоленской области от 10.05.2006 N277 Комиссией Смоленского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства установлено, что согласно данному правовому акту, Межведомственная комиссия не обладает полномочиями по проведению каких-либо видов проверки и анализа представляемых проектов перепланировки, и как следствие - определению необходимости наличия у проектировщика свидетельства о допуске к работам, выданного СРО.
Также Комиссия считает доводы Ответчика несостоятельными по следующим основаниям. В качестве доказательства отсутствия факта создания каких-либо препятствий осуществлению деятельности ИП Петросяном Ю.А. приводится Выписка из Протокола заседания городской межведомственной комиссии по контролю за использованием жилых и нежилых помещений N5, согласно которой проекты, выполненные ИП Петросяном Ю.А. (АДБ "ПЮААРТ") принимались к рассмотрению. Однако данная Выписка датирована 27.04.2010, а письмо МУ "Комитет по городскому хозяйству и промышленному комплексу" МО "город Десногорск" Смоленской области, содержавшее безусловный отказ в рассмотрении проектов Заявителя было направлено 04.05.2010.
Кроме того, как было указано выше, Межведомственная комиссия не обладает полномочиями по проведению каких-либо видов проверки и анализа представляемых проектов перепланировки, в том числе на предмет необходимости наличия у проектировщика свидетельства о допуске к работам, выданного СРО. В то же время, согласно представленному ИП Петросяном Ю.А. заявлению его клиента, Комиссия фактически осуществляет данную проверку (что не предусмотрено как правовым актом Администрации МО "г. Десногорск" Смоленской области, регламентирующим деятельность Межведомственной комиссии, так и положениями Жилищного кодекса РФ).
Изучив материалы дела, выслушав доводы Заявителя, представителя Ответчика, Комиссия Смоленского УФАС России пришла к выводу о том, что действия Администрации МО "г. Десногорск" Смоленской области (в лице МУ "Комитет по городскому хозяйству и промышленному комплексу" муниципального образования "город Десногорск" Смоленской области), выразившиеся в направлении в адрес ИП Петросяна Ю.А. письма от 04.05.2010 N465, содержащего безусловный отказ в приеме всех проектов, разработанных данным хозяйствующим субъектом, приводят к необоснованному препятствованию осуществлению деятельности хозяйствующим субъектом и как следствие к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" Комиссия Смоленского УФАС России решила:
1. Признать Администрацию МО "г. Десногорск" Смоленской области (в лице МУ "Комитет по городскому хозяйству и промышленному комплексу" муниципального образования "город Десногорск" Смоленской области) нарушившей положения пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в части совершения действий, необоснованно препятствующих осуществлению деятельности хозяйствующим субъектом ИП Петросяном Ю.А. (АДБ "ПЮААРТ"), выразившихся в необоснованном письменном отказе МУ "Комитет по городскому хозяйству и промышленному комплексу" муниципального образования "город Десногорск" Смоленской области (исходящим от 04.05.2010 N465) в принятии всех проектов, изготовленных данным хозяйствующим субъектом, что приводит к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
2. Выдать Администрации МО "г. Десногорск" Смоленской области предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
3. Передать уполномоченному должностному лицу материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Подписи членов комиссии <>.
П Р Е Д П И С А Н И Е
10 сентября 2010 года г. Смоленск
Комиссия Смоленского УФАС России по рассмотрению дела о нарушениях антимонопольного законодательства в составе <_>
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения от 10 сентября 2010 года по делу N61-10 о нарушении Администрацией МО "г. Десногорск" Смоленской области (в лице МУ "Комитет по городскому хозяйству и промышленному комплексу" муниципального образования "город Десногорск" Смоленской области), расположенной по адресу: 216400, Смоленская область, г. Десногорск, 2 микрорайон, здание Администрации, положений пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", предписывает:
1. Администрации МО "г. Десногорск" Смоленской области (в лице МУ "Комитет по городскому хозяйству и промышленному комплексу" муниципального образования "город Десногорск" Смоленской области) в срок до 15 сентября 2010 года прекратить нарушение пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в необоснованном препятствовании осуществлению деятельности хозяйствующим субъектом ИП Петросяном Ю.А. (АДБ "ПЮААРТ") путем отмены письма МУ "Комитет по городскому хозяйству и промышленному комплексу" муниципального образования "город Десногорск" Смоленской области от 04.05.2010 N465 и совершения действий, направленных на обеспечение конкуренции (исключить необоснованный отказ в приеме и рассмотрении проектов, разработанных ИП Петросяном Ю.А. (АДБ "ПЮААРТ")).
2. Администрации МО "г. Десногорск" Смоленской области (в лице МУ "Комитет по городскому хозяйству и промышленному комплексу" муниципального образования "город Десногорск" Смоленской области) в срок до 20.09.2010 письменно сообщить Смоленскому УФАС России об исполнении настоящего предписания (с представлением документов, подтверждающих его исполнение).
Подписи членов комиссии <>.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области (опубликовано 11 сентября 2010 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016