Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области
N 4764/02 (опубликовано 21 августа 2015 г.)
В соответствии с пунктом 12.1.1 Технических условий от 27.03.2015 (приложение к договору на технологическое присоединение к электрическим сетям от 27.03.2215 N 65-00513-В/15) в качестве обязательного условия технологического присоединения установлено требовании поставить прибор учета электроэнергии на границе балансовой принадлежности в отдельном металлическом, запирающемся шкафу с окошком на уровне циферблата расчётного счётчика, в легко доступном для обслуживания, достаточно свободном и не стеснённом для работы месте (ПУЭ 1.5.27.). Высота от земли (пола) до коробки зажимов счётчика должна быть в пределах 0,8-1,7 м. (ПУЭ 1.5.29.). А также, указаны места отключения: вводное отключающее устройство, контакты на изоляторах отпаечной опоры Вл-0,4 кВ, принадлежащей Сетевой организации
Заявитель считает, что Общество навязывает ему невыгодные и не предусмотренные нормативными правовыми актами условия договора технологического присоединения и технические условия на присоединение.
Письмом от 17.07.2015 вх. N 6046 Общество представило пояснения о том, что изложенные в п. 12.1.1 Технических условий от 27.03.2015 требования включены в соответствии с пунктами 144, 146,147, 148 Постановления Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" и главой 1.5 "Учет электроэнергии" Правил устройства электроустановок (далее - ПЭУ) седьмое издание, утвержденных приказом Министерства энергетики РФ от 08.07.2002 N 204,
В материалах имеется отказ <И_> от 23.04.2015 от подписания проекта договора на технологическое присоединение к электрическим сетям от 27.03.2215 N 65-00513-В/15 и технических условий от 27.03.2015 N 65-00513-В/15-001.
Обоснование правомерности требований Общества, указанных в п. 12.1.1 технических условий от 27.03.2015 не соответствует Правилам технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.04г. N 861 (далее - Правила), а также Постановлению Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии".
В соответствии с письмом ФАС России от 01.10.2009 N АГ/34241 технологическое присоединение является неотъемлемой организационно-технической предпосылкой, необходимой для оказания сетевой организацией услуг по передаче электрической энергии.
При этом данная услуга может быть оказана только сетевой организацией, к электрическим сетям которой потребитель намерен подключить принадлежащие ему энергопринимающие устройства.
Согласно статье 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), под товарным рынком понимается сфера обращения товара (объекта гражданских прав, предназначенного для продажи, обмена или иного введения в оборот), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.
Передача электрической энергии неразрывно связана с технологическим присоединением к электрическим сетям, услуги по осуществлению мероприятий по технологическому присоединению к электрической сети оказываются непосредственно с целью обеспечения возможности последующей передачи электрической энергии для потребителя (технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии). Возможность заключения договора на передачу электроэнергии обусловлена необходимостью заключения обязательного для сетевой организации договора на технологическое присоединение.
Следовательно, услуги по осуществлению технологического присоединения не образуют отдельного вида экономической деятельности, являются нераздельной частью рынка передачи электрической энергии, в связи с чем не составляют самостоятельного товарного рынка.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" от 17.08.1995 N 147-ФЗ к сфере деятельности естественных монополий относится, в том числе, оказание услуг по передаче электрической энергии в электроэнергетике. Основным видом деятельности ПАО "МРСК Северо-Запада" является оказание услуг по передаче электрической энергии. Согласно части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
На основании вышеизложенного ПАО "МРСК Северо-Запада" занимает доминирующее положение на рынке по оказанию услуг по передаче электрической энергии.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования.
В ходе рассмотрения указанного заявления антимонопольным органом и изучения представленных материалов были выявлены признаки нарушения ПАО "МРСК Северо-Запада" пункта 3 части 1 статьи Закона о защите конкуренции.
Из анализа имеющихся в деле материалов следует, что <И_> имеет экономическую возможность приобрести рассматриваемую услугу по технологическому присоединению к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителя электрической энергии только по месту своего нахождения, т.е. по месту нахождения электрических сетей Филиала ПАО "МРСК Северо-Запад" "Новгородэнерго".
Признаки нарушения выражаются в навязывании Филиалом ПАО "МРСК Северо-Запад" "Новгородэнерго", занимающего доминирующее положение на рынке по оказанию услуг по технологическому присоединению к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителя, вышеупомянутых условий подключения, невыгодных для потребителя <И_> что является злоупотреблением хозяйствующим субъектом доминирующим положением.
Ссылки Филиала ПАО "МРСК Северо-Запад" "Новгородэнерго" на ПЭУ не правомочны, поскольку требования Правил устройства электроустановок обязательны для всех организаций независимо от форм собственности и организационно-правовых форм, а также для физических лиц, занятых предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. (предисловие).
Кроме того, согласно пункту 1 статьи 26 Закона о защите конкуренции технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом, и носит однократный характер. Указанный договор является публичным.
Правила технологического присоединения и утвержденные наряду с ними постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг определяют порядок и процедуру технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, а также требования к выдаче технических условий.
