Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве
от 26 августа 2015 г. N 1-00-1403/77-15
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу ООО "Карбофер Метсервис" (далее - Заявитель) на действия заказчика - АО "НИКИМТ Атомстрой" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на поставку металлоконструкций для объектов 2 ПК (реестровый N 31502523806) (далее - Конкурс),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса.
По мнению Заявителя, нарушение со стороны Заказчика выразилось в неправомерном допуске к участию в Конкурсе заявки ООО "Контакт" ввиду несоответствия документов, представленных в заявке, Конкурсной документации.
В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Согласно приказу от 27.02.2012 N 78 АО "НИКИМТ-Атомстрой" принято решение о применении Единого отраслевого стандарта закупок Госкорпорации "Росатом", утвержденного решением наблюдательного совета Госкорпорации "Росатом" от 07.02.2012 N 37 (далее - Положение о закупках).
01.07.2015 на Официальном сайте Заказчиком размещено извещение о проведении Конкурса.
Согласно извещению о проведении Конкурса от 01.07.2015 дата окончания подачи заявок - 24.07.2015, дата окончания рассмотрения заявок - 31.07.2015, дата подведения итогов - 28.08.2015.
Согласно протоколу рассмотрения заявок от 04.08.2015 N 150701/0668/292/2-1 заявка ООО "Контакт" была признана отвечающей требованиям документации по открытому конкурсу (далее - Конкурсная документация) и допущена к участию в Конкурсе.
Согласно доводу жалобы Заявителя заявка ООО "Контакт" была необоснованно допущена к участив в Конкурсе ввиду несоответствия заявки Конкурсной документации, а именно: ООО "Контакт" представило сертификат системы менеджмента качества применительно к поставкам оборудования и запасных частей всех категорий сложности для атомной, энергетической, металлургической, химической, цементной и нефтегазовой промышленности, а также у ООО "Контакт" отсутствует свидетельство об аккредитации лаборатории неразрушающего контроля в АО Концерн Росэнергоатом.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя Заказчик с доводом Заявителя не согласился и представил письменные возражения.
Комиссия, изучив представленные документы, установила следующее.
Пункт 12.2.1 Положения о закупках гласит о том, что заказчик должен установить требования в отношении закупаемой продукции, а именно:
требования к стандартам, техническим условиям или иным нормативным документам, которым должна соответствовать продукция, а также требования к подтверждающим документам (сертификатам, заключениям, инструкциям, гарантийным талонам и т. п.), которые должны быть предоставлены в составе заявки, перед заключением договора либо при поставке продукции в рамках заключенного договора;
требования к условиям производства продукции (использованию определенных технологий, соблюдению стандартов, наличию разрешительных документов на проектирование, конструирование, изготовление продукции), основанные на требованиях законодательства и (или) распорядительных документов Корпорации.
Согласно подпункту "З" пункта 14.3.3.1 Положения о закупках одним из требований к продукции, участникам конкурса и порядку подтверждения этим требованиям являются требования к описанию участником конкурса своих предложений по характеристикам и качеству продукции и условиям исполнения договора, а также порядку подтверждения соответствия установленных к продукции требованиям.
В соответствии с подпунктом "И" пункта 14.3.4 Положения о закупках Конкурсная документация должна требовать предоставления участником конкурса в составе заявки копий документов, подтверждающих соответствие продукции установленным согласно подразделу 12.2 требованиям, за исключением товаросопроводительных документов.
Пунктом 14.14.1 Положения о закупках установлено, что вплоть до подписания договора конкурсная комиссия должна отстранить участника конкурса, в том числе допущенного в случае обнаружения недостоверных сведений в заявке и (или) ее уточнениях. При этом проверка достоверности сведений и документов, поданных в составе заявки на участие в конкурсе, осуществляется при возникновении сомнений в их достоверности и наличии возможности проведения такой проверки доступными способами, в том числе включая направление запросов в государственные органы или лицам, указанным в заявке.
