Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области
от 15 сентября 2010 г.
Комиссия Смоленского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов, в составе <_>
в целях осуществления возложенных на Комиссию Смоленского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов (приказ Смоленского УФАС России N 108 от 27.05.2010) функций по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд и во исполнение положений статьи 60 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), рассмотрев поступившую в адрес Смоленского УФАС России жалобу ООО "Архитектурное наследие" (вх. N 465 от 14.09.2010) на действия государственного заказчика - ОГУ "Управление капитального строительства Смоленской области" и уполномоченного органа - Главного управления государственного заказа Смоленской области при проведении открытого конкурса N 19-к на право заключить государственный контракт на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации по объекту: "Реконструкция набережной реки Днепр с укреплением берегового откоса" под фундаментом архитектурного ансамбля "Крепостная стена" с возведением пешеходно-коммуникационного моста в г. Смоленске",
УСТАНОВИЛА:
ООО "Архитектурное наследие" (далее - заявитель) в своей жалобе указывает на то, что государственным заказчиком - ОГУ "Управление капитального строительства Смоленской области" и уполномоченным органом - Главным управлением государственного заказа Смоленской области было нарушено законодательство РФ в сфере размещения заказов.
Согласно извещению о проведении открытого конкурса, подведение итогов конкурса должно было состояться не позднее 05.08.2010. Однако, уполномоченным органом на официальном сайте Администрации Смоленской области http://goszakaz.admin.smolensk.ru 05.08.2010 было опубликовано письмо об отказе заказчика от проведения вышеуказанного открытого конкурса.
Заявитель в своей жалобе указывает, что фактичекски заказчик 05.08.2010 отказался от подведения итогов конкурса, после вскрытия конвертов (протокол вскрытия конвертов от 27.07.2010) и их рассмотрения (протокол рассмотрения заявок от 30.07.2010). Действующим законодательством в сфере размещения заказов, возможность отказа от проведения конкурса на стадии оценки и сопоставления заявок не предусмотрена.
На основании вышеизложенного, Заявитель просит выдать предписание государственному заказчику для устранения допущенных нарушений законодательства в сфере размещения заказов, а именно подвести итоги конкурса в соответствии с поданными заявками на участие в конкурсе на право заключить государственный контракт на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации по объекту: "Реконструкция набережной реки Днепр с укреплением берегового откоса" под фундаментом архитектурного ансамбля "Крепостная стена" с возведением пешеходно-коммуникационного моста в г. Смоленске" и заключить с победителем конкурса государственный контракт.
В ходе рассмотрения жалобы представитель государственного заказчика по сути жалобы пояснила, что в адрес уполномоченного органа - Главного управления государственного заказа по Смоленской области от государственного заказчика - ОГУ "Управление капитального строительства Смоленской области" было направлено письмо N 1075 от 04.08.2010 об отмене процедуры проведения торгов N 19-к в связи с тем, что в техническом задании, разработанным Департаментом Смоленской области по строительству, архитектуре и жилищно-коммунальному хозяйству, в разделе 10 "Дополнительные требования к проектным материалам" содержится требование по архитектурной проработке места установки памятника святым Авраамию Смоленскому и Меркурию Смоленскому.
До настоящего времени вопрос о его месторасположении не решен и долгосрочной целевой программой "Подготовка к празднованию 1150-летия города Смоленска" на 2010-2013 годы, утвержденной постановлением Администрации города Смоленска от 20.01.2010 N 33-адм, установка памятника святым Авраамию Смоленскому и Меркурию Смоленскому не предусмотрена.
Таким образом, включение работ, предусмотренных пунктом 10.1 Технического задания является необоснованным.
Представитель государственного заказчика пояснила, что в связи с допущенными ошибками в техническом задании государственным заказчиком - ОГУ "Управление капитального строительства Смоленской области" было принято решение об отмене вышеуказанного открытого конкурса.
В ходе заседания Комиссии Смоленского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов представитель уполномоченного органа поддержала доводы представителя государственного заказчика и пояснила следующее.
Уполномоченным органом 05.08.2010 на официальном сайте Администрации Смоленской области http://goszakaz.admin.smolensk.ru было размещено извещение об отмене открытого конкурса. Данное извещение размещено в течении двух дней со дня принятия государственным заказчиком - ОГУ "Управление капитального строительства Смоленской области" решения об отказе от проведения открытого конкурса, что соответствует требованиям части 5 статьи 21 от 21.07.2005 Закона о размещении заказов.
В течении двух рабочих дней со дня принятия указанного решения уполномоченным органом были направлены соответствующие уведомления всем участникам размещения заказа, подавшим заявки на участие в открытом конкурсе и возвращены денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявок на участие в конкурсе.
Вместе с тем представитель уполномоченного органа согласилась с тем, что извещение об отмене открытого конкурса размещено на официальном сайте Администрации Смоленской области с нарушением требований пункта 5 статьи 21 Закона о размещении заказов, так как заказчик, уполномоченный орган вправе отказаться от его проведения не позднее, чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе.
В ходе рассмотрения жалобы ООО "Архитектурное наследие" на действия государственного заказчика - ОГУ "Управление капитального строительства Смоленской области" и уполномоченного органа - Главного управления государственного заказа Смоленской области при проведении открытого конкурса N 19-к на право заключить государственный контракт на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации по объекту: "Реконструкция набережной реки Днепр с укреплением берегового откоса" под фундаментом архитектурного ансамбля "Крепостная стена" с возведением пешеходно-коммуникационного моста в г. Смоленске", и проведенной в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановой проверки соблюдения законодательства в сфере размещения заказов при размещении заказа, являющегося предметом рассмотрения жалобы, Комиссией Смоленского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов установлено, что размещение вышеуказанного заказа было осуществлено путем проведения открытого конкурса, что соответствует требованиям Закона о размещении заказов.