Согласно пункту 16.3 Правил обязательства сторон по выполнению мероприятий по технологическому присоединению в случае заключения договора с лицами, названными в пунктах 12.1 - 14 и 34 Правил, распределяются следующим образом: заявитель исполняет указанные обязательства в пределах границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя; сетевая организация исполняет указанные обязательства (в том числе в части урегулирования отношений с иными лицами) до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя.
Следовательно, заявитель исполняет обязательства, связанные с технологическим присоединением в пределах границ участка, на котором расположены его энергопринимающие устройства.
В пункте 16.1 Правил определено, что под границей участка заявителя понимаются подтвержденные правоустанавливающими документами границы земельного участка, либо границы иного недвижимого объекта, на котором (в котором) находятся принадлежащие потребителю на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающие устройства, либо передвижные объекты заявителей, указанные в пункте 13 Правил, в отношении которых предполагается осуществление мероприятий по технологическому присоединению.
Согласно пункту 25.1 Правил в технических условиях для заявителей, предусмотренных пунктами 12.1 и 14 Правил, должны быть указаны: точки присоединения, которые не могут располагаться далее 25 метров от границы участка, на котором располагаются (будут располагаться) присоединяемые объекты заявителя (подпункт "а"); распределение обязанностей между сторонами по исполнению технических условий: в пределах границ участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, - для заявителя; до границы участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, включая урегулирование отношений с иными лицами, - для сетевой организации (подпункт "г").
Правила содержат нормы о регулировании доступа к электрическим сетям и услугам по передаче электрической энергии, а применение таких норм находится в сфере антимонопольного регулирования и контроля. Согласно абзацу второму пункта 19 Правил запрещается навязывать заявителю услуги и обязательства, не предусмотренные Правилами.
Как следует из разъяснений ФАС России от 06.05.2014 "По вопросу места установления прибора учета" действия сетевой организации по включению в технические условия для заявителей, предусмотренных пунктами 12.4 и 14 Правил, сведений и информации о расположении точки присоединения за пределами границ участка заявителя противоречат Правилам и содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства. Заявители, предусмотренные пунктами 12.4 и 14 Правил, вправе установить прибор учета электрической энергии (мощности) в пределах своего земельного участка.
Таким образом, в действиях ПАО "МРСК Северо-Запад" по включению в технические условия от 27.03.2015 N 65-00513-В/15-001 требования об установке прибора учета на границе балансовой принадлежности участка заявителя вразрез с желанием заявителя установить прибор учета в пределах границ его земельного участка, усматриваются признаки нарушения антимонопольного законодательства, в части навязывания невыгодных условий (пункт 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции).
В связи с чем, Новгородское УФАС России выдало ПАО "МРСК Северо-Запад" предупреждение от 23.07.2015 исх. N 3898/02 о необходимости в срок до 10.08.2015 прекратить указанные действия (бездействие) путем выдачи соответствующих требованиям законодательства технических условий <И_> на технологическое присоединение стройплощадки жилого дома, находящегося по адресу: Новгородская область, Валдайский район, дер. Долгие Бороды, ул. <В_> д. <_> взамен технических условий от 27.03.2015 N 65-00513-В/15-001, пункт 12.1.1 которых не соответствует Правилам технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 27.12.04г. N 861, и Постановлению Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии".
Указанное предупреждение ПАО "МРСК Северо-Запада" выполнило, о чем сообщило в Новгородское УФАС России (письма от 06.08.2015 вх. N 6739, от 17.08.2015 вх. N 6984). Таким образом, ПАО "МРСК Северо-Запад" в результате выполнения предупреждения устранило признаки нарушения антимонопольного законодательства.
Направленные обществом 05.08.2015 проект договора о технологическом присоединении к электрическим сетям и технических условий к данному договору, соответствуют нормам действующего законодательства и учитывают замечания Заявителя, изложенные в двух мотивированных отказах от заключения договора с Обществом. В соответствии с пунктом 7 части 9 статьи 44 Закона о защите конкуренции Управлением вынесено решение от 19.08.2015 об отказе в возбуждении дела, в связи с выполнением Обществом предупреждения Управления от 23.07.2015.
Положения статьи 9.21 КоАП РФ устанавливают ответственность за нарушении установленных законодательством сроков представления потребителю проекта договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства или о подключении (технологическом присоединении) к системам теплоснабжения или системам водоснабжения и водоотведения и (или) технических условий (если получение технических условий требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации). За нарушение сроков представления потребителю новой редакции договора и технических условий административной ответственности не предусмотрено.
Вопрос о привлечении Общества к административной ответственности был рассмотрен Управлением ранее. По результатам рассмотрения заявления <И_> от 23.04.2015 вх. N 3164, в действиях Общества не выявлено признаков нарушения статьи 9.21 КоАП РФ, что отражено в определении Управления об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от 23.05.2015.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 4 части 9 статьи 44 ФЗ "О защите конкуренции", антимонопольный орган решил:
В возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства по заявлению <И_> от 29.06.2015 вх. N 4944 отказать в связи с тем, что по факту, явившемуся основанием для обращения с заявлением, имеется вступившее в силу решение антимонопольного органа.
Врио руководителя Управления Г.Н. Пашкова
Исп.: Аванесян М.В.
Тел..(8162) 738854
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области N 4764/02 (опубликовано 21 августа 2015 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016