Согласно подпункту 5 пункта 2.2. части 1 Конкурсно документации в составе заявки на участие в Конкурсе участник должен предоставить документы, указанные в подразделе 2 части 1 Конкурсной документации
В соответствии с подпунктом 1.7 пункта 2.1.1 части 1 Конкурсной документации участник закупки должен обладать специальной правоспособностью в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (или законодательством государства, на территории которого будет использоваться поставляемая по договору продукция), связанный с осуществлением видов деятельности, предусмотренных договором, в том числе необходимыми лицензиями или свидетельствами о допуске на выполнение работ или оказание услуг, полученными не позже изначально установленного в извещении и документации о закупке срока окончания подачи заявок, а именно: должен иметь соответствующие разрешающие документы на осуществление видов деятельности, видов работ, требуемые для выполнения договора, право на заключение которого является предметом настоящей закупки:
сертификат системы менеджмента качества в области изготовления металлоконструкций, металлокаркасов, пилонов и стальных мостов в соответствие с ISO 9001-2008 или аналог;
свидетельство об аккредитации лаборатории неразрушающего контроля в АО Концерн Росэнергоатом.
Пунктом 8.1 части 2 Конкурсной документации установлены критерии отбора заявок участников согласно которым заявка должна соответствовать требованиям закупочной документации по существу по своему составу и оформлению.
В соответствии с пунктом 8.3 части 2 Конкурсной документации закупочная комиссия в отношении каждого участника закупки принимает решение о допуске к дальнейшему участию в закупке, либо об отказе в допуске в соответствии с критериями отбора по следующим основаниям:
несоответствие заявки по составу (за исключением случаев непредставления документов и (или) сведений, необходимых исключительно для целей оценки и сопоставления заявок, если это было предусмотрено закупочной документацией), содержанию и оформлению, в том числе представленного технического предложения;
несоответствие участника закупки;
несоответствие субподрядчиков (соисполнителей), изготовителей, если требования к ним были установлены;
несоответствие товара, работы, услуг, указанных в заявке на участие в закупке, требованиям закупочной документации;
несоответствие договорных условий, указанных в заявке на участие в закупке, требованиям закупочной документации, в том числе:
- наличие в такой заявке предложения о цене договора, превышающей начальную (максимальную) цену договора, начальную (максимальную) цену единицы товара, услуги, работы
- наличие предложения, ухудшающие условия по срокам поставки товара, выполнения работ или оказания услуг;
несоответствие размера, формы, условий или порядка предоставления обеспечения заявки (если требовалось). Организатор закупки по всем заявка на участие в закупке, независимо от наличия в составе заявки на участие в закупке документа, подтверждающего предоставление обеспечения заявки, в виде банковской гарантии или денежных средств на расчетом счете, указанном в извещении о проведении закупки, проверяет поступившее на условиях и в порядке, предусмотренным извещением о проведении закупки, проверяется поступившее на условиях и в порядке, предусмотренным извещением о проведении закупки и пунктом настоящей части.
Согласно сертификату соответствия от 20.08.2013 N РОСС RU.3609.04ЧЖ00/ЕС.С.О.02.01.001 158-13 ООО "Контакт" имеет право на поставку оборудования и запасных частей всех категорий сложности для атомной, энергетической, металлургической, химической, цементной и нефтегазовой промышленности, выполнению работ и предоставлению услуг эксплуатирующей организации при сооружении атомных станций в части контроля качества оборудования.
Исходя из вышеизложенного, ООО "Контакт" имеет сертификат ISO 9001:2008 удостоверяющий права на поставку товара, однако Конкурсной документацией установлено требование, согласно которому участник закупки должен предоставить сертификат ISO 9001-2008 удостоверяющий права на изготовление товара.
Кроме того Заказчик не подтвердил наличие у ООО "Контакт" свидетельства об аккредитации лаборатории неразрушающего контроля в АО Концерн Росэнергоатом.
Опираясь на указанные ранее сведения, можно прийти к выводу о том, что заявка ООО "Контакт" была необоснованно допущена Заказчиком к участию в Конкурсе, ввиду несоответствия заявки Конкурсной документации.
Вместе с тем, согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
В связи с чем, Комиссия приняла решение о признании довода жалобы Заявителя обоснованным.
На основании вышеизложенного, Комиссия, руководствуюсь частью 20 статьи 18.1 и пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, решила:
Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса обоснованной.
Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 8.3 части 2 Конкурсной документации, части 6 статьи 3 Закона о закупках
Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 26 августа 2015 г. N 1-00-1403/77-15
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016