В ходе проверки установлено, что уполномоченным органом на официальном сайте Администрации Смоленской области http://goszakaz.admin.smolensk.ru 05.08.2010 (день подведения итогов конкурса) опубликовано письмо об отказе государственного заказчика от проведения вышеуказанного открытого конкурса.
В соответствии с пунктом 5 статьи 21 Закона о размещении заказов, заказчик, уполномоченный орган, официально опубликовавшие и разместившие на официальном сайте извещения о проведении открытого конкурса, вправе отказаться от его проведения не позднее, чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе.
Таким образом, решение об отказе от проведения конкурса принято государственным заказчиком с нарушением требований вышеуказанной статьи.
В связи с этим, доводы Заявителя, указанные в жалобе ООО "Архитектурное наследие" о нарушении государственным заказчиком законодательства в сфере размещения заказов, являются обоснованными.
Комиссией Смоленского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов при проведении проверки установлено, что согласно п.2 Информационной карты "участник размещения заказа должен представить описание выполняемых работ строго по форме N 2 (предложение о качестве работ, об условиях выполнения и цене контракта), согласно условиям, указанным в проекте государственного контракта". Однако, данная форма фактически не предусматривает описание качества выполняемых работ, что является нарушением требований части 2 статьи 22 Закона о размещении заказов, согласно которой конкурсная документация должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам работ, требования к их безопасности, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ потребностям заказчика.
Кроме того, Комиссия Смоленского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов пришла к выводу о том, что установление требования о выполнении работ по обследованию конструкций опор и пролетных строений пешеходно-коммуникационного моста, а также экспертизе существующего проекта пешеходно-коммуникационного моста и при необходимости - его корректировки, предусмотренного пунктом 14.9 Технического задания (Приложение N 1 к Информационной карте) является неправомерным, так как указанные работы не относятся к предмету торгов.
Установление данного требования нарушает положения части 3 статьи 22 Закона о размещении заказов и приводит к ограничению количества участников размещения заказа, которые могут принять участие в конкурсе.
Также Комиссией Смоленского УФАС России было выявлено, что в техническом задании, в разделе 10 "Дополнительные требования к проектным материалам" содержится требование по архитектурной проработке места установки памятника святым Авраамию Смоленскому и Меркурию Смоленскому.
Вместе с тем, установка памятника святым Авраамию Смоленскому и Меркурию Смоленскому долгосрочной целевой программой "Подготовка к празднованию 1150-летия города Смоленска" на 2010-2013 годы, утвержденной постановлением Администрации города Смоленска от 20.01.2010 N 33-адм не предусмотрена и на момент размещения заказа денежные средства на архитектурную проработку места установки указанного памятника не выделены.
Согласно части 1 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственные контракты заключаются и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств. В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о размещении заказов под государственными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников финансирования потребности Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий Российской Федерации, государственных заказчиков (в том числе для реализации федеральных целевых программ), для исполнения международных обязательств Российской Федерации, в том числе для реализации межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация (далее также - федеральные нужды), либо потребности субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков, в том числе для реализации региональных целевых программ.
Следовательно, требование по архитектурной проработке места установки памятника включено в конкурсную документацию неправомерно, так как осуществление указанной проработки не обеспечено лимитами бюджетных обязательств.
На основании вышеизложенного, Комиссия Смоленского УФАС России пришла к выводу о том, что открытый конкурс на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации по объекту: "Реконструкция набережной реки Днепр с укреплением берегового откоса" под фундаментом архитектурного ансамбля "Крепостная стена" с возведением пешеходно-коммуникационного моста в г. Смоленске" проведен с нарушением законодательства о размещении заказов, которые являются основанием для аннулирования торгов.
Кроме того, в ходе внеплановой проверки было выявлено, что государственным заказчиком в проект государственного контракта (п. 10.2) включено условие, согласно которому "любые изменения и дополнения к контракту действительны лишь в том случае, если они совершены в письменной форме и подписаны обеими сторонами". Установление в проекте государственного контракта возможности внесения изменений является нарушением части 5 статьи 9 Закона о размещении заказов, согласно которому изменение условий контракта по соглашению сторон и в одностороннем порядке не допускается.
На основании вышеизложенного, заслушав представителей сторон, принимая во внимание, что процедура размещения заказа по решению Заказчика уполномоченным органом отменена, руководствуясь частью 6 статьи 60 Закона о размещении заказов Комиссия Смоленского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Архитектурное наследие" на действия государственного заказчика - ОГУ "Управление капитального строительства Смоленской области" и уполномоченного органа - Главного управления государственного заказа Смоленской области при проведении открытого конкурса N 19-к на право заключить государственный контракт на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации по объекту: "Реконструкция набережной реки Днепр с укреплением берегового откоса" под фундаментом архитектурного ансамбля "Крепостная стена" с возведением пешеходно-коммуникационного моста в г. Смоленске", обоснованной.
2. Признать в действиях государственного заказчика, уполномоченного органа нарушения части 1 статьи 3, части 5 статьи 9, части 5 статьи 21, частей 2 и 3 статьи 22 Закона о размещении заказов.
3. Предписание об устранении нарушений законодательства в сфере размещения заказов государственному заказчику - ОГУ "Управление капитального строительства Смоленской области" и уполномоченному органу - Главному управлению государственного заказа Смоленской области не выдавать в связи с тем, что размещение заказа путем проведения открытого конкурса, подлежащего аннулированию, фактически отменено.
4. Передать уполномоченному должностному лицу материалы для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
В соответствии с частью 9 статьи 60 Закона о размещении заказов решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течении трех месяцев со дня его принятия.
Подписи членов комиссии <>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области от 15 сентября 2010 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016